Построение музыкального произведения



 

Содержание музыкального произведения всегда связано с определен-ной формой. В широком понимании форма – это совокупность средств му-зыки, с помощью которых выражается ее идейно-эмоциональное содержа-ние. В более узком понимании музыкальная форма – композиционное по-строение, соотношение частей произведения.

 

Музыкальное произведение представляет собой нечто целое и закон-ченное и в то же время, подобно литературному произведению, подразде-ляется на части, различные по величине, но тесно связанные между собой. Части музыкального произведения называются построениями. Отдельные построения отличаются друг от друга степенью законченности музыкаль-ной мысли.

 

Музыкальное построение, выражающее мелодически развернутое, пол-ностью законченное изложение музыкальной мысли, называется периодом. Простейший тип периода состоит из 8 тактов. По аналогии с литературным произведением окончание периода воспринимается как знак «точка».

 

Период делится на части, представляющие собой достаточно самостоя-тельные музыкальные построения, которые называются предложениями.

 

Окончание музыкального построения называется каденцией. Первое предложение периода оканчивается половинной каденцией, что создает впечатление незаконченности. Второе предложение периода почти всегда заканчивается полной совершенной каденцией.

 

Каждое предложение, в свою очередь, делится на два более мелких построения, называемых фразами. Фраза – это сочетание звуков различной высоты в законченном ритмическом рисунке и относительно законченном мелодическом рисунке. На слух граница фразы воспринимается как крат-ковременный (действительный или воображаемый) перерыв звучания. Ес-ли размер музыкального сопровождения 4/4, то продолжительность перио-да будет составлять 8 тактов. Такое простое строение музыкального произведения называется квадратным. Однако его нельзя считать общим зако-ном построения музыкальных произведений. Симфонические произведе-ния, оперная музыка могут иметь самые разнообразные и более сложные ритмические соотношения.

 

Для сопровождения гимнастических упражнений в основном исполь-зуются сочинения малой формы (песни, танцы, романсы и др.). В таких музыкальных произведениях каждый период состоит из двух предложе-ний, предложение – из двух фраз, а фразы – из двух или четырех тактов



Произведения большой формы – многочастные, со сложным построением – трудно сочетать с движением, поэтому они не используются для сопровождения упражнений. Кроме того, они продолжительнее, чем учеб-ные комбинации. Сокращения же, как правило, искажают форму и содер-жание музыкального произведения.

 

Знание структуры музыкальных произведений, умение на слух опре-делять начало и конец не только крупных музыкальных построений – пе-риодов, но также предложений и фраз является тем необходимым критери-ем, без которого невозможно грамотное проведение занятий под музы-кальное сопровождение.

 

Содержание урока хореографии

 

В процессе выполнения упражнений «школы» у занимающихся выра-батываются правильная постановка тела (осанка), устойчивость, прыгу-честь, апломб (от итал. аpplombo – вертикаль) – основа основ школы клас-сического танца. В таком положении через тело можно провести вообра-жаемую вертикальную линию, верхняя точка которой будет соответство-вать центру головы, затем она пройдет через поясничный отдел позвоноч-ного столба и плотно соединенные стопы. Умение сохранять апломб необ-ходимо для технически правильного освоения поворотов, прыжков, равно-весий, акробатических элементов.

 

Проведение уроков классического танца требует знания специальной хореографической терминологии. Ещё в XVII веке Рауль Фейе создал спе-циальную терминологию для записи элементов классического танца, кото-рой до сих пор пользуются специалисты всего мира. Этот международный язык танца позволяет кратко и точно описать упражнения, уроки, балетные спектакли, а кроме того, значительно ускоряет процесс обучения.

 

В музыкально-ритмическом воспитании упражнения хореографии применяются для формирования правильной осанки и движений, совер-шенствования координации, развития ритмичности, укрепления мышц ног

 

и туловища.

 

Все упражнения классического экзерсиса имеют четкую регламента-цию и повышенные требования к сохранению безукоризненной осанки, что требует от занимающихся собранности, подтянутости и постоянного сознательного контроля над своими движениями.

 

Последовательность упражнений в уроке имеет строго установленную очередность, которая позволяет постепенно и последовательно разогреть и «проработать» основные мышечные группы.

 

Схема урока классического танца включает следующие группы уп-ражнений:

§ полуприседания и приседания, выполненные по всем позициям;

§ выставление ноги на носок, выставление ноги с одновременным приседанием на опорной ноге, выставление ноги махом на 45 град., резкое сгибание и разгибание голени;

 

§ плавное сгибание и разгибание голени;

§ круговое движение ногой по полу; круговое движение голенью в

воздухе;

§ медленные плавные открывания ноги вперед, в сторону, назад;

§ махи ногами с большой амплитудой;

§ наклоны туловища с движениями рук.

 

Выполнение упражнений классического танца требует соблюдения определенных требований:

 

1) от начала и до конца упражнения занимающиеся должны удер-живать безукоризненную осанку. В выпрямленном положении тела плече-вой, тазобедренный и голеностопный суставы находятся на одной линии;

 

2) при выполнении выворотных позиций тяжесть тела распределя-ется на всю стопу – нельзя «заваливаться» на большие пальцы;

 

3) недопустим перекос плеч или таза при выполнении всех движе-ний классического танца. Часто гимнастки, стараясь как можно выше под-нять ногу в упражнениях типа developpe или grandbattmantjete, перекаши-вают таз, что впоследствии приводит к искажению техники многих гимна-стических и акробатических элементов;

 

4) все подъемы на полупальцы выполняются до максимально высо-кого положения пятки над полом;

5) все отталкивания на подскоках и прыжках заканчиваются актив-ной работой подошвенных мышц и мышц пальцев ног.

Упражнения школы классического танца, выполняемые у станка, можно перенести на середину зала и выполнить без опоры. Упражнения на середине способствуют развитию чувства равновесия и умения удерживать осанку на протяжении длительного времени.

Позиции и положения рук

 

Количество выразительных жестов руками неисчерпаемо. Недаром жест называют вторым органом речи, данным человеку от природы. Руками чело-век может выражать свое эмоциональное состояние, придавать движениям и позам законченный и совершенный вид. Кроме того, руки активно помогают выполнению прыжков, поворотов, удержанию равновесий.

 

Движения руками считаются одной из наиболее сложных составных частей хореографического искусства. Существуют такие понятия, как по-зиция и оппозиция рук. В классическом танце различают три основные по-зиции рук (нумерация арабскими цифрами) и одну подготовительную

(рис. 8).

 

1 позиция: руки подняты вперед,немного выше пояса,слегка округлены, локти направлены в стороны, ладони внутрь, расстояние между пальцами – 5–10 см.

2 позиция: округленные руки разведены в стороны и находятся не-сколько ниже плеч и немного впереди туловища, локти по сравнению с I позицией более выпрямлены и обращены назад, ладони – вперед.

3 позиция: округленные руки подняты вверх,кисти направленывнутрь близко одна к другой (как в первой позиции) и должны быть види-мы глазами без поднимания головы.

Подготовительная позиция: руки опущены вниз,слегка округлены,кисти направлены внутрь, расположены близко одна к другой, но не со-прикасаются; локти округлены, при этом не касаются туловища.

Во всех позициях кисти следует держать легко, без напряжения. Пальцы сгруппированы свободно, большой палец приближается к средне-му. Кисть должна продолжать общую округлую линию всей руки от плеча

Помимо вышеперечисленных основных позиций рук возможны их различные сочетания, которые называются полупозициями (например, од-на рука в 1-й позиции, другая – в 3-й).

 

Во время выполнения поворотов, равновесий или сохранения позы в прыжке руки должны сохранять свою позицию.

 

Оппозиция рук –это положение,согласно которому сохраняется естест-венное равновесие тела. Суть заключается в том, что обеспечение устойчиво-го равновесия возможно за счет противоположно направленного движения руками (противодействия). Например, если правая нога отводится назад, то левая рука, для того чтобы сохранить момент силы тяжести, должна в это время подняться вперед. Благодаря этому удается не только сохранить рав-новесие тела, но и выполнить движение более легко и грациозно.

классическом танце оговорены не только положения рук, кисти, но

и пальцев. Пальцы не должны быть напряжены, они слегка округлены, большой палец располагается напротив среднего.

Позиции и положения ног

 

При выполнении позиций ног (табл. 1) важно равномерно распреде-лять тяжесть тела на обе ноги и на всю стопу (пальцы, особенно мизинцы, должны быть прижаты к полу, избегать заваливания на большие пальцы). Колени выпрямлены, мышцы ног, включая ягодичные, напряжены, спина прямая, плечи опущены и расправлены, грудь развернута, голова держится прямо и свободно, мышцы шеи не напряжены.

Целесообразность выворотного положения ног (когда внутренняя сто-рона стопы повернута вперед) при выполнении различных движений в хо-реографии обусловливается эстетическими и функциональными причина-ми. Выворотное положение ног создает впечатление законченности рисун-ка движения или позы и способствует увеличению амплитуды движений ногами.

 

Начинать обучение упражнениям хореографии следует у опоры. Опо-рой может служить специальный станок, рейка гимнастической стенки, гимнастические снаряды. Сначала упражнения выполняют лицом или спи-ной к опоре, а затем стоя боком. В положении лицом к опоре обе руки, слегка согнутые в локтях, опираются о рейку хватом сверху на ширине плеч немного выше пояса. Выполняя упражнение спиной к опоре, следует держаться за опору вытянутыми в стороны руками, плотно прижимаясь к ней спиной. В положении боком к опоре одна рука (полусогнутая в локте) опирается о рейку несколько выше пояса и впереди тела. Если исходное положение левым боком, то упражнение выполняется правой ногой и на-оборот. Каждое движение обязательно делают поочередно обеими ногами.

 

Для обозначения упражнений классического танца принята француз-ская терминология.

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 765; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!