Формирование «общества высшего предназначения» как преображение в поступковом последействии



 

Проведенный философский, научно-психологический анализ, а так-же авторская ДЖ-практика позволяют констатировать, что человеческая личность и человечество в целом стали перед четкой дилеммой: либо осуществление кардинальной трансформации до уровня человека-оду-хотворенного/вразумленного, способного обеспечивать непрерывность развития и наполнения разума в соответствующем адекватном обществе как целостном геосоциокультурном образовании в рамках новой земной цивилизации, что в христианской терминологии рассматривается как стремление к богоподобию, либо саморазрушение путем самосохранения человека только как рациональной материальной субстанции и конец цивилизации и человечества, что противоречит воле Бога Отца и пози-ционируется как греховное демоническое. Это означает, что неизбеж-ной является как «смерть» старой техногенной цивилизации, основан-ной на неадекватных обществах паразитического индивидуалистичес-кого потребления и насильственного коллективного распределения, так и «рождение» новой психогенной цивилизации, основанной на адекватном обществе коллективного справедливого распределении в зависимости от индивидуального вклада каждой личности в достижение высшего предназначения человека.

    В общих чертах представим метаонтологию возникновения и фор-мирования «общества высшего предназначения» (ОВП) на основе ана-лиза фашизма, демократии и тирании как наиболее известных способов общественной организации, опираясь на «философию ненасильствен-ного развития» И.Н.Острецова (Острецов, 2002) и авторский ДЖ-подход. Для фашизма, как прелюдии либеральной демократии, социальная спра-ведливость являлась злейшим врагом. При этом интеллектуальные твор-ческие возможности человека подчинялись свободной экономической деятельности. Демократия, опираясь на власть «худшего большинства», высвобождая интеллект и экономику в рыночных отношениях, привела к образованию общества потребления, опираясь исключительно на мате-риалистическое понимание природы, исчерпавшей свои резервы, поэто-му также не способствует развитию разума. В конечном итоге, в эконо-мической элите остаются только «черные», что приводит к наиболее изощренным и масштабным преступлениям против человечества. Советское социалистическое общество, как наиболее масштабный при-мер тирании, было примитивным «черновым» вариантом и стало пред-дверием появления следующего, полноценного «чистового» варианта построения ОВП как «общества разума». В «черновом» варианте доми-нировал внешний идеологический фактор, олицетворяемый «тираном» (уподобившимся «богу» или «высшему разуму») и его ограниченной «элитой». При этом все осуществлялось исключительно на коллекти-вистской основе, где личность играла роль «винтика». Советская тирания насильственно декларировала принцип социальной справедливости и, подобно адекватному обществу, развивалась согласно разумным прог-раммам «кесаря», но на примитивном уровне.

В этом контексте А.А.Гусейнов отмечает, что в основе тоталита-ризма лежит представление о человеке как потенциально добром су-ществе и поэтому основная цель состоит в преобразовании среды таким образом, чтобы разумно продуманные условия общественной жизни поз-воляли людям адекватно обнаружить свою нравственную сущность. Демократия основана на представлении о человеке как существе, способ-ном на зло, поэтому ограничивает свою цель тем, чтобы блокировать об-щественно опасные деструкции человеческого поведения. Далее А.А. Гусейнов высказывает предположение, что в советском строе, как в древе познания, была заключена тайна, до которой нельзя дотрагиваться (Гусейнов, 2009).

Мы считаем, что именно в бытийном опыте существования советс-кого общества скрыта истина будущего развития человека и человечест-ва. Тогда, в «чистовом» варианте использования этого опыта основной акцент должен делаться на личности и ее психологии как душеведении. Личность и Коллектив становятся равноправными и полноценными фак-торами субъект-объектных и объект-субъектных отношений, выступаю-щими по отношению друг к другу в роли «другого». Высшим третейским судьей (Другим для обоих) является Высший Разум (Бог Отец). В адекватном обществе каждая Личность, осуществляя дело жизни «для себя», одновременно выполняет внешний заказ Коллектива как дело жизни «для другого» в условиях полной свободы вне всякой зависи-мости. Вырожда-ются и исчезают как бессмысленные известные пороки человеческого бытия уходящей эпохи, остается лишь необходимость наилучшим образом осуществлять дело жизни, формируя Идеальную личность и творя духовный продукт, прежде всего в уже существующих общественных институтах науки, образования, искусства, духовничест-ва, имеющих непосредственное отношение к общественному духовному производству. Тогда получаем вариант христианской аксиомы Три-единства: Вселенский Разум - Коллективный Разум – Индивидуаль - ный (Личностный) Разум.

Геосоциокультурное пространство бывшего социалистического ла-геря во главе с СССР, где основным ядром была Россия, сейчас оказа-лось в условиях, наиболее адекватных для осуществления дела жизни не только для себя, но и для всей земной цивилизации. Поэтому законно-мерно, что современная Россия как правоприемница Советского Союза, совокупно с другими странами, принявшими социалистические идеи (прежде всего с Китаем и Индией), является интеллектуальной духов-ной основой развития всего человечества. Для этого, прежде всего, необходима полная социальная и личностная свобода, которую совре-менное российское общество пока не выдерживает. Россиянам по-преж-нему нужен «царь» для ограничения бессмысленного и беспощадного, но неизбежного и бесперспективного бунта (по А.Пушкину), который и сейчас остается актуальным, что подтверждает конституционный кризис двух ветвей российской власти 1993 года (во времена Б.Ельцына). До сегодняшнего дня существуют старые и даже появляются новые «горя-чие» точки, постоянно возникают локальные вооруженные конфликты и теракты. Современная, наихудшая из когда-либо существовавших в России, властная «элита», как продукт сгнившей советской верхушки (по И.Острецову) существует лишь благодаря ограничению социально-политической свободы и нарушению принципа ненасилия.

Истинной элитой России всегда был её народ, который скоро потребует свободы для восстановления справедливости и выполнения своей вселенской миссии – это неизбежно, но в одиночку невозможно. Пожалуй, только Украина, ненасильственно пережившая «оранжевую» революцию, эпицентром которой был феномен «майдана», когда напря-жение доходило до предела, а сейчас, с горем пополам выдерживающая «постмайданный синдром», - в состоянии помочь России. Идея состоит в том, что во время российской «оранжевой» революции, которую пред-рекал А.И.Солженицын и априори так боится современная российская власть, «великоросский» социокультурный архетипический ИБ-комплекс вполне может быть нивелирован его антиподом, «малоросским» НЖ-комплексом, примерно так, как это произошло в первую неделю сущест-вования феномена «майдана», когда напряжение достигло апогея (сог-ласно общеизвестной версии, в результате прибытия российского спец-наза). Тогда «имперское» стремление российской «элиты» подмять Украину путем провокации кровавого «бунта», натолкнулось на неспо-собность украинской «элиты», как «неполноценной», принять решение и нежелание отдать власть. А общее состояние народного духовного подъ-ема на гребне обретаемого национального самосознания, свободы и правды, проявляющееся как «соборность», окончательно вразумило обе стороны. В те дни на майдане Независимости родилась модель ОВП и просуществовала не более одной недели - это мы зафиксировали в нашем исследовании и назвали феноменом «истинного майдана» (Ткаченко, 2006а).

Механизм и движущая сила перехода к ОВП строится на двух предположениях.

Первое. Если в условиях советского социалистического общества реализовывался «черновой» вариант формирования ОВП на основании социальной идеологической ДЖ-практики, где личность была «винти-ком» большой идеологической машины, построенной на примитивных, часто невротизированных представлениях «вождя-тирана» и его «эли-ты», тогда на этой основе может реализовываться «чистовой» вариант формирования ОВП на основе индивидуальной психологической ДЖ-практики, где личность полностью свободна в своем стремлении дости-жения высшего предназначения как Идеальной и Богоподобной и творении духовного продукта, чему подчинены внешние социально-экономические условия.

Второе. В христианской идее, как религии мирового масштаба, центральной кульминационной точкой было страдание Христа как спо-соб искупления принятых на себя грехов человечества. Отсюда можно предположить, что именно способность переживания страданий является главным критерием и способом в образовании стохастической выборки личностей, способных достигать высшего предназначения и формиро-вать новое адекватное общество.

Тогда суть механизма перехода от «чернового» к «чистовому» варианту формирования ОВП состоит в трансформации (переформати-ровании) «социальной идеологической практики», построенной на обоб-ществлении и социализации в «индивидуальную психологическую прак-тику», построенную на индивидуализации и психологизации путем отра-ботки (осмыслении/вразумлении) личностных деформаций, соответст-вующих накопленному «массиву страданий» как исходному материалу для одухотворения/вразумления.

 Основной движущей силой реализации этого механизма в современ-

ном обществе является Мастер как духовный профессионал, уже сейчас самостоятельно осуществляющий дело жизни в различных сферах чело-веческой деятельности. При накоплении определенного количества таких Мастеров процесс перехода к формированию ОВП стает необра-тимым. Это первейшая задача сегодняшнего дня, которая решается, прежде всего, в системе образования и науки.

В «черновом» варианте (советской тирании) к этой функции были привлечены люди иного личностного склада, обремененные гипертрофи-рованным уровнем эгоцентризма и даже психическими отклонениями, без излишнего груза морали и нравственности, полностью подчиненные компартийному «уму, чести и совести». Нужно было просто выполнять волю «тирана» как «другого», не взирая ни на что, даже ценою собст-венной жизни. Обществом и личностью владела и двигала довольно примитивная и иллюзорная компартийная идея. В результате, советское общество сначала потеряло миллионы людей в голодоморах, войнах, репрессиях, концлагерях фашизма и ГУЛАГа. Затем, после некоторой либерализации, оно стало наполняться высвобождающимися человечес-кими пороками и греховностью, что сейчас, в условиях практически неограниченной свободы (особенно на Украине), перешло всякие мо-ральные и нравственные пределы. Такое впечатление, что на поверх-ность сознания всплывают «авгиевы конюшни», накопленные за всю социокультурную историю существования «русского бытия». Наряду с этим, ценою громадного «массива страданий», советское общество дало миру величайшие научные открытия, произведения искусства, выдаю-щихся личностей и, главное, – «черновой» опыт формирования нового адекватного общества высшего предназначения и надежду на будущее.

    Предположительно, запуск этого механизма уже осуществлен в виде феномена «майдана», выглядевшего как внешний вселенский «знак», зафиксированный во всем мире. После этого украинское общест-во радикально изменилось и сейчас находится в трансформационном состоянии, развивающемся динамично и непредсказуемо, больше иррационально, без адекватного осмысления и понимания. Это пред-определило особое место Украины в современном мире. Как геосо-циокультурное новообразование, возникшее на разломе тысячелетий и стыке двух различных христианских цивилизационных образований, украинское общество в идеале направлено на формирование «свобод-ного человека как высшей ценности в справедливом государстве» (Вільна людина, 2005). Начинается новый период общественного разви-тия, предусматривающий как возможность трансформации, духовного возрождения личности и общества, так и нравственную деградацию и саморазрушение, поскольку в реальной жизни преобладает катастро-фическая девальвация общечеловеческих ценностей, «черные» получают доступ к управлению государством на основе коррупции и правового хаоса.

Истоки формирования такого механизма находятся во взаимоот-ношениях России и Украины. Россиявыступает как основная движущая сила, мировой обладатель энергетических природных ресурсов и интеллектуального потенциала. Это великий народ, способный создать толчок к развитию новой мировой цивилизации, начиная с самотранс-формации. Украина владеет пусковым механизмом формирования ОВП и стабилизирующими возможностями, гарантирующими от саморазру-шения при его функционировании благодаря культурным и духовным корням, архетипически сохраненным как «Киевская Русь» и «Мать горо-дов русских», пробиться к которым возможно лишь в тесном взаимо-действии и взаимосодействии двух народов как составляющих данного целостного архетипического образования. Другие российские культур-ные и духовные истоки, проистекающие из нехристианских восточных культур и религий, являются скорее дестабилизирующим фактором. Но, в перспективе, это открывает пути распространения формирующего вли-яния творения нового общества на Великий Восток, где существуют давние исторические и культурные традиции русского присутствия.

Современная Украина уже начала осуществлять дело жизни «для себя», проявившееся в феномене «майдана» как национальной духовной идентификации, а дело жизни «для другого» может проявиться во взаимоотношениях с Россией и дальнейшей трансформации междуна-родного сообщества. Культурно-исторические реалии свидетельствуют о том, что украинский народ, как народ-мученик, уже «уплатил» за свое воз-рождение, взяв на себя большую часть мирового зла, заложенного в голодоморах, войнах, репрессиях и т. п. Говоря о международном воз-рождении Украины, необходимо учитывать ее расположение между двумя различными геосоциокультурными частями мира, которые можно определить как Великий Восток и Великий Запад, олицетворяемые соот-ветственно Россией и Западной Европой (включая США). Россия явля-ется гарантом духовного возрождения, исполняя иррациональную функ-цию Мастера. Западная Европа является гарантом материального благо-состояния и исполняет рациональную функцию технологического обес-печения. Они входят во взаимоотношения через транзитную функцию Украины, благодаря которой Мастер приобретает/одухотворяет техноло-гии для творения духовного продукта и наполнения Разума. 

Перспективы Украины состоят сначала в соединении Великого Востока и Великого Запада путем «расширения» на Запад и к Востоку одновременно. При этом сначала отрабатывается «содеянное», оформив-шееся как общенациональный НЖ-комплексы, возникший как защитный «панцырь характера», позволивший украинцам выжить как нации и став-ший содержанием их национальной идентичности. В результате высво-бождается духовный потенциал, активизируя индивидуальную и нацио-нальную душу, творящую духовный продукт, развивающий и наполня-ющий Разум. В России подобный «панцырь» сформировался как ИБ-комплекс. В момент российской «оранжевой» революции возможно столкновение этих украинских и российских «панцырей» ради сохране-ния ненасилия, что приведет к их взаимо-, самоуничтожению и высво-бождению русской (как украинской, так и российской) Национальной Души и одухотворению/вразумлению обоих народов.

Отсюда вытекает исключительно важная роль институтов Прези-дента Украины и России, которые, по определению, должны взять на себя миссию ответственных за «Киевскую Русь» как «Мать городов русских», как «Дом Богородицы» для «сбережения народа», как эпи-центр не только украинской, не только российской, но и общемировой души и выполнения Человечеством своего высшего предназначения. В этом заключается великий смысл насильственной «красной» революции, давшей «черновой» вариант ОВП, трансформирующейся в ненасильст-венную «оранжевую» ценой переживания и осмысления нашими наро-дами громадной «массы страданий» как переход к «чистовому» варианту ОВП.

Таким образом, необходимым условием формирования и развития ОВП является образование некоей геосоциокультурной целостности «Великого Востоко-Запада», способной устоять в катастрофе старой ци-вилизации. Она формируется поэтапно на душевно-психологическом уровне одновременно с Идеальной личностью в межличностных взаимо-отношениях «восточного» и «западного» человека, соответствующих «Великому Восточному» и «Великому Западному» обществам. Ради этого им необходимо пройти через «безумие» одухотворения/вразум-ления, которое для «восточного» эсхатологически ориентированного че-ловека является вполне приемлемым, а для «западного» человека сред-него класса – рассматривается как ненормальность и патология. Наиболее эффектив-ной является их душевно-психологическая гармония в совместном осуществлении дела жизни и достижении высшего пред-назначения, когда «восточный», ориентированный «на другого», обре-тает личностный и жизненный опыт «западного», ориентированного «на себя» и наоборот.

В таком глобальном процессе возникновения и развития ОВП просматриваются следующие характерные основные этапы.

Нулевой этап. На этом этапе находится современное общество. Это переход от примитивного «чернового» варианта формирования ОВП, наиболее полно реализованного в советской социалистической общест-венной формации, к полноценному «чистовому». При этом решаются задачи трансформации - полного разрушения (самоуничтожения) старого и возникновение зачатков нового.

На основании бердяевского культурно-психологического представ-ления о личности, «восточный» человек приемлющий коллективизм (коммунитарность и общительность), ориентирован на творение духа (духовного продукта) и осуществление дела жизни «для другого», за что ему приходится принимать неприемлемый тоталитаризм и ограниечение свободы, что активизирует праксис души, проявляющийся как страда-ние. Такая личность отличается внешним культурно-психологическим «панцырем», порожденным тоталитаризмом, но внутренней душевной свободой. «Западный» человек, приемлющий индивидуализм (власть и насилие над другими), ориентирован на осуществление дела жизни «для себя», за что ему приходится идти на неприемлемый конформизм, формируя потребительскую личность за счет «продажи» своей души. Это лишает его способности творить духовный продукт «для другого» и полноценно осуществлять дело жизни.

Таким образом, с «восточной» стороны в несвободном обществе сформировался человек с относительно свободной, но исстрадавшейся душой и личностью мученика, сохраненной способностью к творению духовного продукта и развитию разума. С «западной» стороны в относи-тельно свободном обществе сформировался человек с «проданной» (доб-ровольно заключенной в психологическую «клетку» из денег, власти, удовольствий) душой и потребительской личностью, не способной пол-ноценно творить духовный продукт и развивать разум.

Будучи в России в 1992 году, известный западный психолог В.Франкл неоднократно повторял, что тоталитаризм, идущий с востока, не менее страшен конформизма, идущего с запада. По нашему мнению, не случайно современный «западный» человек стремится на восток для реанимации своей души, часто пытаясь это делать путем уже привычных психологических манипу-ляций в виде всевозможных соблазнов «психо-терапией», «религией», рекламой некачественных товаров и т.п., постро-енных на удовольствиях и деньгах, что в конечном счете является паразитированием.

    Сейчас «черновой» этап завершился, и в бывшем социалистичес-ком постсоветском обществе созданы условия для выявления кандидатов на формирование «чистового» варианта, обладающих наибольшим уров-нем развития души и способностью творить духовный продукт. Для это-го постсоветское общество (особенно украинское) оказалось в условиях полной экономической («рыночной») и личностной свободы, способст-вующих ДЖ-самоопределению и выбору дальнейшего жизненного пути. Таким образом, благодаря сохранению души за счет ее изолирования от внешних соблазнов и удовольствий и угнетения «потребительской лич-ности», созданы условия для стохастического отбора ДЖ-личностей, ориентированных на достижение своего высшего предназначения. По-скольку таких людей оказывается мало, возникает необходимость в создании специальной ДЖ-практики, ориентированной на ДЖ-самооп-ределение и проведение отбора в масштабах всего мирового сообщества.

    На первом этапе формирования ОВП в мировом масштабе обра-уется восточная региональная область высшего предназначения - Великий Восток (Россия, Украина, некоторые другие страны бывшего СССР и соцлагеря, включая Китай и Индию). Объединятся человеческие, природные, интеллектуальные, экономические ресурсы. Это покажет приоритетность психологического прогресса (развития души и творения духовного продукта) перед технологическим и экономическим, пред-тавленным Великим Западом (Западная Европа, США и другие страны с «американским образом жизни»). Таким образом, появится одухотворен-ный регион, включающий почти половину территории и населения Земли, и сделает этот процесс необратимым. Здесь находит свое место Украина как транзитная страна, способная стать мостом между одухо-воряющимся Востоком и потребительски паразитирующим Западом.   

На втором этапе обостряется и доходят до предела противоречия на общественном и личностном душевном уровне между «восточным» и «западным» человеком, когда последний начинает замечать свою душев-ую несостоятельность, что потребует выхода на полномасштабный уро-ень взаимоотношения индивидуалистического (характерного для «запад-ого» человека) и коллективистского (характерного для «восточного» че-овека) факторов. Коллективистский фактор, построенный на высоком уровне душевного развития, и индивидуалистический фактор, основан-ный на высоких технологиях, во взаимопроникновении образуют единое целое. В итоге развитие души обретает, одновременно его одухотворяя, высокий уровень технологического обеспечения. Это позволит вывести творение духовного продукта и духовное производство в целом на наи-более высокий уровень, соответствующий аксиоме развития Разума.

На третьем этапе происходит окончательное формирование ОВП в рамках новой земной цивилизации. Возникает всеобщее стремление к полной гармонии в развитии души и творении духовного продукта на основе наивысшего технологического уровня. Душевно-духовные струк-туры «восточного» и «западного» человека объединяются. А это значит, что такой человек Великого Востоко-Запада наряду с внутренней ду-шевно-духовной свободой будет обладать такой же внешней, гео, со-циокультурной свободой, базирующейся на разумных/духовных науч-ных достижениях и высоких технологиях. Это и будет истинное разум-ное/духовное общество, основанное на фундаментальной христианской науке о человеке – то, что сейчас называют «Царство Божье на Земле».


Заключение

    Завершена вторая монография автора, направленная на исследо-вание стремления личности к достижению высшего предназначения че-ловека, заключающемся в дальнейшем развитии и наполнении Разума. Если в предыдущей, эмпирико-практической, исследовалось явление «духовноприродной психотерапии», что можно определить как некое действие по «одухотворению» ранее накопленных и постигнутых жиз-ненных смыслов, то нынешняя носит больше теоретический характер и определяется как «смыслообразование», в результате которого разрабо-тано новое категориальное понятие «дело жизни». Также предложена его парадигма, включающая «деложизненную» личность, «деложизненную» методологию, «деложизненную» практику, а также «деложизненное» самоопределение, «деложизненный» формат, «деложизненный» мотив и др.

    В процессе творческих поисков было обнаружено, что в решении таких глобальных проблем наиболее весомым методологическим инстру-ментом становится христианский постулат Триединства, рассматривае-мый не в религиозно-символическом, основанном на вере, а в научном представлении, основанном на фундаментальных физических законах и истинном знании (подобно тому, как это предложено в «философии ненасильственного развития» И.Н.Острецова). Такой подход раскрывает перспективы дальнейшего исследования путей развития человека и личности, где основой становится «деложизненная» личность как «богоподобная», предусматривающая возможность создания «общества высшего предназначения». В контексте таких рассуждений стают воз-можными смысло-логические аналогии предлагаемого «деложизнен-ного» подхода с указанным фундамен-тальным христианским постула-том, когда «деложизненная» методология на смысловом уровне может ассоциироваться с «отцом» как Творцом (универсумным методом фор-мирования и наполнения Разума), «деложизненная» личность – с «сы-ном», а «деложизненная» практика, являющаяся основным средством духовного производства - со «святым духом».

В монографии сделана попытка осуществления функции своеоб-разного «стрелочника», - предложен способ перехода на «путь» жизне-творения, ведущий человека к развитию как духовной субстанции. Такой подход ведет к приоритету духовного производства и формированию духовной автономности (независимости). Речь идет о возможности свое-образного «чуда», которое могли бы сотворить народы бывшего СССР, прежде всего русский и украинский. И это не экономическое чудо. Оно совершенно иного рода и сущности, основанное на прорыве духовного развития личности. Его основная идея состоит в потенциальной возмож-ности высвобождения громадного духовного потенциала, накопившегося в культурно-исторических корнях наших народов, способного обеспе-чить их духовную автономию, вывести на самостоятельную орбиту сво-бодного полета. А неутихающий, но нарастающий геосоциальный обще-цивилизационный кризис в этом случае создает благоприятные условия, стремление к преодолению которых может привести к так долго ожидаемой цели.  


В ремя перемен

(вместо послесловия)

Современному поколению пришлось жить во время радикального изменения смысла человеческого существования. В предыдущей исто-рии человечества подобное происходило единственный раз. Автор дан-ной книги верно заостряет внимание на ключевой мысли в рассуждении о богочеловечестве одного из наиболее ярких русских христианских философов Вл. С. Соловьева о том, что человеческое начало есть отно-шение, сущностью которого является разум. Далее он очень точно выде-ляет следующее: «Если отношение состоит в прямом и непосредст-венном подчинении природного начала божественному, то мы имеем первобытного человека; если действительность человека принадлежит его материальному началу, тогда мы имеем человека природного; если человеческая жизнь состоит в деятельном согласовании природного начала с божественным, такое отношение составляет духовного человека».

 Первый революционный скачок в развитии человеческой цивили-зации заключался в осознании человеком своих возможностей в матери-альном мире и выработке таких организационных форм существования, которые позволили на осознанном уровне использовать возможности природы в интересах человека. Результатом такого осознания явилась наука об окружающем нас мире. Основные принципы построения орга-низационных форм и отношений между людьми в этот период были даны пророком Моисеем в Ветхом Завете в виде Моисеева Закона или Десяти Заповедей. Однако, несмотря на то, что Моисеев Закон обеспечил материалистическое развитие человеческой цивилизации, он оказался настолько противоестественен истинной сути человека разумного, что уже на заре материалистической эпохи в мир пришёл Христос с «Новым Заветом», возвестившим неизбежность наступления эры истинно чело-веческих отношений между людьми. Без этого человечество не смогло бы выжить в материалистическую эпоху, эпоху жесткого дарвинистского отбора, безоговорочно отвергающего духовную суть человека. В течение двух тысяч лет «Новый Завет» явился тем светочем, который спас род человеческий от самоуничтожения.

«Христос сказал им [фарисеям]: Закон [Моисеев] и пророки до Иоанна [Крестителя]; с сего времени Царствие Божие благовествуется» (Лк.16:16).

Сегодня Ветхий Завет полностью себя исчерпал и превратился в угрозу возможности существования и дальнейшего развития «человека духовного». Моисеев закон в Евангелии называется «иудейским», «зако-ном заповеди плотской», «законом греха и смерти». « Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1:17). «Конец [Моисеева] закона - Христос» (Рим. 9:31-10:4).

В соответствии с этим автор пишет: «С наступлением христианс-кой эпохи высшее предназначение становится основной идеей развития общества и личности как «богоподобной».

Современный мир радикально изменяется. Автор дает эффектив-ный инструмент такого изменения - психологическую категорию «дело жизни». Благодаря этому становится возможным создать новую пара-дигму психологической науки и практики, ориентированную на активи-зацию души как основного предмета и средства духовного развития человека и общества.

Написав эту книгу, автор, безусловно, внес значительный вклад в осмысление нашей эпохи и реальных методов «создания» нового человека.

Игорь Николаевич Острецов,

доктор технических наук, профессор,

 автор «философии ненасильственного развития»,
г.Москва

 

Напоследок хочется обратиться к читателю с пророческими словами священника Джона Донна, подхваченными писателем

Эрнестом Хемингуэем:

…не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе .

 

 

 

 


Литература

Абульханова -Славская К.А. (1991). Стратегия жизни. М.: Мысль. 299 с.

Абульханова К.А. (1999). Психология и сознание личности. М.; Воронеж.

Агапов Д.А.(2006). Нарративный дискурс как метод исторической пси-хологии / История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи» / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Издательство «Институт психологии РАН». С. 447-453.

Акмеология (2002).  Акмеология: Учебник / Под ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС. 605с.

Алексеев П.В. (2003). Социальная философия: Учебное пособие. М.: ООО ТК Велби. 256 с.

Ананьев Б.Г. (1980). Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика. 232 с.    

Ананьев Б.Г. (2001). Человек как предмет познания. СПб: Питер.

Андронов В.П. (2002). Духовность профессионала // Интеграция образования, №4. С.160-165.

Анисимова М. М.  (2006). Системное понимание психологии как науки в трудах П.Д. Успенского // Вестник интегративной психологии, Вып. 4. / http://drupal.psichosfera.ru/nodo/1186.

Асмолов А.Г. (2002.) По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл. 480с.

Афонін Е., Донченко О., Антонечко В. (2006). Психокультура України: «помаранчевий перехід» // Соціальна психологія, №4.

Бабенчиков В.П. (1935). Пещерный комплекс Шулдана // Материалы Эски-керменской экспедиции. Известия института истории материальной культуры. Вып. 117. М.; Л.

Байденко В.И. (2003). Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет. 128 с.

Баканова А.А. (2000). Отношение к жизни и смерти в критических жизнен-ных ситуациях. Автореферат дис.  кандидата психологических наук. Санкт-Петербург.

Балл Г.А. (2006). Психология в рациогуманитической перспективе: Избранные работы.-К.: Изд-во Основа. 408с.

Батышев С.Я. (1997). Блочно-модульное обучение. М. 256 с.

Бахтин М.М. (1986). К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М. С.80-160.

Белорусов С.А. (2000). Психология и проблема бесоодержимости // Журнал практического психолога, №10-11. С.25-51.

Бенеш Н. Л. (2007). Психологические механизмы эмпатии в актерской психотехнике. Автореферат дис. … кандидата психологических наук. Хабаровск. 24с.

Бердяев Н. (1990). Судьбы России. Опыты по психологии войны и национальности.- М.: Мысль. 206с.

Бердяев Н.А. (1999). Самосознание: Сочинения.- М.: ЗАО Изд-во ЄКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио. 624с.

Бердяев Н.А. (2001). О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Путь в философию. Антология. — М., 2001. 350 с.

Бимбат С.Д. (2004). Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике//Журнал практической психологи и психоанализа, №1.

Бодалев А.А. (1993). О предмете акмеологии // Психологический журнал, № 5.- Т.14.

С. 73-79.

Бодалев А.А., Ганжин В.Т., Деркач А.А. (2000). Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (и акме как интегральная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения человека) // Мир психологии, №1. С.89-108.

Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. (2003). Как становятся великими или выдающимися? - М.: Изд-во Института Психотерапии. 287 с.

Божович Л.И. (1997). Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОДЭК. 352 с.

Болонский процесс (2002). Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под ред. В.И. Байденко.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 408 с.

Бондаренко А.Ф. (1991). Социальная психотерапия личности

(психосемантической подход). Л.: КГПИИЯ. С. 25-38

Бондаренко А.Ф. (1993). Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский Психотерапевтический Журнала, №1.

Бондаренко А.Ф. (1997). Психологическая помощь: терапия и практика: (Учеб. пособие для студентов ст. курсов психол. фак. и отд-ний ун-тов).- К.: Укртехпресс. 216 с.

Бондаренко А. Ф. (2007). Субъектность личности: этическое измерение и предмет отечественной психотерапевтической практики // Журнал практикуючого психолога,Випуск 13.

Братусь Б. С. (1993). От гуманитарной парадигмы в психологии к парадигме эсхатологической // Вопросы философии, №5. С. 3 – 43.

Братусь Б.С. (1997). К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии, №5. С.3-20.

Братусь Б.С. (2000). Психология - наука о психике или о душе? // Человек, № 4.

Брушлинский А.В. (1993). Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал, № 6.

Буданцев Ю.П. (2001). Смысл жизни народа // Психологические и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-V симпозиумов / Психологический институт РАО / Редкол.:Чудновский В.Э. и др.- М.: Ось-89. С.108-115.

Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. (1998). Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство. 263 с.

Буякас Т.М. (2000а). Личностное развитие в условиях работы самопо-нимания опосредованной символики // Вопросы психологии, № 1. С. 96-108.

Буякас Т.М. (2000б). О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, №31. С.56-62.            

Буякас Т. М. (2002). Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии, № 2. С. 28-39

Бех І.Д. (2006). Справедливість-несправедливість у міжособистісних взаєминах // Педагогіка і психологія, №1. С.5-14.

Білоконь І. (2004). Політичні події кінця 2004 року і соціально-політичні настановлення молоді // Соціальна психологія, №4. С.21-31.

Боришевський М.Й. (2000). Національна самосвідомість у громадянському становленні особистості.- Київ. 63 с.

Василюк Ф.Е. (1984). Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).- М.: Изд-во Моск.ун-та. 200 с.

Василюк Ф.Е. (1988). Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии, №5. С. 27-37.

Василюк Ф. Е. (1991). Пережить горе / В кн.: Человеческое в человеке.— М. С. 230–

247.

Василюк Ф.Е. (1992). От психологической практики к психологической теории // Московский психотерапевтический журнал. №1. С.15-32.

Василюк Ф.Е. (1996). Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии, №6. С.25-34.

Василюк Ф.Е. (1998). Психотехнический анализ психотерапевтического процесса // Вопросы психологии, №6. С.40-47.

Василюк Ф.Е.(2005).Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования).-М.: Смысл. 191 с.

Василюк Ф. Е. (2007). Понимающая психотерапия как психотехническая система. Автореферат дисс. … доктора психологических наук. М. 46с.

Вербицкий А.А. (1991). Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. − М.: Высшая школа, 1991. – 208 с.

Вернадский В.И. (1989). Биосфера и ноосфера / Вернадский В.И. М.: Наука. 262.с.

Вернадский В.И. (2002). Биосфера и ноосфера / В.И.Вернадский. М.: Айрис-Пресс. 575 с.

Войтыла К. (2003). Личность и поступок // Иоанн Павел II. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Изд-во францисканцев. С. 61‑449.

Волкова Е.Н. (1998). Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. дис. ... кандидата педагогических наук. М.

Выготский Л.С. (1982а). Собр. соч.: В 6-ти т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р.Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика. 488с.

Выготский Л .С. (1982б). Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика.

Выготский Л.С. (2000). Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс. 1008 с.

Вільна людина... (2005). Вільна людина у справедливій державі – найвища цінність нового уряду (2005) // Урядовий кур’єр, 5 лютого, №22. С.3.

Гегель Г.В.Ф. (1999). Лекции по эстетике. В 2-х т. Т. I.СПб.

Гинзбург М.Р. (1988). Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, №2. С.19-27.

Гинзбург М.Р. (1994). Психологическое содержание личностного само-определения // Вопросы психологии, № 3. С. 43 – 52.

Гинзбург М.Р. (1995). Психологическое содержание жизненного поля лич-ности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире, №3.С.21-27.

Гирусов Э.В. (2003). Ноосферный императив пайдейи XXI в. // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 10-я юбил. междунар. конф. Крым 2003: Тр. конф. М. Т. 2. С. 573-576.

Головаха Е.И. (1998). Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка. 144 с.

Головаха Е.И. (2000). Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. С.23-56.

Гриншпун И. Б., Морозова Е. А. (2000). Психодрама // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр. С. 301-342.

Гроф С. (2000). За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.: Институт Трансперсональной Психологии, изд. Института Психотерапии. 497с.

Гумилев Л.Н (1989). Этногенез и биосфера Земли. Л. Изд-во ЛГУ. 496 с.

Головаха Є.I. (2005). Революцiя очiкувань // Сподiвання на iншу Україну. Президентськi вибори-2004 та навколо них: думки, настрої, оцiнки людей. К.: IС НАНУ. С.32-39.

Гусейнов А.А. (2009). Философские заметки // Вопросы философии, №10. С. 3-16.

Гордієнко М. (2006). Феномен новітньої української революції: криза ідентичності чи шлях до оптимального розвитку національної державності // Персонал, №1.

Губенко О.В. (2005а). Революція в революції, або психологічні проблеми соціальної творчості // Практична психологія і соціальна робота, №8. С.75-80.

Губенко О.В. (2005б). Феномен Віктора Ющенка // Практична психологія і соціальна робота, №4. С.78-80.

Джемс В. (1910). Многообразие религиозного опыта / Пер.с англ.В.Г.Малахиевой-Миронович и М.В.Шик под ред.С.В.Лурье.-М., Издание журнала «Русская мысль». 519с.

Донченко А. (1994). Социэтальная психика. Киев: Наукова думка. 236 с.

Достоевский Ф.М. (1981). ПСС. Т.23. Л.: Наука, Ленинградской отделение. 423с.

Дроздова М. (2005). Динаміка політичної свідомості у процесі виборчої кампанії 2004 року // Соціальна психологія, №4. С.32-43.

Жданов И.А., Ткаченко А.А. (1992). Проблема занятости и практика профессиональной диагностики. Кировоград. 85с.

Захарова А. В. (1980). Генезис самооценки: Автореф. дис. … доктора психологических наук / АПН СССР, Инст. общей и педагогической психологии. М. 44с.

Захарова А. В. (1998). Генезис самооценки. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 135 с.

Зейгарник Б.В. (1981). Понятия квазипотребности и психологического поля в теории К. Левина / Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С.18—32, 43—51

Зеленский В. (2000). Толковый Словарь аналитической психологии. Изд.: БАК. 320с.

Зенько Ю. М . (2000). Трехвековой диалог психологии и религии в России // Христианское чтение: журнал СПб ДА, №19. С. 82-165.

Зинченко В.П. (1993а). Культурно-историческая психология: опыт амплификации // Вопросы психологи, №4. С.5-15.

Зинченко В.П. (1993б). Кризис или катастрофа? Психология и новые идеалы научности (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, №5. С. 3 - 43.

Зинченко В.П. (1997). Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М.: Новая школа.

Знаков В.В. (1994). Категории правды и лжи в русской духовной традиции и современной психологии понимания // Вопросы психологии, №2.

Знаков В.В.(1999). Психология понимания правды. СПб.: Изд. Алатея. 282 с.

Зойя Л. (2004). Индивидуация и пайдейя // Журнал практической
психологии и психоанализа, №2.

Зливков В. (2005). Психологія перемоги: віртуальні та реальні чинники // Соціальна психологія, №3. С.33-41.

Ермолаев В. Ю.(1989).  Толковый словарь понятий и терминов / Под ред. Л.Н.Гумилева, в книге: Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ.

Иванов В.А. (2003). Психология, сновидения, рефлексы /

 http://psy.tom.ru).http://psy.tom.ru/article.html.

Иоанн Златоуст. - П.с.с.-Т.3. С.205. /

http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z03_1/t03_1.htm#begin

Исаев Т.Е. (2002). Личностно ориентированный подход к оценке деятельности преподавателя высшей школы // Интеграция образования, №4. С.67-71.

Йегер В. (2001). Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 1 Перевод с немецкого А. И. Любжина М., Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина. 393 с.

Каковы... (2003). Каковы, социально-психологические последствия Голодомора?// День, №212.

Кант И. (1964а). Критика чистого разума // Соч. в 6т. Т.2. М. С.206.

Кант И. (1964б). Критика чистого разума // Соч. в 6т. Т.3. М. С.661.

Карпец А. (2004). Пророк высшего предназначения и космического смысла // Зеркало недели, № 10.

Касавин И.Т. (2002). Ситуационные исследования и специальный эпистемологический статус социальной философии // Социемы. Екатеринбург, № 8.

Ксендзюк А. ( 2004). Человек неведомый: Толтекский путь усиления осознания. М.: ИД София. 368 с.

Климов Е.А. (1996а). Психология профессионала. М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК. 400 с.

Климов Е.А. (1996б). Психология профессионального самоопределения. Учебн.пособ. Ростов-на-Дону. 509 с.

Клюева Н.В. (2001). Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Ярославль.

Коваленко М.И. (1999). Пассионарность как психологический феномен // Сб. научных трудов «Психологические проблемы самореализации личности». Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой.  Изд. СПб Ун-та.

Козлов В.В. (2001а). Духовные странствия: три тропы. Заметки по психологии духовности. Ярославль. 288с.

Козлов В.В. (2001б). Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. М.: Изд-во Института Психотерапии. 384с.

Коменский Я. (1989). Великая дидактика // Педагогическое насление. М., 1989.

Кон И.С. (1984). Впоисках себя(Личность и ее самосознание). М. :Политиздат.  335 с.

Корецкая М. А. (2007). Интеллектуалы и власть. Эпизод I: кризис античной пайдейи // Вестник Самарской Гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». №2. С.32-41.

Куликова Т. И. (2004). Психолого-педагогические стратегии развития субъективности современного подростка / Автореферат дис. … кандидата психологических наук. М. 18с

Куликова Т.И. Субъектность как центральное образование человеческой реальности / http://www.universitys.ru/j/images/stories/nir/11/kylikova.pdf

Кміта Є.В. (2005). Методика навчання пілотів веденню радіообміну на міжнародних повітряних трасах в умовах дефіціту часу / Автореферат дис. … кандидата педагогічних наук. Київ. 20 с.

Кремень В.Г. (2001). Освіта в Україні: стан і перспективи розвитку // Неперервна професійна освіта: теорія і практика: Збірник наукових праць / За ред.І.А.Зязюна та Н.Г.Ничкало. У двох частинах. Ч.1. К. С.5-14.

Кремень В.Г. (2003). Освіта і наука України. Шляхи модернізації (факти, роздуми, перспективи). К.: Грамота. 216с.

Кремень В.Г. (2006а). Якісна освіта: сучасні вимоги // Педагогіка і психологія, №4. С.5-19.

Кремень В.Г. (2006б). Людино центризм в освіті: сучасний напрям розвитку духовності нації // Педагогіка і психологія, №2. С.17-31.

Кремень, В.Г. (2008). Трансформація особистості в освітньому просторі сучасної цивілізації // Педагогіка і психологія, № 2. С. 5-14.

Кушнір В. (2007). Духовність в особистості учителя // Соціальна психологія, №4. С.124-142.

Левин К. (2001). Динамическая психология: Избранные труды. Смысл. 572с.

Леонтьев А.Н. (1968). Проблемы развития психики. М.: Мысль.

Леонтьев А.Н. (1983). Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.2. М.: Педагогика. 320с.

Леонтьев А.Н. (1994). Философия психологии: из научного наследия / Под ред. А.А.Леонтьева, Д.А.Леонтьева. М.: Изд-во Моск.ун-та. 287с.

Леонтьев Д.А. (1999). Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл. 487с.

Леонтьев Д. А. (2006). К психологии поступка // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия, № 2. /  http://www.existradi.ru/n9_leon.html

Лосев А.Ф. (1991). Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат. 525с.

Лосский В. (2000). Богословское понятие человеческой личности / Сб.статей В.Лосского «Богословие и Боговидение». М., Издательство Свято-Владимирского братства / http://psylib.org.ua/books/lossv04/txt06.htm

Лоргус А. (2006). Опыт методологического анализа психологических категорий: психика, душа и личность / Рождественские чтения. Секция православной психологии. 2006. /  http://www.fapsyrou.ru/rozhdest_chten06.php#lorgus

Лоргус А. (2005). Психологическая практика и пастырское служение: сравнительный психологический анализ // Русское православие /   http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ns_file.cgi?2+2_262

Любимова Г.Ю. (2000). От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вест.Моск.ун-та., серия 14. Психология, №1. С.48-56.

Луковенко Ю., Магера Н., Фурман А., Якушик В. (2006). Півтора роки після Помаранчевої революції. Оцінка ситуації і перспективи // Психологія і суспільство, №2. С.5-20.

Магнуссон Д. (1983). Ситуационный анализ: Эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психологический журнал, № 2.

Макаров Р.Н. (1990). Основы формирования профессиональной надежности летного состава гражданской авиации: Учебное пособие. М.: Воздушный транспорт. 384 с.

Маркелова Т.В. (2000). Субъектность как фактор успешности педагогической деятельности офицера вооруженных сил. Диссертация ... кандидата психологических наук. Н. Новгород: Изд-во НИРО.

Маркс К. (1967). ПСС. т. 26, ч. I.

Маркс.К. (1973). Капитал. Критика политической экономии. В 3-х т. Т.1. М.: Политиздат. 907с.

Маслоу А. (1997). Психология бытия. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер. 304с.

Маслоу А. (1999а). Мотивация и личность / Перевод А.М.Татлыбаевой. СПб.: Евразия.

Маслоу А. (1999б) Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл.

Матушанский Г.У. (2000а). Подготовка, переподготовка и повышение квалификации научно-педагогических и инженерных кадров России // Educational Technology & Society. - 2000., №3 (3). pp.535-537.

Матушанский Г.У. (2000б). Образовательные маршруты подготовки педагогических и инженерных кадров в Российской и зарубежной высшей школе // Educational Technology & Society. - 2000., №3 (3). pp.557-563.

Микешина Л.А. (2002). Философия познания: Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция. 624 с.

Мелехов Д. Е. (1997). Психиатрия и проблемы духовной жизни // Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни: Сборник памяти доктора медицинских наук, профессора Д. Е. Мелехова. М.: Свято-Филаретовская Московская высшая православно-христианская школа. С. 5–61.

Мельник С.  ( 2005). На почве голода // Научно-культурологический журнал. История, №1. С. 103. / http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=308&level1=main&level2=articles

Мень А. (1998). Сын человеческий / Изд. третье, переработанное и дополненное. FOYER ORIENTAL CHRETIEN, 206, Av.de la Couronne, 1050 Bruxelles-Belgique.  493c. Минаева Н. С. (2005). К вопросу о понятии «душа» в психологии / Н. С. Минаева // Известия Уральского государственного университета, № 39. С. 253-265.

Могаричев Ю.М. ( 2005 ). Шулдан / «Пещерные города» в Крыму. Симферополь: СОНАТ. С.96-99.

Моисеев Н.Н . (2000). Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Языки рус. культуры. 224 с.

Морозова И.С., Будич Н.Ю. (2005). Личностное самоопределение в период взрослости // Вестник Кемеровского Государственного Университета, №2 (22). Кемерово: Компания ЮНИТИ. / http://hpsy.ru/public/x2466.htm

Мухаметзянова Ф.Г. (2002). Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения: теория и практика // Автореферат диссертации … доктора педагогических наук. Киров.

М’ясоїд П. (2004). Наука і практика у роботі психолога // Психологія і суспільство, №3. С.5-74.

Назаров В.Н. (1996). Философия в вопросах и ответах: Опыт философской пропедевтики. Тула.

Нысанбаев А., Курганская В. (2001). Философия и образование: поиск согласия // Высшее образование в России, №1. С. 39-53.

Найдьонова Л.М. (2005). Емоційні стани учасників масових політичних акцій в контексті дружніх стосунків // Практична психологія та соціальна робота, №10. С.65-68.

Національна доктрина... (2002). Національна доктрина розвитку освіти України у XXI столітті // Освіта, 24-31 жовт. С.8-9.

Неперервна... (2001). Неперервна професійна освіта: теорія і практика / Зб. наук. праць. За ред. І.А.Зязюна та Н.Г.Ничкало.У 2.ч. Ч.1 К. 391с.

Ожегов И.С. (1983). Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой.-14-е изд., стереотип. М.: Рус.яз. 816с.

Освенцим... (1991). Освенцим глазами СС / Р.Гесс, П.Броад, И.П.Кремер / Под ред. К.Смолень, Т.Ивашко, Ф.Пипер, И.Польская, Т.Свебоцкая, Д.Чех, Б.Ярош.-Варшава: Издательство Интерпресс. 237с.

Осипов В. И. (2004). История природных катастроф на Земле // Вестник Российской Академии Наук.  Том 74, №11. С. 998-1005

Осмонова Н.И. (2004). Назначение человека в философии И. Канта и Н.А. Бердяева // Кантовские чтения в КРСУ; Общечеловеческое и национальное в философии: II международная научно-практическая конференция КРСУ. Материалы выступлений / Под общ.ред. И.И. Ивановой. Бишкек. С.84-91

Осницкий А.К. (1996). Проблемы исследования субъективной активности // Вопросы психологии, № 1.

Острецов И. (2002). Введение в философию ненасильственного развития: Монография. Ростов на Дону, Комплекс. 231 с.

Обушний М. Воропаєва Т. (2009). Політико-психологічні аспекти Голодомору 1932-1933років // Соціальна психологія, №2. С.39-49.

Основи... (1995). Основи психології: Підручник / За заг. ред. О.В.Киричука, В.А.Роменця. К.: Либідь. 632с.

Панов А.Д. (2004). Кризис планетарного цикла Универсальной истории // Вселенная, пространство, время, №2.

Парсонс Т. (2000). О структуре социального действия. М.

Паттерсон С.Х., Уоткинс С.Э. (2004). Гештальт-терапия: Перлз // Журнал практической психологии и психоанализа, №1, 2004. 

Паттерсон С.Х., Уоткенс С.Э. (2004). Теории психотерапии. ПИТЕР, 5-е изд. 544с.

Петровский В. А. (1993). Феномен субъектности в психологии личности / Дис. ... доктора психол. наук. М. 576 с.

Петровский В.А. (1996). Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс. 512с.

Петровский А.В., Ярошевский, М.Г. (1998). Психология. М.

Петухов В.В., Столин В.В. (1989). Психология: Методические указания. М.: Изд-во Моск. ун-та.

Платон. (1999). Филеб. Государство. Тимей. Критий. / Пер. с древне-греч.; общ. Ред. А.Ф. Лосева и др. М.: Изд-во Мысль. 656 с.

Платонов К.К. (1972). О системе психологии. М.: Мысль. 216с.

Пономаренко В.А. (1991). Размышления о школе // Вопросы психологии, №2.-С.5-14.

Пономаренко В.А. (1997). Психология духовности профессионала. М. 289с.

Пономаренко В.А. (1998). Авиация. Человек. Дух. М.: ИП РАН Универсум. 320 с.

Пономаренко В.А. (2004). Психология духовности профессионала. М.: ПЕР СЭ. 256с.

Поппер К. Р. (1992а). Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. Пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива». 448 с.

Поппер К. Р. (1992б). Открытое общество и его враги. Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. Пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 528 с.

Пригожин И., Стенгерс И. (1986). Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс. 432с.

Пригожин И. (1991). Философия нестабильности // Вопросы философии, №6. С. 46—57.

Присняков В.Ф., Приснякова Л.М. ( 2004). Человеческий капитал как интеллектуальная сила. Опыт математического моделирования. Монография. Днепропетровск. 225с

Присняков В. Ф. (2005). Власть. Террор. Революция. Катастрофы в гуманитарных процессах. Монография. Днепропетровск. 192с.

Пряжников Н.С. (1996а). Профессиональное и личностное самоопределение. М.: изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОДЭК. 256 с.

Пряжников Н.С. (1996б). Психология элитарности. М. Воронеж: Инс-т практической псих.; НПО Модек. 512с.

Психология... (2000). Психология ХХІ века: Пророчества и прогнозы // Вопросы психологии, № 1. С. 3-36.

Психологический словарь... (1983). Психологический словарь (1983) / Под ред. В.В.Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика. 448с.

Психология. Словарь... (1990).Психология. Словарь (1990) / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат. 494с.

Пашукова Т. (2005). Імідж України і Росії в умовах політичних змін // Соціальна психологія, №5. С.3-15.

Пащенко Г.С. (2003). Методика навчання курсантів-пілотів льотної експлуатації повітряних суден на міжнародних авіалініях. Автореферат дисертації … кандидата педагогічних наук. Харків. 19 с.

Півень В.В. (2001). Професійна підготовка пілотів до ведення радіообміну на міжнародних повітряних трасах. Автореферат дисертації … кандидата педагогічних наук. Кривий Ріг. 20 с.

Райх В. (1999). Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков: Перевод / Общ.ред. и вступ. ст. А.В. Россохина. М.: Республика. 461с.

Роджерс К. (1997).  В мире советского профессионала // Журнал практического психолога, N 3. С. 92-111.

Роменец В.А. (1989). Жизнь и смерть в научном и религиозном истолковании. К.: Здоров’я. 191с.

Рубинштейн С.Л. (1976). Проблемы общей психологии. Изд. 2. Отв.ред. Е.В.Шорохова. М.: Педагогика. 416с.

Рубинштейн С.Л. (2002). Основы общей психологии. СПб.: Питер. 720с.

Рудестам К. (1998). Групповая психотерапия. Спб.: Питер Ком. 384с.

Ручка А.А. (2005). «Посторанжевые» ощущения граждан или кто «выиграл» и кто «проиграл» в результате «оранжевой» революции в Украине // Вестник общественного мнения, № 6. С.17-24.

Роменець В.А. (1983). Історія психології стародавнього світу і середніх віків: Навч. посібник., К.: Вища школа. 415с.

Роменець В.А. (1990). Історія психології ХVІІ століття: Навч. посібник., К.: Вища школа. 365с.

Роменець В.А. (1993). Історія психології епохи Просвітництва: Навч. посібник, К.: Вища школа. 568с.

Роменець В.А. (1995). Історія психології ХІХ-початку ХХ століття: Навч. Посібник, К. 614с.

Роменець В.А., Маноха І.П. (1998). Історія психології ХХ століття: Навч. Посібник, К.: Либідь. 992с.

Роменець В. (2000). Вчинкова організація канонічної психології // Психологія і суспільство, №2. С.25-57.

Роменець В.А. (2001) .Психологія творчості: Навч. посібник. 2-ге вид., доп. К.: Либідь, 2001. 288с.

Савельев А. (2003). Реформы высшего образования в Российской Федерации // Высшая школа Украины, №3. С.11-20.

Священник Родион. (1999). Люди и демоны. Образы искушения современного человека падшими духами. Изд. Отдел Украинской Православной Церкви. С.60.

Сергеев К.А., Слинин Я.А. (1992). «Феноменология духа» Гегеля как наука об опыте познания / В кн.: Г.Гегель. Феноменология духа. СПб.: Наука. С.7-17.

Серегина И.А. (1999). Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. М.

Слисаренко И. (2005). Международный имидж Украины после «Оранжевой революции»: информационные вызовы // Персонал, №2. С.26-36.

Слободчиков В.И., Исаев, Е.И. (2000). Психология развития человека. М.

Словарь... (1908). Словарь современного русского литературного языка. Издательство Академии наук СССР. М-Л.

Словарь русского... (1961).  Словарь русского языка. М.

Смысл... (2004). Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2ч./ Под ред.А.А.Бодалева, Г.А.Вайзер, Н.А.Карповой, В.Э.Чудновского. М.: Смысл.

Соколов В.М. (1996). Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. 116с.

Соколова Е.Е. (1999). Идеи А.Н. Леонтьева и его школы о поступке как единице анализа личности в их значении для исторической психологии // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. М.: Смысл. С. 80‑117.

Соловьев Вл.С. (1999). Чтение о Богочеловечестве // Соловьев Вл. С. Спор о справедливости: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио. 864с.

Солженицын А.И. (1990). Как нам обустроить Россию // Комсомольская правда. Специальный выпуск. Брошюра в газете.

Социальная философия / http://socfil.narod.ru/glava_7.htm.

СтаниславскийК.С. (1989). Работа актера над собой / В кн.: К.С.Станиславский. Собрание сочинений в девяти томах. Том 2. М.: Искусство.

Степаненко В. (2006). Оранжевая революция — aftermath: природа событий и особенности национальной гражданской активности / http://www.polit.ru/research/2006/02/27/aftemath.html

Степанский В.И. (1991). Свойства субъектности как предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии, № 5.

Суходольский Г.В. (1976). Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.: ЛГУ. 120с.

Селезньов О.В. (2004). Методика професійної підготовки курсантів-штурманів до дій в екстремальних умовах. Автореферат дисертації … кандидата педагогічних наук. Харків. 18с.

Сіненко Д.В. (2008). Методика оцінки навичок пілотування курсантів-льотчиків в процесі льотної підготовки. Дисертація … кандидата педагогічних наук. Харків. 214 с.

Сподiвання... (2005). Сподiвання на iншу Україну. Президентськi вибори – 2004 та навколо них: думки, настрої, оцiнки людей . К.: IС НАН України. 88 с.

Стасюк О. О. (2007). Деформація традиційної культури українців в кінці 20-х - на початку 30-х років ХХ ст. / Дисертація … кандидата історичних наук: Київський національний ун-т ім. Тараса Шевченка. К.

Степаненко В.П. (2005). Українська суспiльна трансформацiя крiзь призму помаранчевої революцiї // Полiтичний портрет України, № 32. С.34-46.

Степаненко В. (2005).«Нас не подолати!» Соціокультурні аспекти «Помаранчевої» революції // Практична психологія і соціальна робота, №4. С.74-77.

Тарнавская Т.В. (2008). Методика обучения будущих диспетчеров управлению воздушным движением в экстремальных ситуациях на международных воздушных трассах. Диссертация … кандидата педагогических наук. Харьков.

Татенко В.А. (1995). Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал, № 3.

Татенко В.А. (2004). Объект, предмет и метод психологии как субъекта познания // Матеріали Всеукраїнської науково-практичної конференції «Перспективи розвитку соціогуманітарних наук у класичних університетах» (соціологія, психологія, педагогіка): Зб. наук. Праць. К.: Видавничо-поліграфічний центр «Київський університет». С. 60-66.

Ткаченко А.А. (1988). Организационно-дидактические основы специальной теоретической подготовки курсантов-пилотов летных училищ гражданской авиации. Диссертаци … кандидата педагогических наук. Казань.

Ткаченко А.А., Харченко М.Н. (1995). Специализированный семинар для безработных // Человек и работа, №7. С.47-53.

Ткаченко А.А. (1996). Организационно-дидактическая концепция профес-сионального консультирования // Человек и работа, №7. С.39-46.

Ткаченко А.А. (2001а). Духовно-природная психотерапия. (Эсхатологический аспект). Личностная и профессиональная элитарность. Кировоград: КОД.  220с.

Ткаченко А.А. (2002а). Эмпирическая концепция психосоциальной технологии духовно-профессионального самоопределения // Социальная психология XXI столетия / Под ред. В.В.Козлова. В 3.-х т. Т.3. Ярославль. С. 186-190.

Ткаченко А.А. (2004). Понятие «дело жизни» и акме / Смисл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч./ Под ред. А.А.Бодалева, Г.А.Вайзер, Н.Л.Карповой, В.Э.Чудновского. Ч.1. М.: Смисл. С.237-239.

Ткаченко А.А. (2009б). «Деложизненный» подход в практике профессиональной подготовки // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение», №2. / http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/Tkachenko/

Толстой Л.Н. (1952а). Полн.собр.соч. В 90 т. Т.48. - М.: Гос. изд. худ. лит-ры, 1952.- 539 с.

Толстой Л.Н. (1952б). Полн.собр.соч. В 90 т. Т.50. М.: Гос. изд. худ. лит-ры.  352 с.

Толстой Л.Н. (1952в). Полн.собр.соч. В 90 т. Т.51. М.: Гос. изд. худ. лит-ры.  289 с.

Толстой Л.Н. (1953). Полн.собр.соч. В 90 т. Т. 53. М.: Гос.изд.худ.лит-ры. 561с.

Троцук И.В. (2005). Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках // Вестник РУДН, № 6-7. С. 56-74.

Тюгашев Е.А. (2009). Ситуация как категория социокультурного анализа: Парсонс - Ясперс - Гегель // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. Вып. XI / Под ред. М.В. Удальцовой. Новосибирск: НГУЭУ. С. 23-32.

Ткаченко О.А. (2001б). Психологічні аспекти розвитку особистості спеціаліста у системі неперервної професійної освіти // Неперервна професійна освіта: теорія і практика: Зб.наук.праць./За ред. І.А.Зязюна, Н.Г.Ничкало.-У 2-х ч. Ч. 1.- К. С.310-314.

Ткаченко О.А. (2002б). Деякі психологічні аспекти становлення професіонала в іпостасі психолога-духівника // Теоретико-методологічні проблеми генетичної психології: Матер.міжнар.наук.конф., присв. 35-річчю науков. та пед. діяльн. акад. С.Д.Максименка.- у 4-х т. Т.4.- К.: Міленіум. С. 371-375.

Ткаченко О. (2005а). «Діло» та «справа життя» як психологічні категорії // Психологія і суспільство, №1. С.16-27.

Ткаченко О. (2005б). Україна у вимірі психологічної практики «справа життя» // Психологія і суспільство, №3. С.5-23.

Ткаченко О. (2006а). Психологічне дослідження феномена Майдану // Психологія і суспільство, №2. С.19-29.

Ткаченко О. (2006б). Тенденції змін життєвих орієнтацій українського суспільства, обумовлені феноменом «майдану» // Соціальна психологія, №3. С.25-33.

Ткаченко О. (2007а). Розбудова України після «помаранчевої революції» // Соціальна психологія, №1. С.26-38.

Ткаченко О. (2007б). Теоретико-методологічна концепція «справа життя» // Соціальна психологія, №4. С.37-56.

Ткаченко О. (2007в). Взаємодія психолога і священика у форматі теоретико-практичного підходу «справа життя» // Психологія і суспільство, №3. С.103-108.

Ткаченко О. (2008а). Духовне відродження освіти і вище призначення людини // Соціальна психологія,  №2. С.141-150.

Ткаченко О. (2008б). «Справожиттєва» особистість // Соціальна психологія, №5. С.48-60.

Ткаченко О. (2009а). Суспільство «вищого призначення» // Соціальна психологія, №2. С. 103-114.

Ткаченко О. (2009в). Тренінг рофесійної майстерності психологів-консультантів: «справожиттєвий» підхід. Навчальний посібник (експериментальний курс). Кіровоград: КІРУЕ. 92с.

Ткаченко О. (2009г). Експериментальна психологія: «справожиттєвий» підхід. Навчальний посібник (експериментальний курс). Кіровоград, КІРУЕ. 88с.

Ткаченко О.М. (1979). Принципи та категорії психології. К.: Гол.вид. ВО Вища школа. 198с.

Узнадзе Д.И. (1997). Теория установки / Под редакцией Ш.А.Надирашвили и В.К.Цаава. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». 448 с.

Українське... (2005). Українське суспільство 1994–2005. Динаміка соціальних змін. / За ред. В.Ворони, М.Шульги. К.: Інститут соціо­ло­гії НАН України.  653 с.

Фестингер Л. ( 1999). Теория когнитивного диссонанса: пер. с англ. А. Анистратенко, И. Знаешева. СПб.: Ювента. 318 с.

Философский словарь (1981) / Под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат. 445 с.

Франк С.Л.(1992). Смысл жизни / Духовные основы общества. М. 511с.

Франкл В. (1990). Человек в поисках смысла: Сборник: пер.с англ. и нем. / Общ.ред. Л.Я.Гозмана и Д.А.Леонтьева; вст.ст. Д.А.леонтьева. М.: Прогресс. 388с.

Фурман А. (2005). Модульно - розвивальна організація миследіяльності – схема професійного методологування // Психологія і суспільство, №4. С.40-70.

Фурман А. (2006). Методологічна план-карта освітології як синтетичної наукової дисципліни // Вітакультурний млин. Модуль 4. С.4-19.

Христианство... (1995). Христианство: Энциклопедический словарь В 3-т.; Т.3 / Ред. Кол.: С.С.Аверинцев (гл. ред.) и др.-М.: Большая Российская энциклопедия. С.268-270.      

Цветаева Н.Н. (1999). Биографический дискурс советской эпохи // Социологический журнал, №1/2. С.17.

Челпанов Г.И. (1994). Мозг и душа: Критика материализма и очерк современных учений о душе.- М.: Изд. Круг, Психологический институт РАО. 350 с.

Чудновский В.Э. ( 1988). Проблема субъективности в свете современных задач психологии воспитания // Вопросы психологии, №4. С.15-25.

Чурсанов С.А. (2006). Богословское понятие личности (prоswpon) в структуре методологической парадигмы православной психологии и педагогики.// Развитие личности, № 4. / http://www.fapsyrou.ru/z16_chursanov.php

Шабельников В.К. (2003). Психология души: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». 240с.

Шапарь Р.Б. (2004). Практическая психология. Инструментарий / Серия «Учебники для высшей школы». Ростов на Дону: Феникс. 768с.

Шоттер Дж. (1996). М. М. Бахтин и Л. С. Выготский: интериоризация как «феномен границы» // Вопросы психологии, №6. С. 107-117.

Шутценбергер А. (2001). Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. М.: Изд-во Института Психотерапии. 240 с.

Щедровицкий Г.П. (1995). Избранные труды. М.: Шк. культ. полит. 800с.

Щедровицький Г. (2000). Методологічна організація сфери психології // Психологія і суспільство, №2. С.7-25.

Щедровицький Г. (2004). Методологічна організація системно-структурних досліджень і розробок // Психологія і суспільство, №2. С.30-50.

Щедровицький Г. (2005). Схема миследіяльності – системно-структурна будова, значення і зміст // Психологія і суспільство, №4. С.29-40.

Щербина С.В. (2001). Науково-дослідна робота майбітніх диспет-черів міжнародних авіаліній як засіб формування професійних умінь. Автореферат дисертації кандидата педагогічних наук. Харків. 19 с.

Эльконин Б.Д., Зинченко В.П. (1996). Психология развития (по мотивам Л. Выготского) // Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты. Фило-софия, психология. М.

Эммонс Р. (2004). Психология высших устремлений: мотивация и духов-ность личности / Пер. с англ.; Под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл. 416с.

Энциклопедический... (1963). Энциклопедический словарь. Т.1 / Под ред. Б.А.Введенского.-М., Советская Энциклопедия. 656с.

Энциклопедический... (1964). Энциклопедический словарь. Т.2 / Под ред. Б.А.Введенского. М., Советская Энциклопедия. 736с.

Юнг К.Г. (1995). Аналитическая психология. Прошлое и настоящее.- М.: Мартис. 320с.

Юнг К.Г. (1998). Практика психотерапии. Санк-Петербург: Университетская книга. 416 с.

Явкина Т. А. (2003). Духовное производство: проблемы определения эффективности. Диссертация ... кандидата философских наук. Саранск.

Янков И.В. (1997). Нарратив в историческом освоении действительности: феномен обновления и социокультурный смысл. Диссертация … кандидата философских наук. Екатеринбург.

Яковлев В.Ю. (2008). Нарративный метод научного познания // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, №11. С.28-36.

Ярошевский М.Г. (1996). Теория «поля» Курта Левина / М.Г. Ярошевский. История психологии от античности до середины ХХ века. М.

Ясперс К. (1991). Духовная ситуация нашего времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем.- М.: Политиздат. 527 с.

Ellison, C.W. (1983). Spiritual well-being: Conceptualization and measurement. Jornal of Psychology and Theology, 19.- P. 35-38.

Epstein, S. (1994). Integration of the cognitive and psychodynamic unconscious. American Psychologist, 49.- P. 709-724.

Hall, T.W., Edwards, K.J. (1996). The initial development and factor analysis of the spiritual assessment inventory. Jornal of Psychology and Theology, 24.- P. 233-246.

Little B.R. (1996). Free traits, personal progects, and idio-tapes: Tree tiers for personality psyhology. Psyhological Inquiry, 7.-P. 340-344.

Malony N. (1988). The clinical assessment of optimal religious functioning. Review of Religious Research, 30.- P. 3-17.

Maslow A.H. (1971). The Farther Reaches of Human Nature. Harmondsworth: Penguin.

Maslow Abraham H. (1970). Motivation and Personality (2nd ed.) N.Y.: Harper & Row.

McAdams, D.P. (1992). The five-factor model of personality: A critical appraisal. Journal of Personality, 60.-P. 329-361.

McAdams, D.P. (1996). Parsonality, modernity, and the storied self: A contemporary framework for studying persons. Psycholodical Inquiry, 7.- P. 295-321.

McCrae, R. R., Costa, P. T., Jr. (1996). Toward a new generation of personality theoretical contexts for the five-factor model. In J.S. Wiggins (Ed.), The five-factor model of personality: Theoretical perspectives (p.p. 51-87). New York: Guilford Press.

Pervin A. (1970). Personality: Theory, assessment and research. New

York etc.

Pervin L. (1978). Definitions, measurements and classifications of stimuli, situations and environments // Hum. Ecology. V. 6.

Singer, J.A., Salovey, P. (1993). The remembered self: Emotion and memory in personality. New York: The Free Press.

Watts, F., Williamse, M. (1988). The psychology of religious knowing. New York: Cambridge University Press.

 

 

 

 


Научное издание

 

ТКАЧЕНКО

Александр Анатольевич

ДЕЛО ЖИЗНИ:


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!