Как видим, в основу типологизации могут быть положены различные принципы: стадиальный, региональный (локальный), национальный (этнический), экономический, социальный и ряд других.



     Представляется, что интегрированный подход позволил бы соотнести исторический и цивилизационный подходы. С этой точки зрения можно не только различать «локальные» и «исторические» цивилизации, но и устанавливать их взаимную корреляцию.

Выделение «локальных» цивилизаций осуществляется в русле цивилизационного подхода и подразумевает под цивилизациями отдельные локальные сообщества («особый народ на особой земле»)[32]. Примерами «локальных» цивилизаций могут служить русская (русско-славянская, русско-российская и русско-советская), западноевропейская, американская (северо-атлантическая), китайская, арабо-мусульманская и целый ряд других цивилизаций, в том числе и цивилизации прошлого: египетская, греческая, римская и другие. «Локальные» цивилизации располагаются по отношению друг к другу в «горизонтальной» плоскости, т.е. могут существовать синхронно. Можно изучать каждую такую «локальную» цивилизацию в ее исторической динамике (например, можно проследить становление, расцвет и упадок античной Греции, Рима и др.). Между «локальными» цивилизациями существуют связи, контакты - своего рода общение, но при этом они сохраняют яркую самобытность, различность. Среди трудов, ориентированных на изучение «локальных» цивилизаций, можно назвать труды А. Боннара,       М. Лернера, Г. Бонгард-Левина и ряд др.[33].

«Исторические» цивилизации - это некий тип, транслокальная общность цивилизационного развития, объединяющая в единое целое различные «локальные» цивилизации, как правило, сосуществующие в пределах одной эпохи. Такие цивилизации – это культурные эпохи, переживаемые макросоциальными образованиями. Так, древние Рим и Греция - это, несомненно, разные «локальные» цивилизации. Но вместе с тем в своих существенных характеристиках они представляют собой определенный цивилизационный тип - Античную (европейскую) цивилизацию, - особый как по отношению к предыдущему (архаический), так и последующему (средневековый) типам. Т.о., «исторические» цивилизации образуют «вертикальный» срез (одна следует за другой). Среди исследований, ориентированных на историко-типологическое изучение цивилизаций, отметим структурно-типологические труды Ю.М. Лотмана, работы ученого-медиевиста А.Я. Гуревича и др.[34].

«Исторические» и «локальные» цивилизации не существуют в отрыве друг от друга. Так, исторический тип есть некая абстракция, создаваемая на основе анализа конкретно-исторических «локальных» цивилизаций. В то же время всякая «локальная» цивилизация может быть охарактеризована типологически, поскольку она соотносится с «историческими» типами по принципу видовое / родовое. В целом ряде известных исследований также совмещаются конкретно-исторический и типологический подходы. Примерами могут служитьтруды крупнейшего французского историка Ж. Ле Гоффа, разного рода сравнительные исследования, такие, как труды С.С. Аверинцева, посвященные сопоставлению византийской и русской культур и др.[35].

 

Библиографический список

 

Антология культурологической мысли / Ред.-сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. – М., 1996

Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. – СПб., 1995

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений / Б.С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 1996

Культура: теории и проблемы / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайталов и др. – М., 1995

Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. Семиосфера. – СПб.: Искусство-СПб, 2000

Неретина С. Время культуры / С. Неретина, А. Огурцов. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2000

Петров М.К. Язык, знак, культура / М.К. Петров. – М., 1991

Самосознание европейских культур ХХ века / Сост. Р.А. Гальцева. – М., 1991

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. - М., 1992

Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. – М.: Мысль, 1995

 

 


[1] Л. Уайт. Наука о культуре // Антология культурологической мысли / Ред.-сост.           С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. – М., 1996. – С.293.

[2] В.М. Межуев. Культурология и философия культуры / В.М. Межуев // Культурология. - № 2,3. – 1997

 

[3] С. Неретина. Время культуры / С. Неретина, А. Огурцов. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. – С.13.

[4] Ю.С. Степанов. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования /             Ю.С. Степанов. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – С.15.

[5] Н.Ю. Томилина. Структура и динамика ценностных ориентаций студенчества в условиях преобразования современного российского общества (региональный аспект). – Автореферат дисс. … кандидата культурологии / Н.Ю. Томилина. – М., 2000. – С.14.

[6] Наука о знаковых системах, получившая широкое распространение в ряду специфических междисциплинарных наук ХХ века, носит название семиотики  (от греч. semeion – знак, признак). Ее основные принципы сформулировал еще в ХIХ в. американский философ      Ч.С. Пирс; дальнейшее становление происходило под влиянием лингвистических идей        Ф. де Соссюра, Луи Ельмслева, а также философских идей Ч. Морриса.

[7] См. об этом: Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Изд-во политической литературы, 1986. – С.151; И..М. Кобозева. «Смысл» и «значение» в наивной семиотике // Логический анализ языка. Культурные концепты. – М.: Наука, 1991. – С.183-186.

[8] А.А. Пелипенко. Культура как система / А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко. – М.: Изд-во «Языки русской культуры», 1998. – С.10.

[9] Цит. по: История и культурология: Учебное пособие для студентов вузов / Н.В. Шишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко и др.; Под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Логос, 2000. – С.10.

[10] И.В. Кондаков. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учебное пособие для студентов вузов / И.В. Кондаков. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – С.7.

[11] Цит. по: История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Под ред. С. Д. Серебряного. – М.: Российск. гос. гум. ун-т, 1998. – С.18.

[12] Там же. – С.32.

[13] Н.А. Бердяев. О культуре. Судьба России // Антология культурологической мысли / Ред.-сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. – М., 1996. – С.195, 196, 201.

[14] Б.С. Ерасов. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений / Б.С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С.272-276.

[15] Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – С.487.

[16]  Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – С.359.

[17] Б.С. Ерасов. Указ. соч. – С. 206.

[18] Там же. С.292-301.

[19] О. Шпенглер. Закат Европы / О. Шпенглер. – М.: Мысль, 1995. – С.13.

[20] Н.Я. Данилевский. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. – СПб., 1995. – С.92.

[21] Ю.М. Лотман. Культура и взрыв / Ю. Лотман // Семиосфера. – СПб.: Искусство-СПб, 2000. – С.18.

[22] Э.Б. Тайлор. Первобытная культура / Пер. с англ. / Э.Б. Тайлор. – М.: Политиздат, 1989. – С.18

[23] С. Неретина, А. Огурцов. Указ. соч. – С.267-268

[24] И.В. Кондаков. Указ. соч. – С.40

[25] Там же. – С.39

[26] Н. Данилевский. Россия и Европа // Антология культурологической мысли. — С. 95, 98, 101, 102

[27] О. Шпенглер. Закат Европы / О. Шпенглер. – М.: Мысль, 1995

[28] Цит. по: С. Неретина, А. Огурцов. Указ. соч. – С.77

[29] Там же. – С.79

[30] История и культурология. – С.31

[31] Цит. по: Восток – Запад: Исследования. Переводы. Публикации / Л.Б. Алаев,              М.Л. Гаспаров и др. – М.: Наука, 1988. – С.291

[32] См.: Россия в условиях стратегической нестабильности / Материалы «круглого стола» // Вопросы философии, 1995, №9. –С.3-42

[33] А. Боннар. Греческая цивилизация. В 3-х томах / А. Боннар. - М., 1992; М. Лернер. Развитие цивилизации в Америке. В 2-х томах / М. Лернер. - М., 1992; Г. Бонгард-Левин. Древнеиндийская цивилизация / Г. Бонгард-Левин. - М., 1980

[34] Античная цивилизация / Отв. ред. В.Д. Блаватский. - М., 1973; Античность как тип культуры. - М., 1988; А.Я. Гуревич.Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. - М., 1984; Ю.М. Лотман. История и типология русской культуры / Ю.М. Лотман. – СПб: «Искусство – СПб», 2002

[35]  С.С. Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы / С.С. Аверинцев. – М.: Coda», 1997; Ж. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. - М., 1992


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!