Универсальные законы феноменов



 

Детерминирующие условия системы координат прямо даны в опыте. Они отделяют возможные феномены от невозможных, и в то же время они обеспечивают общую связность опыта. Например, детерминирующее условие времени соотносит прошлый, настоящий и будущий опыт, а детерминирующее условие пространства соотносит опыт присутствий различных целых. Вечность соотносит актуальный опыт с потенциальным, а гипарксис обеспечивает связность и адекватность в интерпретации опыта.

Переходя от феноменов к фактам, мы должны перевести детерминирующие условия в универсальные законы, которые, взятые вместе, образуют систему координат для факта. Эти законы могут быть сгруппированы относительно детерминирующих условий.

 

1. Статистические законы. Они касаются правил выбора и сочетания, которые ограничивают возможности, содержащиеся в любой данной ситуации, и основываются на характере детерминирующего условия вечности.

2. Законы сохранения. Они могут быть двух типов. Одни указывают возможные движения и могут быть сведены к гамильтоновскому закону изменяющегося действия; другие касаются преобразования энергии и включают первый закон термодинамики и законы сохранения количества движения, электрического заряда и спина.

3. Законы необратимости. Они связаны с природой времени и указывают условия, при которых система переходит или не переходит к наиболее вероятному состоянию.

4. Законы сосуществования. Они образуются из детерминирующего условия пространства и указывают меру и ограничение присутствия различных типов целых.

5. Законы классификации. Они являются основанием логики и арифметики.

6. Законы соответствия. Они касаются связи между мнениями, знанием и истиной.

 

Для всех таких обобщенных законов характерна универсальная применимость. В силу того, что они не относятся к функции, они независимы от любого специфического проявления. Они применимы ко всем градациям бытия, хотя и по-разному. Например, все бытие подвержено актуализации во времени; но актуализация может быть детерминированной, произвольной, мультивалентной или творческой, в соответствии со ступенью бытия, и, следовательно, уровнем в вечности, к которому она (актуализация) применяется. Подобно этому, каждое целое обладает присутствием, но природа присутствия зависит от уровня его бытия.

Наша способность описывать факты ограничена в основном трудностью сведения феноменов к знанию из-за дефектов, присущих как нашему чувственному восприятию, так и формам нашего языка. Трудности формулирования детерминирующих условий – не такого рода. Формулировка ускользает от нас в основном потому, что условия слишком просты, чтобы быть выраженными в словах без введения ошибочных усложнений. Правда, глубокая убежденность – разделяемая большинством ученых и философов – что природа проста, по-видимому, противоречит сложности функционального элемента в феноменах. Мы обнаруживаем, что научный метод, состоящий в неучитывании различий в бытии – это палка о двух концах, которая сначала хорошо служит, но позже оборачивается против того, кто ее употребляет. Все трудности и путаница могут, однако, быть удерживаемы в поддающихся управлению пределах, если мы сосредоточим свое внимание на детерминирующих условиях системы координат. Именно /172/ простой и ультимативный характер этих условий оправдывает нашу веру в единство и единообразие природы. Если мы можем продвинуться в формулировании законов системы координат так далеко, как только возможно, безотносительно к функции и бытию, то мы сможем пользоваться ими как средством, чтобы избежать ошибок, а также объединить результаты, получаемые в самых различных областях исследования.

Если система координат верна, каждый элемент возможного опыта должен найти свое место. Следовательно, адекватность и связность нашей систематики – это критерий правильности формулирования законов системы координат.


Часть четвертая

 

СИСТЕМАТИКА

Глава 9

 

ГИПОТЕЗЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ

ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Естественная философия должна показать, как феномены, со всеми их изменяющимися качествами, могут быть сведены к общей основе факта, поддающегося выражению и коммуникации в словах и знаках. Ученый, отметив процедуры, посредством которых сведение было выполнено, употребляет их как ориентир в своей работе обнаружения регулярностей в феноменах, которые он, в свою очередь, представит как факты. По общему соглашению – может быть, даже практически необходимому – ученый ограничивает поле своего исследования специфицируемыми группами феноменов. Но поскольку феномены соотносимы с частной формой сознания, вся область – включая все группы – не определена точно, и поэтому определение ее пределов условно. Мы не должны упускать из виду этот условный и произвольный характер ограничения поля научного исследования. Религиозный опыт, например, обычно рассматривается как предмет, для научного исследования неподходящий. В качестве причин этого указывают, что к нему нельзя подойти с методами контролируемого эксперимента, измерения, статистического анализа и т.п. Важно то, что подлинный религиозный опыт не является "феноменальным" в узком смысле слова, в котором оно употребляется в этой книге. Это же относится к художественному опыту и вообще ко всем ценностным суждениям. Мы должны также исключить из области феноменов различные формы галлюцинаций и психозов, которые могут возникнуть в субнормальных и ненормальных психологических состояниях.

Феномены, таким образом, это опыт обычного человека в обычных состояниях сознания. С помощью заключений, к которым мы пришли в последней главе, мы можем сказать, что феноменальный мир является присутствующим в пространстве, последовательным во времени, потенциальным в вечности и сводится воедино посредством своего гипархического повторения. Мы расширяем наше знание этого мира, сводя феномены к фактам. Соединяя это знание с нашей интуицией уровней существования и форм воли, можем получить более или менее адекватные схемы для объяснения нашего обычного опыта.

Феномены соотносимы с нашим обычным уровнем сознания, и потому они не имеют фиксированного статуса. Пейзажист и метеоролог, смотрящие на один и тот же закат солнца, воспринимают разные феномены; таксономист-ботаник и фермер, глядя на одно и то же поле, заметят на нем разные растения.

В области феноменов знание как упорядочение функции не может иметь более чем техническкю значимость в смысле более или менее успешной адаптации. Если мы хотим идти дальше знания и понимать мир, в котором мы живем, мы должны отдать должное различениям бытия, от которых зависят ценности. В ранние века люди пытались гармонизировать факт и ценность, втискивая знание в паттерн, удовлетворяющий некоторому предвзятому взгляду на универсальный порядок. В Западной Европе, например, более тысячи лет верили, что всякое истинное представление о природе должно соответствовать христианскому писанному откровению. Такая вера содержит двойную ошибку. С одной стороны, наше знание факта достигается путем устранения различий бытия из феноменов; поскольку сами феномены принадлежат частной форме субъективного опыта, знание факта никогда не может быть более чем представлением нашего обычного человеческого опыта и должно, кроме того, быть подвержено всем неопределенностям, которые мы не можем надеяться преодолеть. С другой стороны, откровения Библии, которые, по предположению происходят из опыта более высоких уровней сознания, передаются нам посредством языка. Однако сам язык соотносим с бытием, и мы видели, что высшие истины могут быть выражены только в уникальном языке жестов. Когда эти истины шаг за шагом переводятся посредством обычной речи, неизбежно проникновение искусственных идей, затемняющих более глубокие значения. Поэтому невозможно свести откровение и знание факта к какому-либо общему знаменателю ни в опыте, ни в языке. Следовательно, если только может появиться гармоничная, единая структура, мы должны стремиться к проникновению в тотальный опыт функции, бытия и воли. Внутри этой данной тотальности мы можем заняться рассмотрением, с помощью категорий, процедур естественной философии и природы откровения.

Мы не можем успешно выполнить ни одно из этих заданий в терминах только функции и, следовательно, должны опираться в поисках интерпретации также и на весь ценностный опыт. Сейчас же мы обратимся к пересмотру оснований естественной философии, используя те выводы, к которым мы пришли относительно системы координат феноменального мира.[99]

Первый шаг состоит в поисках средств группировки феноменов в соответствии с их уровнем существования, то есть интенсивности их внутренней объединенности. Понятие вечности дает нам средства для того, чтобы представить  себе стратификацию существования, так что каждый уровень занимают целые различного типа. По определению внутренняя объединенность обладает уникальным внутренним отношением "больше-меньше", следовательно, это интенсивная величина. Мы можем, наверное, узнать о ней кое-что, проводя аналогию с одной из интенсивных величин в физическ науке – температурой. Будучи относительной и требуя для понимания скорее интуиции, чем формулировки, "температура" имеет много сходного с "существованием". Это не удивительно, поскольку как температура, так и существование зависят от энергии, присутствующей в данном целом. Разница состоит в том, что существование включает много различных форм энергии, в то время как температура предполагает только одну, а именно, энергию движения в молекулярном масштабе. Сравнение существования с температурой может помочь нам увидеть, что значит утверждение, что уровень существования есть интенсивная величина, независимая от функции. Воздух и вода могут иметь одну и ту же температуру, хотя функциональное распределение энергии в молекулах может быть совершенно различным. Подобно этому, два целых могут находиться на одном и том же уровне существования, хотя их функции могут внешне не проявлять никакого сходства.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!