ПОСТУЛАТ СТРАТИФИКАЦИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ



 

Отбор в процессе сведения феноменов к фактам был бы практически неразрешимой проблемой, если бы не имели средств для различения классов феноменов, которые могут быть отнесены к одной и той же ступени или уровню существования.[78]

Таким средством является постулат стратификации существования. Благодаря принципу, что целостность есть одномерное свойство, все существование может быть разделено на страты, лежащие между различными уровнями интенсивности внутренней объединенности, и каждому страту может быть приписано числовое значение в соответствии с единой шкалой –универсальной шкалой бытия.[79]

Этого принципа самого по себе было бы недостаточно для того, чтобы определить, к какому страту следует отнести данную сущность, если бы не было также принципа разделения, возникающего из принципа полярности.

Далее, страты должны быть соотнесены друг с другом, иначе мы должны были бы рассматривать существование как состоящее из ряда закрытых систем и потому непостижимое. Стратификация существования, однако, обладает той особенностью, что хотя страты и закрыты друг для друга, но лишь относительно. Закрытость стратов может быть названа статистической недоступностью – статистической в том смысле, что есть лишь очень маленькая вероятность, что сущность, существующая на одном уровне, оставаясь тем, что она есть, перейдет к существованию на другом уровне. Эта ситуация может быть выражена в дополнительном постулате, что каждый космический страт статистически недоступен для всех других стратов.[80]

Стратификация существования дает возможность изучать феномены в соотнесении со специфическими формами упорядоченности, не принимая во внимание общую неупорядоченность или присутствие других форм упорядоченности. Таким образом возникают различные отрасли науки, каждая из которых имеет в качестве предмета определенный страт существования. До сих пор ученые-естественники не обращали достаточно серьезного внимания на проблемы, связанные с отношениями между стратами, но ограничивали свои усилия прояснением фактических законов, действующих на каждом уровне.[81]

 

Законы, управляющие отношением между стратами, не являются полностью фактическими, но включают отношения ценностей. Посредством метода последовательного приближения, однако, возможно установить общую шкалу существования прежде всего, а позже прояснить отношения между уровнями. Такое прояснение в основном касается значений, и потому выходит за пределы строго ограниченной задачи сведения феноменов к фактам.

 

ПОСТУЛАТ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ

 

Связь между четными и нечетными принципами показывает, что ни один ряд не может быть понят безотносительно к другому. Мы видели пример этого в необходимости учитывать как целостность, так и полярность для формулирования постулата стратификации существования. Универсальное подобие может быть обнаружено в принципе структуры, но другие принципы также должны быть приняты во внимание. Древнее высказывание Демокрита, что "путь вверх есть путь вниз", может быть переформулировано как постулат комплементарности, в соответствии с которым во всем необходимо сопоставлять противоположные взгляды, чтобы придти к значениям. Мы уже видели это в отношении факта и ценности. Это проявляется в мире факта в противопоставлении динамического и статического аспектов опыта, формулируемых в четных и нечетных категориях.

Трудная, но необходимая дисциплина состоит в рассмотрении каждой ситуации как утверждения и отрицания; каждого момента, как возникающего и исчезающего; каждого процесса – как концентрации и экспансии. Последнее противопоставление требует специального внимания; лучше всего рассмотреть его в соотнесении с принципом структуры. Структуры входят в наш опыт различными путями, в соответствии с пространственно-временной перспективой. Структура в пространстве – как, например, полностью выросшее дерево – воспринимается как целое, и его паттерн состоит в устройстве и связывании различных частей: корней, ствола, ветвей, листьев и др. Событие, такое как рост дуба из желудя, испытывается последовательно во времени, и мы должны проникнуть за непосредственный чувственный опыт, чтобы распознать в событии единство. Существуют также единые структуры, которые не испытываются во времени и пространстве, как, например, система классификации или организации. Периодическая система элементов или диатоническая музыкальная гамма – примеры единых структур, которые не зависят от организации в пространстве или последовательности во времени. Есть также структуры, которые мы испытываем, но не можем ни соотнести с пространством или временем, ни привести в некоторую абстрактную логическую схему. Сущностная природа человека, с присущими ей потенциальностями – вечностная структура такого рода.

Структура поистине столь фундаментальна, что в нашем опыте она предшествует даже пространству и времени. Нужно признать, что это так, если мы не хотим быть обманутыми значительными различиями, которые видятся в структурах, рассматриваемых в перспективе темпоральной актуализации. События во времени представляют разнообразные узнаваемые черты. Например, существуют консервативные события, такие, как продолжающееся существование материального объекта; есть циклические события, такие, как качание маятника; есть движения экспансии, такие, как рост дуба из желудя; и есть движения концентрации, такие, как сжатие пружины. В каждом из этих примеров представлен один и тот же фундаментальный принцип структуры, но разным образом. Движения экспансии и концентрации требуют специального рассмотрения из-за их важности для понимания комплементарности. Концентрация – это процесс, посредством которого более высокая ступень энергии отбирается данным целым, а более низкие ступени отбрасываются. Это сущностный паттерн жизни как таковой, но он также присутствует везде, где есть накопление потенциальной энергии как в органической, так и в неорганической материи.

Если мы возвратимся к примеру желудя, вырастающего в дерево, мы можем увидеть, что движению экспансии предшествовало движение концентрации, посредством которого генетические родительские факторы отложились в зерне. В этом процессе заложено различие между потенциальным и актуальным. То, что стало актуальным и воспринимаемым, в той же мере исчерпало скрытые возможности. Экспансия, следовательно – это движение от невидимого к видимому, в то время как концентрация – возвращение к скрытым потенциальностям, которые сохраняются невредимыми в вечном источнике. Простым примером этого перехода от невидимой потенциальности к видимой актуальности и обратно можно увидеть в качании маятника. В терминах наблюдения можно сказать, что вся энергия видима в тот момент, когда скорость максимальна – в нижней точке качания. Это состояние видимой энергии. В момент покоя в верхней точке качания нет видимого движения, и нет момента силы, измеримого воздействием силы на какое-либо другое тело – энергия невидима, скрыта, но обладает потенцией.

Когда процесс цикличен, в общем исходе вещи остаются теми же, какими были. Одна цикличность, однако, не раскрывает полностью значимость взаимодействия концентрации и экспансии. Мы должны, поэтому, найти ситуации, где эти два движения могут быть разделены. Это разделение можно увидеть в накоплении потенциальности посредством такого действия, как поднимание камня на вершину горы. Потенциальность, накопленная или концентрированная в камне, может сохраняться неопределенно долго, пока камень не будет сдвинут и не покатится вниз. В этом случае процессы концентрации и экспансии отделены друг от друга во времени. Здесь нет циклического обновления, как в маятнике, потому что вся энергия движения теряется в тернии и расходуется на вибрации тепла и звука. Поднимание камня на гору – это событие со своей собственной структурой во времени. Та же структура воспроизводится в обратном направлении, когда камень скатывается, но стой существенной разницей, что второй процесс достаточно лишь начать, а дальше он сам движется по инерции, в то время как первый продолжается лишь постольку, поскольку в него вкладывается требующая усилия и непрекращающаяся работа. Это может быть выражено так: процессы, направленные вверх, обратимы, а процессы, направленные вниз, необратимы.

На первый взгляд не очевидно, что всякий процесс концентрации соответствует паттерну "требующей усилий непрекращающейся работы" Тем не менее, когда мы посмотрим более внимательно, мы можем увидеть, что концентрация всегда реализуется за счет окружающей среды. Когда дуб производит желудь, происходит вытягивание биохимических соков высокой потенции из сока растения и окружающих тканей, а это, в свою очередь, зависит от извлечения питания из воздуха, воды и земли.[82]

В процессе экспансии преобладают причинные и статистические законы. система движется к своему наиболее вероятному, т.е. детерминированному и потому наиболее стабильному состоянию. В своем статическом положении она обладает наименьшим потенциалом и, следовательно, наименьшей возможностью породить какую-либо высшую форму упорядоченности. С другой стороны, концентрация – движение к менее вероятному состоянию, которое, следовательно, высоко потенциально, и в котором ситуацию посещает непредсказуемый элемент. Концентрация обладает потенцией, поскольку она движется в направлении, противоположном потоку экспансии, или вероятности, и следовательно "она может к чему-то придти".

В соответствии с принципом комплиментарности не может быть неуравновешенных космических диад, т.е. пар противоположностей, которые имели бы универсальный характер. Экспансия и концентрация - типичная пара, которая может быть понята, только если они уравновешены во всех процессах. Специфическая черта комплиментарности состоит в том, что она не является ни наблюдаемой как процесс, ни ненаблюдаемой как потенциальность. Такие диады, как дуализм частицы и волны в электроне и протоне, иллюстрируют эту особенность. Комплиментарность – источник связности, которой поддерживается равновесие существования. Для выражения этого свойства мы будем использовать термин "гипарксис", который обычно переводится как "субсистенция" или "существование", но который в подлинном значении обозначает способность быть.

Аристотель ввел термин "HYPARXEIN" для обозначения способности /power/ существовать в отличие от "OISIA", обозначающего само существование. В отрывке из "Метафизики" (1040, 9-15) ясно, что "HYPARXIS" означал для Аристотеля способность данного животного приблизиться к идеальному существованию своего вида. Неоплатоники, в частности Прокл, по-видимому, употребляли этот термин с тем оттенком значимости, который мы хотели бы приписать промежуточному детерминирующему условию.[83].

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!