Глава 19. Смысл: пределы выразимости



 

О смысле слова «смысл»

Вопрос о смысле, возможности определения этого понятия, понимания смысла языковых и всяких культурных феноменов, смысла жизни, бытия в целом (включая природу) издавна относился к наиболее сложным разделам философского мышления. Современная философия языка не прошла мимо этой проблемы, результатом чего является многообразие представлений о смысле, каждое из которых соответствует, видимо, целям автора. Желанием внести некоторую долю единства в многообразие, произнеся собственное осмысленное слово, и продиктованы настоящие размышления.

Мы будем понимать смысл (sense, meaning - англ., Sinn, Bedeutung - нем.) как понятие, обозначающее отнесенность знака, явления, события к человеку или некоторому высшему существу (в широком употреблении), а также как понятие, характеризующее содержание языковых выражений (в узком употреблении). Первый акт мышления – это вопрос о смысле как том, что не дано в повседневном созерцании, но требует проникновения в скрытую сущность слов, вещей и отношений. Осмысленность мира прямо пропорциональна глубине индивидуального и социального освоения культуры и способности к творчеству. И именно в философии постоянно и целенаправленно ставится вопрос об условиях возможности мира культуры, мира для человека вообще; вопрос, ответ на который включает в себя апелляцию к смыслу как элементарному кирпичику культурной и окультуренной реальности. Смысл это вызов, который человек бросает непостижимой и неподвластной для него – бессмысленной – реальности. И стоит только реальности ответить, как человек открывает в себе демиурга, а в реальности – сферу приложения своих сил.

 

О термине

В мышлении человек занимается операциями со смыслом: вопрошанием смысла, поиском, обнаружением, приписыванием смысла. Он осмысливает, переосмысливает, обессмысливает окружающий мир и себя самого, открывает соответствия и несоизмеримость смыслов. Обнаружение того обстоятельства, что ни знак, ни действие, ни иное событие само по себе не исчерпывается своим чувственно данным бытием, становится первой постановкой проблемы смысла как поиска цели, назначения, причины, основания, сущности. Поэтому смысл изначально предполагает расширяющееся пространство деятельности, дистанцию, путь, который следует преодолеть для увеличения массива своего знания. Так, Р. Лотце определяет смысл (Sinn) в общей форме как мыслительную направленность или «путь к достижению некоторой ценности»[660]. В немецком языке это понимание смысла основано на ряде этимологических интуиций. Так, корень слова Sinn обнаруживается в германском «sinÃa», готтском «sinÃs» (ход) или «sinÃan» (идти) или староверхненемецком ‹sin­nan› (ехать, идти, стремиться). При этом всякий староверхненемецкий глагол физического движения означает одновременно в переносном смысле и психическое движение. Тем самым «sinnan» первоначально получает в новом верхненемецком значение «sinnen» (сознательно или мысленно следовать за чем-то, в мышлении подходить к проблеме, приближаться к пониманию вещи). Этот оттенок слова «sinnan» может являться исходным пунктом историко-языкового объяснения значения немецкого существительного «Sinn», из которого исходят немецкие философы и лингвисты[661]. Кстати, изначально данный эпистемологический контекст слова «смысл» в немецком языке не позволяет сводить его просто к переводу английского «meaning », под которым обычно имеется виду не более чем лексическое содержание некоторого выражения.

Понимание смысла как пути близко тому толкованию этого слова, которое проглядывает у В. Даля[662], когда он разбирает глагол «смышлять, смыслить» в качестве «намереваться», «стремиться», «затевать», «готовить», «добывать», «промышлять». Отсюда «смышленый», или «сметливый» человек – это не тот, который понимает суть событий, но преимущественно тот, кто способен найти путь реализации замысла, т.е. находчивый, расчетливый (смета!), догадливый, изворотливый. Мышление и смыслообразование оказываются, тем самым, процессами интенционального проектирования, а его результат – смысл – представляет собой концентрацию культурной ценности сформированного объекта («сила», «значенье», «разум», «толк», «суть»). Смысл и процесс, ведущий к нему – мышление – это и есть та самая движущая сила, которая побуждает человека к поступку

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!