Женская обусловленная (материальная) природа.



Есть категория утверждений, негативно характеризующих женщину. Они подробно разобраны в книге «Что значит быть вайшнави» и объясняют, что Шрила Прабхупада имел ввиду женскую обусловленную природу, а не абсолютное описание какой бы то ни было женщины вообще.

«Никогда не доверяй политику и женщине. Конечно, когда женщина приходит в сознание Кришны, это положение меняется. Мы говорим об обычной женщине. (…) Таким образом, когда мы изучаем вещи с материальной точки зрения, эти вещи должны быть приняты во внимание. Но когда мужчина или женщина становятся сознающими Кришну, он или она становятся ответственными». (Лекция по Бхагавад-гите, 1.40, Лондон, 28 июля 1973г.)

К этим утверждениям еще относятся такие как: женщина менее разумна, никогда не может быть равна мужчине, должна быть всегда под контролем, низкосортна и т.д.

«Подобные естественные наклонности женщин или мужчин проявляются только в тех из них, кто находится во власти телесных представлений о жизни. Однако, возвышаясь духовно, и мужчина, и женщина способны полностью избавиться от отождествления себя с телом. Мы должны видеть в женщинах лишь вечные души (ахам брахмасми), чье единственное предназначение — приносить радость Кришне». (Бхаг., 6.18.42, комм.)

 

Вайшнави

Соответственно изучая труды Шрилы Прабхупады можно найти немало и позитивных утверждений, описывающих женщин, практикующих преданное служение:

«Хотя Кунти родилась в женском теле, она была предана Господу, поэтому ее нельзя сравнивать с обыкновенными неразумными женщинами. Напротив, она была самой разумной, ибо признавала Кришну Верховным Господом» («Молитвы царицы Кунти», 3. Самая разумная из женщин).

Подробное описание всех качеств, относящихся к этой категории, можно также найти в книге «Что значит быть вайшнави».

Хотя для большинства из даже практикующих сознание Кришны женщин-преданных это четвертое описание на сегодняшний день может оставаться пока что только идеалом. Тем не менее, из этого описания можно понять, что стремиться есть к чему.

На своем личном примере в течении жизни Шрила Прабхупада не раз показывал, что он относится к женщинам-преданным, видя в них именно этот идеал. Об этом сохранились многочисленные воспоминания его учеников и учениц.

Прежде чем пытаться применять учения Шрилы Прабхупады на практике, вначале нужно понять во всех подробностях детали этого учения, а также какой смысл вкладывал Шрила Прабхупада в каждое слово. Но, если это слишком сложно, то будет вполне достаточно увидеть его личный пример, изучая его биографию и воспоминания его учеников.

 

 

Какой должна быть женщина-вайшнави. Как быть с различными мнениями

 

Периодически в нашем движении можно увидеть как кто-то начинает спорить или отстаивать свою точку зрения по поводу вопросов, касающихся женщин. Нужно женщинам краситься или не нужно? Они должны быть исключительно примерными домохозяйками или активными проповедницами армии Господа Чайтаньи? Может ли женщина оставаться брахмачарини или каждая должна выйти замуж? Может ли жена получить инициацию раньше мужа или должна во всем следовать за ним? Может ли женщина проводить самостоятельно огненные жертвоприношения и выполнять роль дикша-гуру или нет? И таких вопросов очень много…

Век Кали славен своими раздорами, которые возникают по малейшему поводу, но тема о женщинах всегда была и останется на все времена самой будоражущей умы людей, даже очень просветленных. Более разумные из них предпочитают просто не участвовать в подобных диспутах и оставаться в стороне. Но если это каким-то образом касается нас и нужно решить что все-таки правильно, а что нет, то как принять решение, чтобы это не помешало ничьей духовной практике? И как наше общество может остаться единым, сталкиваясь с подобными противоречиями? Хотел ли Шрила Прабхупада, чтобы ИСККОН в будущем разделялся на несколько лагерей и чтобы между преданными возникали конфликты из-за разногласий? Давайте разберемся есть ли в ведических писаниях четкий образ женщины-вайшнави и какие пути у нас есть, если нам приходится сталкиваться с подобными спорными вопросами.

Многим известно наставление Шрилы Прабхупады перед своим уходом: «Свою любовь ко мне вы проявите в том, как вы будете сотрудничать друг с другом».

А в чем состоит важность сотрудничества и единства?

1. Реально обучение происходит только в коллективе, в общении. Можно заметить, что преданные, которые начинали практиковать только по книгам без общества преданных, продвигались духовно довольно медленно и к тому же у них могло сформироваться неправильное понимание в чем-либо. Просто потому, что они не видели практического применения этого знания. Садху-санга – неотъемлемое условие для духовного развития.

2. Шакти санге калау юге – в Кали-югу силу имеет объединение.

3. У каждого человека есть периоды успеха и трудностей. Как в том, так и в другом случае общество преданных может поддержать нас или помочь принять верное решение.

4. Гармоничные отношения с преданными помогают духовной практике, тогда как ссоры и раздоры вредят ей.

5. Общение с человеком, придерживающимся противоположного мнения, чем мое собственное помогает расширить кругозор и стать более уравновешенной личностью. Непоколебимая убежденность в том, что только мое видение является абсолютным и единственно правильным – это верный признак фанатизма.

6. Если в понимании роли женщины ИСККОН станет единым, то я уверена никакие другие разногласия уже не смогут ослабить его.

Если мы поняли, что нам нужно держаться вместе, даже не смотря на несогласие друг с другом в чем-либо, то что мы готовы для этого делать? Сотрудничество ведь обоюдная ответственность. Сотрудничество не означает, что только по отношению ко мне все должны делать шаги навстречу. А что я конкретно готова делать ради того, чтобы проявить свою любовь к Шриле Прабхупаде?

В отношении спорных тем о женщинах, даже придерживаясь какого-то четко сформированного мнения, которое может сильно отличаться от остальных, адекватная преданная будет:

- следовать своему убеждению сама лично

- не принуждать и не требовать чтобы моему стандарту следовали другие

- не пытаться некорректными средствами переубедить всех остальных

- если не удалось переубедить других в своей правоте, она не станет их критиковать, обвиняя в том, что они не следуют наставлениям Шрилы Прабхупады

А что будет делать фанатично настроенная преданная, поступки которого будут подрывать единство ИСККОН:

- обвинять своих оппонентов в чрезмерно большом ложном эго, феминизме, фанатичности и прочем

- переходить на личности. Например, указывая на личные недостатки преданного

- давить на старшинство: я права, потому что я раньше получила инициацию или мне больше физических лет

- давать шаблонные (одинаковые) советы для всех женщин, не учитывая места, времени и обстоятельств

Ссоры и раздоры внутри общества будут оказывать деструктивное влияние как на самих спорящих, так и на младших преданных, которые будут все это наблюдать. И люди вне общества тоже будут разочарованы и могут не принять то совершенное послание, которое принес Шрила Прабхупада. Нужно всегда помнить, что лучшая проповедь – это наше собственное поведение.

Если же вдруг кому-то приходится вступать в философскую дискуссию, то нужно по крайней мере придерживаться ее этикета. Нужно применить нижеописанные методы в порядке возрастания:

1. Выслушать до конца.

2. Задать наводящие вопросы, чтобы еще лучше понять то, о чем мне сказали.

3. Попросить привести подтверждение (точные цитаты) из учения Шрилы Прабхупады.

4. И только после всего этого, если предыдущие методы не помогли прояснить ситуацию, привести свои аргументы, ссылаясь на священные писания.

Если же собеседник(-ца) все равно настаивает на своем мнении, то вайшнав (вайшнави) как смиренный слуга(служанка) может просто оставить этого человека при своем мнении, извинившись за необходимость уйти и заниматься своими делами. Все равно всех не переубедишь и не спасешь :)

**********************************

В конечном счете нужно помнить, что единственный путь в Кали-югу – это воспевание святого имени. Нет иного пути. Не рьяное следование женской дхарме или пренебрежение ею является методом духовного совершенствования. Единственный путь в век Кали – воспевание святого имени. А в применении того или иного вспомогательного метода нужно руководствоваться принципом: поможет это духовной практике или повредит.

Для того, чтобы расширить свой кругозор, избавиться от узости и фанатичности мышления, хорошо понять, что все мы РАЗНЫЕ. И женщины разные, и мужчины. Способность женщин к следованию чему-либо разная и запросы мужчин в отношении женщин у всех разные.

Девахути, например, могла полностью посвятить себя служению мужу, забыв даже о том, чтобы расчесываться или поддерживать свое тело, хотя всю свою жизнь до замужества она прожила как дочь императора. Кто из нынешних матаджи способен на такое самопредание? Кто способен жить в лесной хижине без удобств, питаясь чем придется и при этом полностью посвящать себя служению?

Какие-то мужчины предпочитают, чтобы их жена красилась и украшала себя множеством драгоценностей, одевалась в яркие сари и делала прически. А другие наоборот предпочитают жен, которые не красятся и в других вещах выбирают естественность.

Кто-то, как всемирно известная Ямуна Деви, ученица Шрилы Прабхупады может легко прожить свою оставшуюся жизнь без мужа (который принял санньясу). Шрила Прабхупада прославляет ее за это отречение в лекции перед санньяса-инициацией Гурудаса прабху. Но в других случаях Шрила Прабхупада отказывался давать санньясу ученикам из-за того, что их женам иначе будет очень тяжело жить и практиковать сознание Кришны без мужа.

Кто-то из мужчин терпеть не может когда женщины ведут активный образ жизни в социуме. Они воспринимают это как вызов и эмансипацию с их стороны. А другие наоборот вдохновляют своих жен проповедовать и даже где-то могут ставить их, казалось бы, выше себя. Как, например, в следующем эпизоде: «Прабхупада также попросил его давать лекции на хинди, а ее – петь бхаджаны. Тогда Пранав сказал: «На самом деле моя жена умнее меня. Пусть лучше она дает лекции по «Бхагавад-гите». Прабхупада сказал: «Хорошо. Если она может это, путь дает лекцию» (По стопам Шрилы Прабхупады, Апрель – май 1975, Дхананджая дас).

Из писем Шрилы Прабхупады можно увидеть, что иногда он давал, казалось бы, противоречивые наставления. Но просто они были адресованы к конкретной личности, учитывая ее конкретную ситуацию.

Например, в письме Арундхати Шрила Прабхупада пишет: «Я получил твое письмо от 19 Июля 1972 и просто удивлён тем, что ты хочешь оставить своего ребёнка другим людям, даже если они преданные. Сейчас для тебя поклонение ребенку должно быть важнее, чем поклонение Божествам. Если у тебя не хватает времени на ребенка, оставь все свои обязанности пуджари». (Письмо Арундати, Амстердам, 30 июля 1972)

Но Джадурани получила другое наставление: «В отношении домохозяек, которые все время готовят дома, Прабхупада сказал, что будет лучше, если ты сможешь организовать детскую программу, чтобы таким образом женщины могли быть заняты в нашей проповеднической миссии. Это более важно, чем стряпать дома. Он был очень настойчив в отношении этого вопроса». (Бхактиведанта Ведабэйс, Письмо от секретаря Шрилы Прабхупады и Лидеров ИСККОНа. Письмо Джадурани от 15 декабря 1974, от Парамахамсы)

Из этого можно понять, что к Кришне можно прийти разными путями. В ведических писаниях НЕТ единого стандарта, который бы описывал образ идеальной женщины до мелочей. Нет такого понятия как образ ведической женщины, потому что в Ведах можно встретить примеры всех вышеперечисленных и даже не упомянутых случаев, которые, казалось бы, противоречат друг другу. Например, мало кому известно, что Драупади исполняла роль казначея при дворе Махараджи Юдхиштхиры. А Дити, жена Кашьяпы Муни совершала огненные жертвоприношения, после чего очистилась и стала вайшнави. Есть суть – женщина должна полностью предаться Кришне (Вишну), а то, каким образом это произойдет, – уже детали, которые могут сильно меняться.

Сам Кришна, рассказывая Арджуне Бхагавад-гиту, дает ему много разных путей: карма-йогу, гьяна-йогу, санкхья-йогу, бхакти-йогу и говорит, что все они ведут к единому результату. Естественно это справедливо только когда у них единая цель: предаться Кришне. Методы же у них разные. Точно так же и в отношении женщин. Цель у них должна быть одна – полностью предаться Кришне. А как уже это сделает каждая женщина в отдельности – эти детали могут отличаться в каждом отдельном случае.

Поэтому нужно понять, что нет единого универсального наставления для всех женщин-преданных, по которому можно было бы их вымерить и прописать единый рецепт. Каждый случай, каждая личность индивидуальна, поэтому и подход, и методы, помогающие духовному развитию, тоже должны быть индивидуальными, учитывающими конкретное место, время и обстоятельства. А для этого нужен опытный наставник.

 

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!