ОСНОВНАЯ ГИПОТЕЗА ФИЗИЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ:



Есть класс сущностей, в которых доминирует гипономный модус, которые поэтому по существу пассивны во всех своих отношениях, как внутренних, так и внешних.

 

В.   АВТОНОМНАЯ ДОМИНАНТА

ОСНОВНАЯ ГИПОТЕЗА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИВОГО:

Есть класс сущностей, в которых доминирует автономный модус, и которые вследствие этого способны поддерживать равновесие согласования между своими внутренними и внешними отношениями.

 

С.   ГИПЕРНОМНАЯ ДОМИНАНТА

ОСНОВНАЯ ГИПОТЕЗА КОСМИЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ:

Есть класс сущностей, в которых доминирует гиперномный модус, и которые вследствие этого способны действовать как производящие активные источники внешних /external/ отношений.

 

В каждом из трех первичных подразделений – четыре семейства, различаемые уровнем гипархического существования, возможного для них. Каждый уровень эквипотентен.

 

А1. УНИПОТЕНТНЫЕ СУЩНОСТИ           Безразличие к существованию

А2. БИПОТЕНТНЫЕ СУЩНОСТИ              Неизменное бытие

A3. ТРИПОТЕНТНЫЕ СУЩНОСТИ            Тождественное повторение

А4. КВАДРИПОТЕНТНЫЕ СУЩНОСТИ    Составная целостность

 

ПЕРВАЯ ПЕРЕХОДНАЯ ГИПОТЕЗА           Активная поверхность

В5. КВИНКВЕПОТЕНТНОЕ

СУЩЕСТВОВАНИЕ                               Самообновляющаяся целостность

В6. СЕКСИПОТЕНТНОЕ

СУЩЕСТВОВАНИЕ                               Репродуктивная целостность

В7. СЕПТЕМПОТЕНТНОЕ

СУЩЕСТВОВАНИЕ                              Саморегулирующаяся целостность

В8. ОКТОПОТЕНТНОЕ

СУЩЕСТВОВАНИЕ                               Самоуправляемая целостность

 

ВТОРАЯ ПЕРЕХОДНАЯ ГИПОТЕЗА           Биосферическая целостность

С9.                                                                        Суб-творческая целостность

С10.                                                                      Творческая целостность

C11.                                                                      Сверх-творческая целостность

C12.                                                                      Автократичная целостность

 

Мы установили формальную систематику для всех ветвей естественной философии, и наша последняя задача в этой книге – соотнести формальную схему с данными наблюдениями и эксперимента.


Глава 10

 

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК

 

А. СУЩЕСТВОВАНИЕ НЕЖИВОГО – ГИПЕРНОМНЫЕ СУЩНОСТИ

 

ХАРАКТЕР ГИПОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

В соответствии с принципом соотнесенности каждое событие должно быть результатом действия трех независимых сил. Мы должны, поэтому, ожидать, что все существование обнаруживает три независимые компоненты, выступающие по отношению друг к другу как утверждающий, отрицающий и согласующий элементы триады. Мы находим это в гиперномном, автономном и гипономном мирах. Гипономное существование – общая основа отрицания или пассивности со множеством оттенков и градаций. Мы наблюдаем в нашем опыте сущности, которые не обладают ни способностью инициирования деятельности, ни средствами регулирования ее. Они, таким образом, остаются пассивными во всех своих актуализациях. Гипономное существование включает не только сущности, пассивные по самой своей природе, но также и пассивный элемент в сущностях, которые имеют потенцию для согласующей или активной роли. В этой главе мы будем рассматривать только те сущности, природа которых удовлетворяет основной гипотезе гипономного существования, то есть сущности, которые целиком пассивны по природе. Они могут быть сгруппированы в четыре основных класса соответственно их потенции к индивидуации и степени, в которой они обладают внутренним или естественным паттерном. Наиболее примитивный модус существования – унипотентная сущность – никогда не может быть ничем большим, нежели зеркалом своего окружения, которому оно не приносит ничего, кроме голого факта своего присутствия. Даже это присутствие безразлично, поскольку любая другая сущность, независимо от ее природы, может служить той же самой цели. Бипотентные и трипотентные сущности, будучи гипономными, могут, однако, участвовать в окружающем и быть ему полезными, благодаря силе и отношению, но только квадрипотентные сущности полностью представляют природу физического мира. Природа "вещеобразна", и каждая сущность, до какой бы ступени потенции она ни поднялась, продолжает участвовать в универсальной "вещности" благодаря гипономическим элементам в ее строении.

Систематика физических наук основывается на стадиях, посредством которых, отправляясь от недетерминированного нижнего состояния, достигаем детерминированной вещности. Первая стадия – это вхождение хилэ в существование, посредством соединения ее с детерминирующими условиями системы координат. Первичные науки – те, в которых законы системы координат изучаются безотносительно к каким-либо различиям бытия. Мы разработаем теперь различные гипотезы существования, не пытаясь давать их строгую интерпретацию. Их значение станет яснее при более детализированном исследовании, предпринимаемом во Второй книге.

 

4.10.2. Гипотеза безразличия к существованию[105]

 

Наиболее радикальное упрощение проблемы существования состоит в том, чтобы отбросить ее совершенно и рассматривать ситуации лишь относительно неспецифицированных сущностей, имеющих унипотентное существование. Посредством такой операции мы абстрагируем из феноменов все различения существования, а также все дифференциации функции, и оставляем неустранимые детерминирующие условия системы координат. Предположение, что это – допустимая процедура, позволяет нам сформулировать гипотезу безразличия к существованию следующим образом:

Есть класс окказий, законы которых независимы от природы существований, участвующих в них. Лишь сущности, находящиеся на первом, унипотентном уровне, могут участвовать в таких окказиях.

 

Изучение феноменов безотносительно к различиям в существовании помогает нам сформулировать законы системы координат в их наиболее общей форме. Науки о системе координат конституируются всеми регулярностями, обнаруживаемыми в феноменах, независимых от существования какого бы то ни было определенного рода целых.

Несколько примеров послужат иллюстрацией предмета этих наук:

 

Науки обобщенной геометрии, специфицирующие условия всех возможных отношений присутствия без ограничений способа, каким содержание входит в опыт. Метрическая геометрия исключается, поскольку она предполагает существование твердых тел, к которым гипотеза безразличия к существованию неприменима. Эти науки относятся в основном к пространству.

Науки классической динамики и чистой – гиббсовской – термодинамики. Это также науки о системе координат, поскольку они не накладывают ограничений на распределение энергии в системе и относятся преимущественно ко времени.

Статистические науки – включая теорию вероятности и общую теорию поля – это науки о системе координат, относящиеся к вечности.

Семантический анализ, арифметика, логика и теория цикличности – науки о системе координат, относящиеся в основном к гипарксису.

 

Общая характеристика наук о системе координат состоит в их применимости ко всем уровням существования и всем классам целых, но это не означает, что они могут быть открыты без опыта феноменов. Это не есть априорное знание в кантовском смысле. Безразличие к существованию не подразумевает вообще отсутствие существования, и науки о системе координат так же образуются из данных опыта, как все другие. Они основаны на открытиях посредством выбора из феноменов тех элементов, которые унипотентны и потому безразличны. Унипотентные элементы в опыте могут быть сведены к фактам посредством эксперимента, наблюдения и анализа. Устанавливаемая таким образом рефлексия по поводу фактов ведет к формулированию законов системы координат. Правила, содержащиеся в науках о системе координат строгим образом применимы только к унипотентным сущностям. Поэтому их применимость является наибольшей в нижних стратах существования. Наиболее ранние свидетельства того, что человек освоил эту форму – законы системы координат – древнее, чем история. Люди научились считать и измерять раньше, чем они обрели письмо. До-династический Египет и ранняя Андская цивилизация располагали значительными математическими средствами, в них наблюдали звезды и создавали календари. Египетские архитекторы употребляли метод триангуляции, основанный на правиле 3-4-5, по меньшей мере, четыре тысячи лет назад, и возможно, что они уже были знакомы с "теоремой Пифагора", на которой основывается это правило. Халдейские математики второго тысячелетия до нашей эры безусловно знали эту теорему и имели свою форму доказательства ее. Древние шумеры играли в игры, связанные со случайностью и открыли законы вероятности. Наука о вероятности как элементе системы координат, основанная на этих законах, постепенно обрела свою окончательную форму в работах от Лапласа и Хейеса до Пирсона, Джеффри и Кейнса. Хотя статус теории вероятности (одной из наук о системе координат) не понят еще полностью, она, очевидно, отличается от других наук в том, что она безразлична к материалу, к которому она применяется.

Науки о системе координат просты и примитивны. Они построены на обобщениях здравого смысла, которые человечество всегда делало в процессе сведения феноменов к фактам. Известный пример дают законы термодинамики, которые, как отмечает Эддингтон, учат нас природе времени. Эти законы, законы сохранения и необратимости, известны в обычном опыте в форме продолжительности и распада. Каждое распознаваемое целое показывает миру определенную "одинаковость" на фоне "инакости". Эта одинаковость должна продолжать существовать, и продолжая существовать, она позволяет нам различить характер феномена. Продолжительность или продолжение существования во времени оказывается, таким образом, независимым условием, содержащимся во всей актуализации, без которого вообще не может быть никакой окказии. Не в меньшей степени, однако, наш опыт убеждает нас, что длящееся также распадается и гибнет. Точные измерения и наблюдения в физических науках дают нам огромное множество фактов касающихся длительности и распада, которые (длительность и распад) могут быть выражены в терминах циклических феноменов. Универсальная периодичность, которую мы в математическом символизме выражаем как дифференциальное уравнение второго порядка, есть также свойство системы координат, которым характеризуются все феномены. Должно также быть понятно, что статистические законы применимы только к феноменам, сведенным к унипотентным терминам.

 

ГИПОТЕЗА НЕИЗМЕННОГО БЫТИЯ

 

Простейшая гипотеза существования, которую можно очертить вслед за полным неучитыванием относительности существования – это принять, что целые бипотентны. Поскольку бипотенция – это существование "или-или", лишенное внутренних различий, может показаться, что это эквивалентно рассмотрению каждого целого как вещи. Этот взгляд здравого смысла, однако, содержит возможность серьезных ошибок. Вещи длятся только ограниченное время; их присутствие изменяется при переходе изнутри наружу через ограничивающую поверхность; они находятся в разных состояниях агрегации и, следовательно, имеют различные степени твердости; их внутренняя энергия различается, следовательно, они стоят на разных уровнях существования. Чтобы избежать этой ошибки и рассматривать целые безотносительно к таким различиям, мы фиксируем в качестве второй гипотезу неизменного бытия. Она может быть сформулирована в следующих терминах:

 

Есть класс окказий, в которых сущности ведут себя так, как если бы они не входили во взаимодействие друг с другом и были самотождественны и неизменны по отношению ко всем четырем детерминирующим условиям.

 

Эта формулировка предполагает, что есть уровень существования, на котором целые могут быть рассматриваемы как присутствующие во всем пространстве, актуализированные во всем времени и самотождественные на каждом уровне в вечности. Такие целые лишены всех внутренних дифференциаций. Для них относительность целостности состоит в существовании или не-существовании. Каждое такое целое должно быть способным существовать не испытывая ни ограничений ни посягательств со стороны других целых.

Кажется, что так сформулированная гипотеза неизменного бытия находится в совершенном противоречии с нашим опытом феноменов. Мы не встречаем и не можем себе представить конечное протяженное тело, которое бы занимало все пространство; равным образом два таких тела не могут занимать одно и то же пространство. Это возражение, однако, основывается на ошибочном взгляде на пространство как "вместилище" – взгляде, который мы отвергли при изучении детерминирующих условий. Пространство есть форма соотнесенности, и нет причины, по которой мы не могли бы принять существование целых, имеющих одномерную соотнесенность, и потому присутствующих во всем пространстве. То же относится к понятию неизменной актуализации во времени. В нашем опыте мы не наблюдаем объекты, не подверженные изменениям во времени, но если мы рассмотрим предмет физической динамики, мы увидим, что "тела, движение которых изучаются, предполагаются самотождественными на протяжении всей своей актуализации. В динамике предполагается, что могут производиться измерения, возможные, только если мерные линейки и часы остаются самотождественными, где бы они ни употреблялись, – предположение, хорошо соответствующее сущностям с незименным бытием. Хотя мы видим, что это предположение никогда не может быть специфицировано в абсолютных терминах, мы можем приближаться к неизменности так близко, как это необходимо посредством соответствующих экспериментальных предосторожностей.

Оправданием принятия этой гипотезы является то, что, приняв предположением о полной самотождественности объектов изучения, динамические науки достигли высокой степени полноты, связности и точности. Многие искусственные трудности в интерпретации динамических данных возникают из-за неумения увидеть основное предположение, определяющее область динамики. Существует, например, спор между сторонниками взгляда, что всякое действие должно быть контактным действием и теми, кто считает, что возможно действие на расстоянии. Целые, обладающие неизменным бытием, присутствуют везде, следовательно, они всегда находятся в соприкосновении. С другой стороны, их контакт никогда не может нести с собой внутренних перемен, потому что, согласно гипотезе, они не имеют потенций для изменений.

Неизменные сущности самотождественны относительно всех условий системы координат. Они, следовательно, нечувствительны к направлению темпоральной актуализации. Поэтому мы обнаруживаем, что законы движения не изменяют своей формы при изменении знака времени. При внимательном рассмотрении обнаруживается, что "принцип наименьшего действия" эквивалентен гипотезе неизменного бытия. Мы можем, следовательно, сказать, что все феномены, к которым применимы законы классической динамики и электромагнетизма, принадлежат к бипотентному уровню существования, определяемому этой гипотезой. Примечательно, что столь ограниченный модус существования оказывается соответствующим столь важной группе феноменов, как движения небесных тел и классический электромагнетизм.

Сущности с неизменным бытием не могут воздействовать друг на друга. Их внутреннее состояние находится везде и всегда самотождественно, и они не могут вступать ни в какие процессы обмена. Тем не менее, кажется, что они порождают силу из-за взаимного присутствия, – условие, принимаемое в изучении движения планет. Мы знаем, что солнце и планеты участвуют в интенсивных и сложных обменах энергией; сам факт наблюдения требует обмена энергией в световых сигналах. Однако за период времени, в течение которого мы их наблюдаем, часть их общей массы, вовлеченная в обмен, пренебрежимо мала, и в силу этого они ведут себя так, как будто они удовлетворяют гипотезе неизменного бытия.

Бипотенция может также быть названа "полярным существованием" и, следовательно, это уровень, более прямо ассоциирующийся с разделением энергии на две формы – потенциальную и актуальную. Науки об инвариантном бытии в основном касаются поведения тел в силовом поле.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!