СИСТЕМА КООРДИНАТ КАК САМООГРАНИЧЕНИЕ ВОЛИ



Мы подошли к изучению детерминирующих условий посредством поисков различия между возможными и невозможными ситуациями в рассмотрении критериев, которые мы применяем на практике, чтобы установить статус факта. Хотя это обращение к опыту – необходимая предосторожность, общий характер детерминирующих условий – может быть лучше установлен отнесением к фундаментальной триаде. Система координат есть не более и не менее чем самоограничение Воли. Космическая игра происходит в процессе, и неизвестный игрок лояльно соблюдает правила, им самим установленные.

Таким образом, поиск правил не только позволяет следить за игрой, но может даже сообщить нам нечто об игроке. Наша непосредственная задача более скромна; она состоит в том, чтобы обнаружить в феноменах универсальный характер детерминирующих условий. Мы можем называть их законами природы, или законами системы координат, но мы не должны забывать, что они всегда соотносимы с состоянием сознания, и что сама эта относительность является свидетельством того, что должен быть уровень бытия, на котором различия, кажущиеся нам сейчас непримиримыми, сливаются в единое проявление Воли, прямой и универсальной. Поскольку мы никогда не можем достичь полного понимания законов в их конечной объективности, мы вынуждены создавать свои собственные субъективные правила для того, чтобы иметь дело с возникающими феноменами.

 

ВРЕМЯ КАК УСЛОВИЕ АКТУАЛИЗАЦИИ

 

Любая данная актуализация подвержена ограничениям, которые не относятся ко всей ситуации, на которой она (актуализация) происходит. Эти ограничения, взятые вместе, есть детерминирующее условие времени.[91] Актуализация, или фиксация посредством выбора, есть ключ к пониманию времени.

Предложение "Похоже, что будет дождь", относится к окказии в настоящем, как носителю неопределенных потенциальностей в будущем. Но по прошествии часа я могу сказать: "Небо прояснилось, и я думаю, что дождя не будет". Однако еще часом позже я могу сказать: "А, дождь все- таки пошел". Различные потенциальности, содержавшиеся в первой окказии, прошли процесс выбора, и в конечном итоге дождь стал актуальным. Мы не можем сказать, что хорошая погода, которая была еще потенциальной в десять часов, но не материализовалась, менее реальна, чем дождь, который актуально идет. Неактуализировавшаяся хорошая погода – столь же истинная часть опыта, как актуализировавшийся дождь. Для другого состояния сознания солнце может в этот самый момент светить, и небо может быть чистым. Я могу, например, думать о свете солнца, и, возможно, что с практикой придет умение произвольно создавать в себе все ощущения, соответствующие свету солнца, и таким образом я для моего собственного опыта смогу актуализировать свет солнца вместо дождя. В еще одном состоянии сознания два несовместимых события могут одновременно присутствовать в моей осведомленности.Актуализация есть, таким образом, свойство феноменов, которые сами избираются из данной тотальности, то есть из опыта, формой сознания, которой они представлены. Феномены содержатся в опыте способом, во многом сходным с тем, каким поверхности содержатся в материальных объектах. Мы говорим: "Эта чашка зеленая", когда подразумеваем, что наши чувственные впечатления передают нам, что свет, отражаемый ее поверхностью, имеет зеленый цвет. Подобным образом мы можем сказать: "Дождь актуально идет", когда мы реально подразумеваем, что из разных родов возможных метеорологических феноменов мы имеем в данный момент чувственные впечатления, соответствующие дождю. Здесь употребление термина "чувственные впечатления" показывает то общее, что есть между актуализацией дождя и цветом поверхности. Эти соображения приводят нас к заключению, что актуализация – детерминирующее условие феноменов.

Это выбор – обычно непроизвольный – который среди многих потенциальностей, присутствующих в данный момент, фиксирует одну, собирающуюся войти в поле нашей осведомленности. Мы можем до некоторой степени влиять на этот выбор посредством власти, которую мы имеем над своим вниманием; поэтому мы должны рассматривать актуализацию как фиксацию, которая только относительна. Полезно упомянуть здесь интересное предположение Успенского, что возможно изменение прошлого – ситуация, которая была бы невозможной, если бы актуализация была абсолютным условием, не допускающим относительности.

Время последовательно, но лишь частично. Последовательность времени в абсолютном смысле означала бы, что существует только настоящий момент. Более того, наш опыт учит нас, что последовательность времени всегда соединяется с возобновлением, или возвращением. Мы не имели бы меры времени, если бы не циклические события, мы не видели бы связи времен, если бы не было узнавания этих событий. Узнавание есть осведомленность о повторениях[92], и, следовательно, последовательность и повторение равным образом значимы для актуализации во времени, и таким образом входит в его детерминирующие условия. Благодаря последовательности темпоральный процесс есть упорядоченная серия моментов – один момент исчезает, чтобы дать место другому.

Локк справедливо говорит о "текучих и беспрерывно гибнущих частях последовательности, которую мы называем последовательностью моментов времени." Он также отмечает, что измерение продолжительности зависит от периодичности[93].

 Повторение не только значимо для измерения времени, но мы обязаны ему также самой возможностью сведения феноменов к фактам, поскольку сами феномены никогда не повторяются, возвращаются лишь факты. Если я сижу и смотрю на пятно на стене и через несколько минут говорю: "Оно все еще здесь" – я имею в виду, что у меня есть визуальное чувственное впечатление, подобное чувственному впечатлению, бывшему несколько минут раньше. Если, с другой стороны, пятно внезапно исчезнет, пока я смотрю на него, и я скажу: "Его здесь уже нет" – утверждение имеет значение лишь потому, что слово "здесь" прикреплено к постоянно повторяющемуся чувственному впечатлению от окружающих частей стены.

Повторение, которое может быть вызвано предложением "Оно все еще здесь", может быть названо "консервативным". Это возобновление во времени целого и целых, которое являет себя в тотальном опыте. Консервация, таким образом, это ограничение, накладываемое на условность актуализации. Целые, вообще говоря, независимы от состояний сознания – одни в большей, другие в меньшей степени. Они также более или менее независимы от других целых. Из этого следует консервативный характер их актуализации. С другой стороны, независимость никогда не полна, и в опыте, следовательно, всегда есть неконсервативный элемент. Это придает времени необратимый характер, в силу чего прошлое никогда не повторяется точно.

Свойства консервации и необратимости в применении к физическим системам выражаются двумя законами термодинамики. Первый из этих законов утверждает, что изменения в независимой системе происходят без приобретения или потери количества энергии. Второй утверждает, что перемены, которые происходят спонтанно, имеют тенденцию происходить в направлении большей вероятности.


Мы можем теперь сформулировать предварительные положения законов темпоральной актуализации. Хотя мы и называем их "законами", эти положения служат также для определения значения некоторых слов, связанных со временем. Их, может быть, точнее называть афористическими предложениями, чем формулировками универсальных законов. Тем не менее, они послужат новой цели, которая состоит в прояснении того, что мы понимаем под актуализацией во времени.

 

1.    Время есть условие актуализации.

2.    Актуализация есть упорядоченная последовательность.

3.    Актуализация целых характеристична для всех феноменов.

4.    Актуализация консервативна и необратима.

5.    Каждое целое актуализируется консервативно в меру его полноты.

6.    Каждое целое актуализируется необратимо в меру его неполноты.

7.    Каждое целое детерминируется своим собственно- временем.

8.    Темпоральная упорядоченность осуществляется в направлении увеличивающейся вероятности.

 

Нужно отметить, что принимаемые нами воззрения на время находятся между платонизмом – для которого актуальное есть лишь копия с вечной реальности, представленной в идее – и атомизмом Демокрита, для которого актуальное полностью реально, поскольку это есть проявление воли Бога: этот взгляд, по-видимому, соответствует намерениям обоих философов. Характеристики времени могут быть обобщены как последовательность, длительность, непрерывность, консервативность и необратимость.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!