ЗАЧАТИЕ, БЕРЕМЕННОСТЬ И РОЖДЕНИЕ



 

Человеческий цикл есть завершенное событие, и в соответствии с принципами Систематики он должен быть гексадой. Это указывает на то, что шесть составляющих должны срастись с момента зачатия и оставаться сращенными до завершения цикла. С это точки зрения человек - от его старта до финиша - является завершенной шестичленной тотальностью, а его жизненный цикл - завершенное шестичленное Событие. Тотальность и Событие неразделимы. Человек есть, что он есть, а он есть его жизненный цикл. Что-либо меньшее, чем эта тотальность, - лишь часть человека. Исходя из этого, человек в каждый данный момент своей жизни есть лишь поперечное сечение его тотальности и потому -лишь абстракция. Это следует постоянно удерживать в уме, чтобы избежать ошибки рассмотрения прошлого и будущего как менее относящихся к человеческой тотальности, чем состояние, которое оказалось "актуальным".

При зачатии человек почти целиком потенциален. Относительно его экзистенциальной природы - тела, личности и характера -это выглядит очевидным: они еще должны быть актуализированы. Такая актуализация совершится в свое время и в должном месте в соответствии с законами, управляющими экзистенциальными процессами. Эссенциальная природа человека - вещество души, Персональная Индивидуальность и Судьба-провидение - в момент зачатия тоже потенциальны и подлежат реализации. Законы Реализации совершенно отличны от законов Актуализации - они принадлежат к Сфере Гармонии. Тем не менее оба эти процесса неразделимы. Детерминирующие условия вечности и гипарксиса делают возможным не только взаимодействие Сущности и Существования, но и их финальное единение в гармонии Совершенного Человеческого индивидуума.

Вся человеческая "схема" намечается в момент зачатия. Влечение родителей друг к другу - свидетельство энергетического поля, формирующегося преимущественно чувствительной энергией (Е5); это энергетическое поле разделяется родителями и гаметами, предназначенными к объединению. Оплодотворенная яйцеклетка концентрирует вокруг себя собственное энергетическое поле, являющееся веществом души новой человеческой Тотальности.

Первоочередная роль родителей состоит в передаче паттерна наследственных влияний, несомых генами и комбинацией нуклеиновых кислот, для построения тела. Это - зародыш функционального механизма, который постепенно, в процессе роста и дифференциации, разовьется в организм с его функциональными центрами. Допустим, что весь процесс наследственной передачи осуществляется только посредством этого "функционального фактора". Это подразумевает, что вещество души не подвергается влиянию со стороны наследственности. Но это верно лишь отчасти, поскольку вещество души сконцентрировано в пределах поля энергий, разделяемых обоими родителями, чьи характеристики не могут не влиять на его содержание.

Есть, однако, и более прямой путь, которым родители влияют на вещество души новой Тотальности. В сексуальном акте имеет место общее поле опыта. Интенсивность ощущений этого момента делают почти определенным предположение, что новая Тотальность подвергается этому прямому влиянию состояния родителей, и есть достаточные, хотя и не прямые основания утверждать, что так и происходит, Результатом такого влияния является насыщение вещества души тенденцией к определенному виду переживаний. Так, состояние зависти у отца во время сексуального акта порождает в веществе души тенденцию к подозрительности, собственничеству и неуверенности. Состояние страха у матери может обернуться нервозностью ребенка, которая часто сопровождается плохим пищеварением.

Можно не сомневаться, что эти взаимосвязи были хорошо известны в прошлом, ибо традиции предписывают, чтобы зачатия происходили только тогда, когда родители пребывают в состоянии психической чистоты. Какая громадная - и большей частью напрасная - ноша взваливается на плечи самих родителей, когда им приходится иметь дело о психическими расстройствами своих детей, вызванными невольно из-за собственной невнимательности к вопросу сексуального единения. И, наоборот, родители, чей союз имел место в обстановке безмятежности и взаимного доверия, чаще всего обретают радость в спокойном нраве своих детей.

Все же состояние родителей при зачатии имеет относительноповерхностное влияние на вещество души. Мы уже говорили, что источником вещества души является также Хранилище аккумулированного опыта человечества. Это можно назвать "атавистическое наследие" бесчисленных поколений мужчин и женщин, через которых протекали "ментальные" энергии чувствительности и сознания, Подобно тому, как происходит непрерывная циркуляция химических элементов в живых телах[85], должна осуществляться и циркуляция химических элементов в живых более тонких энергий.[86]

Мы ввели термин Вместилище Вещества Души (ВВД), чтобы обозначать им гипотетический Резервуар, в котором собирается вещество души и из которого оно берется всякий раз, когда происходит зачатие новой человеческой тотальности. ВВД не является новой концепцией и скорее всего было источником верований в перевоплощение, которых придерживались и все еще придерживаются на Востоке. В "Пер Гюнте" Ибсена такие представления запечатлены в эпизоде с пуговщиком, литейный ковш которого наполнился веществом душ мужчин и женщин, которые в течение жизни потерпели неудачу в попытках достичь Индивидуальности.

Гипотеза ВВД может служить удовлетворительным основанием для теории Карла Юнга о "Коллективном Бессознательном", которое описано у него как общее хранилище опыта и воспоминания, аккумулированных человечеством на протяжении веков. Любая теория подобного рода требует ответа на вопрос: "Где и в какой среде хранятся эти воспоминания и переживания?" Именно ВВД удовлетворительно отвечает на такой вопрос, особенно когда возникает необходимость объяснения, каким образом индивидуальная психика черпает содержание из "Коллективного Бессознательного

ВВД дает также приемлемое объяснение теологической доктрине Первородного Греха. Предположение о наследственной передаче общей для всех людей психической тенденции принимаются с трудом. Так же решительно опровергается генетическая передача моральных качеств. Тем не менее морально и ментально дефективные родители в самом деле передают свои дефекты, но не функциональное наследование является механизмом такой передачи. Именно нефункциональность и необычность наследования придает характер невероятности теории универсального "наследственного греха", и этим аргументом часто пользуются, когда хотят дискредитировать доктрину Первородного Греха. С нашей точки зрения, эта доктрина имеет весомую ценность. Грех является психическим а не органическим дефектом, и если он вообще передается, то это должно происходить посредством вещества души.

Здесь нам следует вернуться к рассмотрению понятия вещества души. Его с полным правом можно назвать также "веществом ума", потому что вещество души является материалом, из которого формируется ум.[87] Чувствительная энергия, например, не только воспринимает образы, но и сохраняет их в форме памяти. Поэтому допущение, что личный ум и коллективный ум человечества состоят, в пределах ВВД, из одного и того же материала, вполне правдоподобно. Материал вещества души "вращивается" в человеческую Тотальность при зачатии и рассеивается в момент смерти или, возможно, некоторое время спустя после смерти. Затем материал души возвращается в ВВД, но при этом он несет в себе воспоминания завершенной жизни, или по крайней мере те следы глубоких впечатлений, которые пережили дезинтеграцию Тотальности. В таком случае Вместилище Вещества Души становится Хранилищем опыта человечества.

Мы полагаем, что ВВД составлено не исключительно сенсиивными энергиями, но есть место к сознанию. Мы рискнем предположить, что мало-помалу, обретая форму, ВВД предназначено стать Великой Человеческой Душой, и это будет стадией человеческой эволюции, когда будет обретена характеристика     независимого бытия.

Еще три замечания относительно нашего мнения о ВВД.

Во-первых, мы считаем, что ВВД еще не "Мировая Душа", но Душа на ранней стадии формирования. Это означает, что пока еще ВВД не служит проводником единой неделимой Человеческой Воли. В самом деле, мы не имеем доказательства активности такой единой Воли, объединяющей Человечество общей целью. Наличествующая на Земле масса Вещества Души, используемая разделенными и несовершенными "волями" или группами "воль", может потерпеть неудачу в интегрировании себя со всеобщей Целью, или Судьбой Человечества. Это может быть интерпретировано как "непослушание", и плоды такого неподчинения могли бы привести к наполнению Вместилища Вещества Души результатами конфликтующих и дефективных устремлений множества Личных Воль. Такое толкование Первородного Греха нуждается в осторожном и широком развитии, чтобы сделать его теологически приемлемым и научно обоснованным, но мы не можем найти в нем простое и совершенно естественное объяснение слишком очевидной тенденции человеческой психики выказывать непостижимое упрямство перед лицом серьезнейших проблем жизни.[88]Второе - это будоражащий вопрос о "прошлых жизнях". Невероятно, чтобы вера в доктрину перевоплощения, столь широко разделяемая миллионами людей на протяжении тысячелетий, была бы целиком безосновательной. Следует отличать теорию "необусловленной" реинкарнации классического Буддизма от "обусловленных перевоплощений", получивших распространение на Западе. Из ранних буддистских текстов, а также из Упанишад того же периода выясняется, что в первое тысячелетие нашей эры в Индии была распространена доктрина, весьма напоминающая наше ВВД, но в ней отсутствовала идея о перевоплощении индивидуальных Самостей, поскольку Будда отрицал существование подобной вещи в человеке.

"Бесконечный цикл жизней" в Буддизме относился не к индивидуальным Самостям, а к массе человечества, обремененной последствиями собственных действий, или КАРМОЙ. В этом нет ничего такого, что не согласуется с теорией Вместилища Вещества Души, но это подразумевает, что вещество души в пределах ВВД может находиться в различных состояниях связности (интегрированности), то есть в качестве Семейства Самостей. Мы можем допустить, что устойчиво сформированные Самости, не достигшие Индивидуальности, также пребывают в ВВД и могут иногда вовлекаться в новые человеческие Тотальности. Это было бы хорошим объяснением почти всех случаев, где свидетельства в пользу перевоплощения представляются весьма убедительными без привлечения "обусловленной" теории, в соответствии с которой отдельные Самости переходят от жизни к жизни, что выглядит по меньшей мере сомнительным и ведет к всякого рода хорошо известным абсурдам типа "Я была жрицей в Атлантиде", или "Я являюсь перевоплощением Конфуция".

В-третьих, следует различать Сознательную Энергию в качестве Космической и ту же самую энергию, когда она связана с частным модусом Существования. На Шкале Энергий (гл.32 II т.) Сознательной Энергии Е4 отведено место в тетраде Космических энергий, или Универсальных Энергий. Есть поразительное единодушие в утверждении мистиков, что человек может разбить ограничения личного сознания, чтобы принять участие в "Космическом Сознании". Хотя Вместилище Вещества Души несоизмеримо огромно по сравнению с содержанием индивидуальной человеческой души, оно все еще - ограниченная сущность, сознание которой по своей природе тяготеет к Самосознанию" больше, чем к "Космическому Сознанию". Мы можем предположить - но это всего лишь предположение, - что человечество в конце концов разовьет столь сильную Мировую Душу, что она будет способной участвовать в Космическом Сознании и, таким образом, сможет осознавать единство всего Существования. Это может произойти только тогда, когда многие "сознательные души" произведут свой вклад в пробуждение и интеграцию Души Человечества.

Мы отвели так много места теории Вещества Души главным образом для того, чтобы избежать уводящих в сторону предположений.

Теперь нам следует заняться вопросом, почему отдельная порция, или квант, вещества души привлекается к данному зачатию. Это похоже на два конфликтующих влияния. Первым является влияние того, что мы называем Судьбой-Роком (Предопределение). Вокруг этого понятия тоже существует целый рой теорий и убеждений, связанных со словом "Астрология". Основной гипотезой астрологической теории и практики является то, что характер и жизненный цикл человеческой Тотальности глубоко и даже решающим образом подвержен влиянию расположения и движения планет, Солнца и Луны в момент зачатия и рождения. И снова перед нами верования, которые принимались на протяжении тысяч лет и едва ли поэтому целиком беспочвенны. Наше изучение Законов Синхронии (гл.26 II тома) в сочетании с расширенной системой координат, включающей размерности вечности и гипарксиса, дают нам основание заключить, что в пределах данной области пространства и времени возможно сходство вечностных паттерном и что могут быть взаимодействия между паттернами посредством гипарксических свойств. Применяя это заключение к формированию человеческой тотальности, мы можем предположить, что в момент зачатия имеет место синхронное организующее влияние, которое действует на вещество души, впечатывая в него специфический паттерн или структуру. Это будет детерминировать или по крайней мере сильно влиять как на "характер" нового человеческого существа, так и на его "судьбу", что согласуется с астрологическим изречением: "Судьба есть случайность Рождения".

Вторым фактором, действующим на вещество души, является Судьба-Провидение (Предназначение). Это тоже паттерн, но он эссенциален и принадлежит скорее к Сфере Ценности, чем Сфере Факта. Тем не менее, Ценности распространяют свое влияние на Фактуальную актуализацию через посредством Сознания. По всей видимости, Провидение связано с Творческой Энергией (Е3) и передается веществу Души через Сознательную Энергию, присутствующую в момент зачатия.[89] Если бы этому действию не мешали другие влияния, оно продуцировало бы душевный комплекс, точно соответствующий своими качествами той задаче, для которой пред назначена данная человеческая Тотальность. В этом случае шестая составляющая Тотальности - Персональная Индивидуальность - была бы способна войти в вещество души в момент зачатия.

Вероятно, такие " особо подготовленные" души приходят в Существование с редкими интервалами, чтобы свершить деяния величайшего значения для человеческой, расы. Они не обязательно "непорочны", поскольку вещество души, из которого они созданы, привлечено из ВВД, несущим в себе атавистические пороки прошлой человеческой деятельности.[90] Следует заметить, что ничего из того, что мы сказали, не противоречит доктрине Непорочного Зачатия Блаженной Девы Марии. Теория вещества души допускает возможность привлечения совершенно незапятнанного кванта вещества души при зачатии, связанном с неповторимо высоким предназначением.

Во всех обычных случаях Персональная Индивидуальность должна ждать до тех пор, пока не очистится вещество души, пока оно не разовьется и не организуется с тем, чтобы явить собой проводник, с которым сможет объединиться Персональная Индивидуальность. "Состояние ожидания" не имеет какой-либо экзистенциальной формы - Индивидуальность вне времени и пространства, ее нет даже в невоспринимаемых размерностях вечности и гипарксиса. Индивидуальность лучше всего может быть описана как cостояние эссенциальной потенции. Ее связь с новой Тотальностью реальна, но еще не реализована. У нас нет средств, чтобы верифицировать осуществление этой связи в момент зачатия, но, основываясь на принципах Систематики, мы представляем это вероятным.

Теперь можно подвести итог нашему пространному изучению генезиса человеческой Тотальности при зачатии. Итак, мы имеем:

 

1. Оплодотворенная клетка с потенцией к развитию в человеческий организм. Она - носитель функциональных сил и инструментов

 

2. Вещество души, несущее в себе следы из ВВД:

а) тотального человеческого опыта (Коллективное Бессознательное)

б) персональные переживания и воспоминания (необусловленные перевоплощения)

    Вещество души подвергается также индивидуальным впечатываниям:

в) паттерна Судьбы-Предназначения

г) паттерна Судьбы-Рока

д) влияния психического состояния родителей

 

3. Персональная Индивидуальность.

 

Эти три момента могут быть описаны как Тело-Душа-Дух человеческого существа, но следует помнить, что вещество души - лишь потенциальность души, а Индивидуальность может быть названа духом человека лишь в смысле возможности ее реализации. Сцена установлена - но действие еще не началось.

Многое происходит и в период беременности, но мы не имеем возможности тратить время на эту фазу развития. Заметим только что связь вещества души плода с веществом души родителей весьма тесная. Это относится к обоим родителям и накладывает особую ответственность на отца. Его психическое состояние должно оказывать положительное, а никак не вредное влияние на вещество души будущего ребенка.

Период первых движений плода - на четвертом месяце - совпадает, вероятно, с взаимопроникновением растущего организма и вещества души. До этого момента, строго говоря, плод еще нельзя назвать живым, но затем он начинает приобретать опыт чувствительности.

Рождение - это не только отделение тела ребенка от тела матери и первый его вздох. Это также определенное фиксирование вещества души, которое до этого момента лишь частично вовлечено в тело нерожденного ребенка. В этом, без сомнения, причина того, что гороскопы основываются большей частью на моменте рождения, чем зачатия.[91]

Момент рождения и первый вздох означают начало процесса энергетических трансформаций, который делает возможным развитие и испытание функциональных сил. С этого момента вещество души начинает принимать форму Самости.

 

ФОРМИРУЮЩИЕ ГОДЫ

 

Самость _- предшественница ДУШИ. Вещество души не может стать душой, пока оно не подверглось трансформации, которая позволит ему осуществить сращение экзистенциальной и эссенциальной природ человеческой тотальности. Для этого должен быть осуществлен эффективный контакт между различными мирами Самости от Материального мира до Мира XXIV - мира Истинной Самости, где Сущность и Существование уравновешиваются[92]. Развитие Самостей - это временной процесс и он требует времени. Нормально он продолжается с рождения до возмужания и рассматривается, как следует из заголовка, как формирующие годы.[93]

Вместе с формированием Семейства Самостей осуществляется развитие телесных функций (15.39.4.2) и приобретение знания, опыта и навыков, необходимых для взаимодействия с миром, внешним по отношению к веществу души и телесному организму.

Теперь мы должны обратиться к наиболее важному для нас вопросу - к Воле. Воля пребывает в Персональной Индивидуальности, но поскольку ей недостает интегрального проводника и скоординированных инструментов, Воля не может проявить свою полную власть (авторитет) в пределах Тотальности. Так как Воля не может оставаться праздной, она проецирует себя в различные субтотальности в пределах Целого. Так возникает ряд подчиненных более или менее независимых "воль". В результате это приводит к "множественности" "я", являющейся характеристикой обычного человека.[94]

Есть два пути объяснения того, как единая Воля может действовать так, как если бы имела место множественность. Первый - это предположить, что Единство может быть разбито или раздроблено так, что каждая фрагментарная воля есть воспроизведение Целого. Другой путь - допустить, что Единая Воля, не теряя своего единства, может проецировать себя во множество отдельных центров, каждый из которых в результате этого обладает некоторой степенью независимого "авторитета". Вероятно, истина кроется в некоторой комбинации этих допущений, и человек - как Тотальность - репродуцирует акт самоограничения, посредством которого Высшая Воля проецирует свою свободу в Творение.[95]

Персональная Индивидуальность входит в человеческую Тотальность в момент зачатия и "делает человека Образом Божьим". Совершая это, Персональная Индивидуальность наделяет человека атрибутом Индивидуализированной Воли, не ограниченной условиями Существования. Персональная Индивидуальность дана, однако, человеку лишь как возможность.[96] Для того, чтобы стать реальной, индивидуальная Воля должна не только обрести проводник и инструменты, но также осознать самое себя, свою собственную природу и свой источник, прежде чем она сможет выполнить свое Предназначение.[97] Подобно тому, как Творение осуществляется путем разделения и смешивания, самотворчество человека требует, чтобы его единая воля и недифференцированная масса вещества души была сначала разделена на отдельные части таким образом, чтобы каждая часть смогла развить требуемые свойства, прежде чем они смогут слиться, являя Совершенного Человека, руководимого единой Индивидуальностью.

Процесс разделения начинается вместе с рождением, когда вещество души получает первый опыт различения между "внутренним" и "внешним". Мы можем наблюдать у новорожденных детей звуки, жесты и проявления, выказывающие осознание эссенциальной реальности, а также другие жесты, звуки и проявления, продуцированные состояниями физического организма - такими как голод, боль, удовлетворение. Вскоре к последним прибавляются реакции на чувственные восприятия. Затем приходит узнавание различий во внешнем мире: пища и не-пища, мать и не-мать. Таким образом, почти с рождения имеет место фундаментальное разделение Воли. Часть ее используется для внешних проявлений и дробится на различные стимулы и реакции. Другая часть Воли остается внутри, за пределами осознания их со временем формирует "высшее бессознательное", или сверхсознательную самость.[98]

Первое и самое безотлагательное требование, связанное с физическим телом при вхождении в Существование, - это способность адаптации к условиям материального мира. Первые четыре года в основном затрачиваются на развитие функций, необходимых для такой адаптации. Это касается инстинктивного и двигательного центров и включает координацию чувственных восприятий, моторных навыков, использования языка, распознавания материальных объектов и оперирование ими.

Благодаря этим способностям и навыкам в веществе души начинает оформляться Материальная Самость, призванная обеспечить человеку власть в материальном мире. Тесная связь между Материальной Самостью и материальным миром почти всегда служит причиной ослабления этого звена связи между веществом души и Персональной Индивидуальностью. Этим объясняется тот факт, что у маленьких детей можно наблюдать странное детское сочетание беспомощности и властности, позволяющие сказать: "В некоторых вещах они младенцы, но в другом они то же самое, что и мы, или, пожалуй, вне возраста вообще". Такие проявления прекращаются, когда Семейство Самостей обретает все необходимое с внешним миром. Воля рассеивается в веществе души на преходящие и связанные между собой импульсы. Нет ни устойчивого внимания ни стабильного интереса - лишь рудиментарное чувство "Я".

Поэтому в поведении детей много обманчивого. Некоторые проявления интеллекта и предвидения у ребенка принимаются взрослыми за признаки мыслительного процесса зрелого человека. Сильные реакции ошибочно рассматриваются как эмоциональные состояния. Все эти заблуждения - результат флюктуации состояний сознания, которые даже более заметны у маленьких детей, чем в более позднем возрасте. Мгновенное освобождение сознательной энергии Е4 вызывает порой функциональную активность, несмотря на неразвитость соответствующих инструментов. Это можно объяснить организующей силой сознательной энергии, которая продуцирует из чувствительности (Е5) временные структуры, порождающие удивительные эффекты, вслед за чем эти структуры снова растворяются в общей массе вещества души.

Между четвертым и пятым годами жизни (раньше у девочек, чем у мальчиков) проявляет себя Реагирующая Самость с параллельным развитием Эмоционального Центра. Это отмечает новую стадию в ослаблении контакта Персональной Индивидуальности с веществом души. Различие Сущности и Существования вырождается в дуализм нравится - не нравится, удовольствия - отвращения, одобрения - неодобрения и всех других форм " да - нет". Заметно усиление Личности. Реакции ребенка уже не так спонтанны или инстинктивны, теперь они все более и более "собираются" от окружающей среды.

Развитие Реагирующей Самости протекает во всех случаях очень различно. У некоторых детей Реагирующая Самость выражает себя слабо и чувствительность остается привязанной к Материальной Самости. Такое положение дел может сохраниться на протяжении всего формирующего периода, результатом чего будет личность, полностью отождествленная о материальным миром и не чувствительная к более тонким градациям опыта. У других детей Реагирующая Самость развивается быстро и занимает центральное место, являясь главным источником почти всех мотиваций. Обычно люди с развитой Реагирующей Самостью принадлежат к "эмоциональным типам", но это отнюдь не обязательно. Преобладающей функцией людей Реагирующей Самости может стать инстинкт (оправдывающие себя, ленивые люди), моторность (активные типы о преувеличенной автоматической преданностью, доминируемые своим "приятно - неприятно", но со слабым истинным чувствованием) или интеллектуальность (педанты, любящие спорить и придающие чрезмерное значение тому, чтобы быть правыми или все знать).

Поскольку развитие самостей зависит от опыта, особая ответственность ложится на учителей: они должны обеспечить условия, исключающие влияния, которые могли бы привести к фиксации в ребенке одной из низших самостей. Чрезмерная привязанность к материальным объектам и физическим ощущениям - факторы, усиливающие Материальную Самость - должна уравновешиваться эмоциональными стимулами, особенно в плане доверия ребенка к людям и уверенности в том, что его любят. Тенденция же к гипертрофии Реагирующей Самости должна быть снята правильно отрегулированной жизнью и твердой дисциплиной, налагаемой мягко и справедливо.

Годы от четырех до семи знаменуют значительный шаг в личностной коммуникации с окружением. У детей наблюдается не только интенсивный интерес к использованию языка (обычно - чрезмерная разговорчивость), но и растет осознание реальности людей как обладающих переживаниями, сходными с их собственными. Это указывает на структурирование вещества души таким образом, чтобы стали возможны рефлексия и самосознание. Сны, включая дневные видения, фантазирование, сказки - все это симптомы пробуждения Семейства Самостей в веществе души.

Главная потребность в возрасте от семи до двенадцати состоит в том, в безопасности, то есть в утверждении своего места в мире. Это можно приписать к наличию в веществе души звеньев связи с Предназначением - эссенциальным паттерном человеческой Тотальности. Так как понимание Судьбы пока еще невозможно, а контакт с Персональной Индивидуальностью мог стать очень слабым, ребенок вне себя ищет уверенности, что у него есть много места в мире. Ошибки в коммуникации между родителями и детьми в этом возрасте могут иметь печальные последствия. С нарушением коммуникации приходит потеря доверия, а с потерей доверия Самость впадает в изоляцию и поведением начинает почти полностью управлять Личность.

Годы от девяти до двенадцати-четырнадцати представляют особую важность, так как в этот период обычно развивается Разделенная Самость. Разделенная Самость характеризуется "высшей" и "низшей" частями, которые соответствуют эссенциальным и экзистенциальным влияниям, действующим на человека. После фазы, когда поведение определялось реакциями, не имевшими морального качества, наступает фаза "хорошего" в противоположность "плохому" поведения, о отчетливым моральным оттенком. Начинает проявляться чувство ответственности, но всегда почти есть препятствие со стороны реагирующих и материальных характеристик.

Годы от семи до полового созревания представляют важность в плане развития функциональных сил. Многие автоматические навыки (речь, чтение, письмо, арифметика и физические навыки различного вида) приобретаются легко простой процедурой повторения и стимулирования.

В целом начальная стадия образования должна преследовать следующие цели:

 

1. Простота коммуникации, доверительность и в отношениях.

2. Поведение базируется на восприятии правильного и неправильного, то есть на гармоничном развитии Разделенной Самости.

3. Полное развитие сил, связанных с двигательным и эмоциональным центрами.

4. Знания и навыки, которые могут быть усвоены с помощью развития тех сил, которые не требуют интеллектуального центра, который еще слабо дифференцирован.

 

Тенденцией большинства систем образования является переоценка элемента "научения" в начальном образовании и пренебрежение развитием функциональных сил. Великие реформаторы образования XIX столетия, от Песталоцци до Дьюи, понимали важность адаптации образования к естественным стадиям развития, и они считали, что акцент следует ставить на равновесии трех основных групп функции: ощущения, чувствования, и мысли. Однако до сих пор упускается из виду важность развития функциональных способностей ума, а не его содержания только. Выучивается множество второстепенных фактов, в то время как их легко можно узнать при необходимости; и такая перегрузка чувствительности идет в ущерб развитию сил, которые, будучи правильно освоены и скоординированы, позволили бы успешно выполнять широчайший диапазон деятельности. Усилия реформаторов образования, направленные к достижению большего равновесия, оказываются тщетными из-за общественной рутины с ее требованиями экзаменов, оценок, классификаций - всего, что базируется лишь на знании и определенных навыков и не учитывают глубоких реальностей детской природы.

Теперь мы подходим к первому великому кульминационному пункту человеческого жизненного цикла: возрасту полового созревания. Это должно было бы быть временем рождения Истиной Человеческой Самости, когда в веществе души разделяются чувствительность и осознание (15.39.5.2.). Вследствие тенденции недооценивать возможности внутрипсихического развития (когда вещество души находится лишь в процессе организации) под давлением внешних "образовательных" процедур, большинство мальчиков и девочек достигают периода полового созревания с гипертрофированной личностью, в то время как Семейство Самостей почти не сформировано. Это является причиной поражающей незрелости подростков в современных индустриальных обществах по сравнению с их сверстниками в традиционных азиатских общинах. С точки зрения Материальной Самости ситуация оказывается выгодной, поскольку имеет место ускоренное развитие внешних сил, направленных на овладение материальным миром. Но в настоящее время (седьмое десятилетие двадцатого века) это связано с серьезными) опасностями. Быстрые технологические сдвиги нашего столетия настолько повлияли на производительность, что успех в овладении материальными ситуациями теперь значительно менее важен, чем способность людей иметь дело с социальными проблемами. Мир нуждается в значительном увеличении пропорции людей, обладающих сильной высшей Самостью, и все усилия в образовании следует направить прежде всего на достижение этой цели.

Критическим периодом для роста высших частей Семейства Самостей являются семь лет после полового созревания. В настоящее время система образования нацелена на приобретение навыков, которые можно проверить с помощью экзаменов, служащих средством отбора для последующей карьеры. Отдельные честные попытки деятелей образования изменить центр тяжести в пользу большего развития более высоких функциональных способностей теряют из-за инерции общества, в котором все еще преобладают Материальные Самости.

Разница между действующей практикой и тем, что желательно и возможно, будет яснее, если мы установим некоторые требования к идеальному образованию, основывающемуся на шести элементах Человеческой Тотальности.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!