Метод развития чистой концентрации



Первый раздел: метод развития чистой концентрации. Он имеет три части:

1. Что делать до того, как вы сосредоточили свой ум на объекте медитации.

2. Что делать во время сосредоточения на объекте медитации.

3. Что делать после сосредоточения на объекте медитации.

Это самые важнейшие для нас вопросы. Это вопросы, которые вас больше всего волнуют: «Когда я развиваю шаматху, какую подготовку мне нужно провести до того, как я приступил к сосредоточению на объекте медитации, как мне сосредотачиваться на самом объекте медитации, и что мне делать после завершения процесса сосредоточения?» То же самое, когда вы хотите совершить какую-то поездку: что вы должны делать до того, как вы отправитесь в путешествие, что нужно делать во время путешествия и что делать, когда вы прибыли на место? Если вы очень хорошо знаете ответы на эти три вопроса, то вы можете поехать совершенно спокойно. Допустим, вы не купили себе билет, не купили продукты и у вас недостаточно денег на это путешествие? Если вы не знаете, как вам следует подготовиться к этому путешествию, то, когда вы отправитесь в путь, у вас будут большие проблемы. Мудрые люди всегда знают, что делать до того, как они к чему-то приступают. Они не приступают к делам просто так, без всякой подготовки.

Что делать до сосредоточения

Теперь первое: что вы должны делать перед тем, как сосредоточиться на объекте медитации. Вы должны знать, что лень является одним из препятствий, которое с самого начала не дает вам развить чистую концентрацию, в середине лень не дает вам продвигаться по пути, и в конце лень мешает вам получить желаемый результат. Поэтому еще в самом начале вы должны знать, что является основным препятствием для развития чистой концентрации, - это лень. Таким образом, лень является первой ошибкой медитации .

Различают пять ошибок медитации. Первая из них - это лень. Если вы не знаете , в чем заключаются пять ошибок медитации , то , сколько бы вы ни медитировали , вы не сможете прогрессировать . Если экран телевизора показывает плохо, значит есть какая-то неполадка. Если вы устраняете эту неполадку, то экран телевизора становится четким. Точно также, если наш ум замутнен, если мысли блуждают туда-сюда, значит имеет место какая-то ошибка концентрации. Если вы устранили все пять ошибок концентрации, то ваш ум становится очень ясным и проницательным. Итак, когда вы развиваете в себе чистоту концентрации, вам необходимо заняться устранением пяти ошибок концентрации. Ваша цель - устранение пяти ошибок концентрации .

Для того, чтобы устранить пять ошибок концентрации, вы должны знать восемь противоядий от этих пяти ошибок. Если вы не знаете, в чем заключаются эти восемь противоядий, то, даже если вы очень хорошо помните, в чем заключаются пять ошибок концентрации, вы не сможете их устранить. Еще до того, как вы приступаете к медитации на шаматху, вы должны выучить наизусть и очень хорошо знать, в чем заключаются пять ошибок концентрации, восемь противоядий, девять стадий шаматхи, шесть сил, способствующих развитию вашей концентрации и четыре способа вступления в сосредоточение. Лама Цонкапа говорил, что все эти классификации очень важны.

В Тибете некоторые люди утверждают, что они занимаются практикой высокого уровня, Махамудрой, Дзогченом, но если они не знают всех вышеупомянутых вещей, то вся их медитация - просто детская концентрация. Чем бы вы не занимались - практикой Сутры или практикой Тантры, эти инструкции являются основополагающими инструкциями. Если у вас есть основа в виде этих инструкций, вы можете добавить на эту основу уникальные наставления Тантры. Тогда ваша практика станет уникальной практикой Тантры. Если на основу, состоящую из инструкций по развитию шаматхи и уникальных инструкций Тантры, добавить еще уникальные наставления Махамудры, тогда ваша практика будет подлинной. Без этих фундаментальных основ, если вы просто разглядываете свой ум, его форму и цвет, то ваши занятия - детские игры. Иногда ваш Ясный свет ума будет белым, иногда он будет становиться голубым, как небо... Все это - пустая трата времени. Поэтому Лама Цонкапа сказал, что в Тибете наставления таких величайших мастеров как Нагарджуна, Асанга и Чандракирти во многом были заброшены и забыты. Вместо этого большое внимание уделялось каким-то маленьким, отрывочным наставлениям о том, как созерцать свой ум. Это, как отмечал Лама Цонкапа, привело к вырождению и деградации Учения. Люди стали думать, что мелкие инструкции важнее, чем все эти величайшие труды великих мастеров. Эти трактаты можно было просто положить на алтарь, чтобы поклоняться им, но не открывать и не читать их, не руководствоваться ими в своей практике, а руководствоваться в практике незначительными, мелкими инструкциями. Это признак упадка, признак вырождения.

Лама Цонкапа говорил, что все великие мастера прошлого достигли шаматхи именно с помощью инструкции о пять ошибках медитации, восьми противоядиях, девяти стадиях шаматхи, шести силах, четырех методах вступления в медитацию. Все это - сущностные, наиважнейшие инструкции. Даже во многих тантрах, когда говорится о развитии шаматхи, то упоминается о том, что необходимо заниматься практикой на основе инструкций по шаматхе, данных в сутрах, то есть, на основе именно этих инструкций, о которых сейчас идет речь. Эти инструкции изложены в Абхисамаяаламкаре.

Итак, первое. До того, как сосредоточиться на объекте медитации, необходимо избавиться от первой ошибки медитации, то есть, от лени. Если вы не можете полностью устранить свою лень, то старайтесь свести ее к минимуму. Существует четыре противоядия от лени . Из всех восьми противоядий, которые существуют от ошибок медитации, четыре служат для устранения лени. Потому что лень устранить сложнее всего. Один день вы проводите, исполненные энтузиазма, но на следующий день этот энтузиазм пропадает. Поскольку вашего энтузиазма хватает так ненадолго, то вам больше всего необходимо бороться с ленью. Энтузиазм - это когда вы делаете что-то, не заставляя себя, а с охотой и радостью. Вот это и есть энтузиазм.

Если вы знаете, как развивать шаматху, то вы можете получать удовольствие от практики ежедневно. Тогда три года пролетят очень быстро. Вам покажется, что вы провели в медитации лишь один год, но на самом деле окажется, что прошло три года. Если вы не знаете, как правильно медитировать, то, даже если вы провели в медитации только один год, вам покажется, что прошло уже десять лет. Тогда вы скажете: «Нет, развить шаматху для меня, наверное, нереально. Не хочу больше медитировать». Если у вас возникают такие мысли, это означает, что вы просто не знаете, как правильно это делать. Например, когда люди, которые не умеют печатать на машинке, видят машинистку, которая печатает не глядя на клавиши, они думают: «Нет, я так точно не смогу. Для меня невозможно печатать как она. Она, наверное, ясновидящая. Откуда она, не глядя, знает, куда нажимать?» Но если вы знаете технику, то для вас это становится не трудно. Просто вы очень хорошо знаете расположение клавиатуры и положение пальцев.

То же самое с шаматхой. Если вы не знаете инструкции по развитию шаматхи, не знаете про пять ошибок медитации, восемь противоядий, девять стадий, шесть сил и четыре способа вступления в состояние сосредоточения, то вам это тоже покажется невозможным. Вы будете думать, что невозможно три дня, не отвлекаясь, сидеть в состоянии концентрации. Вы подумаете: «Как это возможно? Это просто нереально. Я не могу ни на минуту сосредоточиться. Меня всю жизнь все отвлекает». Но если вы очень хорошо понимаете все эти техники, то все становиться возможно. Сначала, когда вы получаете Учение про техники развития шаматхи, для вас очень важно логически убедиться, что вы на это способны. Очень важно сказать себе: «Я могу это сделать, потому что я знаю, как это делать». Однако, если человек самонадеянно утверждает: «Я могу, я на это способен!», но не знает как этого добиться, то это уже глупое утверждение. Итак, развитие в себе такой убежденности тоже является противоядием от лени. Из четырех противоядий от лени первое - это вера. В данном случае под верой имеется в виду развитие в себе веры в качества шаматхи и вера в самого себя: «Я способен развить шаматху!» Это вера в самого себя, в свою способность достичь шаматхи, вера в качества шаматхи. Все это - первое противоядие от лени.

Различают три вида лени . Первая лень связана с комплексом неполноценности . Это тоже лень. Когда вы говорите: «Они-то конечно могут, но я точно не способен», это лень. Из-за такого отношения ваш ум ослабевает. Если вы не устраните в себе такую лень, вы никогда не сможете продвигаться вперед. «Я это не могу, я то не могу. Только кушать и спать могу, другого я не могу» - это лень. Это лень, связанная с комплексом неполноценности. Очень важно иметь уверенность в своих силах. Кроме того, если вы медитируете на драгоценность человеческой жизни, то вы осознаете: «Именно сейчас я имею все шансы на то, чтобы к чему-то стремиться. Я имею все благоприятные условия. Если я сейчас не смогу этого сделать, то когда же еще у меня будет такая возможность?» Вы обрели драгоценную человеческую жизнь, встретились с полным целостным Учением, с Духовным Наставником, получили подлинное Учение по шаматхе. Если вы, при наличии всего этого, не способны заниматься развитием шаматхи, то когда же еще вы сможете этим заняться? Так вы должны думать. Будда сказал: «Даже крошечное насекомое, если оно исполнится энтузиазма и усердия, способно достичь состояния Будды». «Я - человек, человек, который обрел драгоценную человеческую жизнь. Почему я не могу этого добиться, почему я на это не способен?» - об этом говорил Шантидэва. Именно об этом нужно думать, чтобы устранить лень от комплекса неполноценности.

Вторая лень связана с привязанностью к мирским объектам . Если вы привязаны к мирским делам, гуляете, ходите в кино, то есть проводите свое время в различных мирских занятиях, то это не энтузиазм. Это тоже лень. Потому что вы занимаетесь всеми этими делами для того , чтобы не заниматься практикой . Это лень, связанная с привязанностью к мирским объектам. Эта лень не позволит вам обратить свой ум на развитие шаматхи. Она будет служить препятствием, потому что она заставляет вас интересоваться мирскими вещами, которые не приносят результата.

Третья лень связана с апатией , когда вам ничего не хочется, и вы откладываете это на потом. Вам все время хочется спать, вам не хочется просыпаться. Даже если вы проснулись, у вас перед глазами все плывет, вы двигаетесь как в тумане, глаза полузакрыты, полностью открыть вы их не можете. Вы сразу можете определить, что человек ленивый, если будете наблюдать за тем, как он просыпается. Когда он чистит зубы, у него соскальзывает щетка, и он начинает скрести себе нос. Это признак ленивого существа. Когда просыпается активный человек, он сразу же заправляет кровать, умывается, сразу делает простирания и приступает к практике. Когда просыпается ленивый человек, он сразу идет делать себе завтрак, чуть-чуть, небрежно умоется и сразу начинает кушать. Потом такой человек осознает, что ему пора на работу, он говорит: «Ой, мне осталось пять минут!» и за пять минут делает практику. Судорожно, быстро ее делает. И все. Вы должны знать, что такое лень. Как вы обычно чистите зубы? Лентяи даже покупают себе зубные щетки на батарейках, которые за них чистят зубы. Им неохота двигать туда-сюда руки. Все это признаки лени. Если у вас вдруг возникает желание купить зубную щетку на батарейках, значит вы становитесь ленивым.

Итак, нам нужно избавиться от лени еще до того, как приступить к медитации. В противном случае лень не позволит вам медитировать. Даже если вы будете медитировать, она не позволит вам заниматься медитацией чисто. Если вы можете полностью избавиться от лени, то это очень хорошо. Если вы не можете полностью избавиться от лени, то постарайтесь свести ее к минимуму.

Итак, первое противоядие от лени это развитие веры . Для того, чтобы развить в себе веру, вы должны размышлять о качествах шаматхи. Вы должны понять, что когда в вас породится шаматха, ваш ум станет настолько ясным и проницательным, что все остальные реализации придут к вам гораздо быстрее. Думайте: «Когда я разовью шаматху, я достигну огромного умиротворения ума. Эту безмятежность не может мне дать ни один другой объект. Ни миллион долларов, ни что-нибудь иное, ни пост Президента России не подарит мне такой безмятежности ума. И этот умиротворенный ум очень стабилен. Эта умиротворенность и безмятежность останется со мной жизнь за жизнью». И еще одно. Когда вы разовьете в себе шаматху, то с помощью шаматхи, вы сможете также развить ясновидение и другие способности для блага всех живых существ.

Таким образом, шаматха очень важна для вашего собственного блага, а также для оказания пользы другим. Поэтому достижение такой большой цели стоит того, чтобы затратить на это такие большие усилия. Некоторые люди для того, чтобы достичь какой-то мелкой мирской цели, тратят на это долгие годы больших усилий. Сколько лет нужно учиться, чтобы стать врачом? Когда студенты получают диплом врача, что в этом особенного? Просто у них возникает новая проблема -безработица. Даже если они получают работу, им платят мизерную зарплату. Таким образом, вы говорите себе: «Обычные люди прикладывают столько усилий для того, чтобы достичь мелких мирских результатов. Видя это, почему я ради такой великой цели, как шаматха, не могу приложить усилия?» Таким образом, вы, размышляя над качествами шаматхи, обретаете веру в шаматху. Лень у вас убавляется, и в уме появляется сила. Вы говорите себе: «Почему я не способен развить шаматху? Я обрел драгоценную человеческую жизнь. Я, несомненно, способен развить шаматху, если буду постоянно над этим работать и если я буду знать техники развития шаматхи». Все возможно, если вы знаете, как этого достичь. Но, если вы не знаете, тогда все становится невозможным. Итак, все возможно, если вы знаете, как правильно этого достичь. С другой стороны, если вы думаете, что все возможно, и начинаете прибегать к любым средствам для достижения этой цели, не зная, как правильно ее достичь, то это ошибка.

Второе противоядие - это вдохновение . Когда у вас появится сильная вера в качества шаматхи, когда вы скажете себе, что можете развить шаматху, что вы способны на это, то у вас, само собой, появится и сильное вдохновение. Это будет вдохновение, связанное с желанием развить в себе шаматху. Тогда, когда вы увидите какую-нибудь красивую гору, вы сразу подумаете: «Как было бы здорово, если бы я медитировал на этой горе». Например, когда у людей большой энтузиазм к игре в футбол, то стоит им увидеть какой-нибудь стадион, как у них тут же расширяются глаза. У человека, у которого большое вдохновение к шаматхе, расширяются глаза при виде горы. Когда такие люди видят Курумкан, их глаза вообще округляются. Особенно, когда кто-то произносит слова «Артур-лама», их глаза еще больше округляются. Я шучу.

Итак, когда у вас появляется сильная вера, тогда породить вдохновение уже нетрудно. Вера очень важна. Для того, чтобы развить в себе веру, как я вам уже говорил, вы должны ежедневно , снова и снова , размышлять о достоинствах шаматхи . Как только ваш ум начинает чем-то увлекаться, его начнет что-то интересовать, вам сразу же нужно сравнить цель, которая вас увлекла, с качествами, которые дает шаматха. Тогда путем сравнения вы сразу сможете увидеть, что лучше. У вас неизбежно будет возникать вывод: «По сравнению с шаматхой, это - ничто. Я хочу шаматху». Наш ум отвлекается, потому что в нем появляется очень много всяких интересов, мы привязываемся к этим интересам, и тогда мы теряем интерес к шаматхе. Каждый раз, когда вас начинает интересовать какой-то новый объект, не говорите, что он плохой, а просто сравните его с шаматхой. Тогда вы моментально «остынете» и скажете: «Нет, я лучше предпочту шаматху». Эти наставления очень практичны. Они очень полезны для повседневной жизни. Таким образом в своей повседневной жизни вы будете готовиться к медитации шаматха.

Духовный Наставник сегодня дает вам Учение по шаматхе, а завтра, когда вы скажете: «Я хочу развить шаматху», то он ответит: «Пока не надо». Потому что пока у вас может возникнуть не настоящий энтузиазм, а всего лишь восторженность и возбуждение. Эти эмоции очень недолговечны. В своей повседневной жизни вы должны размышлять над качествами шаматхи и развивать в себе вдохновение на своем собственном опыте, благодаря своим собственным размышлениям, а не заражаться какими-то эмоциями от других людей. Это очень важно - получить собственный опыт, вдохновение, рожденное собственными размышлениями. Когда у вас появляется вдохновение от слов других людей, то это вдохновение очень слабое. Например, если ваш духовный Наставник что-то вам рассказывает, и у вас появляется вдохновение, то это очень слабое вдохновение. Для начала, конечно, вы нуждаетесь в таком вдохновении. Но затем вам понадобится развить в себе вдохновение самостоятельно. Вот это уже стабильное вдохновение. Тогда, если с помощью вашего собственного вдохновения у вас появляется решимость развить в себе шаматху, то такая решимость действительно останется с вами надолго. Это не есть что-то кратковременное. Это не результат влияния, которое на вас оказал кто-то другой. В буддизме нет места «промыванию мозгов», в буддизме все решения вы принимаете на основе своего собственного понимания.

Когда в вас возникает сильное вдохновение, то появляется энтузиазм. Энтузиазм -это третье противоядие . Что такое энтузиазм? Это радость, которая в вас возникает от мысли о медитации шаматха. Вы с радостью, с чувством счастья занимаетесь шаматхой. Вы понимаете редкость драгоценной человеческой жизни и ее значимость. Если вы очень ясно будете осознавать эти две вещи, то в вас возникнет энтузиазм. Когда у вас возникнет энтузиазм, то вам будет уже нетрудно жить в горах в уединении. Даже если пища там не очень хорошая, то вы будете счастливы жить там, довольствуясь простой пищей. Тело вы будете насыщать простой пищей, но ум насыщать очень богатой пищей. Поэтому ум все время будет спокоен. Когда вы живете в городе, то, возможно, вы кормите свое тело очень дорогой пищей, деликатесами, но свой ум вы кормите очень некачественной пищей, он сидит на плохой диете. Иногда, вместо того, чтобы кормить свой ум хорошей и здоровой пищей, вы кормите его отравой. Поэтому ваш ум все время ослаблен и легко входит в депрессивное состояние.

На своем собственном небольшом опыте могу сказать, что, когда у вас развивается энтузиазм, то вы очень счастливы жить в горах. До того как уйти в ретрит, я жил в Новой Зеландии. Это очень богатая страна, и там я жил в комфорте, имея все, что надо. Но, когда после этого я уехал в горы и жил там три года без электричества, без отопления и без воды, питаясь очень простой пищей, я был гораздо счастливей, чем в Новой Зеландии. Это правда, я вам честно говорю. Я жил в Новой Зеландии, в богатом месте, жил в комфорте, в роскоши и праздности. Если такой человек, как я, преисполнился энтузиазма, живя в таких условиях, и потом с радостью долгое время жил в горах, то почему вы не способны добиться того же?

Когда вы живете в горах, состояние вашего ума совершенно меняется. Ум становится очень умиротворенным, и время течет очень быстро. Это, действительно, по-настоящему значимая жизнь. Если вы хорошенько изучите свою мирскую жизнь, то вы поймете, что в ней нет совершенно никакого смысла. Либо смысл, как у таракана. Что делают тараканы? По утрам они выбегают в поисках пищи и затем возвращаются. Точно также вы в восемь утра выходите из дома, едете куда-то в метро, но, правда, ищите не пищу, а бумагу, которую люди называют деньгами. Вот на эту бумагу вы уже покупаете себе еду и возвращаетесь обратно. Потом опять выбегаете, возвращаетесь, и так постоянно. Иногда, когда у вас что-то не получается, и вам не удается получить эти бумажки, вы начинаете злиться. Когда вы сравните обычную мирскую жизнь и духовную жизнь, то вы поймете, что духовная жизнь гораздо более значима. Да, у вас тело человека, но, по сути, вы живете как животное. Человеческая жизнь без Дхармы - это жизнь животного.

Когда вы размышляете над этим ежедневно, то у вас возникнет сильное вдохновение к практике шаматхи, и увеличится энтузиазм, который станет противоядием от лени. Постепенно, по мере того как ваш энтузиазм возрастает, в вас уменьшается лень, которая все время откладывает все на потом: «Я это сделаю потом. Я отложу это на завтра. Я сделаю это, когда закончу свою работу». Этих мыслей у вас возникает все меньше и меньше, и на каком-то этапе вы просто говорите: «Нет, я не буду это делать в следующем году. Я начну это делать прямо сейчас, потому что в следующем году я могу уже умереть. Время смерти неизвестно. Поэтому я не могу все время все откладывать на потом». Таким образом, размышления о драгоценности человеческой жизни и о непостоянстве и смерти очень полезны для развития энтузиазма.

Когда вы обретаете энтузиазм, то четвертое противоядие - это безмятежность , спокойствие. С помощью энтузиазма вы развиваете шаматху. Когда у вас появляется шаматха, вы обретаете безмятежность. Тогда лень полностью исчезает из вашего ума. Но для того, чтобы полностью устранить всю лень из своего сознания, вам необходимо породить шаматху. Поскольку, когда вы находитесь в безмятежности, то у вас не возникает ни малейшей лени. Поэтому, еще до медитации, бороться со своей ленью и уменьшить ее в себе, постараться свести лень к минимуму, очень важно. Полностью вы от нее не избавитесь, но вот постараться свести ее к минимуму - это очень важно. Вы должны применять эти четыре противоядия. Четвертое противоядие - безмятежность, вы не можете применить, поскольку это результат шаматхи, но вы должны развить в себе желание достичь этого четвертого противоядия.

На этом мы остановимся, позанимаемся еще дыхательной медитацией и закончим. У нас истекло время. Это означает, что вы слушали с энтузиазмом. Теперь примите ту позу, о которой я рассказывал: прямая спина и т.д. Тело не должно быть напряжено, делайте вдох, выдох и считайте «один», вдох-выдох «два» и так далее. Начинаем. [Медитация на дыхание.]

Учение, которое я даю вам сегодня, и учение по шаматхе, которое изложено в моей книге, отличаются. Это учение имеет несколько другой стиль. Поэтому было бы хорошо, если бы это учение вышло в виде книги. Если вы посмотрите на один объект с разных сторон, то получите целостную картину. Учение, которое изложено в моей книге «Шаматха», это все равно, что видеть что-то издалека. Она дает общее и приблизительное представление о предмете. Сейчас же дается учение на основе более точного анализа. Оно более подробно. Оно основано и на Ламриме, и на других текстах. Если вы будете читать Ламрим без подготовки, то вам будет очень трудно его понять. В нем есть очень много положений, которые нуждаются в комментариях Наставника. Без комментариев для вас это будут просто слова, вы не сможете ощутить их как наставления в практике.

Итак, мы с вами обсуждали три раздела. Первый из них связан с тем, что делать до того, как вы сосредоточились на объекте медитации. Второй раздел - что делать во время самого сосредоточения на объекте медитации, и третий раздел -что делать после окончания сеанса сосредоточения на объекте медитации. Первый раздел мы с вами уже обсудили. Вкратце суть этого заключается в том, что вы должны бороться со своей ленью, укрощать свою лень и вызывать в своем уме веру , вдохновение и энтузиазм , и затем, на более поздних этапах, порождать безмятежность . Как я уже говорил, для того, чтобы в вас породилась вера, надо постоянно думать о качествах шаматхи и развивать в себе убежденность, что, рано или поздно, вы займетесь шаматхой и породите в себе шаматху. Развивайте в себе вдохновение к тому, что в будущем вы обязательно разовьете в себе шаматху. Это необходимая подготовка, предваряющая собственно медитацию шаматха.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!