Терминология и основы техники упражнений хореографии



 

Хореографическая терминология – система специальных наименова-ний, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно.

В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи эле-ментов классического танца. Эти термины признаны специалистами в об-ласти мировой хореографии и в настоящее время.

 

Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Хореогра-фическая терминология характеризует движение детальнее гимнастиче-ской. Это международный язык танца, возможность общения с хореогра-фами, понимание специальной литературы, возможность кратко произве-сти запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций.

 

Demi- plie (деми плие) – полуприседание.

 

Цель упражнения – развитие эластичности сустав-но-связочного аппарата и «выворотности» в тазобед-ренном, коленном и голеностопном суставах. Выполня-ется по всем позициям, не отрывая пяток от пола, коле-ни сгибаются в стороны по направлению к носкам, со-храняя прямое положение спины, таз находится над пятками. Важно равномерно распределять тяжесть тела на обе ступни (избегать «заваливания» на большие пальцы). Приседание выполняется до того момента, по-ка можно держать пятки на полу. Именно удержание пяток на полу прекрасно растягивает сухожилия и связ-

ки голеностопного сустава. Выполняется в медленном темпе, без оста-новок.

Grand plie (гран плие) – глубокое, полное приседание. Выполняется по всем позициям. После demiplie, продолжая сгибать

 

колени, мягко и постепенно поднять пятки от по-ла. Начиная подниматься, следует сначала опус-тить пятки, а затем разгибать колени. Важно уси-ленно разводить колени в стороны, т.е. соблюдать полную выворотность в суставах ног и при этом сохранять вертикальное положение туловища. Опускание до крайней точки grandplie длится столько же времени, сколько и поднимание и про-исходит равномерно и плавно. Отрывая пятки, не следует подниматься высоко на полупальцы. Ис-

ключением является grandplié во II позиции, где пятки от пола не отры-ваются в связи с широкой позицией ног. К выполнению grandplie нужно переходить после того, как хорошо освоено demiplie.

 

     Releve (рэлевэ) – поднимание на полупальцы.

Цель упражнения – укрепление мышц ног. Выполняется по всем по-зициям. Из исходной позиции подняться на носки, не сгибая колени, так же опуститься в И.п. В упражнении участвуют только голеностопные сус-тавы, колени максимально выпрямлены. Поднимать пятки следует макси-мально высоко, стремясь к вертикальному положению подъема. В положе-нии на полупальцах и при опускании в исходное положение важно сохра-нять принятую позицию.

 

    Battement (батман) – отведение и приведение ноги.

Эти движения – основа всего танца. Все батманы выполняются по трем направлениям: вперед, в сторону, назад. Колени должны быть вы-прямлены, ноги напряжены. При выполнении нескольких батманов в сто-рону нога возвращается в исходную III или V позиции вперед и назад по-очередно. В классическом танце это отведение и приведение имеет много-образные формы.

 

Battements tendus (батман тандю) – отведение ноги на носок. Цель упражнения – научить правильно вытягивать ногу в нужном на-

правлении, выработать силу и эластичность подъема (голеностопного сустава) и красивую линию ног.

Выполняется из I, III, V позиций по трем направлениям: вперед, в сто-рону, назад (рис. 9).


 

А                                          Б                                          В

 

Рисунок 9. Батман тандю: а) вперед; б) в сторону; в) назад

 

Отведение (вытягивание) начинается скользящим движением всей стопы по полу, сохраняя, насколько возможно, выворотной пятку. Затем постепенно вытягиваются пальцы и подъем. В конечном положении носок максимально оттянут и слегка касается пола, вся тяжесть тела на опорной ноге. Важно точно соблюдать направление движения – конечное положе-ние работающей ноги должно быть на одной линии с опорной ногой. Важ-но следить за тем, чтобы колени оставались предельно вытянутыми и обе ноги сохраняли выворотность.

 

к Battements tendus jete (франц. «брошенный») (батман тандю же-те) – резкое отведение ноги на45градусов (рис. 10).

 

Небольшие четкие взмахи ногой в положение книзу и возвращение в исходное положение через вattementstendus. Выполняется из I, III, V пози-ций по трем направлениям: вперед-книзу, в сторону-книзу, назад-книзу


 

 

Рисунок 10. Батман тандю жете

Движение начинается как в вattementstendus скользящим движением, а далее, продолжая взмах, фиксируется на высоте середины голени опорной ноги (на 45 градусов) с четкой остановкой в конечном положении. В И.п. нога возвращается также скользящим движением через положение на но-сок. Важно соблюдать выворотность обеих ног, таз должен оставаться не-подвижным, мышцы ног напряжены, а во время взмахов подъем и пальцы работающей ноги должны быть предельно натянуты.

 

Grand вattements (франц. «большой») (гранд батман) – мах ногой на90градусов и выше (рис. 11).

 

Большие взмахи выполняются из I, III, V по-зиций по трем направлениям: вперед, в сторону, на-зад.

Из исходной позиции начинается скользящее движение маховой ногой с батмана тандю жете, про-должается выше с максимально возможной амлиту-дой и фиксацией ноги на 90 градусов (или выше). Возвращается скольжением через батман тандю жете

 

1. И.п. Требования к правильному выполнению те же

 

– натянутые колени, сохранение выворотного поло-жения маховой ноги в воздухе и четкая фиксация ис-ходной позиции. При выполнении grandвattements вперед и в сторону корпус держать прямо, а при вы-

 

полнении назад – слегка наклонить вперед.

 

 

Рисунок 11. Гранд батман

 

 

Port de bras (пор де бра) – медленные упражнения для туловища и рук (рис. 12).

 

Группа упражнений, развивающая гибкость тела, плавность и мяг-кость рук и координацию движений. Упражнения выполняются у опоры и на середине зала из I, III, V позиций в положении лицом (анфас) или в полповорота (круазе, эфасе). Представляют собой переводы рук из одной позиции в другую в сочетании с наклонами туловища вперед, назад, в сто-роны. Это наиболее трудная часть классического танца. С помощью port-debras воспитывается умение управлять руками, особенно кистями, манера держать корпус, сочетать движения с наклонами и поворотами головы, на-правлением взгляда. После освоения portdebras движениям придается за-конченный артистичный вид. При выполнении данных упражнений важно контролировать осанку, держать напряженными ноги и выполнять мягкие, плавные движения руками. Опускание рук часто сопровождается указани-ем «вздохнуть руками».

 

 

 

Рисунок 12. Пор де бра

 

 

К изучению прыжков на двух ногах у опоры подходят постепенно, по-сле того, как хорошо освоен экзерсис. При выполнении прыжков следует руководствоваться следующими указаниями: 1) перед всяким прыжком выполняется demiplie (полуприседание). На начальной стадии освоения прыжков важно обращать внимание на правильное demiplie, т.е. не следует отделять пятки от пола; 2) в момент прыжка необходимо держать ноги на-пряженно вытянутыми в коленях, подъемах и пальцах и при этом строго сохранять выворотность верхней части ноги, держать спину прямо, не от-водить таз назад; 3) в момент приземления ноги должны коснуться пола сначала носками, затем плавно перейти на пятку и опуститься на demiplie.

 

Saute (соте) – прыжки, подскоки на месте в различных позициях.

 

 Changement de pieds (шажман де пье) – прыжки со сменой ног вVпозиции. Выполняются следующим образом: из V позиции правая впереди сделать demiplie, оттолкнуться от пола, выпрыгнуть вверх, выпрямив ко-лени и оттянув носки, приземляясь, перед самым полом поменять положе-ние ног на V позицию левая впереди. Обращать внимание на мягкое, эла-стичное приземление в demiplie. Можно выполнять:

 

а) рetit changement de pieds (франц. – маленький) (птишажман де пье) – движения выполняются так же, только в прыжке ноги не отрывают-ся от пола, носки все время соприкасаются с полом, занимающийся как бы встает на пальцы. Движения выполняются непрерывной цепью, акцент де-лается не в воздух, а в пол на plie. В таком виде данное упражнение еще эффективнее для выработки мягкости и эластичности прыжка и применя-ется в конце классического урока на середине зала в быстром темпе;

 

б) grand сhangement de pieds (франц. – большой) (гран шажман де пье). Для этого упражнения demiplie делается глубже, более напряженно, чтобы сильно оттолкнуться и сделать прыжок как можно выше, соединив выпрямленные ноги, стараться держаться в этом положении возможно доль-ше и лишь в последний момент сменить позицию. Не следует разводить ноги

 

· воздухе. На начальном этапе изучения прыжков важно обращать особое внимание на руки, которые должны быть слегка закругленными, как в подго-товительной позиции, они не должны подергиваться, как бы помогая движе-нию ног.

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 496; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!