Способность выполнять директивы точно в срок



Данная установка непосредственно связана с предыдущей и полностью вытекает из нее. Система взаимозависимости членов любого коллектива достаточно высока, поэтому точность выполнения распоряжений воспринимается как условие, влияющее и на существование системы и на личное благосостояние отдельных индивидов.

Однако, будучи одной из важнейших установок нашей культуры, данная установка чаще всего не подкреплена личной мотивацией, и зачастую реализуется только под давлением авторитета руководителя. Для россиянина быть точным – почти что не выполнимая задача.

Как отмечалось, точность, следование регламенту – качество несвойственное русскому характеру. Тем не менее, такая ценность в нашей культуре существует. И по этой причине реализация данной ценности носит условный характер. Основным условием реализации этой ценности является инициатива руководителя. Такая инициатива в нашей культуре всегда носит краткосрочный, авральный характер. Действенность ценности угасает по мере угасания руководящей инициативы.

Причинами оживления этой установки может быть реальное изменение внешней среды, требующее своевременной работы (предприятие получает большой выгодный заказ и условием его выполнения могут быть сжатые сроки, что позволит опередить конкурентов; другой пример, сезонная деятельность, которая активно разворачивается после периода застоя – очень часто такое наблюдается у нефтяников).

Особым случаем является эмоциональная инициатива руководителя (к примеру, «начать правильно работать»). Стремление руководителя ввести новый, точный регламент деятельности. Но реализация такой установки требует прежде всего методичности и постоянства. Обычно импульс эмоциональной инициативы угасает довольно быстро. Вместе с тем, он играет важную роль – это своего рода встряска системы, проверка ее на готовность к авральной деятельности.

Импульсивность, черта нашего, российского характера, особенно ярко проявляется в действии именно данной установки. Реализация рассматриваемой установки зависит от силы авторитета и количества иерархических этажей. Но особенность действия данной установки в том, что сила импульса руководителя способна «пробить» все этажи пирамиды. В период оживления данная установка особенно жестко фильтрует «пригодность» работников. Именно этот период оказывается наиболее благоприятным для выдвижений и наиболее опасным для тех, кто не готов к авралу, - они опускаются вниз по пирамиде. Всем хорошо известны случаи импульсивных назначений и снятий с должности маршалом Жуковым. «Пан или пропал» - принцип действия российских систем в аврале.

Важная особенность в понимании профессионализма на Западе и в России заключается в том, что западный профессионализм построен на методизме, поэтапном накапливании опыта и узкой специализации, российский – на критическом прорыве. В этом плане весьма характерно и показательно как отличие наших культур два сражения I Мировой войны. Битва под Варденами как тяжеловесное, методичное, поступательное движение Западной культуры и Брусиловский прорыв как неожиданный импульс.

Проявление установки «точно и в срок …» дополним – «… во время аврала». Именно условия, обеспечивающие реализацию данной установки, в значительной мере определяют вертикальную мобильность в иерархических пирамидах. А значит, сама по себе эта установка как ценность является определяющим социальным фильтром – отбором руководителей и условием самовоспроизводства социальной системы.

Инициатива наказуема

Инициатива наказуема – это принцип так называемой бюрократической системы, а по сути любой иерархической организации. Этот принцип буквально требует отсутствия инициативы и высокой точности в деле, если индивид действует в жестком регламентном поле. «Что не разрешено, то запрещено» - основа этой ценности. Чем жестче комплекс инструкций и регламентаций, тем меньше свободы для инициативы. Особенно это бывает характерно именно для государственных организаций. Но так же свойственно и коммерческим. Сами по себе такие организации, или подразделения организаций такого типа представляют собой закрытые сообщества. Возможность выполнения своих функций требует исключения инициативы, но вместе с тем и закрывает возможность в них социальной мобильности как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Они предполагают очень жесткие требования при включении новых членов и обычно жесткие – выхода из них. Это по причине того, что чаще всего информационное поле таких сообществ носит исключительно конфиденциальный характер. Человек, попавший в такое сообщество, чаще всего обречен на «вечное» сохранение своего статуса и узкую специализацию. Люди инициативные в таких сообществах испытывают дискомфорт. Но продвинуться по вертикальной лестнице (впрочем, и в горизонтальной плоскости) дает возможность только инициатива, хотя она действительно наказуема. Шанс, что инициатива окажется удовлетворительной для «дела» (т.е. может быть расценена как факт личной преданности), крайне невелик. В данном случае следование этому принципу индивиду дает только одно – сохранение своего status quo. Однако отдельных личностей (людей неамбициозных, ориентированных на стабильность) это вполне может удовлетворять.

Вместе с тем необходимо признать, что данная ценность довольно неоднозначна. Она может восприниматься буквально, а так же, как это ни парадоксально, - наоборот. В этом случае эта ценность напоминает общий принцип рулетки: ставка игрока наказуема проигрышем (это и есть собственно правило «инициатива наказуема»), но вознаграждаема выигрышем (включается другое правило – «победителей не судят»).

Рассматриваемая ценность не исключает и того, что отсутствие инициативы также наказуемо. Штрафной батальон шел в атаку с саперными лопатками, отстающих или испугавшихся расстреливали заградотряды. Неинициатива жестоко каралась. Уцелевшие (проявившие инициативу) получали в награду свободу. Ценность «инициатива наказуема» открывает исключительно российское понимание свободы, отличное от западного. На Западе человек имеет возможность свободного выбора между плохим и хорошим, в философском смысле между добром и злом, имея этическую подсказку – нужно выбирать добро. В нашей культуре российский человек также имеет свободу выбора: огонь или полымя. Выбор из двух зол. Этическая подсказка – выбирай эгрессивное направление. В этой подсказке заложено имманентное требование сохранения иерархической системы.

Свобода выбора как рискованная игра всегда носит трагическую окраску, но именно этот игровой момент нашей культуры предполагает следующую ценность, требующую, напротив, проявления инициативы – «иди туда, не знаю куда».

Иди туда не знаю куда

Данный принцип предполагает инициативу. Но понимание инициативы в российском плане несколько отлично от западного. Общая характеристика ментальности западного человека структурирована системой ценностей, в той или иной мере исходящих из комплекса протестантской этики[290]. Это достаточно аргументировано показал еще Вебер. Одной формулой: человек должен кропотливо и последовательно трудиться, за это будет вознагражден. Пирамида ценностей Маслоу[291], на наш взгляд, - этико-психологическое описание стремления к достижению, свойственное западному человеку. Отсюда следует, что инициатива западного человека представляет собой поступательное движение к разумно выбранной цели, исходя из установленных правил.

Совсем иной характер инициатива носит в нашей культуре. Инициатива сама по себе как ценность не приветствуется, принимается только ее положительный результат. В самом общем виде существуют следующие конструктивные виды инициативы: руководящая инициатива и исполнительская инициатива.

Руководящая инициатива

Простейшая формула руководящей инициативы: руководитель всегда прав. Руководящая инициатива наиболее часто встречается. Данная инициатива определяема общей интенцией принципа личной преданности. Ее главная цель – подтвердить этот принцип. С одной стороны, это подтверждение руководителем перед вышестоящими, что его подсистема работает на поддержание всего иерархического комплекса; с другой стороны, активизация работы подсистемы, которая как бы испытывается в этом случае в авральном напряженном режиме (одно из важнейших условий существования иерархических систем). Реальным стимулом для проявления инициативы может быть как непосредственное давление внешней среды, так и давление вышестоящих стратов. Это по большому счету не имеет значения. Инициатива руководителя в таком случае – это реакция на давление. Особенность всякой реакции на давление в том, что такая реакция, естественно, имеет импульсивный характер, и в этом случае редко имеется возможность оценить ситуацию детально. Инициативный импульс – это общее направление движения. Здесь нет четкой цели, здесь скорее присутствует некий неясный идеал, образ, который и выступает основным ориентиром. Руководитель в таком случае поступает как Наполеон: «Ввяжемся в драку, а там будет видно». Именно поэтому при инициативном импульсе невозможно иметь полное представление об условиях действия, а это предполагает отсутствие регламента или правил действия. Чаще всего в нашей культуре правила действия не прописаны. Именно это обычно дает простор для инициативы.

Здесь необходимо подчеркнуть, что две ценности, «инициатива наказуема» и «иди туда не знаю куда …», логически взаимоисключающие друг друга, практически не противоречат одна другой. Так как именно в инициативной ценности заложено правило исключения: «целесообразность выше норм». Именно в момент действия инициативы и допускается отступление от правил. Данные принципы отражают деятельность двух состояний иерархической системы – стабильное и напряженное.

В обходе правил или в прямом нарушении их проявляется максимум изобретательности российского ума. Вопрос в том, какие правила в данном случае нарушаются и какой это даст результат.

Для руководителя обычным нарушением является нарушение регламента деятельности подчиненной ему организации и присущих работникам тех или иных прав. Отсюда в нашей культуре нет представления об общественном договоре, типичном для Запада, о договоре, как о равном взаимодействии сторон. Руководитель устанавливает правила – он же их может и отменить.

В проявлении руководящей инициативы раскрывается одно из типичных правил нашей культуры: руководитель всегда прав, что является подтверждением силы авторитета. Включение принципа общественного договора в нашу культуру, хотя бы только со стороны обязанностей начальника перед подчиненным, способно парализовать всю иерархическую систему. Как уже отмечалось, функционирование иерархической системы носит пульсирующий характер – стабильность сменяется активным напряжением и наоборот. Жесткие юридические права подчиненных в реальных организациях игнорируется, в первую очередь самими подчиненными. Система, предназначенная для работы в двух совершенно различных режимах, не может иметь общий регламент.

Особенность формирования системы общественного договора на Западе строилась на том, что конфликты, возникающие между равными силами не снимались, а трансформировались, изменяя свой облик, но, по сути оставались состязанием, противоборством равных сил. Общественный договор – нормативная основа, обеспечивающая существование плюралистической системы, имеющей только одно состояние, а именно, состояние постоянного противоречия, конфликта.

Именно поэтому в иерархической системе не может быть принята ценность общественного договора. Существо ценности иерархической системы: руководитель всегда прав. Эту ценность, обеспечивающую самосохранение системы, представители нашей культуры бессознательно понимают и подчиняются. При этом неважно, в какой иерархической организации это происходит, будь то войско Пугачева или армия Суворова, большевики или жандармское управление. Будь это даже любая политическая партия, даже самая прозападная - «Яблоко» и в ней сохраняется принцип: начальник всегда прав.

Это – системный принцип, совсем не значит, что он нравится или нет тому или иному индивиду. Даже более того, общественное мнение осуждает руководящую инициативу. А в широком понимании для российского сознания свойственно осуждение власти вообще. Это наглядно показал Николай Бердяев.

«Искание царства, истинного царства, характерно для русского народа на протяжении всей его истории. … И в русском народе и в русской интеллигенции будет искание царства, основанного на правде. В видимом царстве царит неправда»[292].

Осуждение руководящей инициативы (и власти в целом) есть проявление другой ценности нашей культуры – «инициатива наказуема». Данные две ценности как близнецы братья, как двуликий Янус, представляют собой противоречие русского характера, «загадку русской души».

Исполнительская инициатива

По большому счету, исполнительская инициатива – продолжение руководящей инициативы, поэтому она является также импульсивной. Источником такого импульса для определенного исполнителя является директива вышестоящего. Характер этого импульса в одном случае может быть наведенным, но при длительном воздействии приобретает самостоятельный характер.

В функционировании иерархической пирамиды имеет место сопротивление руководящему давлению. Принцип «инициатива наказуема» - есть отражение факта сопротивления инициативам, идущим от вышестоящих. Как правило, «барьер» в иерархической системе вырастает из этого принципа, работающего зачастую бессознательно. Именно этим объясняется типичное «запаздывание» исполнительской инициативы. Чем ниже страт, тем выше его сопротивление и тем ниже исполнительская инициатива. Это связано с тем, что противоречивое отношение системы к разрешению и запрету на инициативу, работает как фильтр, отбирающий в верхние страты удачливо инициативных. Тогда как в нижних стратах скапливаются «пострадавшие» от проявления инициативы. Страх перед наказанием формирует устойчивый рефлекс, формирующий социальную ценность – запрет на инициативу. Чем более «пологие склоны» пирамиды, тем жестче фильтрация и тем медлительнее, консервативнее исполнительская инициатива. Напротив, «шпилевидная» пирамида более динамична и активнее проявляет исполнительскую инициативу. «Пологая» пирамида обладает еще одним консервативным свойством, у нее «широкое основание», т.е. ее низший страт, имеющий непосредственный контакт с внешней средой, достаточно многочислен. А именно он испытывает непосредственное давление внешней среды, в связи с чем проявляет инициативу именно по отношению к среде. Для того, чтобы низший страт проявил исполнительскую инициативу, среагировал на руководящую инициативу, давление «сверху» должно превышать давление «снизу».

До тех пор, пока действуют эти два барьера, в той или иной мере исполнительская инициатива крайне инертна. Сами по себе эти два барьера выполняют функцию фильтрации руководящих инициатив. Степень консервативности бывает связана и с тем, что неадекватная руководящая инициатива может разрушить саму иерархическую систему. В свое время руководящая инициатива по борьбе с алкоголизмом, встретила довольно сильное консервативное сопротивление. Но к большой беде в этой инициативе была сосредоточена вся мощь государства. Консерватизм нижних стратов был сломлен, а он основа иерархической системы. В конце концов, народ пьет больше, а великое государство погибло.

Ценности – это длительный результат отбора системы. Основная функция консерватизма нижних стратов – сохранить отобранные длительной эволюцией ценности, тем самым сохранить костную (дегрессивную) основу социальной системы. Давление на ценности равносильно давлению на несущие конструкции здания.

В какой-то мере действия большевиков и Петра I были более целесообразны, разрушая консерватизм системы, они высвободили огромную энергию. Эту энергию им удалось обуздать, только за счет создания новых ценностей, положенных в фундамент уже другой, новой иерархической системы.

Итак, для того чтобы снять консерватизм нижних стратов, необходимо преодолеть два основных барьера. Первый – исполнитель должен быть убежден, что инициатива не наказуема. Второй – награда должна быть выше, чем инициатива, проявленная по отношению к внешней среде.

На взгляд автора ярким (комическим) образом снятия консервативных барьеров и высвобождение энергии народа, является фильм «День Нептуна».


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!