Современное состояние и статус культурологии. Место культурологии в системе гуманитарного знания



РАЗДЕЛ 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

Глава 1. Становление культурологии как науки. Определение культурологии. Разделы культурологии, их цели и задачи.

Глава 2. Современное состояние и статус культурологии. Место культурологии в системе гуманитарного знания.

Глава 3. Понятийный аппарат культурологии. Культура, ее сущность и функции.

Глава 4. Динамика культуры, источники и типы культурных изменений.

Глава 5. Структура культуры.

Глава 6. Типология культур.

 

Глава 1

Становление культурологии как науки. Определение культурологии. Разделы культурологии, их цели и задачи

 

Культурология – относительно молодая, но быстро прогрессирующая, перспективная научная дисциплина. Дословно «культурология» расшифровывается как «учение, наука о культуре».

Автором этого названия считается американский ученый-антрополог (бывший физик) Лесли Уайт (1900-1975). В своей книге «Наука о культуре» (1949) он писал: «Можно ли назвать науку о культуре иначе, нежели культурологией? Если наука о млекопитающих – маммология, о музыке – музыковедение, о бактериях – бактериология и т.д., то почему бы науке о культуре не быть культурологией?»[1].

Т.о., появление науки о культуре – культурологии – можно «датировать» серединой XX века.

Культурология (культуроведение) - это отрасль социогуманитарного знания, предметом которого является культура как особая и целостная система человеческой жизни и деятельности, закономерности ее возникновения, развития и постижения. Культурология изучает не только культуру как целое, но и культуру во множестве её конкретных проявлений, т.е. различные культуры, как сосуществующие, так и сменяющие друг друга во времени.

Становление культурологии происходило по нескольким направлениям.

Первое направление можно назвать философским. Оно охватывало огромный по времени период – с античности до XIX века включительно и представляло собой попытку оформить саму идею культуры.

Уже в античности культура определялась как органическое единство Истины, Добра и Красоты, что находит выражение в развитии науки, нравственности и искусства (Аристотель, Цицерон). В работах европейских мыслителей эпохи Просвещения Вольтера, Дж. Вико, Ш.-Л. Монтескье,         И.-В. Гете, И. Канта И.-Г. Гердера, В. Гумбольдта, Ф. Шиллера высвечивается рационалистический образ культуры, связанный с реализацией идеи непрерывного прогрессивного развития. Так, Г.-В.-Ф. Гегель (1770-1831) рассматривал историю и культуру человечества как продукт развития некоей объективно существующей «абсолютной идеи», «мирового духа», «мирового разума» и определял культуру следующим образом: «Культура - это созданная человеком «вторая природа»», - где под культурой понимается всё то, что создаётся, используется, совершенствуется человеком.

Второе направление – эмпирическое (опытное), дескриптивное (описательное) изучение культурных явлений, включающее «сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни, ее описание и попытки систематизации» (Л.Г. Ионин). На этом направлении неоценимый вклад в культурологию внесли многие частно-гуманитарные науки: этнография и история, искусствознание и религиоведение, литературоведение и языкознание, социология и психология.

Третье направление – построение собственно культурологической дисциплины: происходит вырабатывание подходов, понятий, концепций и теорий, необходимых для установления культурологической истины. Это направление плодотворно развивается и сегодня.

В культурологии выделяется два основных раздела: фундаментальный и прикладной. Фундаментальный раздел включает теорию и историю культуры и решает три важнейшие задачи:

· Что есть культура? Здесь наука стремится выявить сущность центрального понятия культурологии – понятия культуры.

· Как устроена культура? В данном случае речь идет о том, чтобы выявить связи между различными элементами культуры, которые позволяют ей существовать как целостность.

· Как осуществляется историческая динамика культуры? Каким образом культура, оставаясь собой, изменяется во времени?

Прикладной раздел имеет своей целью использование фундаментальных знаний о культуры для решения следующих задач:

· Используя культурологическую теорию, понять то или иное культурное явление (процесс), определить его место в ряду других процессов и явлений, определить его перспективу.

· Разработать план социального действия относительно данного явления или процесса, наметить и реализовать конкретные практические усилия, нацеленные на решение этой задачи.

· Выработать меры по охране памятников культуры, а также организовать культурно-просветительную, воспитательную, досуговую и иную массовую работу.

 

Глава 2

Современное состояние и статус культурологии. Место культурологии в системе гуманитарного знания

 

В отношении статуса культурологии не существует единого мнения.

Одни исследователи считают, что культурология как самостоятельная наука «существует, но находится в стадии становления», она «еще не полностью обособилась от родственных смежных наук, в лоне которых она формируется».

Другие полагают, что культурология размещается в некоей области, зоне пересечения знаний о культуре, «добываемых» различными социогуманитарными дисциплинами. Вот как констатирует этот факт один из крупных отечественных исследователей в области философии культуры В.М. Межуев: «Неправильно понимать под современной культурологией какую-то окончательно сложившуюся науку с четко выделенными дисциплинарными границами и полностью оформившейся системой знаний. Культурология скорее - суммарное обозначение всего комплекса общественных и гуманитарных наук, изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования».[2]

Существует и такое мнение, что культурология едва ли станет когда-либо особой монодисциплиной с опорой на собственные познавательные идеалы и методы исследования, оставаясь до конца специфическим междисциплинарным направлением, подобно глобалистике, футурологии и ряду других специализированных межнаучных отраслей современного знания.

Для современного состояния культурологической науки характерно следующее.

1) Поскольку процесс самоопределения далеко не завершен следует принять во внимание, что «единой», «одной» культурологии (пока?) не существует. Сегодня имеет место как бы «несколько культурологий», точнее, несколько концептуальных вариантов культурологии, каждый из которых имеет право на существование.

2) Культурология сегодня в большой степени наука авторская, т.к. она предлагает почти всякий раз оригинальные концепции, теории культуры, каждая из которых задает свой подход к предмету. Часто даже говорят, что на самом деле культурологий столько, сколько крупных исследователей (авторов концепций). Так существует семиотическая (Н. Трубецкой, Р. Якобсон, Ю.М. Лотман), символическая (Э. Кассирер, Л. Уайт), историческая (Ж. Ле Гофф, А.Я. Гуревич), антропологическая (Ф. Боас, М. Мид), диалогическая (М.М. Бахтин, В. Библер), структуралистская (К. Леви-Строс), игровая     (Й. Хейзинга) и т.д. трактовки культуры, каждая из которых представляет собой особое направление культурологических исследований.

     3) Культурология тесно взаимодействует с другими социально-гуманитарными науками, такими как философия и социология, история и филология, психология и искусствознание и др. Опираясь на данные этих наук, культурология стремится стать общетеоретической дисциплиной, реализующей системный подход к культурной жизни человечества. В связи с этим культурология представляет собой интеграцию и синтез гуманитарного знания.

 

Глава 3


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!