Четыре перспективы, с которых можно рассматривать утверждения о женщинах в учении Шрилы Прабхупады



Духовная практика вайшнави

2018 г.

Хари-канта д.д.

 

От автора книг «Что значит быть вайшнави» (2014)

и «Истинный джентльмен» (2016)

 

Предисловие

После выхода моих первых двух книг «Что значит быть вайшнави» (2014) и «Истинный джентльмен» (2016), которые получили много хороших отзывов от лидеров как российского, так и международного ИСККОН, меня попросили составить образовательный курс для женщин в сознании Кришны. Так началось написание материала для этой книги. Затем разные девушки и женщины сами стали писать мне и задавать различные вопросы по тому или иному аспекту практики, касающихся женщин. Постепенно выросло большое количество статей, опубликованных на сайте «Вайшнави». Так что в итоге все это объединилось в одну книгу, для которой не трудно было найти название – «Духовная пратика вайшнави».

Эта книга, как и две предыдущие, составлена на основе высказываний и личного примера Шрилы Прабхупады, а также на основе долгих размышлений и анализа. В том числе она получилась такой какой она есть сейчас с помощью советов и отзывов разных опытных вайшнавов. Эта книга – это попытка найти ответы на различные вопросы, связанные с особенностями духовной практики женщин.

Так как темы, касающие женщин и отношений между полами во все времена вызывали острые эмоции и живые обсуждения, которые становились причиной самых различных мнений и позиций, я не стремлюсь этим трудом доказать, что результаты моих исследований и понимание являются окончательными или абсолютно правильными для всех и каждого. В своих статьях, вошедших в эту книгу я пыталась побудить к размышлению и поиску ответов, подходящих к различным времени, месту, обстоятельствам и качествам личности. Женщины все разные! По-моему глубокому убеждению ни одно правило не может быть в равной степени применено к двум совершенно разным людям. Поэтому и шаблонные правила для разных женщин не будут работать одинаково. Что нужно, так это индивидуальный подход в соответствии с временем, местом и обстоятельствами.

Поэтому в данной книге я пытаюсь объяснить принципы, в соответстви с которыми нужно подходить к тем или иным правилам в отношении к женщинам. Надеюсь, мои исследования этих вопросов будут по достоинству оценены и дополнены вашими отзывами, основанными на размышлениях и анализе. С благодарностью приму каждый из них.

Сарве сукхинах бхаванту – пусть все будут счастливы!

 

Ваша служанка

Хари-канта деви даси.

olyazemlyak@ya.ru

 

Содержание:

Основы практики

1.1. Четыре перспективы, с которых нужно рассматривать высказывания о женщинах в учении Шрилы Прабхупады……………………………………………………………………..…………….5

1.2. Какой должна быть женщина-вайшнави. Как быть с различными мнениями…………….…7

1.3. История попыток изменения положений женщин во времена Шрилы Прабхупады……….11

1.4. Баланс между традиционной и современной ролью женщины……………………………....17

1.5. «Не женские» виды деятельности. Как выполнять с эффектом и без вреда…………….…..20

1.6. Обучение женщин в обществе преданных………………………………………………….…24

1.7. Путь постепенного развития женщины……………………………………………………..…27

 

Положение женщин

2.1. Какое рождение более благоприятно………………………………………………………….36

2.2. Особенности духовной практики женщин……………………………………………………37

2.3. Главная обязанность женщины служить мужу?………………………………………………38

2.4. Кто возвращает в духовный мир замужнюю женщину………………………………………40

2.5. Автоматическое получение плодов благодаря служению мужу………………………….…40

2.6. Есть ли варна у женщин……………………………………………………………………..…43

2.7. «Тайны Махабхараты»: женский и мужской пол души………………………………………45

2.8. Ведический идеал и современные реалии……………………………………………………..48

2.9. Мадхави-деви, будучи женщиной, считалась половинной преданной………………………49

Целомудрие

3.1. Целомудрие в наше время……………………………………………………………………….50

3.2. Панчаканья: пять самых целомудренных женщин…………………………………………….55

3.3. Три причины появления варна-санкары, нежелательного потомства………………………..60

Замужество

4.1. Почему Бог – мужчина ………………………………………………………………………….62

4.2. О поклонении мужу как Богу……………………………………………………………………63

4.3. Дхарма и бхакти. Плоды служения родственникам-непреданным…………………………...64

4.4. Настоящий мужчина не ждет вдохновения от женщины, чтобы исполнять свой долг…..…67

Женская брахмачарья

5.1. Высказывание «Все женщины должны быть замужем»………………………………………72

5.2. Женская брахмачарья: вымысел или реальность………………………………………………74

 

Защита

6.1. Защита женщин в ИСККОН…………………………………………………………………….81

6.2. Может ли муж бить свою жену…………………………………………………………………86

6.3. Женщины сами виноваты? ……………………………………………………………………..88

Различные виды служения

7.1. Могут ли женщины петь, танцевать и участвовать в театральных постановках на публике……………………………………………………………………………………………….90

7.2. Танцы девушек во время киртана………………………………………………………………93

7.3. Форма обращения к женщинам-преданным……………………………………………………95

7.4. Проведение женщинами ягьи (огненного жертвоприношения)…………………………….100

7.5. Женский дандават………………………………………………………………………………101

7.6. Гуру и ученицы. Некоторые аспекты отношений…………………………………………….103

Внешний вид

8.1. Внешний вид женщин в ИСККОН…………………………………………………………….108

8.2. Особенности внешнего вида женщин-пуджари………………………………………………113

8.3. Различные стили сари…………………………………………………………………………..114

8.4. Что можно и нельзя во время месячных………………………………………………………115

 

Основы практики

Четыре перспективы, с которых можно рассматривать утверждения о женщинах в учении Шрилы Прабхупады

 

Прежде чем принимать слова Шрилы Прабхупады на практике, стоит сначала немного поразмыслить, что именно он хотел сказать тем или иным своим утверждением. Иногда, говоря о женщинах, он имел ввиду совсем и не женщин. В другом случае он говорил о ситуации, не относящейся к современному положению дел. В третьем - о препятствиях на духовном пути, но он также говорил и об идеале, без которого не было бы вдохновения преодолевать эти препятствия.

Анализируя его учение, можно разделить утверждения о женщинах на 4 основные категории:

1. Женщина как объект наслаждения (как способ видения мира)

2. Женщина ведических времен

3. Женская обусловленная природа

4. Вайшнави, женщина-преданная

 

1. Женщина как объект наслаждения (как способ видения мира):

«Согласно ведической цивилизации, женщина является препятствием на пути духовного развития. Вся основа ведической цивилизации заключается в том, как избегать… Женщины… Но не думайте, что только женщина является женщиной. Мужчина тоже может быть женщиной. Не думайте, что женщина является кем-то с изъяном, а мужчина таковым не является. Женщина значит объект наслаждения, а мужчина означает наслаждающийся. Именно такое отношение обладает изъяном. Если я смотрю на женщину как на объект наслаждения, то я являюсь мужчиной. А если женщина также смотрит на мужчину как на объект наслаждения, то она тоже является мужчиной. Женщина означает объект наслаждения, а мужчина значит наслаждающийся. Поэтому каждый, кто имеет это желание наслаждаться, должен считаться мужчиной. Итак оба пола предназначены для… Каждый планирует: «Как я буду наслаждаться?» Поэтому он искусственно становится пурушей. В противном случае, на самом деле мы все пракрити, дживы, будь то мужчины или женщины. Это все внешние одежды». (Лекция по ШБ 6.1.64-65, Вриндаван, 1 сентября 1975)

Другими словами, если женщина смотрит на мужчину как на объект своего наслаждения, то он именно для нее также будет занимать это положение «женщины», которое станет препятствием на ее пути духовного развития. Другими словами в этом утверждении говорится не о женщине как о воплощении в определенном теле, но о женщине как об отношении к объектам этого мира.

Этой категории утверждений о женщинах как о способе видения мира можно отнести также описание низшей природы женщин, такие как коварство, лицемерие, стремление к наслаждению и обману, меньшая разумность и т.д.

Есть также категория цитат, относящихся к концепции женщины ведических времен.

 

Женщина ведических времен

«От нашего сознания в момент смерти зависит, какое тело мы получим в следующей жизни. Именно поэтому в ведических писаниях подчеркивается важность женского целомудрия: если женщина привязана к своему мужу, в момент смерти она будет думать о нем и в следующей жизни обретет тело мужчины. Это более благоприятно, потому что мужчине легче постичь духовную науку. Однако сознание Кришны замечательным образом предоставляет одинаковые возможности и мужчинам, и женщинам. В «Бхагавад-гите» (9.32) Господь Кришна говорит: «Тот, кто ищет у Меня прибежища — будь то женщина, шудра, вайшья или человек низкого происхождения, — несомненно, обретет возможность общаться со Мной». Сам Кришна обещает это». (Шри Чайтанья-чаритамрита, введение)

Шрила Прабхупада показывает здесь разницу между положением женщины ведических времен и современным положением бытия женщиной. Подробнее об этом объясняется в статье «Какое рождение более благоприятно».

К положению женщины ведических времен также относятся утверждения об автоматическом получении плодов благодаря служению мужу, отсутствие социальной активности женщины, исключительном следовании женой за своим мужем куда бы то ни было, даже в ад и др.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!