Однонаправленное сосредоточение



Восьмая стадия - однонаправленность или однонаправленное сосредоточение. На этой стадии умственная вялость или блуждание ума уже не возникает в вашем сознании, но вы должны сохранять бдительность, чтобы не допустить их возможное возникновение. При этом вы однонаправленно сосредотачиваетесь.

Спонтанное сосредоточение

Девятая стадия - спонтанное сосредоточение, естественное сосредоточение. На этой стадии вам уже более не нужно применять никаких противоядий. Ваше сосредоточение поддерживается в вас естественно, спонтанно. Именно на этой стадии единственной ошибкой является применение противоядия, когда в этом больше нет необходимости. Поэтому на девятой стадии не применяются никакие противоядия. На восьмой стадии вам еще нужно быть осторожным и бдительным, но на девятой стадии ваша концентрация уже должна стать спонтанной, естественной. Просто пребывайте в своем естественном состоянии. Вы расслаблены. Подобно тому, как орел парит высоко в небе. Это спонтанное, свободное, естественное парение. Такой же естественной, спонтанной и свободной должна стать ваша концентрация на девятой стадии.

Таким образом, когда вы поддерживаете спонтанное сосредоточение, сначала вы обретаете такое качество , как блаженная податливость тела . В вашем теле начинают циркулировать особые энергии (ветры), благодаря чему ваше тело становится исполненным радостного, блаженного состояния. Вам комфортно. Вы постоянно испытываете чувство комфорта. Даже, если вы будете сидеть в позе медитации в течение десяти дней без перерыва, у вас вообще не будут болеть ноги. Напротив. Ваше тело будет наполнено ощущением умиротворения и блаженства. Даже если вы будете сидеть на каких-нибудь колючках, люди будут думать, что вам больно. Но вам не только не будет больно, вы будете испытывать блаженство. Это истинная правда: когда вы достигните девятой стадии, когда вам уже чуть-чуть останется до шаматхи, то ваши ощущения будут именно такими.

Затем у вас появится блаженная податливость ума . Ваш ум станет исполнен умиротворенности. Это еще пока не Великое Блаженство тантры, потому что Великое Блаженство тантры гораздо интенсивнее, сильнее, чем это ощущение. Многие люди, когда достигают безмятежности шаматхи, полагают, что это и есть Великое Блаженство тантры. Они полагают, что, наконец, достигли медитации на Ясный Свет, то есть единства Блаженства и Пустоты. Но это еще только шаматха. Это пока еще не очень высоко. Когда люди говорят о тантре, в особенности, о союзе Блаженства и Пустоты, они не представляют себе, о каких высоких вещах они говорят, потому что это гораздо выше, чем блаженство шаматхи. Дело в том, что блаженный ум, который порождается в результате шаматхи, не может стать противоядием от сансары. Но союз Блаженства и Пустоты, о котором дается учение в тантре, это и есть то самое противоядие от корня сансары.

Наконец, когда в вас появляется блаженная податливость ума, только тогда вы можете сказать, что вы достигли шаматхи. Строго говоря, как объяснял Лама Цонкапа, сначала вы достигаете грубой формы податливости ума. Эта форма не отличается стабильностью. Это блаженное состояние будет вызывать у вас возбуждение. Это еще не шаматха. И лишь когда наступит тонкая форма податливости ума , когда это ощущение комфорта , радости и блаженства будет ровным , стабильным и не сможет привести вас в состояние возбуждения , только тогда - вы достигли шаматхи .

Метод реализации стадий Шаматхи с помощью шести сил

К сожалению, у нас не осталось времени, чтобы обсудить [темы] «Шесть сил» и «Четыре способа вступления в медитацию». В другой раз мы закончим это учение. Я дал вам приблизительные инструкции о том, как развивать шаматху, и это самое главное. Что касается Шести сил и Четырех способов вступления в медитацию, то все это описано в моей книжке «Шаматха». Это не особенно трудная тема.

Постарайтесь издать учение, которое я дал вам на этом ретрите, в виде книги, поскольку я знаю, что у вас с внимательностью дела не очень хороши. Вы вообще можете забыть все, что услышали. И в следующий раз, когда я буду давать вам учение по шаматхе, вы скажете: «О, Геше-ла дает нам новое учение». Это учение вы можете объединить с другими моими учениями и издать сборник. Я поговорю с Майей на эту тему.

Вопрос : Не рано ли уже сейчас медитировать при ходьбе?

Ответ : Для медитации при ходьбе никогда не рано. Любой может заниматьсяэтим, потому что это способ развития внимательности.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!