Биологические и социальные детерминанты девиантного (делинквентного) поведения личности



Биологические: плохая наследственность (родители алкоголики, наркоманы, психически больные и т.п), тип нервной системы, тип деятельности головного мозга, интеллектуальный уровень, наличие родных или родственников, имеющих девиантное поведение.

Социальные:

1) отрицательное влияние микросоциальной среды (влияние безнадзорности детей, дурное влияние семейных отношений, отрицательное влияние уличного окружения и т. п.);

2) проявление отрицательных моментов в макросоциальной среде (элементы неправильного экономического планирования и стимулирования деятельности людей, диспропорция в производстве отдельных предметов потребления, отсутствие социальной справедливости, наличие коррупции, взяточничества, бюрократизма и формализма, наличие криминогенной обстановки;

3) ошибки в воспитании в семье, школе, производственном и других коллективах, незнание личности воспитуемого и т.п. Психолого-педагогическая неподготовленность людей, призванных оказывать воспитательные влияния на подрастающее поколение;

4) противоречия воспитательных влияний в семье и школе, на производстве и в окружающей социальной среде и т.п.

Понятие об асоциальной субкультуре

Под асоциальной субкультурой понимается совокупность духовных?? и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей. Основу асоциальной субкультуры составляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные ритуалы объединившихся в группы молодых преступников. В них в искаженном и извращенном виде отражены возрастные и другие социально-групповые особенности несовершеннолетних. Ее социальный вред заключается в том, что она уродливо социализирует личность, стимулирует перерастание возрастной оппозиции в криминальную, именно потому и является механизмом «воспроизводства» преступности в молодежной среде.

Асоциальная субкультура отличается от обычной подростково-юношеской субкультуры криминальным ?? содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами (с «чужаками», представителями правоохранительных органов, общественности, взрослыми и т.п.). Она прямо, непосредственно и жестко регулирует криминальную?? деятельность несовершеннолетних и их преступный образ жизни, внося в них определенный «порядок». В ней отчетливо прослеживается:

1) резко выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и ее криминальное содержание;

2) внутренняя связь с уголовными традициями;

3) скрытность от непосвященных;

4) наличие целого набора (системы) строго регламентированных в групповом сознании атрибутов.

Структура криминальной субкультуры и ее функции

Криминальная субкультура включает в себя субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в групповой криминальной деятельности (знания, умения, профессионально-преступные навыки и привычки, этические взгляды, эстетические потребности, мировоззрение, формы и способы обогащения, способы разрешения конфликтов, управления преступными сообществами, криминальную мифологию, привилегии для «элиты», предпочтения, вкусы и способы проведения досуга, формы отношений к «своим», «чужим», лицам противоположного пола и т.п.), предметные результаты деятельности преступных сообществ (орудия и способы совершения преступлений, материальные ценности, денежные средства и т.п.).

Криминальная субкультура базируется на дефектах правосознания, среди которых можно выделить правовую неосведомленность и дезинформированность, социально-правовой инфантилизм, правовое бескультурье, социально-правовой негативизм и социально-правовой цинизм. В молодежной криминальной среде складывается особое групповое правосознание со своими «законами» и нормами как элемент этой субкультуры. При этом дефекты правосознания усугубляются дефектами нравственного сознания, пренебрегающего общечеловеческими принципами морали.

Функции криминальной субкультуры. Все структурные элементы криминальной субкультуры взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. Однако в зависимости от выполняемых функций их можно классифицировать на следующие группы:

1) стратификационные (нормы и правила определения статуса личности в группе и уголовном мире, клички, татуировки, привилегии для «элиты»);

2) поведенческие «законы», «наказы», правила поведения для разных классификационных каст, традиции, клятвы, проклятия);

3) пополнения уголовного сообщества «кадрами» и работа с новичками «прописка», «приколы», определение сфер и зон преступного промысла);

4) опознания «своих» и «чужих» (татуировки, клички, уголовный жаргон);

5) поддержания порядка в уголовном мире, наказания провинившихся, избавления от неугодных «разборки», стигматизация, остракизм, «опускание»);

6) коммуникации (татуировки, клички, клятвы, уголовный жаргон, «ручной жаргон»);

7) сексуально-эротические (эротика как ценность, «вафлерство», «парафин», мужеложство как способы снижения статуса неугодным лицам и др.);

8) материально-финансовые (изготовление и хранение орудий совершения преступлений, создание «общей кассы» для взаимопомощи, аренда помещений под притоны и др.);

9) досуговые (извращенная культура отдыха и развлечений);

10) функция специфического отношения к своему здоровью от полного пренебрежения им: наркомания, пьянство, членовредительство - до культуризма, активных занятий спортом в интересах криминальной деятельности.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что многие элементы криминальной субкультуры, во-первых, полифункциональны (татуировки, например, этические и эстетические ценности, выполняющие одновременно функции стратификации, стигматизации и коммуникации, опознания «своих», а клички - этические и эстетические ценности, выполняющие те же функции); во-вторых, каждый элемент криминальной субкультуры обладает основной функцией (например, татуировки - функцией стратификации, а клички функцией коммуникации); в-третьих, каждый элемент криминальной субкультуры по-разному преломляется в психологии группы и интериоризируется индивидом (от удовлетворенности престижной кличкой или татуировкой, до стремления всеми способами избавиться от них). Знание приверженности группы и личности к определенным ценностям (например, увлеченность каратэ) позволяет с достаточной вероятностью прогнозировать их поведение и принимать заранее необходимые меры профилактики.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 381; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!