Путь постепенного развития женщины



Общеизвестно, что к Богу приходят разные типы людей, с разной степенью обусловленности, точно так же и заинтересованные в обретении Бога женщины также не похожи друг на друга. Это женщины, которые имеют одну цель, но идут к ней разными путями. Кому-то нравится и естественным образом получается следовать исключительно ведической роли женщины, то есть быть активной только дома, но не в социуме. Кто-то может посвятить себя служению в храме или другому служению. Есть также те, кому не дается ни первое, ни второе, но и они стремятся к Богу. А в очень редком случае встречаются женщины, которые способны постоянно находиться в медитации на служение Кришне, что и показывают всей своей жизнью.

И так же как для разной степени заболевания невозможно использовать одинаковые методы лечения и лекарства, точно так же и для разных женщин-преданных невозможно применить одинаковый метод практики, через который они смогут развить любовь к Богу.

В «Бхагавад-гите» несколько стихов описывают путь постепенного развития духовности человека. В зависимости от того, к чему человек более склонен, Кришна дает разные методы, чтобы прийти к Нему.

1.Сначала описывается самый высокий уровень и самый трудный для нас метод практики (Б.-г., 12.8): «Сосредоточь свой ум на Мне, Верховной Личности Бога, направь на Меня весь свой разум. Так ты будешь всегда жить во Мне, и в этом не может быть никаких сомнений». Это уровень бхава-бхакти, на котором Кришна является единственной целью и единственной привязанностью. Он наиболее ярко показан такими возвышенными вайшнави как Гангамата Госвамини, Кришнаприя Тхакурани, Мирабхаи, Анталь. Они могли целиком посвятить себя Богу так, что остальные, материальные потребности не беспокоили их и не входили в противоречие с их преданностью Богу. Но так как большинство женщин находится достаточно далеко от этого идеала, поэтому, читая жизнеописания этих возвышенных вайшнави, нам они кажутся мифическими и нереальными.

2. Но что же делать обусловленным душам, которые не имеют возвышенных качеств таких вайшнави, но все же хотят обрести любовь к Богу? Кришна отвечает на этот вопрос следующим образом (Б.-г., 12.9): «О Арджуна, завоеватель богатств, если же ты не можешь держать свой ум постоянно сосредоточенным на Мне, то следуй правилам и предписаниям бхакти-йоги. Так ты разовьешь в себе желание достичь Меня». Это уровень садхаки. А для того, чтобы достичь успеха в садхане, рекомендуется принять опытного духовного учителя и практиковать бхакти-йогу под его руководством. Среди вайшнави, которые достигли ощутимого результата, благодаря следованию садхане, можно привести в пример преданную Господа Рамачандры Шабари, а также, учениц Шрилы Прабхупады Ямуну, Хладини и других.

В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада говорит подробно о том, что значит садхана бхакти-йоги: «Чтобы практиковать бхакти-йогу с ее правилами и предписаниями, нужно принять опытного духовного учителя и под его руководством следовать определенным принципам: вставать рано утром, совершать омовение, приходить в храм, возносить Господу молитвы, повторять мантру Харе Кришна, собирать цветы и подносить их Божеству, готовить для Божества вкусные блюда, принимать прасад и т.д. Есть множество разных правил, которым должен следовать преданный. Так, ему необходимо регулярно слушать «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам» в изложении чистых преданных. Подобная практика поможет нам развить любовь к Богу, и перед нами откроется путь, ведущий в Его царство. Тот, кто выполняет правила и предписания бхакти-йоги под руководством духовного учителя, непременно достигнет любви к Богу».

Интересно, что, даже следуя практике второго уровня, не самой возвышенной, преданная также может достичь любви к Богу. Не так, что только правила самого высокого уровня приводят к конечной цели. И точно так же, даже те, кто не может следовать правилам и предписаниям бхакти-йоги, могут достичь любви к Богу, следуя правилам СВОЕГО уровня.

3. «Бхагавад-гита» (12.10): «Если же ты не в состоянии следовать правилам и предписаниям бхакти-йоги, просто трудись для Меня, ибо, служа Моему делу, ты тоже достигнешь совершенства». Это уровень, на котором женщина просто служит своему мужу, своей семье и, если они являются преданными, то она постепенно также развивает любовь к Богу. Это уровень нишкама-карма-йоги, деятельности без привязанности к плодам своего труда, бескорыстной деятельности. В пример таких вайшнави, которые достигли совершенства благодаря служению своему мужу, можно привести известных всем Девахути, Арчи, Гандхари и других, описанных в «Шримад Бхагаватам».

«Тем, кто не способен заниматься даже такой медитацией, Веды предписывают исполнять обязанности в системе варнашрамы…» (Б.-г., 12.12, комм.). Обязанностями женщины в системе варнашрамы являются как раз таки обязанности жены и других, исключительно женских ролей.

«Много преданных проповедуют сознание Кришны, и они нуждаются в помощи. Поэтому тот, кто не может сам следовать регулирующим принципам бхакти-йоги, может оказывать содействие проповедникам. … Такое добровольное служение, способствующее распространению сознания Кришны, поможет человеку постепенно развить в себе любовь к Богу и таким образом достичь совершенства» (Б.-г., 12.10, комм.).

«Таким образом, к высшей цели - Верховной Личности Бога - ведут два пути: путь постепенного развития и прямой путь. Преданное служение в сознании Кришны - это прямой путь, другие же методы учат человека отречению от плодов своей деятельности. Это помогает ему обрести знание, затем перейти к медитации, затем постичь Сверхдушу и постепенно прийти к Верховной Личности Бога. Человек может либо пройти через все эти ступени, либо воспользоваться прямым путем. Поскольку последний доступен не всем, окольный путь познания Бога также приемлем. Необходимо, однако, заметить, что Кришна не стал рекомендовать этот путь Aрджуне, ибо тот уже преданно служил Верховному Господу. Многоступенчатый, окольный путь предназначен для тех, кто еще не достиг уровня преданного служения и потому должен сначала научиться отречению, затем обрести знание и в процессе медитации осознать Сверхдушу и Брахман. Однако «Бхагавад-гита» основное внимание уделяет прямому пути духовного самопознания. Она призывает каждого встать на этот путь и предаться Верховной Личности Бога, Кришне» (Б.-г., 12.12, комм.).

Следует отметить, что здесь имеется ввиду служение мужу либо родным, которые являются преданными Господа. «Жена во всем зависит от своего мужа, и если муж является вайшнавом, то, служа своему мужу, она вместе с ним занимается преданным служением Господу» (Бхаг., 3.23.1, комм.). Муж-преданный будет задавать жене верное, духовное направление для ее личного развития. Если же муж или родные не являются преданными, тогда они будут вовлекать женщину в греховную деятельность. Тогда что же делать женщине, которая оказалась в такой сложной ситуации? Ответ на этот вопрос дается в следующем стихе.

4. «Бхагавад-гита» (12.11): «Если же тебе не под силу трудиться во имя Меня, постарайся тогда отречься от плодов своего труда и находить удовлетворения в самом себе».

«Иногда бывает, что люди не могут даже выразить свое сочувствие и поддержку проповеднической деятельности в сознании Кришны по социальным, семейным, религиозным или каким-то другим соображениям. Тот, кто решится посвятить себя деятельности в сознании Кришны, может встретить сопротивление со стороны членов своей семьи и много других трудностей. Такому человеку Кришна рекомендует отдавать заработанные средства на какое-нибудь доброе дело» (Б.-г., 12.11, комм.). Этот уровень описывает случаи, когда помимо того, что женщина сама не в силах следовать принципам бхакти-йоги, но и ее семья настроена категорически против сознания Кришны. Но даже в таких случаях есть возможность духовно расти – рекомендуется делать пожертвования проповедникам в силу своих возможностей.

Разумеется, что в жизни мы встречаемся с разными ситуациями и невозможно всех подвести строго под одну определенную категорию. Часто случается так, что женщина совмещает вторую и третью категории практики, в чем нет ничего дурного, так как они прекрасно дополняют друг друга. Следование правилам варнашрамы поддерживает на уровне саттва-гуны повседневную жизнь женщины, благодаря чему ее непосредственная практика бхакти-йоги, становится более эффективной и защищенной.

Я бы хотела здесь немного остановиться на тех случаях, когда женщина выбирает для себя исключительно третий уровень практики: только служит мужу и родным, которые являются преданными Господа, но не уделяет должного внимания непосредственным методам духовной практики (начиная со шраванам, киртанам, вишну смаранам). Несомненно, Кришна оценит ее усилия. Господь Шива говорит Парвати: «Поклонение Господу Вишну – лучший из всех видов поклонения, но поклоняться вайшнаву, преданному Господа, еще лучше, чем поклоняться Вишну» (Падма-пурана). 

Однако роль мужа, как преданного Господа будет заключаться в том, что он будет стараться постепенно вовлечь свою жену и других подопечных в слушание и прославление повествований о Верховной Личности Бога. Если этого не произойдет или если женщина сама отказывается от такой деятельности, тогда в чем ее духовное развитие? Из истории святого Тукарама (ученика Шри Чайтаньи Махапрабху) мы видим, что его жена, несмотря на то, что считала своего мужа фактически Богом и поклонялась ему соответствующим образом, тем не менее, не принимала всерьез слов мужа о поклонении Пандурангу (Кришне). Поэтому, когда Тукарам был готов отправиться в духовное царство и звал с собой жену, она также не восприняла это всерьез и отказалась. В итоге ее жизнь была сведена к чисто материалистической карма-канде, деятельности ради материальных плодов. Поэтому даже выбирая для себя исключительно третий уровень, уровень преобладающего служения мужу, женщина должна перенимать также посильные для нее элементы духовной практики от ее мужа либо родных, ибо, таким образом, она постепенно дозреет до собственной способности следовать принципам бхакти-йоги.

Точно так же и следуя второму уровню - принципам бхакти-йоги, преданная постепенно разовьет в себе способность к постоянной медитации на Кришну. Это, однако, не означает, что развив способность находиться в постоянной медитации, ей больше не нужна будет семья на подобии Гангаматы Госвамини или других отреченных вайшнави. Напротив, ее семья станет поистине образцом духовного союза.

Итак, какой бы квалификацией ни обладала женщина, она всегда имеет возможность духовно развиваться. Эти разные уровни не означают, что кто-то находится выше, а кто-то ниже. Не стоит ради общественного признания прыгать выше головы и стараться следовать правилам не своего уровня. Это лишь губительно скажется на духовной практике.

Для того, чтобы достичь успеха в своей практике важно поставить цель, определить свой нынешний уровень и, применяя адекватные для него методы, начать постепенно духовно расти. Если цель поставлена, то она достижима. Все остальное зависит от нас.

Теперь мне бы хотелось немного подробнее остановиться на препятствиях (обусловленности) и на том как методы духовного развития на каждом этапе помогают преодолеть их.

Шрила Прабхупада объясняет, что наша материальная обусловленность выражается прежде всего в том, что мы считаем себя этим телом и всем, что связано с ним. Такое мировоззрение отражается на деятельности чувств, состоянии ума и разума, а также на эмоциональном состоянии, которое особо важно упомянуть, так как эмоции (чувства) женщины намного сильнее, чем у мужчины, а при этом разум, как правило, слабее.

Неуправляемые эмоции ведут за собой ум и разум, на основе чего женщина в обусловленном состоянии принимает решения. В отличие от нее вайшнави принимает решения и делает выводы не на основе эмоций и ума(нравится/не нравится), а на основе разума (хорошо/плохо). Вопрос в том, как стать разумной? А тут уже для разных категорий женщин ответ будет разным.

Для третьего уровня (сугубо следование варнашраме) роль разума будут выполнять муж и старшие родственники, которые будут говорить что нужно делать и чего делать не следует. А женщина, благодаря полному преданию такому виду процесса будет безоговорочно принимать их решения.

На втором уровне также присутствуют наставления старших, в частности указания духовного учителя. Но также подразумевается, что по мере своего развития человек становится более самостоятельным и ответственным, ему не нужно уже каждую минуту подсказывать как действовать. Поэтому здесь также присутствуют другие методы индивидуальной практики, такие как ранний подъем, повторение святых имен установленное количество раз, чтение и изучение священных писаний, слушание кришна-катхи, поклонение Божествам и т.д. Все эти методы призваны развить духовный разум и усилить привязанность к Кришне.

А на самом высоком уровне роль разума играет уже исключительно любовь к Богу: она диктует преданной что хорошо и что плохо, а вайшнави спонтанно стремится следовать правилам и предписаниям. Это, по сути, уже уровень бхава-бхакти.

 

Ответы на вопросы:

Вопрос: Спасибо Хари-канта за эту статью! Могли бы Вы, с присущей Вам методичностью, разобрать также подробнее тему, когда матаджи практикует по второму принципу с разной степенью примеси третьего (очень хочется понять лучше):

Вопрос 1: Когда она является заложницей ложного отречения, и не выполняет своих обязанностей перед семьей, и тогда ее духовная жизнь стоит на месте.

Ответ: Это случай, когда первая фанатичная встреча с сознанием Кришны или какие-то другие обстоятельства побуждают думать, что материальные потребности (физические, социальные, эмоциональные) уже не имеют над ней силы. Но время, как правило, все расставляет на свои места. Поэтому так важно определить свои индивидуальные потребности и их степень, свои слабые и сильные стороны.

Что может быть причиной этого? Скорее всего преданная воспринимает успех в бхакти за обретение славы (за отреченный образа жизни), либо выполнение обязанностей кажется ей невкусными или обременительными.

Бхактивинод Тхакур в «Джайва-дхарме» (т.1, гл.7, стр.148) пишет:

«Истинное отречение постоянно. Оно не исчезает ни при каких обстоятельствах. Ложное отречение рождается из стремления к славе и почестям. Такого рода отречению присущи обман и греховность. Видя, что преданного, отрекшегося от семейной жизни, все уважают и почитают, человек, жаждущий дешевой славы, отрекается от мира. Такое отречение не приносит никакого блага. Напротив, оно становится источником неисчислимых страданий и сожалений. Едва лишь обманщик достигает своей цели и вступает в отреченную жизнь, он утрачивает возвышенные качества. С этого момента начинает проявляться его истинная натура».

 Объясняя нийама-аграху, одно из препятствий на пути бхакти (Рупа Госвами, «Нектар наставлений», т.2), ачарьи говорят, что помимо следования правилам ради самих правил либо не следования никаким правилам, этот принцип также означает следование правилам не своего уровня. То есть, если у нас есть реальные материальные потребности, но мы игнорируем их ради чистой бхакти, это становится препятствием для нашей духовной практики.

«До тех пор пока душа находится в оковах материального тела, заповеди варнашрамы для нее обязательны. Против этого трудно возразить, так как, если человек не совершенствуется в физическом, умственном, социальном и духовном отношении, он неизбежно деградирует. Заповеди варнашрамы помогают человеку избежать деградации, поэтому их необходимо тщательно соблюдать. Но этим наши обязанности не ограничиваются. Следуя заповедям варнашрамы, нужно развивать в себе бхакти» (Бхактивинод Тхакур, Шри Чайтанья-шикшамрита).

Вот квалификация человека, который может не исполнять свои материальные обязанности (Б.-г., 3.17): «Но для человека самоудовлетворенного, который черпает наслаждение в самом себе, который посвятил жизнь постижению своего «Я» и ничего не желает, не существует никаких обязанностей». Если есть желания – есть и обязанности. Иначе то или иное исполнение желаний будет викармой, греховной деятельностью.

Также об этом пишет Бхактивинод Тхакур: «До тех пор пока влечение к внешней деятельности остается сильным, человеку следует оставаться в обществе преданных и заниматься внешней деятельностью, отдавая себе отчет в том, что материальный мир является собственностью Господа Кришны. Служа Господу, человек обретает возможность изменить направление своей деятельности» (Джайва-дхарма, 7.Вечные обязанности, семейная жизнь и материальный мир, стр.146).

И далее:

«Ядава дас спросил: «Как распознать преданного, готового к отречению от семейной жизни?»

Ананта дас ответил: «Первым признаком является нежелание общаться с женщинами (читайте: с противоположным полом – прим. Хари-канты д.д.). Другие признаки таковы: милосердие ко всем живым существам, нежелание копить деньги, склонность приобретать вещи лишь тогда, когда они действительно необходимы, вера и любовь к Господу Кришне, убеждение, что общение с мирскими людьми оскверняет сознание, равное отношение к похвалам и порицаниям, отвращение к материальной деятельности, безразличие к жизни и смерти. (…) Но такие преданные очень редки» (Бхактивинод Тхакур, Джайва-дхарма, 7.Вечные обязанности, семейная жизнь и материальный мир, стр.146-147).

Любопытно, что даже отреченный преданный может оставаться в семье. В таком случае его цель – подать пример другим.

«Если вайшнав действительно избавился от привязанности к жизни домохозяина, он может жить в лесу (как отшельник) или дома (как домохозяин). (…) Истинно отреченному человеку нет никакой необходимости носить одеяния отшельника» (Бхактивинод Тхакур, Джайва-дхарма, 7.Вечные обязанности, семейная жизнь и материальный мир).

Оставаясь в семье, преданная находится под разного рода защитой (эмоциональной, физической, социальной). И даже ее духовная жизнь защищена от полного падения, если в какой-то период ее жизни материальные потребности вернутся к ней, хотя казалось, их влияние уже давно ослабло.

Вопрос 2: Когда она исполняет свои обязанности, и это помогает ей поддерживать атмосферу гуны благости и является опорой в ее духовной жизни. «Система четырех укладов жизни и четырех каст, соответствующих качествам и роду деятельности человека, известная как варнашрама-дхарма, является началом подлинно человеческой жизни» (Шримад Бхагаватам 1.15.39)

Ответ: Только с уровня гуны благости возможно прогрессировать. На уровне невежества и страсти можно только поддерживать свою веру, но действительно духовно расти можно поднявшись на уровень гуны благости.

«Нектар наставлений», предисловие: «Необходимо подняться на уровень гуны благости, саттва-гуны, следуя наставлениям Рупы Госвами, - тогда перед нами откроется путь к дальнейшему совершенствованию». Смысл в том, что исполняя свою дхарму, человек поднимается до гуны благости, тем самым помогая себе духовно расти.

Еще пару цитат:

«Человек, стремящийся к совершенству, обязан следовать правилам, которым следовали великие наставники». (БГ 3.21, комм ШП)

«Чтобы в обществе царили мир и порядок, необходимые для духовного совершенствования людей, существуют семейные традиции, следовать которым должен каждый цивилизованный человек». (БГ 3.23, комм ШП)

«Чтобы сохранить порядок в обществе, люди должны подчиняться определенным правилам, приведенным в шастрах, - тогда они смогут жить в мире и духовно совершенствоваться». (БГ 3.24, комм ШП)

Вопрос 3: «Выполнение обязанностей в ее рамках способствует преданному служению и даже считается его частью, а потому не является кармой…

Ответ: Они не являются кармой. Это нишкама-карма-йога, деятельность ради Всевышнего без привязанности к плодам своего труда. В 3-й и 5-й главах «Бхагавад-гиты» Кришна ставит знак равенства между нишкама-карма-йогой и бхакти-йогой. Однако это не является самой высшей формой бхакти-йоги.

Преданное служение преданному служению рознь. Точно так же как общение с преданными разного уровня способно возвысить наше сознание в разной степени. И точно также как есть просто анги преданного служения, а есть 5 форм могущественных анг бхакти – они способны за короткий срок возвысить сознание человека даже при небольшом соприкосновении с ними.

Проблема нашего мышления в том, что мы все видим в черно-белом свете. Если что-то не является высшим, то мы автоматически его отметаем как неприемлемое для нас и стремимся заняться деятельностью самого высшего типа, наплевав на то, что мы не способны заниматься исключительно им. Арджуна последовал совету Кришны и стал выполнять свой долг (как нишкама-карма-йогу, а не как мирскую карму), а не ушел в отречение. Хотя он был гораздо квалифицированнее нас во всех отношениях.

Что касается женщины, то выполнение ее обусловленных обязанностей также будет ее служением Кришне в рамках нишкама-карма-йоги, если ее семья – преданные. Но так как мы рассматриваем случай, когда практика второго и третьего уровня совмещаются, то другие виды прямого преданного служения (такие как шраванам, киртанам, вишнох смаранам) скорее всего будут более быстро возвышать сознание вайшнави. Хотя в частных случаях и в определенное время (например, после продолжительного пренебрежения материальным долгом) именно выполнение обязанностей как нишкама-карма-йоги будет вызывать более сильный положительный эффект. Но ровно до тех пор пока ее сознание не придет в норму и жизнь станет ближе к гуне благости. Однако правило остается правилом.

То есть действительно наше выполнение обязанностей одухотворяется, если выполнены условия: родственники являются преданными, мы помним о цели – удовлетворить Кришну (видим всех как частиц Кришны), мы не стремимся наслаждаться своей кармой, по итогу мы видим, что эта деятельность помогает возвысить сознание. И в этом случае обусловленная и духовная деятельность протекают параллельно.

Можно увидеть, что какой бы путь мы не избрали, везде есть свои плюсы и минусы. Ни один из методов не является механическим или автоматическим.

Еще одно из высказываний Бхактивинода Тхакура:

«Тот, кто развил хотя бы немного шраддхи, или веры в Кришну, замечает, что склонность к деятельности ради плодов (карма-канде) в нем заметно уменьшилась безо всяких усилий с его стороны». Такие вайшнавы занимаются преданным служением в рамках системы варнашрамы и предлагают результаты своего труда Кришне. И все же их преданность не является истинной - это всего лишь тень преданности (бхакти-абхаса). Повторение Святого Имени у таких преданных находится на уровне чхая-намабхаса (тень святого Имени на стадии очищения)» (Даша-мула-таттва, 10.Чистая преданность: единственный смысл совершенства).

 

Вопрос 4: Еще интересно, а возможно ли описать структурно постепенный путь развития женщины в духовной жизни и методы этого развития, так как вы описали развитие от 3-го ко второму. И например есть ли смысл от 2го рваться к 1му?

Ответ: «Рваться» значит совершать сверхусилия, которые превыше наших возможностей. А на пути бхакти-йоги этот номер не проходит. Переход от второго уровня к первому состоит в развитии привязанности к Кришне, его преданным, святому имени, Дхаме и пр. Такую привязанность рывком не обретешь. Это должен быть естественный и также ПОСТЕПЕННЫЙ процесс.

Интересно, что медитация, постоянное сосредоточение на Кришне о чем говорится в «Бхагавад-гите» (12.8) это также суть метода второго уровня, суть следования правилам и предписаниям бхакти-йоги. Без правильной медитации методы бхакти не будут иметь ожидаемого эффекта. Поэтому разница между вторым и первым уровнем заключается всего лишь в степени нашей способности сосредотачивать ум на Кришне.

Ошибка, которую часто делают, пытаясь быстрее прорваться к этому уровню, состоит в преждевременном отречении от материальных привязанностей. Но, как правило, мы видим, что эти привязанности оказываются сильнее такого фанатичного «предания». Время все расставляет на свои места. Об этом было сказано выше.

Что касается женщин, то для них нет четвертого уклада жизни, санньяса-ашрама. Поэтому, даже обретя способность постоянно памятовать о Кришне, женщина может оставаться вместе с семьей и более того ее внутреннее сознание Кришны может остаться даже незамеченным окружающими ее родственниками, если она следует поведению описанному Шри Чайтаньей Махапрабху: «Подобно тому как замужняя женщина, которая влюбилась в другого мужчину еще более тщательно исполняет свои обязанности, чтобы никто не заподозрил, точно так же должен действовать в этом мире и преданный: внешне быть идеальным грихастхой и идеально исполнять свои обязанности, а внутреннее всем сердцем стремиться к Кришне».

Если в результате так называемого «духовного прогресса» женщина перестает исполнять свои материальные обязанности или делает их плохо, то нужно понимать, что духовное развитие действительно идет, но оно выявило одну из анартх в ее сердце, которая проявилась как пренебрежение обязанностями. Но это поправимо.

Что касается методов духовного развития от второго к первому уровню, то они одинаковые для всех: как для мужчин, так и для женщин. Духовное развитие начинается с того момента как человек начинает отождествлять себя с душой, а не с телом. Немного подробнее о духовном развитии преданной было написано в третьем разделе книги «Что значит быть вайшнави», основная идея которого взята из курса по «Нектару преданности».

Специально работать над оставлением материальных привязанностей не стоит. Они сами будут терять силу по мере того как будет расти привязанность к Кришне. Поэтому на развитии привязанности Кришне и нужно сделать упор.

 

 

Положение женщин


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!