СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ. СПОНТАННОСТЬ И ИГРА



В общем плане любая социальная система стремится, как отмечалось выше, к реализации функций «свободного» потребления ресурсов среды и обеспечения защиты от сбивающих факторов. Именно эти функции обеспечивают равновесие со средой, осуществляя внешнюю защиту, которая проявляется в поддержании механизмов, обеспечивающих сложившийся алгоритм действий, что и является собственно самосохранением системы, ее «целью».

Длительность существования системы зависит от наличия (запаса) энергии. Предельная активность (максимальный всплеск энергии) кратковременна, поэтому такая «вспышка» есть одновременно, или становится одновременно и абсолютной энтропией. Реальная активность, движение, энергия находится «между» абсолютной активностью и энтропией. Эволюция энергии идет от абсолютной активности к энтропии. В этом смысле чистаяэнергия = абсолютная активность, абсолютная энтропия = чистая материя, лишенная активности. Процесс эволюции в таком случае – перетекание энергии в материю. Бытие, существование, и в этом же смысле нэгэнтропия, есть борьба, как с абсолютной активностью, так и с энтропией. Система в этом случае – это оформленное бытие. Основной род деятельности системы, ее функция – поддержание баланса между энергией и материей.

Однако ни одна система не застрахована от спонтанных всплесков энергии, от «незапрограммированного» роста активности (элементов или групп элементов). Такие всплески «дезорганизационных действий» нарушают сложившиеся системные требования и могут привести к уничтожению самой социальной системы. Вместе с тем, эти всплески не могут носить направленный характер. Выплеск энергии сам по себе спонтанен. Этот всплеск не может иметь формы. Между тем, в реальной социальной практике такой спонтанный всплеск приобретает определенную форму (точно также приобретает форму направленного потока кипящая лава вулкана). Форма для спонтанной энергии задается самой системой, но не позитивно, а негативно: «Если нельзя, то можно». Не случайно все революции связаны с отменой сложившихся правил и норм, начиная с отмены, к примеру, мер длины и веса до отмены моральных запретов «не укради», «не убий». «Кипящая лава» сметает самые неустойчивые системные требования, вместе с тем, испытав на прочность, вынужденно принимает те требования, которые оказались устойчивы, при этом формирует и некие новые требования. Особенность спонтанного всплеска в том, что он осуществляет «перестройку» требований, адаптирует эти требования к новому возможному всплеску энергии. Примечательный пример, бывший террорист Сталин в дальнейшем создал высоконадежную защиту от террора.

Сам по себе всплеск активности – одновременно и нарушение сложившихся требований, и создание новых. Всплеск – свободная игра сил системы. Это показывает Тойнби: «Что отличает творческое меньшинство и привлекает к нему симпатии всего остального населения, - свободная игра творческих сил»[94]. Эта свободная игра сил, подчеркнем, проявляется в разрушении и созидании дегрессивных конструкций. Спонтанный всплеск заканчивается (или заканчивается игра сил), когда складываются устойчивые дегрессивные конструкции.

В действии «свободной игры творческих сил» проявляется нарушение главного системного требования – самосохранения. Драматичные всплески энергии зачастую действительно приводят системы к коллапсу[95]. Между тем, история человечества показывает, что коллапс систем зачастую связан не с излишней энергией, а, наоборот, с ее потерей. Более того, нет социальных систем, которые бы за период своего существования ни пережили двух-трех спонтанных выплесков (не прошли через революции, гражданские войны и т.п.). «Свободная игра творческих сил» для социальных систем – атрибутивное качество. Всплеск социальной активности открывает возможность для самообучения, тем самым запускает механизм саморефлексии (аутопейсиса). В результате система формирует в самой себе дополнительный запас прочности. Вместе с тем, именно спонтанный выплеск энергии придает системе дополнительную пластичность и динамичность.

Лев Гумилев, развивая теорию этногенеза, показал интересное свойство пассионариев. Пассионарий – человек, отличающийся более высокой моторной активностью, нежели обычный («гармоничный», по терминологии Л.Н. Гумилева) человек, вместе с тем, чем выше активность, тем ниже инстинкт самосохранения[96]. Следовательно, рост пассионарной активности и является причиной спонтанного всплеска энергии в социальной системе.

В этом еще одна особенность и противоречие системы – антисамосохранение. Самосохранение нарушается в следствии спонтанного выплеска энергии. Система перестает следовать собственному целеполаганию, переигрывает сложившиеся системные требования. Здесь нам открывается еще одна характеристика социальной системы – свободная игра творческих сил.

Игра – неотъемлемое качество любой культуры: «человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра»[97] - утверждал Й. Хейзинга. По его мнению, игра – определенное качество деятельности, отличное от обыденной жизни. Игра необыденна. Игра есть нарушение сложившегося хода вещей, она есть выход за пределы обычного. Пользуясь нашими терминами, продолжаем, игра есть выход за пределы самосохранения, за пределы построения целевой деятельности (которая строится на требованиях необходимости или должного).

Хейзинга показывает основные характеристики игры. Таковыми являются:

Игра – излишняя ничем недетерминированная деятельность. «Всякая Игра есть прежде всего и в первую голову свободная деятельность. … Игра есть … излишество. Потребность в ней лишь тогда бывает насущной, когда возникает желание играть. … Игра не диктуется физической необходимостью»[98]. В известном смысле игра определена, на наш взгляд, избытком энергии.

Игра лежит за пределами обыденности и требований необходимости. «Игра не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности, имеющую собственную направленность. … Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер игры. Не будучи «обыденной» жизнью, она лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей. Она прерывает этот процесс»[99].

Обособление. «Игра обособляется от «обыденной» жизни местом … Ее течение и смысл заключены в ней самой»[100]. Игра обособлена:

временными рамками,

пространственными границами[101],

Временные рамки и пространственные границы – то, что изолирует игру от наличного бытия, от обыденной необходимости. Тем самым, открывается возможность создать игре свой собственный мир, который, прежде всего -

имеет свои правила,

выполняет определенную культурную функцию[102],

Правила и культурная функция и создают ирреальный мир игры. Особенность игры проявляется именно в творчестве игровых правил, в постоянном их обновлении. Вместе с тем, если игра утрачивает способность к «нормотворчеству», она превращается в ритуал – игру, лишенную своей основы – энергии. Как отмечает Хейзинга, игра

характеризуется напряжением[103].

 

Именно последнее качество игры открывает довольно парадоксальное качество живых и, прежде всего, социальных систем. Такие системы стремятся к неустойчивости. Живая система поддерживает эту неустойчивость. Это еще одна функция игры для индивида и социума.

Итак, программа, управление и механизм форматирования являются необходимыми функциями любой системы. Особенность социальной системы проявляется в том, что

1. программа, или типичное повторяющееся действие, может быть осмыслено через социально-психологический характер и особенность способа производства;

2. управление может быть объяснено с точки зрения стремления к иерархии или плюрализму в целом комплексе человеческих взаимоотношений;

3. форматирование элементов понимается как функционирование этического строя – нормативно-ценностного комплекса, который определяет рамки мотивации индивида.

Реализация указанных функций задает системе «цель» - самосохранение, стремление к равновесию.

Социальная система противоречива по своему характеру. Это противоречие проявляется в том, что основное системное требование определяется самосохранением, т.е. равновесием, и в то же время системе присуще стремление к игре и нарушению равновесия, «отказ» от целеполагающей деятельности.

При этом социальные системы «нарушают» равновесие, «включаясь» в игру. Таким образом, социальным системам свойственны два противоречивых стремления:

одно, стремление к самосохранению, равновесию, балансу;

другое, стремление к игре, т.е. к неустойчивости, напряжению, спонтанности, «бесцельности».


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!