СИСТЕМА КООРДИНАТ КАК УСЛОВИЕ ВОЗМОЖНОСТИ



 

Мы осуществили предварительное исследование, которое позволяет нам дать предположительное определение системы координат:

Система координат есть тотальность универсальных условий, которая будучи применена к любой и всякой ситуации, детерминирует ее возможность или невозможность.

Слово "возможный" в этом определении употребляется в обсуждавшемся ранее смысле, как "не противоречащий правилам", а слово "невозможный", как "противоречащий правилам". Например, в эвклидовом пространстве невозможно построить треугольник, сумма углов которого будет меньше двух прямых, по причинам, во многом сходным с теми, по которым невозможно начать игру в шахматы передвижением ферзя.  Если, однако, мы предпочитаем изменить правила и сказать, что мы находимся в римановом, а не в эвклидовом пространстве, или играем в волшебные шахматы, а не в обычные – ситуации, которые были невозможными, перестают быть таковыми.

Если детерминирующие условия системы координат – это набор универсальных законов, в соответствии с которыми феноменальный мир живет, движется и имеет свое бытие, естественно возникает вопрос, кто создает эти законы. Есть ли Законодатель, который предписывает их, или они присущи природе реальности? Если мы рассмотрим внимательно шаги, посредством которых мы установили понятие системы координат, мы увидим, что это ни то ни другое. Законы – это ограничения, накладываемые на произвольность феноменов формой нашего человеческого сознания. Это не дает нам, однако, права заключать, что время, пространство, логика, вероятность и пр. – всего лишь субъективные формы воли. В конце концов все формы должны быть проявлениями одной и той же воли, и, следовательно, система координат есть ни что иное, как следствие самоограничения этой воли на данном уровне бытия. Даже для сознания, освобожденного от ограничений нашего повседневного опыта, должно оставаться различие возможных и невозможных ситуаций, и, следовательно, законы системы координат. Для более низких уровней бытия соотношение между возможностью и невозможностью изменится в направлении еще больших ограничений, чем те, которые применимы к нашему человеческому опыту. Таким образом, все возможные ситуации – нечеловеческие, человеческие и сверхчеловеческие – должны найти свое место в Великом Целом, и вопрос, возможна ли эта ситуация, всегда должен иметь значение. В обоих направлениях относительность бытия оказывает влияние, далеко выходящее за пределы нашего человеческого опыта. Мы не должны забывать, что это так, даже когда мы с определенной целью ограничиваем наше исследование этими пределами. В применении к феноменам детерминирующие условия системы координат вполне определенны, но в силу относительности бытия их сфера действия может изменяться: то, что верно на одном уровне, может быть не верно на другом, и наоборот.

 

ЧЕТЫРЕ ДЕТЕРМИНИРУЮЩИХ УСЛОВИЯ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ

 

Прояснение роли детерминирующих условий системы координат может быть завершено рассмотрением феноменов в четырех аспектах, различающихся своей значимостью для существования и способом их изучения. Мы можем изучать феномены, специально соотнося их с существованием, в частности – с различными уровнями существования, которые мы обнаруживаем в нашем опыте. Детерминирующее условие, специально относящееся к такому изучению, мы можем назвать вечностью. Если мы берем существование и поведение вместе, мы можем говорить о времени, как детерминирующем условии, которое помещает существование на фоне поведения, и о пространстве, которое помещает поведение на фоне существования. Связь между этой интерпретацией и интерпретацией Канта может быть усмотрена, если мы вспомним, что существование испытывается как сознание – т.е. "внутренняя интуиция" – а поведение как знание – т.е. "внешняя интуиция". Законы, из которых могут быть абстрагированы оба – как поведение, так и существование – это законы чистой воли. Они соответствуют условию, уже обозначенному словом "гипарксис". Законы гипарксиса включают такие абстрактные формы, как классификация и логика, но они также включают нечто, определяющее "способность быть", которая принадлежит воле.

Группировка законов системы координат под четырьмя названиями (вечность, время, пространство и гипарксис) пригодна лишь для феноменов. Для более высоких уровней сознания время, гипарксис и вечность смешиваются, да и разделения пространства также приобретают совершенно иной характер, нежели в нашем обычном опыте. Следовательно, разделение законов на четыре группы является строгим только для области неодушевленных объектов. Легче всего, поэтому, обнаружить характер законов в изучении физических и динамических наук. В этой связи необходимо заметить, что слова "вечность", "время", "пространство" и "гипарксис" значимы не таким же образом, как большинство слов нашего языка. Все "части речи" замещают вещи, свойства и процессы. Реже, и обычно не осознавая этого полностью, мы употребляем слова для указания на уровни бытия. В английском языке такие суффиксы, например, как -hood, -ity, -ness часто дают некоторое указание на бытие, например, когда мы говорим о "thinghoоd" /вещность/, "manhood'' /мужественность или "мужское население страны"/, "animality" /скотство/, "happiness" /счастье/, "consciousness" /coзнаниe/ и т.д. Слова "пространство" и "гипарксис" не принадлежат ни к тому, ни к другому роду, потому что они не обозначают ни того, что нечто есть, ни того, что оно делает. Первое есть внешнее, а второе – внутреннее условие "бытия тем, что нечто есть".

Детерминирущие условия системы координат не знаемы тем же способом, каким мы знаем функцию, и мы не сознаем их тем же способом, каким мы испытываем бытие. Тем не менее, весь наш опыт проникнут ими; их сущностный характер так же знаком дикарю или идиоту, как ученому или философу. Единственное различие состоит в том, что последний стремится сформулировать в словах свою интуицию их природы. Употребляя термин "детерминирующие условия", мы указываем, что означает система координат; но более полное и определенное представление может быть дано определением системы координат как самоограничения воли в отношении непроизвольности существующей вселенной. Эквивалентность этого определения тому, которое дано в начале раздела, не может быть показана как факт, но оно играет важную роль в нашей интуиции ценностей.

Четыре набора определяющих условий неразделимы. Мы не можем думать о времени отдельно от пространства. Они могут быть раздельно представлены в математическом символизме, но они не могут быть обнаружены как разделимые составляющие какого-либо возможного опыта. То же справедливо относительно гипарксиса. Гипарксис повторяется; нет не-повторяющихся окказий, и мы ничего не можем перечислить иначе, как в терминах повторяющихся ситуаций. Мы можем установить также, что вечность вовлечена в каждый момент в каждый феномен, как источник ее потенциальности. Лишь для нашей специфической формы сознания детерминирующие условия кажутся разделенными. Поскольку, однако, мы здесь занимаемся феноменами, т.е. содержанием опыта на нашем обычном уровне сознания, четыре детерминирующих условия могут быть пояснены с помощью правил, которые могут быть сведены и сформулированы более и менее независимо следующим образом:

 

Пространство : Правила, помещающие поведение на фоне существования; т.е. внешние отношения целых;

Время : Правила, помещающие существование на фоне поведения; т.е. внутренний аспект функции.

Вечность : Правила, имеющие отношение к существованию, в особенности к различным уровням существования, которые мы обнаруживаем в нашем опыте. Следовательно, они в большой степени связаны с сознанием.

Гипарксис : Правила, из которых могут быть абстрагированы как поведение, так и существование, т.е. правила, которые детерминируют проявления воли, возможные в данной ситуации.

 

Высказывание св. Августина о времени [90]– "Что более знакомо и известно, чем время? И мы понимаем его, когда говорим о нем; мы понимаем также, когда кто-то говорит нам о нем. Что же тогда есть время? Если никто не спрашивает меня, я знаю; если я хочу объяснить кому-то, кто вопрошает, я не знаю." – применимо ко всем четырем детерминирующим условиям.

Детерминирующие условия системы координат как применяющееся к универсальному существованию находятся за пределами нашего понимания. Мы можем изучать их лишь в применении к ограниченным целым – включая нас самих. Мы всегда входим в ситуацию с различением внутреннего и внешнего, субъективного опыта и объективного опыта. Знание детерминирующих условий позволяет нам определять, что возможно и что невозможно в таких ситуациях, и это подразумевает, что для нашего опыта всегда должно быть различие внутреннего и внешнего, соответствующее различию характера триады "время-вечность-гипарксис" в сравнении с пространственно-подобной триадой "длина-ширина-глубина". Первая относится к условиям внутренней возможности, а вторая – к внешней возможности данной актуализации. Время, вечность и гипарксис – условия бытия тем, что нечто есть, в то время как пространство – условие не-бытия  тем, что нечто не есть. Первые три – внутренние условия и они по своей сути подобны характеру, поскольку они ничего не соотносят. Пространство – это внешнее условие, и его основное значение в соотнесениях.


Главa 8

 

ЗАКОНЫ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!