Он наш корабль к победам вел сквозь годы, 5 страница



Все было снесено и уничтожено в 1961 г., после XXII съезда. Поднявшийся тогда «девятый вал» антисталинизма не только опрокинул все сталинские монументы, но и поставил доброе имя вчерашнего вождя под полный и категорический запрет. Сохранился лишь впечатляющий памятник на его родине, в Гори, недавно тоже демонтированный грузинскими властями. А тогда землякам Сталина удалось его отстоять.

Трудно сказать, много ли оставалось поклонников его культа в нашей молодежной среде, но они, несомненно, были. В 1963-м, проходя преддипломную практику в городе Гусиноозерске, я жил в общежитии и увидел в комнате у рабочих парней его портрет в овале и деревянной раме, какие раньше встречались часто в различных общественных учреждениях, но тогда это было уже редчайшим случаем, – за этим бдительно следили хрущевские опричники. После длительных уговоров ребята согласились подарить мне портрет, взяв с меня клятвенное обещание сохранить его.

Подобное отношение проявлялось и к его соратникам. Однажды преподаватель, читавший нам курс этики, стал говорить, что, дескать, Молотов и другие члены «антипартийной группы» совершили зло. Но его выпад тут же получил настолько резкий отпор со стороны некоторых моих товарищей-студентов, молчаливо поддержанный остальными, что он вынужден был переключиться на другие примеры «социального зла» и больше никогда к разговору с нами на эту тему не возвращался.

Разумеется, Сталина (как и его сподвижников) мы воспринимали тогда не столько умом, сколько сердцем. Мы были воспитаны в лучших традициях русской народной культуры. Для нас Сталин, его имя и образ были святынями, а всякое покушение на святыни, тем более их осквернение, воспринимается человеком, пребывающим в этом культурном поле, как тяжелейшее оскорбление. Не случайно ведь, в представлении верующих людей, даже физическое убийство – преступление менее тяжкое, нежели осквернение святынь, ибо последнее – это убийство духа.

Хрущевский поход против «культа личности Сталина», начатый лживым докладом на ХХ съезде партии, как раз и явился осквернением святыни – тяжелейшей духовной травмой для десятков и сотен миллионов людей, веривших в величие и святость вождя. Тяжесть удара по главному символу их веры была удесятерена тем, что он был нанесен от имени взрастившей Сталина коммунистической партии, – это было равносильно тому, как если бы некая церковь стала вдруг чернить своего бога. Аналогия почти полная, ибо Сталин был, прежде всего, символом духовности бытия. 

Сегодня мы лучше понимаем, что Сталин – это не просто крупная историческая личность, Сталин – это особое миропонимание, в котором мир человека основывается на высших духовных ценностях. В отношении к личности Сталина так или иначе выражается ценностная позиция человека. Для многихидеология сталинизма неприемлема в принципе, ибо их система ценностей ориентирована на примитивные западные стандарты. Там типичный, «среднестатистический» индивид живет только для себя, для своего телесного комфорта и не приемлет ничего, что выходит за эти пределы. Такие люди не способны понять ценность высшего, духовного, т. е. того, что сопрягается с общим благом, выражаемым в идеях и идеалах. Подобная позиция, в конечном счете, обессмысливает жизнь, ибо подлинно человеческий смысл жизни выявляется в проекции на высшее. Общество, культивирующее таких индивидуумов, движется к духовной катастрофе, – теперь мы это хорошо видим через призму нашей сегодняшней социальной реальности.

Подчеркнем в связи с этим, что ХХ съезд КПСС, где прозвучал пресловутый доклад о «культе личности Сталина», – это событие нашей истории, резко надломившее всю систему жизненных ориентаций и ценностей, которая складывалась веками и достигла своей адекватной формы в идеологии сталинизма. Это событие явилось культурно-идеологическим рубежом, за которым последовало неизбежное крушение Советского государства. Хрущевцы своим патологическим антисталинизмом нанесли великой сталинской державе предательский удар, подбив космический корабль советского социализма на взлете, а их последователи в конце 80-х – начале 90-х потопили его в темных водах.

 

Катастрофа

Так исподволь, в атмосфере идейной неопределенности и морального разброда готовились «перестройка», «реформы» и разрушение великой державы. И хотя до катастрофы было еще далеко, страна стала постепенно сдавать свои технико-технологические, экономические и идейные позиции в «холодной войне»: действия Хрущева не только подорвали идейный фундамент социального строя, но и привели к дезорганизации экономики. Сталинская система управления промышленным производством довольно быстро была разбалансирована. Прогрессивная форма оплаты труда была заменена на уравнительную. Были установлены нормы выработки «от достигнутого». В результате рост производства замедлился. Хрущев попытался исправить положение путем реорганизации органов государственного управления: централизованное управление хозяйством через многочисленные министерства было заменено системой совнархозов. Это не произвело никакого положительного эффекта, – фактом стала стагнация производительности труда, а с этим и рост цен на потребительские товары.

В последние сталинские годы была освоена технология крупнопанельного строительства жилых зданий, были резко увеличены объемы добычи угля, нефти и газа, освоены технологии централизованного отопления, что позволило в 60-е годы развернуть массовое жилищное строительство. Но и здесь были допущены извращения, в результате которых вместо сталинских комфортабельных квартир появились «хрущевки».

Особенно губительно «хрущевщина» сказалась на состоянии сельского хозяйства страны. Претворение в жизнь сталинского плана преобразования природы было остановлено. Вместо него было принято решение об освоении целинных и залежных земель, «обескровившее» центральную Россию. Было распахано свыше 40 млн. гектаров, а результатом явились ветровая эрозия, засоление и окисление почв, пыльные бури в Казахстане и на Северном Кавказе. Были ликвидированы повсеместно созданные агрохимические и агробиологические станции. Упразднена традиционная для страны травопольная система земледелия, позволявшая восстанавливать плодородие почв и получать гарантированные урожаи. Ликвидированы машинно-тракторные станции – техническая база сельского хозяйства. Изгнаны с полей лен и гречиха, проведены тотальная «кукурузизация», укрупнение колхозов, превращение их в совхозы, ограничение личного подсобного хозяйства и многое другое… В итоге возникла нехватка хлеба. В обмен на зерно была предпринята продажа за рубеж государственного золотого запаса. Вместо сталинского ежегодного снижения цен – «временное» повышение, – в 1962 году цены на основные продукты питания были повышены на 25–30 процентов.

Все это вызвало недовольство среди народа. Власть стремительно утрачивала свой авторитет. Если Сталина уважали и любили, то над новоявленным «верным ленинцем» откровенно смеялись, а то и просто издевались. Несостоятельность правящей «элиты» усиливала недоверие к пропаганде. В политических кругах, настроенных на сохранение социальных и идейно-политических основ государства, вскоре осознали растущую угрозу их разрушения. Смещение лидера, пусть и сосредоточившего в своих руках все рычаги партийной и государственной власти, прошло по существу безболезненно. Последовал едва ли не всеобщий вздох облегчения… Помнится, с каким восторгом я воспринял это событие: даже не верилось, что оно возможно. Интересно, что накануне, проходя утром мимо одного здания, я увидел написанный мелом на черной колонне фасада призыв: «Долой клику Хрущева!» Было радостно, что у меня есть смелые единомышленники. К вечеру, когда я возвращался с работы, надпись уже исчезла. А наутро вот такая громоподобная новость…

Впрочем, уже и тогда, в годы антисталинской истерии, были люди, способные предвидеть ставшие теперь фактом тяжкие последствия «десталинизации». Назовем, к примеру, уже известного нам Матиаса Ракоши. В 90-х гг. были частично опубликованы его обширные (2800 рукописных страниц на венгерском языке) мемуары, над которыми он работал в своей многолетней ссылке (Исторический архив. – 1997. – №№3, 4, 5-6; 1998. – №№3, 5-6; 1999. – №1). Неоднократно касаясь XX съезда КПСС, М. Ракоши писал, тогда еще «по горячим следам», что развязанная верхушкой КПСС антисталинская кампания – это грубейшая ошибка советского руководства и лично Хрущева. Ошибка, которая уже нанесла «непоправимый ущерб революционному движению в мире».

По свидетельству Ю. В. Андропова, в личной беседе с ним М. Ракоши говорил после съезда, что «в Советском Союзе еще пожалеют» о решениях относительно культа личности Сталина. Отметим в связи с этим еще раз, что в народе острое ощущение неправедности творимого произвола по отношению к тому, чем жили еще вчера, было едва ли не всеобщим. Однако М. Ракоши, конечно же, имел в виду тех, кто был облечен властью и принимал решения. Между тем, «наверху» так и не сподобились «пожалеть» о содеянном: прошли еще два с половиной советских десятилетия, но верховная власть не загорелась желанием (или не решилась) дезавуировать хрущевские решения о Сталине и принять самые срочные меры по «ресталинизации» общественного сознания. Наоборот, в конце 80-х была, как известно, развязана новая антисталинская кампания, которая и привела к гибели Советского Союза.

Между тем, в памятном октябре 1964-го, когда Хрущев в одночасье потерял все свои властные посты, были не только положительные эмоции, но и политические требования. Раздавались голоса, настаивавшие на немедленной реабилитации Сталина. Однако новое партийное руководство, возглавляемое Л. И. Брежневым, не проявило ни понимания этой необходимости, ни достаточной смелости, ни необходимой политической воли. Оно лишь устранило из сферы экономики и политики самые нетерпимые проявления хрущевщины, да отодвинуло от рупоров пропаганды наиболее одиозных личностей. Антисталинизм перестал быть определяющим направлением идеологических атак, о «культе личности» говорилось все реже. Стали издаваться мемуары полководцев Великой Отечественной с правдивыми свидетельствами о Сталине. Появился, наконец, надгробный бюст у Кремлевской стены.

Вместе с тем, все это не означало возрождения сталинизма: на официальном уровне роль Сталина в истории и идейные принципы его учения теперь просто замалчивалась. Бывало, отмечали день Победы, а имя Верховного Главнокомандующего даже не произносилось. «Фигура умолчания» в этой «половинчатой» ситуации была для брежневских идеологов наиболее удобной. На изрядно потускневшем политическом горизонте мельтешили прежние фигуры. Почва для прорастания ядовитых всходов, разрыхленная хрущевщиной, осталась благодатной. Правда, если во времена «оттепели» недовольные сталинскими порядками, особенно из среды репрессированных в 30-е годы и их родственников, действовали «с открытым забралом», то теперь они вновь были вынуждены притаиться, сохранив за собой все свои посты в партийно-государственной иерархии, в идеологии и культуре.

Именно тогда окончательно завершилась консолидация «номенклатурной элиты», для которой потребительские устремления стали приоритетными. «Номенклатурщики» сибаритствовали и не желали возврата к сталинским принципам жизни, которое означало бы конец этой идиллии. Стремление к возрастанию уровня потребления постепенно становилось доминирующим мотивом жизнедеятельности. Помимо «элиты» складывались новые привилегированные «сословия» – торговцы, снабженцы, многие хозяйственные руководители, бездельники, паразитирующие на общественной собственности, жившие за счет государства, «оттепельная» интеллигенция и т. п. Под их влиянием разрушалась традиционная трудовая мораль, престижным становился образ жизни «полусветского», потребительского типа. Государственная идеология, сохранявшая коммунистические идейно-нравственные ориентации, безнадежно «повисала в воздухе», теряя социальную почву. 

Сложились благоприятные условия для развития национализма, местничества, возникла теневая экономика, появились хищения, взяточничество, подкуп, круговая порука, подхалимаж. В партийные верхи проникали карьеристы, антисоветски настроенные лицемеры и потребительски ориентированные приспособленцы. Исподволь дискредитируя социализм, они неплохо исполнили предательскую роль «пятой колонны», подготовив общество, партию, государство к «перестройке».

Так называемые «шестидесятники» благополучно пережили двадцать лет, дождавшись, когда на политическом Олимпе появился, наконец, деятель, ставший, если можно так выразиться, «вторым изданием» Хрущева, к тому же вполне свободный от идейного наследия сталинизма. Среди привилегированных сословий как раз и оказалось больше всего ниспровергателей советского строя, которые в годы «черной» перестройки быстро перекрасились в демократов и наиболее активно способствовали установлению прозападной космополитической диктатуры. В час измены народ оказался без знамени, без вождей, без ясного понимания целей, идеалов и путей, к ним ведущих.

Напомним, Хрущев в свое время был единственным в высшем партийно-государственном руководстве человеком, имевшим троцкистское прошлое, но именно он занял главные посты сначала в партии, а потом и в правительстве. Что же касается М. С. Горбачева и Б. Н. Ельцина, то они были уже прямыми потомками репрессированных врагов народа и по своей морально-психологической ориентации были склонны к антисоветизму и антисталинизму. Результат известен: деятельность «пятой колонны» привела к тому, что Россия потерпела сокрушительное поражение в «холодной войне» и как великая держава перестала существовать.

Разумеется, все произошло не одномоментно. Поначалу я (как и многие) воспринял М. С. Горбачева с новыми надеждами, – сбила с толку его фраза в речи по случаю 40-летия Победы, в которой впервые за тридцать лет с высокой трибуны прозвучало полное имя Иосифа Виссарионовича Сталина. Показалось, что к власти пришел человек, понимающий, что значит это имя для России. Ошибка обнаружилась не сразу: антисталинская истерия первой половины 60-х возобновилась с новой силой в 1988 г.

Такой «тотальной», «размашистой» и такой злобной она и во времена хрущевщины не была. Даже М. Тэтчер (в то время премьер-министр Англии) назвала эту кампанию «воем шакалов». Вскоре и цели стали предельно ясны: чтобы сокрушить Россию, надо было окончательно дискредитировать Сталина и сталинскую модель развития общества. Надо было дискредитировать сталинский социализм, представив его недемократичным, репрессивным, подавляющим личность и неэффективным в экономическом отношении. Надо было окончательно оболгать историю, особенно самую героическую – историю Великой Отечественной войны. Творцы мифов стали внушать нам, что Сталин виноват во всем наряду с Гитлером, и постепенно привели к вопросу: «Стоило ли жертвовать миллионами жизней ради властолюбия диктатора?» Настойчиво подводили к ответу: «Все страдания и жертвы были напрасными…»

К «разоблачению» Сталина подключилось уже новое поколение – дети врагов народа, пытавшихся захватить власть еще в 30-х. Настойчиво и жестоко мстили Сталину потомки и тех, кого он наказал сам, и тех, кто так или иначе пострадал в те годы, независимо от того, справедливо или нет: были, как мы помним, случаи расправы с неугодными, в том числе – людьми, преданными народу. Не всем ведь дано понять сложные перипетии борьбы, которая тогда происходила. Но вот, например, сын маршала В. К. Блюхера в фильме, посвященном памяти его отца, не высказал ни слова обиды в адрес Сталина или советской власти. Наоборот, он подчеркнул, что для него было сделано все, чтобы он вырос и стал ученым. И хотя это не единственный факт такого рода, все-таки многие из потомков репрессированных соревновались в ненависти к Сталину, да и – в большинстве случаев – к советской власти как таковой.

Впрочем, «соревновались» в этом не только дети и внуки, – некоторые довольно известные деятели сталинского времени дожили до вакханалии 1990-х–2000-х гг. Один из них – художник Борис Ефимов, проживший 108 лет. Когда-то, в сталинские годы, будучи мастером политического плаката, он восславил величие советской власти и Сталина (к примеру, на его плакате 1936 года – знаменитые слова вождя «Жить стало лучше, жить стало веселее!»). И власть обласкала Б. Е. Ефимова, как только могла: все почести и звания, Сталинские премии, ордена и медали… Значит, старательно обслуживал ее, талантливо! Но в «перестроечные» годы, почувствовав крутую перемену погоды, он стал кокетничать с новыми хозяевами жизни («удивляюсь, почему меня тогда, при Сталине, не арестовали как брата врага народа»), а потом опустился до самой бессовестной лжи о том, что когда-то славил. Первым (и по сей день – одним из немногих) стал рисовать карикатуры на Сталина – в унисон с теми злобными наветами, которые тогда стали мерзкой повседневностью «демократической» пропаганды.

Размышляя над этим феноменом, я прихожу к тому, что люди типа Б. Е. Ефимова тогда, при Сталине, не были искренни, – они просто приспосабливались, мимикрировали, чаще всего из страха, оставаясь в душе противниками народной власти. Это была та «проклятая каста», о которой с презрением говорил когда-то Сталин. Не случайно же в свои 107 лет в одном из интервью Б. Е. Ефимов, с теплотой вспоминал, что перед высылкой из Москвы Троцкого, с которым они были знакомы еще со времен гражданской войны, он пришел к нему проститься: «И вот, когда я уходил, Лев Давидович снимает с вешалки моё пальто и держит его за моей спиной. Смущённый такой любезностью, я никак не мог попасть в рукава. Сам Троцкий подавал мне пальто! Уму непостижимо». В другом рассказе он уверял, что пожелал ему «счастливого возвращения», и они обнялись. Правда, это не помешало Борису Ефимовичу уже через несколько дней рисовать карикатуры на Льва Давидовича, чего не сделаешь ради того, чтобы понравиться власти!

Надо ли удивляться тому, что ныне эта «каста» от души приветствует прозападный настрой в «либеральных» кругах, – это же милый их сердцу «неотроцкистский» настрой! Предмет их ностальгии, конечно же, не та великая народная держава, с которой накрепко связывается имя Сталина, – ее-то Троцкий как раз ненавидел. Могут ли ее любить нынешние троцкиствующие космополиты-западники? – вопрос чисто риторический, – они и не скрывают своей ненависти к ней.

И совершенно не случайно, что в конце 80-х, когда – во второй раз в советской истории – была нарушена преемственность политической власти, пропагандистская система государства обрушилась на Сталина и сталинизм. Были мобилизованы все средства массовой дезинформации: все идеологические орудия главного калибра – центральные газеты, радио, телевидение – сосредоточенно били в самый центр, методично разрушая символический образ Сталина и народную память о сталинской эпохе. На сей раз все маски были сброшены: была организована фронтальная «психическая» атака против всех идеалов и ценностей советского общества; пропаганда потребительства, индивидуализма, культ денег, презрение к духовной культуре, – все это стало нормой жизни. Антисоветизм превратился в пропагандистский стереотип.

Советское государство не устояло… Произошла грандиозная геополитическая катастрофа: великая Россия исчезла с политической карты мира. Мы потеряли третью часть территории (с наиболее благоприятным климатом), половину населения и едва ли не весь созданный трудом многих поколений производственно-экономический потенциал. Был – и это, может быть, самое главное – сломлен духовный стержень народа: утрачены веками наработанные духовные ценности, из народного сознания вытеснен и канул в небытие идеал великой коммунистической державы. 

Такова непомерная цена примирения с внутренним врагом, к чему нас настойчиво призывали с хрущевских времен. Мы настолько утратили идейный и ценностный иммунитет, что охотно поверили самой наглой лжи, которой нас «одаривали» тогда «потомки известной подлостью прославленных отцов» – «генетические» и духовные наследники как репрессированных когда-то, так и затаившихся врагов всего русского и советского. Вот хотя бы один пример. В конце 80-х, в пору разгула «народных фронтов» в республиках СССР белорусские «фронтовики» раскопали в Куропатах, под Минском, захоронение. Их лидер Б. Позняк заявил тогда, что там похоронены 120 тысяч человек, расстрелянных большевиками, и такие куропаты – вокруг всех белорусских городов. Были организованы многотысячные толпы паломников, несомые ими плакаты вроде «Сталин – враг» заполонили экраны центрального телевидения. Потом выяснилось, что похоронено там не 120 тысяч, а семь, и что расстреляны они были не большевиками, а фашистами. Но дело уже было сделано: потоки подобной грязной лжи размыли идейный фундамент Советского Союза…


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!