Динамика культуры, источники и типы культурных изменений



 

Культура, оставаясь собой, тем не менее пребывает в постоянном изменении, для описания которого используется понятие динамика культуры. Оно отражает изменения, происходящие в культуре, их направленность, а также действие механизмов, обеспечивающих культуре существование в новых исторических условиях. Динамика культуры часто рассматривается через понятия традиция и новаторство.

Под традицией понимают «исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи и ценности, нормы поведения и т.п.; элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или отдельных социальных группах в течение длительного времени»[15]. Традиция обеспечивает преемственность культурного наследия, является основой для самосохранения и выживания культуры.

Соотносимым с традицией выступает понятие новаторство (новация), которым обычно обозначают всякого рода обновление, отклонение от традиционного опыта, выступающее залогом творческого развития общества и культуры.

Между этими двумя понятиями устанавливается диалектическая связь, постоянно протекающий диалог. Новаторство и традиция нуждаются друг в друге: традиция предъявляет новации точку отсчета, а та в конечном счете оправдывает первую, подтверждая ее жизненность и плодотворность. Само усвоение традиции оказывается новаторским, «поскольку оно всегда избирательно; заставляет традицию повернуться к современности новой стороной, открывает в ней неиспользованные возможности, перестраивает ее состав»[16]. В научной литературе последних десятилетий XX в. чрезмерно перегруженное содержанием понятие «традиция» стало коррелировать с другими, несущими более точный и адекватный смысл: самобытность, специфика, идентичность, культурное ядро, эндогенность[17].

Механизм динамики, опирающийся по преимуществу на традицию, заключается в том, что текущая культурная деятельность многократно повторяет образцы прошлого, признающиеся нормативными; при этом критерием адекватности действия становятся не целесообразность и функциональность последнего, а лишь его наличие в культурных практиках прошлого. Как отмечает Б.С. Ерасов, такого рода механизм преемственности доминирует в относительно простых, изолированных и стабильных социокультурных образованиях, относимых к числу традиционных обществ (культур). Такие культуры воспринимаются как искони существующие и бытуют преимущественно в условиях устной и невербальной коммуникации.

В более поздних культурах механизм динамики предстает гораздо более сложным. Тот же исследователь называет следующие источники и факторы культурной динамики:

· инновация (новаторство) как изобретение, выдвижение новых идей, моделей, принципов и форм деятельности, новых типов мышления и чувствования, которые не отторгаются, а усваиваются бытующей социокультурной средой;

· обращение к культурному наследию, которое понимается шире, чем традиция, и включает сумму всех культурных достижений общества, весь его исторический опыт, сохраняющий способность перехода к новым поколениям в последующие эпохи; примерами такого рода могут служить движения возрождения или реставрации;

· ниспровержение культурного наследия, когда в ходе революционной ломки прежних социальных структур утверждается бесполезность имеющегося культурного достояния для формирующегося социального и духовного устройства;

· заимствования (диффузионизм, аккультурация), обеспечивающие распространение инокультурного опыта в социальном или географическом пространстве;

· синтез как такое взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором новое принципиально отличается от составивших его компонентов и имеет собственное качественное содержание и форму;

· симбиоз, при котором собственные и заимствованные элементы остаются в достаточной степени обособленными и пребывающими в напряженно-конфликтном состоянии[18].

При объяснении процессов культурной динамики в науке сложилось несколько подходов, каждый из которых стремился выявить определенные типы культурных изменений.

Так называемый прогрессистский подход основывается на понимании истории как единого всемирно-исторического процесса. Идея всемирной истории была сформулирована еще христианскими мыслителями, видевшими смысл и направление исторического движения в неуклонном и последовательном стремлении человека к Богу, благодаря чему осуществлялось очищение и совершенствование человека. Христианская схема универсальной человеческой истории подверглась существенной переработке в Новое время (XVII-XIX вв.), трансформировавшись из теологической в метафизическую и рационалистическую. Основные черты исторического процесса определялись как

· универсальность (всеохватность);

· наличие объективных закономерностей и причин;

· эволюционность и поступательность (развитие), т.е. линейность и прогресс;

· стадиальность (ступенчатость, этапность).

Именно данный подход лег в основу марксистской концепции, предложившей материалистическое объяснение исторического процесса. Сторонники этой концепции, однако, именовали свой подход формационным (о теории формаций см. в гл. «Типология культуры»), противопоставляя его цивилизационному.

Движущей силой исторических изменений марксизм полагает развитие производительных сил как материальную (объективную) основу социальной жизни. Способ материального производства представляет собой базис, определяющий характер общественного строя и всей социально-духовной деятельности (надстройки), поэтому изменение первого влечет за собой, так или иначе, изменения в политической и духовной (а значит и культурной) реальности как наилучшим образом отвечающие новым потребностям производства.

Итак, все разновидности прогрессистского подхода в качестве ведущего типа культурной динамики рассматривают линейно-поступательное развитие.

Альтернативным подходом, заложенным во второй половине XIX в. в трудах Н.Я. Данилевского, явился цивилизационный подход, основанный на идее неповторимости, самобытности региональных (локальных) культур и отрицающий идею всеобщей мировой истории и единой линии восходящего развития. С этих позиций подходили к историческому процессу немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936), английский историк А. Тойнби (1889-1975), русский социолог П.А. Сорокин (1889-1968).

«Вместо монотонной картины линеобразной всемирной истории … я вижу феномен множества мощных культур… у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная смерть», - писал О. Шпенглер[19]. Т.о., по мнению исследователей данного направления, в человеческой истории параллельно существует множество замкнутых, хотя и контактирующих между собой региональных культурных типов (цивилизаций), каждый из которых имеет свою индивидуальную историю, напоминающую существование живого организма: зарождение, становление, расцвет, упадок и смерть. Динамика культуры каждого из таких типов имеет характер циклических, фазовых изменений. Прогресс в истории не отрицается, но рассматривается принципиально иным образом. По словам Н.Я. Данилевского, он «состоит не в том, чтобы идти все в одном направлении (в таком случае он скоро бы прекратился), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях»[20].

Оба изложенные подхода, установившие существование в культуре разных типов изменений – поступательных и циклических, - в современной культурологии дополняют и уточняют друг друга. Предпринимаемые попытки классификации культурных изменений учитывают, однако, не только названные типы, но и некоторые другие, свидетельствующие о многослойном и дифференцированном характере исторической динамики культуры. Можно выделить следующие виды культурных процессов:

· этапно-хронологические, связанные с доминирующими типами социокультурных отношений, хотя и не сводимые к экономическим параметрам, социальной и классовой структуре; в этом случае применима историко-культурная периодизация, выявляющая последовательность этапов культурного развития, их содержание, а также причины и механизмы смены одного этапа другим;

· циклические изменения, называемые иногда повторяющимися; они отражают воспроизводство одних и тех же либо сходных форм, явлений, видов деятельности в культуре (примером могут служить агрохозяйственные циклы);

· в качестве варианта циклов иногда рассматривают волнообразные, маятниковые, или инверсионные процессы, осуществляемые как движение между дуальными смысловыми полюсами: от безрефлективной религиозности – к тотальному атеизму и снова к поголовной квазирелигизности, от всеобщей нормативности и жестких ограничений – к аномии (ценностной дезориентации) и распущенности и т.д.;

· смена культурных стилей, заметная прежде всего в сфере художественной культуры; отчетливое отражение эта смена получила в истории западноевропейской культуры, где выделяются хронологически сменявшие друг друга дороманский, романский, готический, ренессансный, барочный, классицистический, романтический, реалистический, модернистский, постмодернистский стили, а также целый ряд промежуточных стилей, таких как маньеризм, рококо или неоклассицизм;

· регрессивные процессы, приводящие к упрощению дифференциации и устранению либо сворачиванию ряда элементов культуры, проявлением чего служит архаизация, упадок, деградация, наблюдаемые, как правило, в ситуациях распада сложных социокультурных образований, внешнего и внутреннего противоборства (например, процесс деиндустриализации в постсоветской России 90-х годов);

· культурные кризисы, состоящие в нарушении процесса преемственности при невозможности сохранения прежних структур и институтов как не соответствующих потребностям общества в изменившихся условиях (например, духовный кризис в позднеантичном обществе, преодоление которого происходило через восприятие христианства);

· культурный застой, понимаемый как длительная искусственная консервация исторически сложившихся форм культурной жизни при невозможности выработать механизм необходимых изменений;

· культурные преобразования, благодаря которым новое состояние культурной системы складывается под влиянием целенаправленных действий по переосмыслению культурного наследия, заимствованию извне, реформированию или реставрации (например, Возрождение, Реформация, Контрреформация в Европе).

Следует еще раз подчеркнуть, что тот или иной вид культурных изменений, чаще всего охватывает не всю систему в целом, а ее отдельные области, участки, элементы. В культуре могут одновременно осуществляться изменения различных типов, происходящие к тому же в различных направлениях и с разной скоростью.

     Динамические процессы в культуре также можно охарактеризовать с точки зрения их интенсивности и предсказуемости. В этом плане можно говорить о двух путях динамики:

- непрерывное движение, состоящее в постепенном, прогнозируемом, ожидаемом накапливании изменений; такого рода процессы характерны, например, для сферы техники, где они стимулируются потребностями текущей практики;

- взрыв как непредсказуемое и скоротечное обновление; подобным образом осуществляется происхождение новых идей в таких областях культуры, как искусство и наука.

Будучи обоюдной антитезой, постепенные и взрывные процессы, тем не менее, существуют только в отношении друг к другу. «Взаимная необходимость этих двух структурных тенденций не отменяет, а, напротив, резко выделяет их обоюдную обусловленность. Одна из них не существует без другой. Однако с субъективной точки зрения каждой из них другая представляется препятствием, которое необходимо преодолеть, и врагом, к уничтожению которого следует стремиться»[21]. Эволюция и взрыв – это две стороны одного процесса, противоречивая сложность которого активизирует то первую, то вторую форму.

 

Глава 5

Структура культуры

 

     Несмотря на свой целостный и системный характер, культура внутренне неоднородна и разнообразна. Одной из попыток выявить ее дифференцированный характер является выделение сфер культуры, связанных с тем или иным характером деятельности человека.

В структуре деятельности выделяется прежде всего две сферы: материальная и духовная.

Материальная культура воплощает в себе материальную деятельность человека, направленную на обеспечение его биологического выживания и удовлетворение физических потребностей. К материальной культуре принято относить:

· культуру труда и материального производства (производственно-технологическая сфера);

· культуру места жительства;

· культуру отношения к телу (гигиена, физическая культура и спорт) и культуру репродуктивной деятельности.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 927; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!