Вопр. 3 МОДЕЛИРОВАНИЕ СООБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ КАК РАЗВИТОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА
Существуют так называемые «справедливые сообщества» – это небольшие (часто до 100 человек) объединений педагогов и учащихся внутри обычной традиционной школы. «Справедливое сообщество» – это воспитательная система, где свойственная большинству школ «нравственность принуждения» заменяется на «нравственность сотрудничества», где учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе принципов справедливости и заботы друг о друге.
Идея и алгоритм создания «справедливых сообществ», а также первая их практическая реализация принадлежат американскому психологу и педагогу Лоуренсу Кольбергу.
Кольберг пришел к выводу о необходимости организации всей школьной жизни, на основе принципов демократии и справедливости. А потому уже первые созданные им «справедливые сообщества» были нацелены на улучшение морального климата школы, для чего вводился ряд демократических процедур, прежде всего равное участие администрации, учителей и учащихся в создании правил и норм поведения, в определении форм поощрения и наказания и т.п. Общие собрания становились неотъемлемой частью жизни школы, возникали собственные традиции и ритуалы. Прилагалось много усилий для превращения школы из учебного учреждения в учебно-воспитательное, где не только приятно учиться, но еще и радостно проводить свободное время. Л.Кольберг призывал воспитателей к полной реконструкции всего педагогического процесса с целью достижения в нем социальной справедливости. «Справедливое сообщество» позволяет, по мнению Кольберга и его последователей, сбалансировать справедливость и коллективность, обеспечить эффективное развитие каждого ученика, не нарушая целостности школьного сообщества. В идеале «справедливое сообщество» дает возможность и учителям, и ученикам обрести прочные ценностные ориентиры, трансформировать узкоэгоистические интересы в правила и нормы группового поведения.
|
|
Формирование демократической культуры отношений педагогов и учащихся. Каждый учащийся, учитель должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений.
Личностно ориентированная педагогика основывается на гуманизации и демократизации взаимоотношений педагога с учениками и способствует творческому развитию личности педагога и учеников.
|
|
Нравственность служит ориентиром для обучения: она его направляет, упорядочивает, иногда накладывает ограничения и определяет содержание. Фактически основная задача образования – это научить школьников критически оценивать нравственный аспект жизни. Отсюда следует, что знание основ морали – это то знание, которое нужно учителям в первую очередь.
Аспекты педагогической этики:
1. Учитель не должен необоснованно препятствовать самостоятельным действиям ученика в процессе приобретения знаний.
2. Учитель не должен необоснованно закрывать учащемуся доступ к альтернативным точкам зрения.
3. Учитель не должен умышленно скрывать или искажать данные, способствующие развитию ученика.
Неэтично скрывать доказательства, использовать ложные доводы, сдерживать стремление ученика к самостоятельному рассуждению и пытаться навязать свою точку зрения там, где требуются веские основания и убедительные аргументы.
Обучение должно проходить в условиях, где господствует открытость, справедливость, доверие, уважение к истинным авторитетам и рациональности. Когда эти принципы нарушаются, мы теряем уверенность в том, что все делается ради истины, а не в интересах наших учителей или образовательной и политической систем.
|
|
В современном обществе всем педагогам необходимо вносить свой вклад в нравственное воспитание, овладевать его методикой и совершенствовать ее.
Для этого необходимо на занятиях уместно уделять внимание следующему:
– пробуждение нравственного сознания;
– диалогичность, обмен мнениями, суждениями, оценками;
– искренность и правдивость в обсуждении проблем жизни и образования;
– недопустимость формализации и скуки;
– аргументирование обоснования дискуссионных вопросов;
– обсуждение путей повышения личной нравственной воспитанности;
– обсуждение и подчеркивание значимости морально-психологического климата и взаимоотношений в группе;
– коллективные отношения – упражнения в разработке моральных правил различных поступков и профессиональных действий.
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!