Регуляция двигательной деятельности



 

Еще один важнейший источник воздействия музыки на работоспособность кроется в ее способности стимулировать и регулировать ритм движений. Спортсмен подсознательно стремится в ритме воспринимаемой музыки идти, бежать, плыть, грести, вращать педали велосипеда. Причем гармоничное сочетание ритма собственных движений и музыки вызывает у спортсмена чувство особого удовольствия и повышенной удовлетворенности своими действиями.

Данная особенность воздействия музыки базируется на том, что рит-мические звуковые колебания связаны с ощущением движения. Поэтому, если во время выполнения упражнений человек слышит музыку, то у него непроизвольно возникает слухомоторная координация движений, заметно облегчающая их выполнение.

 

В основе ритмообразования на внешний раздражитель лежит рефлек-торное сонастраивание ритмов и темпов деятельности отдельных участков нервной системы. В силу действия законов нейрофизиологи любая нерит-мичная работа вынуждает держать мышцы и психику в излишнем напря-жении. Работа же в условиях заданного музыкального ритма устраняет и снимает излишнее напряжение. В итоге при тех же энерготратах зани-мающиеся могут выполнить большее количество движений и добиться большего эффекта.

 

ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

 

Содержание музыкального произведения

 

«Содержание музыки – это впечатления жизни, это мысли и чувства, выраженные в звуках» (Р. Глиэр).

Музыкальное произведение – зафиксированный в нотах результат творческого труда композитора.

Идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения ком-позитор передает с помощью средств музыкальной выразительности – ме-лодии, гармонии, ритма и др. Совокупностью таких средств создаются му-зыкальные образы, содержание которых отражает замысел композитора.

 

Многие композиторы – И.С. Бах, Л. Бетховен, Ф. Шопэн, С. Рахмани-нов, способные к мгновенной гениальной импровизации, тем не менее тра-тили месяцы, а порой и годы, вынашивая замыслы крупных сочинений, со-вершенствуя первоначальные наброски, многократно переделывая эскизы. Они стремились к созданию глубоких по содержанию, законченных, со-вершенных по форме произведений. Поэтому данные произведения можно слушать всю жизнь, подобно тому, как всю жизнь человек обращается к произведениям У. Шекспира или А. Пушкина.

 

В музыке композиторы воспроизводят различные психические и эмо-циональные состояния человека: тяжкое и смутное течение путающихся мыслей в сцене бреда Андрея из оперы Прокофьева «Война и мир»; раз-личные типы мужских и женских характеров (хрупкая, тонкая и нежная Снегурочка и пылкая и страстная Купава из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».

 

Музыка способна выразить характер человека (силу, мужество, неж-ность и мягкость, серьезность и шутливость), наделить чертами человече-ского характера и сказочных зверей, выразить их чувства и настроения. Изобразительность музыки рисует картины природы. В музыкальных про-изведениях Э. Грига «Утро», Р. Шумана «Вечером» мы можем «увидеть» картины пробуждающегося и угасающего дня, а в произведениях Л. Ви-вальди «Зима», «Весна», С. Прокофьева «Фея Зимы» (из балета «Золуш-ка»), П. Чайковского «Осенняя песня» обозначены интонации времен года.

 

Ярко выражаются в музыке состояния и явления природы. В ней мож-но услышать журчание ручейков, шум прибоя, раскаты грома, завывания бури или еле слышный шелест листвы, голоса птиц, дождь, рассвет, ме-тель, бурю, шторм и т.д. Многокрасочно изображаются образы живого природного мира (А. Алябьев «Соловей», К. Сен-Санс «Лебедь», «Аквари-ум» и т.д.).

 

Музыка воплощает разные обстоятельства жизни. Но и эти простей-шие звукоизображения оказываются проявлениями внутреннего мира че-ловека. «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, «Утро» Э. Грига – это не только картины просыпающейся природы, расцветающей в звуках и красках, но и обновление души человека.

Музыка может воссоздать и более сложные жизненные обстоятельст-ва. Нельзя в буквальном смысле слова изобразить такое социально-политическое явление, как фашизм, но можно создать его обобщенный об-раз, как это с гневом и негодованием сделал Д. Шостакович в своей 7-й симфонии. «…Развязно-танцевальные, почти опереточные мотивчики на-кладываются на механический маршевый ритм. В результате складывается образ чудовищной бездуховности нагловато-самодовольного, кичливого любования силой. Эта страшная сила надвигается, подминая под себя все, заслоняет весь горизонт, пока не останавливается силой духовной и гу-манной».

 

Наряду со статичными зарисовками жизненных обстоятельств в му-зыке раскрываются и различные ситуации и события.

 

Программная музыка является инструментальной,чаще всего сим-фонической, в основе которой лежит программа, т.е. какой-либо конкрет-ный сюжет.

 

Источником сюжета могут служить исторические сказания и легенды (симфония «Илья Муромец» Р. Глиэра), литературные произведения (сим-фония «Фауст», оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», балеты «Ромео

 

и Джульетта» С. Прокофьева, «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Лебединое озе-ро» П. Чайковского), образы,навеянные живописью («Картинки с выстав-ки» М. Мусорского, «Волшебное озеро» А. Лядова). Сюжет сочиненияможет принадлежать и самому композитору («Времена года» П. Чайков-ского, полонез «Прощание с родиной» М. Огинского, «Революционный этюд» Ф. Шопэна). Программными считают и такие произведения, кото-рые не имеют в своей основе ярко выраженного сюжета, но несут глубокоефилософское содержание или имеют историческое посвящение (Седьмая симфония Д. Шостаковича).

 

Не все музыкальные произведения имеют программу. Такие названия музыкальных пьес, как «Прелюдия», «Рондо», «Этюд», «Скерцо» не раскры-вают содержания музыки. О содержании такой музыки можно судить по впе-чатлению, оставляемому произведением в целом, по мелодии, оттенкам зву-чания, темпу, построению. Помогают понять замысел музыки указания ком-позитора в нотном тексте, которые касаются исполнения всего произведения или его частей: «задушевно», «энергично, с огнем», «весело».

 

Содержание музыки неотделимо от ее формы. Музыкальная форма – это построение музыкального произведения, соотношение его частей.

 

Основные музыкальные жанры

 

Жанр –это определенный тип музыкального произведения,в рамкахкоторого может быть написано неограниченное число сочинений.

 

Историческая песня, ария, романс, кантата, опера, марш, вальс, пре-людия,соната,симфония – все это примеры различных музыкальных жан-ров. Каждый из них объединяет множество произведений. Вальсы, напри-мер, писали почти все композиторы XIX-XX вв. Жанры отличаются друг от друга особенностями содержания и формы, которые определяются жиз-ненными и культурными традициями. Например, вся ритмика, фактура, мелодика и другие выразительные средства марша идеально приспособле-ны к шагу. Совсем другой пример – колыбельная. Здесь все иное: иная цель музыки, иное содержание и форма. Музыка колыбельной песни должна успокаивать малыша, окутывать теплой лаской, погружать в раз-меренный ритм укачивающих движений.

 

Жанры, непосредственно участвующие в жизни, иногда называют первичными, прикладными. Во все времена музыка помогала человеку в труде. Так родились песни, связанные с земледельческими работами, – по-косные,жатвенные;песни погонщиков верблюдов у арабов, прядильныепесни. Важнейшие события истории, подвиги богатырей и народных геро-ев легли в основу первых эпических жанров. У всех народов существуют семейно-бытовые песни–колыбельные,свадебные,обрядовые.

 

По мере развития музыкального искусства возникали новые жанры, та-кие, как прелюдия,фуга,фантазия,симфония, инструментальный концерт,опера. Они уже не погружены в гущу жизни, а как бы приподняты над ней. Главная их цель – духовное обогащение человека. Жанры серьезной музыки требуют от слушателей глубокого, сосредоточенного восприятия. Они также отличаются друг от друга и содержанием, и формой.

Симфония – один из самых емких и сложных жанров, по широте охвата жизни напоминающий роман или драму. Кроме крупномасштабных, обоб-щенных по форме произведений (симфонии,оперы), в музыкальном искусст-ве есть жанры камерного плана: элегии, ноктюрны,лирические пьесы.

Прелюдия отражает романтические человеческие чувства и настроения. Фантазия увлекает слушателя свободным импровизационным полетом

мысли.

 

Фуга представляет образец строгого, сосредоточенного размышления.

 

Концерт – это атмосфера соревнования солиста и оркестра.

 

Часто интонации первичных, прикладных жанров становятся языком более сложных. Иногда у них даже совпадают названия: вальс, мазурка, марш, песня. Но одухотворенный «Вальс-фантазия» М.И. Глинки резко отличен от предназначенных для танца вальсов. Некоторые из фортепьян-ных мазурок Ф. Шопена подражают народным танцам, другие – бальным, но написаны они композитором не для танца, а для слушания. Большинст-во из них – настоящие поэмы в звуках.

 

Музыкальные жанры не остаются неизменными, они обновляются и развиваются. Появляются новые жанры, вызванные изменившимися усло-виями жизни: музыка к кинофильмам,рок-оперы,мюзиклы.

 

Основные жанры музыки, используемые на занятиях по музыкально-ритмическому воспитанию: марш,песня,танец.

 

Марш (франц.marchе–ходьба) –пьеса в четком ритме,написаннаядля сопровождения военных походов, демонстраций и шествий. Ритм маршей отмечен энергией и волей, поскольку они призваны воодушевлять

 

и организовывать людей. Маршевой музыке свойственна четкость ритми-ческого рисунка, необходимая для создания бодрого, приподнятого на-строения, облегчающего выполнение точных, энергичных движений.

 

Разновидности марша: походный, строевой, торжественный, траурный.

 

В ритме марша написаны «Марсельеза», «Варшавянка», «Смело, то-варищи, в ногу», «Интернационал». Как отдельные номера марши встре-чаются в балетах, операх, ораториях, симфониях (марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, «Ракочи-марш» Ф. Листа) Характер маршей носят многие инструментальные пьесы, песни и отдельные эпизо-ды больших форм.

 

Песня –словесное музыкальное произведение.Различают народные исовременные песни. Народные песни связаны с историей, обрядами, собы-тиями из жизни народа (хоровые, плясовые, частушки) Их авторы, как правило, неизвестны. Современная песня создается композитором совме-стно с поэтом. Народные и современные песни широко используются на уроках физической культуры. Это знакомые, популярные, любимые уче-никами песни, имеющие четкий ритмический рисунок, близкие детям те-мы, веселый, оптимистичный, побудительный характер.

 

Танец –музыка,предназначенная для сопровождения танцев иимеющая соответственно каждому название. Это вид музыкального искус-ства, в котором основным средством создания художественных образов служат движения и положение тела танцовщика. Танец – древнейший вид народного творчества, характеризующийся непосредственной связью с му-зыкой. Танцевальная музыка отличается четким ритмом и определенным темпом. В основе каждого танца лежит ритм, согласованный с характером танцевальных движений, который может повторяться в неизменном или варьированном виде.

 

Вальс по-немецки «вальцер», что значит «вращательный», (танец – вращенец). У немцев в старину этот же танец назывался ещё и «роллер» –

«круженец» или «дреер» – «вертенец». В конце концов, все названия забы-лись, осталось одно – «вальс» – танец, который танцуют парами, кружась, вращаясь.

 

Это один из самых распространенных и популярных танцев. Вальс танцуют плавно кружащиеся пары, при этом темп может быть самым раз-личным – от медленного до быстрого.

 

Венский вальс танцуется в темпе 60–70 тактов в минуту. Вальс-бостон(медленный вальс). Танцуется в темпе 31–32 такта в ми-

нуту. Этот вальс еще называют английским. Хотя в названии упомянут американский город Бостон, мода на этот танец утвердилась в Англии, так как именно в Лондоне была разработана стандартная техника исполнения, основанная на вальсе-бостоне, который танцевали в салонах еще в XIX в. Такой вальс отличается красивыми позами, большой амплитудой подъемов и опусканий.

 

Вальс возник из народных танцев Австрии, Чехии и Германии. Одним из предшественников принято считать австрийский крестьянский танец лендлер, характеризующийся замысловатыми фигурами. В дальнейшем танцевальные движения упростились и свелись к постоянному кружению. Среди бальных танцев вальс выделяется романтикой и лирическим полетом чувств. Он стал символом романтической любви. Меняется мода на танцы, но вальс всегда популярен.

 

Вальс получил широкое распространение в Вене в XIX в. (вальсы Штрауса). Богатое и своеобразное развитие вальс получил в русской музы-ке. Замечательные образцы самостоятельной (не предназначенной для тан-цев) трактовки вальсового такта имеются в симфоническом творчестве П. Чайковского (3-я часть Пятой симфонии), а также вальсы из его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». К жанру вальса обращались многие выдающиеся композиторы: Ф. Шопэн, Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс, М. Глинка, П. Чайковский, А. Глазунов, С. Прокофьев Р. Глиер, И. Дунаевский.

 

Размер вальса 3/4. На уроках ритмики под вальс можно выполнять некоторые упражнения хореографии (плие, пор де бра) и общеразвиваю-щие упражнения, характеризующиеся большой амплитудой и плавностью движений.

 

Полька – чешский народный танец, который распространился по всему миру как бальный с середины XIX в. Название этого танца происходит от чешского слова «пулка», т.е. половина, так как он основан на полушагах. Польку танцуют парами по кругу, весело, непринужденно и в доволь-но быстром темпе. В музыкальной литературе существует много пьес, на-писанных в жанре польки. К таковым относятся произведения М. Глинки, С. Рахманинова, А. Бородина, чешского композитора Б. Сметаны.

 

Полька (размер 2/4) широко применяется при проведении подготовительной части урока (прыжки, подскоки, упражнения в дви-жении, шаги галопа).

Мазурка – польский народный танец. Название его произошло от сло-ва «мазуры» – наименования жителей Мазовии. Темп танца бывает самым различным – то умеренного до очень быстрого. Для мазурки свойственны легкое изящество, удаль и даже мечтательность. Использовались эффект-ные пристукивания каблуками и шпорами. Мазурка распространилась как бальный танец и получила широкое отражение в музыкальной литературе. Известны мазурки Ф. Шопэна, Л. Делиба, М. Глинки (в опере «Иван Суса-нин»), П. Чайковского (в опере «Евгений Онегин») и др.

 

Мазурка (размер 3/4) часто применяется на уроках гимнастики и для сопровождения вольных упражнений.

 

Танго – старинный испанский танец. Известно цыганское танго – соль-ный танец с кастаньетами. Он пользовался популярностью в Андалусии до середины XIXв. Существует также андалусийское танго – озорная уличная песенка, зачастую носящая сатирический характер, распространенная в Се-вилье в конце XIX в. В это же время андалусийское танго проникло в Арген-тину. В итоге смешения андалусийского танго, кубинской хабанеры и арген-тинской милонги возникло креольское танго. В результате постепенного из-менения хореографии креольского танго в конце XIX в. появилось аргентин-ское танго – парный танец, сложившийся в Буэнос-Айресе.

 

Среди композиторов, писавших музыкальные произведения в стиле танго, были в основном аргентинцы – Х. Матос Родригес (танго «Кумпар-сита»), Э. Донато, Р. Мендисабаль. Когда в 1910 г. танго появилось в Па-риже, оно получило название «аргентинское». В результате усовершенст-вования, проведенного различными хореографами, танго стало самым модным салонным танцем и распространилось из Франции по всей Европе.

 

Размер танго 4/4. Используется для сопровождения общеразвивающих упражнений и произвольных композиций.

 

Менуэт (франц. menu – мелкий) – танец, зародившийся во Франции. Пользовался огромной популярностью в Европе в XVII-XVIII вв. Испол-нялся танец мелкими шагами, в умеренном темпе, плавно и церемонно, с поклонами и приседаниями. Менуэт входил во многие сюиты начала XVIII в. (английские, французские сюиты И.-С.Баха). В музыке XIX-

 

XX вв. менуэт встречался редко, только в творчестве отдельных компози-торов (К. Дебюсси, С. Прокофьев).

Полонез (франц. dansepolonaise – польский танец) – торжественный бальный танец-шествие. Его истоки в народном польском танце. Являлся придворным во Франции и других странах. Как придворный танец-шествие известен еще в XVв. Размер 3/4.

 

Кадриль (франц. quadrille – четыре). Танцующие располагаются квадра-том. Народный и бальный подвижный парный танец. Размер – 2/4.

Рок-н-ролл – в переводе означает «катиться и качаться». Популярен с 50-х гг. Быстрый зажигательный танец с элементами акробатики. Размер 4/4.

Музыка в стиле рок-н-ролла подходит для сопровождения прыжков, бега.

Звук, свойства звука

 

Слово «звук» определяет два понятия:

 

1) звук как физическое явление. В результате вибрации (колебания какого-либо упругого тела, например, струны, металлической пластины) возникает волнообразное распространение продольных колебаний воз-душной среды. Такие колебания называются звуковыми волнами. Они распространяются от источника звука по всем направлениям (шаро-образно).

 

2) звук как ощущение. Звуковые волны улавливаются слуховым ор-ганом и вызывают в нем раздражение, которое передается по нервной сис-теме в головной мозг, возбуждая ощущение звука.

 

Мы воспринимаем большое количество различных звуков. Но не все звуки используются в музыке. Наш слух различает звуки музыкальные ишумовые.

 

Шумовые звуки не имеют точно выраженной высоты, например, треск, скрип, стук, гром, шорох и т.п., поэтому не могут быть использова-ны в музыке. В современном оркестре применяются ударные инструменты

 

с неопределенной высотой звука, например: треугольник, малый барабан, тарелки, большой барабан и др. Данные инструменты имеют лишь вспомо-гательное значение и используются композитором для придания большей выразительности музыкальному изложению.

 

Музыкальный звук в отличие от шумового имеет ярко выраженнуювысоту, которую можно определить с абсолютной точностью.

 

Физический характер музыкального звука определяется его свойства-ми, в число которых входят высота,громкость,тембр. Кроме того, в му-зыке имеет большое значение длительность звука. Оттого, что звук будет продолжительнее или короче, не изменится его физический характер, но с точки зрения музыки длительность звука как одно из его свойств, имеет первостепенное значение (равное основным его свойствам).

 

Высота звука зависит от частоты колебаний вибрирующего тела(струны, пластины, натянутой кожи). Чем чаще колебания, тем выше звук и наоборот.

 

Громкость звука зависит от энергии колебательных движений,тоесть от размаха колебания тела – источника звука. Пространство, в преде-лах которого происходят колебательные движения, называется амплитудой колебания. Чем шире амплитуда (размах) колебания, тем громче звук, и наоборот.

 

Тембром называется качественная сторона звука,его окраска.Для оп-ределения особенностей тембра применяются слова из различных областей ощущений, например, говорят: звук мягкий, резкий, густой, звенящий, пе-вучий и т.п. Известно, что каждый инструмент или человеческий голос об-ладает характерным для него тембром. Звук определенной высоты, вос-произведенный различными музыкальными инструментами, отличается у каждого инструмента своей окраской.

Длительность звука зависит от продолжительности колебаний ис-точника звука. Например, чем шире был размах колебания в момент нача-ла звука, тем длительнее период затухания его при условии свободной вибрации источника звука (тела).

 

Музыкальная система, положенная в основу современной музыкаль-ной практики, представляет собой ряд звуков, находящихся между собой в определенных высотных взаимоотношениях. Расположение звуков музы-кальной системы по высоте называется звукорядом, а каждый звукего ступенью. Полный звукоряд включает в себя 88 различных звуков. Ко-лебания этих звуков – от самых низких до самых высоких – заключены в пределы от 16 до 4000 колебаний в секунду. Это те звуки, высоту которых способно различить человеческое ухо.

Основным ступеням звукоряда музыкальной системы присвоено семьсамостоятельных названий: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Ос-новные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на бе-лых клавишах. Все звуки основных ступеней периодически повторяются в звукоряде.

 

Расстояние между звуками одинаковых ступеней называется октавой. Октавой называется также часть звукоряда, в состав которой входят все семь основных ступеней. Таким образом весь звукоряд делится на октавы. Началом октавы принято считать звук ступени до. Весь звукоряд состоит из семи полных октав и четырех звуков, образующих две неполные октавы по краям звукоряда (на фортепиано по краям клавиатуры).

 

Регистр (позднелат.registrum–список,перечень) –часть звуковогодиапазона певческого голоса или музыкального инструмента, в котором содержатся звуки,сходные по тембровой окраске. В любом инструменте или голосе различают нижний,верхний и средний регистры, хотя грани-цы их в достаточной мере условны. Кроме того, регистрами именуются пе-реключатели в органе и аккордеоне; переключение регистров позволяет получить звуки различной силы и тембровой окраски. Регистр помогает создать определенный образ, контрастность в музыке.

При выполнении упражнений необходимо сочетать амплитуду, мы-шечное напряжение, характер исполнения с регистром звучания музыки. Следует помнить, что при звучании музыки в высоком регистре упражне-ния выполняют с повышенным центром тяжести, а при звучании музыки в низком регистре – с пониженным. Например, высокий регистр – ходьба на носках, низкий – в полуприседе.

 

Мелодия

 

Мелодия (греч.melodia–пение,напев) –одноголосное выражениемузыкальной мысли. Она представляет собой чередование звуков, находя-щихся в определенном соотношении по высоте и имеющих определенный ритм. В мелодии в первую очередь передается содержание музыкального примера. Мелодическое начало составляет основу любых музыкальных произведений, как народных, так и принадлежащих профессиональным композиторам.

 

Мелодию называют душой музыки, одаривают эпитетами – благород-ная, возвышенная, вдохновенная, грациозная, сладостная. П.И. Чайков-ский, А.Г. Рубинштейн, С.В. Рахманинов и другие композиторы оставили после себя произведения, которые называются «Мелодия» – они как бы олицетворяют музыкальность самой музыки.

 

Почему же из всех компонентов музыки именно мелодия – одного-лосная мысль – ближе всего человеку? Ответ простой: мелодию можно спеть, и человек действительно очень часто мысленно ей подпевает.

 

Не всякую одноголосную последовательность звуков мы назовем ме-лодией, а только осмысленную, живую, одухотворенную.

 

Мелодия помогает запомнить музыку, а следовательно, и упражнение. Зная мелодию произведения, под которое выполняется упражнение, зани-мающиеся могут повторить его без музыки, сохраняя нужный темп, ритм и даже динамические оттенки. Услышав мелодию, можно быстро восстано-вить (на основе сформировавшихся условно-рефлекторных связей между музыкой и движением) последовательность упражнений. Она как бы под-сказывает характер движений, форму и последовательность элементов.

 

У мелодии есть свои законы. Основной из них – волнообразность. Мелодическая линия имеет нарастания и спады. Совокупность движениямелодии вверх,вниз и на месте называется мелодическим рисунком.

 

Виды мелодического рисунка:

 

– восходящий –восходящее движение мелодии,т.е.переход к бо-лее высоким звукам;

– нисходящий –нисходящее движение–переход к более низкимзвукам;

 

– волнообразный –последовательность восходящих и нисходящихпереходов.

 

Мелодической вершиной называется самый высокий звук, достигну-тый мелодией при каждом ее подъеме.

 

Рисунок мелодии зависит от расстояния между соседними звуками разной высоты (интервалов). Звуки, расположенные на близком расстоя-нии один от другого, создают впечатление плавного движения мелодии, звуки далекие (скачками) – более резкого, неожиданного.

 

При выполнении упражнений и составлении комбинаций следует учи-тывать рисунок мелодии. Восходящий мелодический рисунок отражается подниманием головы, рук, переходом из более низкого в более высокое положение (например, из полуприседа, стойки на коленях, седа на бедре перейти в стойку на носках или в вертикальное равновесие). При нисходя-щем мелодическом рисунке выполняется переход из более высокого поло-жения в более низкое (с пониженным центром тяжести).

 

Динамические оттенки

 

Динамические оттенки (греч.dinamis–сила) –это изменение гром-кости звучания при исполнении музыкального произведения. Общий уро-вень динамики, т.е. силы звучания связан с образно-художественным со-держанием музыкального произведения. Так, например, колыбельная пес-ня исполняется тихо. Содержание такой музыки противоречит громкому звучанию. Торжественный, праздничный марш в целом, безусловно, дол-жен звучать громко. Тихое звучание не свойственно содержанию данной музыки.

 

Динамические оттенки связаны с мелодическим рисунком. В мелодиях восходящее движение часто связано с ростом напряжения, а нисходящее – с его спадом. Соответственно этому восходящее движение мелодии сопровож-дается усилением звучания, а нисходящее – ослаблением.

 

К динамическим оттенкам в музыке относятся: изменение силы зву-чания; плавность или прерывистость звучания мелодии. Динамические от-тенки обозначаются итальянскими терминами. Чаще всего употребляются следующие динамические оттенки:

 

forte (форте) – громко;

 

fortissimo (фортиссимо) – очень громко;

 

piano (пиано) – тихо;

 

pianissimo (пианиссимо) – очень тихо;

 

crescendo (крещендо) – усиливая, постепенное увеличение гром-

 

кости;

 

diminuendo (диминуэндо) – ослабляя, постепенное уменьшение силы звука.

 

В зависимости от динамических оттенков музыкального произведения движения могут быть сильными и энергичными или мягкими и нежными; резко акцентированными или слитными и плавными; свободными и широ-кими или мелкими и изящными:

 

legato – (легато) – слитно;

 

staccato – (стаккато) – отрывисто;

 

sforzando – (сфорзандо) – акцентируя.

 

При выполнении упражнений большую громкость звучания мы ис-пользуем во время работы над сильными напряженными движениями. Большинство упражнений общеразвивающего и оздоровительного харак-тера сопровождаются музыкой умеренной громкости. Мягкие плавные и волнообразные движения сопровождаются тихим звучанием. Динамиче-ские акценты передаются внезапной переменой направления, взмахом, прыжком.

Темп

 

Темп (лат.tempus–время) –скорость исполнения музыки.Каждоемузыкальное произведение исполняется в определенном темпе, с той или иной скоростью. Произвольно менять скорость музыкального произведе-ния нельзя, так как это влечет за собой изменение его содержания. К.С. Станиславский в своем труде «Работа актера над собой» отметил, что нередко прекрасная пьеса, хорошо поставленная и сыгранная, не имеет ус-пеха потому, что она исполняется в чрезмерно замедленном или необосно-ванно быстром темпе. Нельзя сыграть трагедию в темпе водевиля, а воде-виль в темпе трагедии.

 

Темп обозначается в начале произведения или его части итальянскими терминами, написанными над нотной строчкой.

Наиболее употребительны следующие обозначения темпа:

 

Медленные темпы:

 

Largo (лярго) – широко;

Lento (ленто) – протяжно;

Adagio (адажио) – медленно, спокойно;

Grave (граве) – тяжело.

 

Умеренные темпы:

 

Andante (анданте) –спокойно, не спеша;

Moderato (модерато) – умеренно;

Sostenuto (состенуто) – сдержанно;

Allegretto (аллегретто) – довольно оживленно.

 

Быстрые темпы:

 

Allegro (аллегро) – скоро;

Vivace (виваче) – живо;

Presto (престо) – очень быстро;

Prestissimo (престиссимо) – очень быстро.

 

Для большей выразительности при исполнении музыкального произ-ведения применяются постепенные ускорения или замедления общего движения. Они обозначаются в нотном тексте следующими словами:

 

Ускорение темпа:

 

Accelerando (ачелерандо) – ускоряя;

Animando (анимандо) – воодушевляя.

 

Замедление темпа:

 

Ritardando (ритардандо) – замедляя;

Ritenuto (ритенуто) – сдерживая.

 

К основным обозначениям порой прибавляются дополнительные,уточняющие характер исполнения:

 

maestoso (маестозо) – торжественно;

furioso (фуриозо) – яростно;

 

mesto (место) – печально;

scherzoso (скерцозо) – шутливо.

 

Эмоциональное состояние человека отражается на его поведении. Так, взволнованность, тревога обычно сопровождаются быстрыми и резкими движениями. Спокойствию свойственны умеренные темпы движений. От-тенки музыкальных темпов так же разнообразны, как эмоции.

 

Темп музыки воспринимается мгновенно и в большей степени опреде-ляет ее характер. Быстрые темпы присущи музыке, воплощающей устрем-ленное движение, жизнерадостное настроение, кипучую энергию, празднич-ное оживление, но также и смятение, взволнованность, драматизм.

 

Медленно течет музыка, в которой отражены состояние покоя, непод-вижности, строгие возвышенные чувства, а иногда и глубокая печаль, горе.

 

Средние темпы более нейтральны и употребляются в музыке разного содержания, они не столько способствуют выражению той или иной мыс-ли, сколько не противоречат ему (следует напомнить, что темп – лишь од-на из сторон музыки, а в целом ее характер определяется всеми ее средст-вами в их единстве).

 

На протяжении музыкального произведения темп может меняться. Во вступлении в опере Ж. Бизе «Кармен» после красочного и праздничного раздела, идущего Allegrogiocoso (аллегро джокозо – весело, радостно), возникает тема трагической судьбы главной героини, причем в более мед-ленном темпе. Еще ярче воспринимается темповое изменение в «Песне о Родине» И.О. Дунаевского, т.к. в ней по-разному звучит одна и та же тема: широко и торжественно, медленно, в характере гимна исполняется припев

 

в начале песни, а при повторениях он проходит совсем иначе, упруго и энергично, более живо, в темпе марша.

 

Темп может изменяться не только «скачком», но и постепенно. Очень часто в самом конце произведения движение музыки замедляется (ritenuto-rallentando – ритенуто, раллентандо), полной остановке предшествует тор-можение, так, например, завершается Гимн России. Замысел композитора может потребовать и постепенного ускорения (accelerando – ачелерандо), как в заключительном разделе 6-й венгерской Рапсодии Ф. Листа, где ве-селая танцевальная тема неоднократно повторяется и с каждым разом зву-чит все быстрее, достигая к концу предельного темпа. Словом, и темп как таковой, и его мгновенные и постепенные изменения – важное средство музыкальной выразительности.

 

Все темпы, применяемые в музыке соответственно условным обозна-чениям, приблизительны (условны). Для установления более точного тем-па применяется метроном, который отсчитывает нужное количество уда-ров в минуту.

 

Допускаемые исполнителем незначительные отклонения от указан-ных авторами темпов зависят от его художественной индивидуальности.

Обычно эти отклонения не влияют на художественную сторону испол-нения.

В практике физического воспитания используются музыкальные про-изведения, написанные в разных темпах. Под музыку в медленном темпе выполняются общеразвивающие упражнения с большой амплитудой, ста-тические, дыхательные, упражнения в равновесии, на расслабление. Сред-ним темпам должны сопутствовать почти все движения с незначительным добавлением быстрого или умеренного темпов. Музыка в быстром темпе сопровождает бег, прыжки, незначительные по амплитуде движения.

 

Длительность звука

 

Длительность – продолжительность звучания. Как и высота,дли-тельность – одно из основных свойств музыкального звука. Относительная длительность – продолжительность звука по отношению к другим. Исто-рически сложилась система записи звуков особыми знаками – нотами.

 

Нотный знак представляет собой пустой или затушеванный кружок. Для обозначения различных длительностей звуков к кружкам прибав-

 

ляются вертикальные палочки (штили), хвосты и ребра – прямые горизон-тальные линии для связывания коротких длительностей в группы.

 

По длительности ноты бывают целые, половинные, четвертные, вось-мые, шестнадцатые и т.д. Самая длинная нота – целая, остальные ноты – ее доли (рис. 1, 2).

 

целая нота – 1 и, 2 и, 3 и, 4 и половинная нота – 1 и, 2и

четвертная нота – 1 и

 

восьмая нота – 1 или «и»

 

Рисунок 1. Обозначение длительности нот

 

Рисунок 1. Соотношение длительности нот

 

Длительности нот легко воспроизвести движениями – хлопками, ша-гами.

Ритм. Метр. Размер

 

Ритм (от греч.rhytmosсоразмерность) –соразмерное чередованиезвуков различной длительности в музыке. Ритм – один из основных эле-ментов выразительности мелодии, так как мелодия может быть образована лишь в том случае, если звуки организованы ритмически – обладают опре-деленными длительностями. Если звуки чередуются вне определенного ритма, то музыкальная ткань не воспринимается как мелодия.

 

В музыке происходит чередование длительностей звуков, вследствие которого между ними создаются различные временные соотношения. Объ-единяясь в определенных последовательностях, длительности звуков обра-зуют ритмические группы (фигуры), из которых, в свою очередь, склады-вается общий ритмический рисунок музыкального произведения.

 

В ритмических рисунках проявляется жанровая природа музыки, они существенны и для ее выразительного смысла. Равномерный ритм (все звуки равной длительности) создает ощущение беспрепятственного дви-жения – стремительного или спокойного (это зависит от темпа). Чередова-ние кратких и более протяженных звуков (припев «Гимна демократиче-ской молодежи» А. Новикова) придает музыке динамическую устремлен-ность, напор.

 

В музыке звуки организованы во времени. Чередование звуков равными по времени долями образует в музыке равномерное движение (как говорят, пульсацию). В этом движении звуки некоторых долей времени периодически выделяются ударениями. Такие ударения называются акцентами.

 

Доли, на которые приходятся акценты, называются сильными долями. Доли, не имеющие акцентов, называются слабыми долями. Яснее всего до-ли выделяются в музыке, связанной с движением, например, в марше. Су-ществуют также жанры, в которых это деление завуалировано, например, лирическая народная песня.

 

В каждой мелодии, как правило, ударные (акцентируемые, сильные) доли через равные промежутки времени чередуются в строгой последова-тельности с неударными (более слабыми, неакцентируемыми) долями. Та-кое непрерывное равномерное чередование акцентируемых и неакценти-руемых звуков называется метром.

 

Чередование сильных долей времени происходит через одну или две слабые доли и создает в музыке непрерывное движение повторяющихся метрических звеньев. Отсчитывая доли вальса («раз», «два», «три»), мы непременно акцентируем «раз» и таким образом группируем доли в такты: сильная доля с последующими слабыми, вплоть до следующей сильной.

 

Чередование долей времени в пределах метрического звена – от силь-ной доли до следующей сильной доли называется тактом.

 

Выражение метра определенными нотными длительностями называ-

 

ется размером.

В нотном письме размеры обозначаются двумя цифрами и ставятся одна над другой (в виде дроби). Верхняя цифра обозначает количество метрических долей, а нижняя – ритмическое значение доли.

В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперек нотного стана. Эта черта называется тактовой чертой. Она ставит-ся перед сильной долей для того, чтобы ее выделить.

 

Начало музыки со слабой доли называется затактом. Затакт представ-ляет собой неполный такт, который в большинстве случаев не превышает половины такта. Затакт может образоваться и в середине музыкального произведения перед любой его частью.

 

Метр, в котором акценты (сильные доли) повторяются равномерно через одну долю, называется двухдольным.

Метр, в котором акценты (сильные доли) повторяются равномерно через две доли, называется трехдольным.

 

Двухдольные и трехдольные метры, имеющие один акцент, называ-ются простыми. Все размеры, их выражающие, тоже называются простыми размерами. К простым размерам относятся: двудольные размеры – 2/4, трехдольные – 3/4.

 

2

4

 

>

>

>      

3

                 
                 
4                  

 

 

>

 

 

>

 

 

>

 
       

Рисунок 3. Нотное обозначение двухдольногои трехдольного метра

 

От слияния простых однородных метров образуются сложные метры. Сложный метр может состоять из двух или более простых метров. Благо-даря этому сложный метр имеет несколько сильных долей времени. Коли-чество сильных долей времени в сложном метре соответствует количеству простых метров, входящих в его состав.

 

Акцент первой доли сложного метра сильнее остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной, а доли с более слабыми акцентами называются относительно сильными долями.

 

Все размеры, выражающие сложные метры, тоже называются слож-ными размерами. Наиболее употребительными размерами, выражающими сложный метр, являются следующие: четырехдольные – 4/4, шестидоль-ные – 6/8.

 

4

4

 

>           .               >         .                >         .

 

Рисунок 4. Нотное обозначение четырехдольного размера

Размер такта немаловажен для характера музыки. Как и в поэзии, в ней чаще всего используются двудольные и трехдольные размеры. Дву-дольными размерами пишут марши, польки, галопы, песни, близкие этим жанрам. Трехдольный размер сразу вызывает представление о вальсе, но и другие танцы (полонез, мазурка, а в исключительных случаях и марш («Священная война»)) тоже пишутся на «три». Четырехдольные такты встречаются в самой разной музыке – в спокойной и оживленной, вокаль-ной и инструментальной, танцевальной и опять-таки маршевой. Размер такта в большинстве случаев сохраняется на протяжении произведения или хотя бы его крупной части.

 

Ритмическая последовательность, при которой происходит несовпа-дение ритмического и метрического акцентов, называется синкопой. Син-копа возникает в тех случаях, когда звук слабой доли метра продолжает звучать на последующей сильной доле. В результате происходит переме-щение акцента на эту слабую метрическую долю. То же самое наблюдает-ся и в тех случаях, когда звук слабого времени любой метрической доли сохраняется на сильном времени следующей метрической доли.

 

Важны отношения длительностей не только отдельных звуков, но и целых фраз, более широких построений. Здесь тоже может быть равномер-ность (в песне «Во поле березонька стояла» все фразы одинаковой протя-женности) и более сложная организация времени. В припеве песенки Па-ганеля из музыки И.О. Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта» происходит постепенный рост соединяемых частей музыки:

                         Капитан, (2 доли)

 

Капитан, (2 доли)

Улыбни-тесь, (4 доли)

Ведь улыбка – это флаг корабля… (8 долей)

 

Приемы тактирования

 

Под дирижированием в широком смысле слова подразумевается управление исполнением музыкального произведения хором, оркестром.

 

Тактировать –отмечать движением каждую долю такта.

В основу приемов дирижирования положены двухдольные, трехдоль-ные и четырехдольные фигуры взмахов. Они заключаются в следующем (показаны для правой руки) (рис. 5):

 

1. Двудольные размеры 2

тактируются двумя взмахам –

вниз и вверх

3

 

2. Трехдольные размеры

тактируются тремя взмахами –   2  
вниз, вправо и вверх  

1

 
     
3. Четырехдольные размеры   4  
тактируются четырьмя взма-

2

3

 

хами – вниз, влево, вправо и

 
     

вверх

 

Рисунок 5. Приемы тактирования

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!