Что делать во время сосредоточения



Этот раздел учения автор объясняет в двух частях:

• первая часть - обнаружение объекта медитации

• вторая часть - метод однонаправленного сосредоточения ума на объекте медитации.

Обнаружение объекта медитации

Итак, первое - обнаружение объекта медитации. Различают множество объектов медитации. Для людей, которые страдают от сильной привязанности, объектом медитации должны служить такие темы как непостоянство и смерть, страдающая природа Сансары. Такие люди в своей медитации должны больше ориентироваться именно на эти темы. Люди, склонные к гневу, должны больше сосредоточиться на медитации любви и сострадания. Люди, у которых более всего проявлено неведение, должны делать больший упор на медитации на взаимозависимое происхождение. Таковы в общем объекты медитации для тех или иных категорий людей.

Теперь, что касается развития непосредственно шаматхи, то здесь также различают самые разнообразные объекты развития шаматхи. Самый простой способ порождения шаматхи - сосредоточение на образе Будды. Будда размером с большой палец руки, которого вы визуализируете перед собой. При этом вы должны ощущать, что перед вами находится не статуя Будды, а живой Будда размером с большой палец на руке. Для того, чтобы обнаружить объект медитации, вам необходимо довольно часто разглядывать изображение Будды. Вам нужно все время смотреть, смотреть и смотреть на изображение Будды, потом закрывать глаза и пытаться воспроизвести это изображение в своей памяти. Изображение Будды золотистого цвета. Вначале достаточно будет представлять приблизительный образ Будды, а потом, постепенно, вы должны придавать этому образу все большую отчетливость. Когда вы разглядываете изображение Будды, очень важно сверху вниз изучать и запоминать каждую деталь этого образа, начиная с головы: глаза, губы и так далее все части тела.

Обнаружение объекта медитации - это процесс, состоящий из четырех этапов:

• Первый - поиск объекта медитации, когда вы пытаетесь визуализировать образ Будды перед собой

• Второй - обнаружение объекта медитации, вы находите этот образ

• Третий - удержание объекта медитации

• Четвертый - пребывание с объектом.

Поиск, обнаружение, удержание, пребывание. Вы садитесь в позу медитации, начинаете искать объект медитации, обнаруживаете его, удерживаете его перед собой так, чтобы этот образ сохранялся перед вами, и, наконец, пребываете на этом образе. Когда вы удерживаете объект, то в вашей концентрации есть некоторая напряженность, а когда вы просто пребываете с ним, то вы расслаблены. Не полностью расслаблены, но находитесь в некоторой степени расслабления. Это как с яйцом: вы сначала ищите яйцо, потом находите его и держите в руке, так, чтобы оно разбилось, а потом ставите его и как бы пребываете с этим яйцом. Если вы разожмете пальцы, оно упадет, если вы его слишком сильно сожмете, оно разобьется. Когда вы держите яйцо в вытянутой руке, как вы его держите? Аккуратно держите, не слишком сжимая и не слишком свободно. Таким же образом следует медитировать.

Те, кто выбрал Будду, как объект своей медитации, должны придерживаться этого объекта в дальнейшем и не менять объекта медитации. Это не очень трудно. Есть еще один объект медитации. Те люди, которые получили Посвящение Ямантаки, могут выбрать в качестве практики шаматхи практику Туммо. Тогда их объектом медитации является так называемый «Атун» - это как краткое «а». Это по форме -треугольник красноватого цвета. На этот счет существуют особые инструкции, сегодня я не могу вам их дать. Когда вы развиваете шаматху посредством медитации Туммо, то в итоге в вас одновременно породится и шаматха, и Туммо. Тем людям, которые искренне хотят заниматься медитацией Туммо, в будущем я дам наставления на эту тему. Самое главное - получить основополагающие наставления, которые составят основу этого учения. Потом вам будет нетрудно получить все дополнительные отдельные инструкции на эту тему. Если вы будете ясно знать и хорошо понимать инструкции и наставления по развитию шаматхи в целом, то одно отдельное учение по практике Туммо вам уже не составит труда понять. Это краткое вспомогательное учение.

Затем, что касается людей, которые хотят выбрать в качестве объекта своей медитации ум. Это сложный объект, но если вы сможете правильно выполнять медитацию, шаматха появится у вас быстро. Когда вы берете в качестве объекта медитации свой ум, то здесь тоже есть два объекта медитации - относительный ум и абсолютный ум. И, наконец, объектом медитации шаматха может быть выбрано наитончайшее сознание - Ясный Свет. Это очень трудно. Если вы хотите выбрать в качестве объекта своей медитации ум, я могу немного вам объяснить, как развивать шаматху на основе этого объекта. Когда вы берете ум в качестве объекта медитации в традициях Гелуг и Кагью, то такая практика называется Махамудра. В этих двух школах линия преемственности этого учения одна. Она исходит от Марпы, Миларепы, Тилопы, Наропы, а затем она была сохранена и передана Ламой Цонкапой. Линия преемственности этого учения очень чиста. Лама Цонкапа очень высоко ценил учение Махамудры. Панчен Лама был автором множества коренных текстов, а также множества комментариев на учение Махамудры. Я получил учение по Махамудре от Его святейшества Далай-ламы. Имейте в виду, что мы с вами сейчас обсуждаем не высший уровень практики Махамудры, а поверхностный уровень Махамудры.

У разных людей разные предрасположенности, разные наклонности. Если вам покажется, что выбрать в качестве объекта медитации ум - это более комфортно, то вы можете взять именно ум в качестве объекта медитации. Некоторым людям кажется, что если они медитируют на образ Будды, то их ум концентрируется на чем-то внешнем, и тогда у них возникает множество отвлечений. Им тяжело бороться с этими отвлечениями. Если же они выбирают в качестве объекта медитации свой ум, то для них это чисто внутренний процесс. Ум концентрируется на уме. И они обнаруживают, что в процессе такой медитации количество отвлечений естественным образом уменьшается. Принятие ума в качестве объекта медитации имеет уникальные особые связи с тантрическим учением. На этот счет существует множество уникальных методов.

Если вы намерены заниматься Махамудрой, то первый этап вашей медитации - это медитация на относительную природу ума, а второй этап - это медитация на абсолютную природу ума. Но очень продвинутые ученики могут сразу начать медитировать на абсолютную природу ума. Это те ученики, которые очень хорошо понимают Пустоту. У такого ученика, который сразу же приступает к медитации на абсолютную природу ума, шаматха породится гораздо быстрее. Если же вы не очень хорошо представляете себе, что такое Пустота, не надо даже пытаться сразу медитировать на абсолютную природу ума. Сначала сосредоточьтесь на обнаружении относительной природы своего ума. Различают грубую и тонкую относительную природу ума . Постепенно, на собственном опыте, вы сможете понять, что такое грубый ум и что такое тонкий ум. Грубый ум - это ум с концептуальными мыслями . Тонкий ум - это просто ясный и познающий ум , лишенный каких бы то ни было концепций . Приведу пример. В океане дует сильный ветер и из-за ветра на поверхности океана появляются волны. Поверхность океана, на которой поднимаются волны, подобна грубому уму, а глубина океана, где нет никаких волн - это тонкий ум. Представьте себе, что по этой поверхности океана, рассекая волны, плывет корабль. Когда он рассекает волны, то одна волна уже отхлынула, а вторая еще не прилила, и между этими волнами появляется некий разрыв. И там можно увидеть просто тихие океанские воды без волн. Точно также, когда идет мыслительный процесс, то это подобно волне. Тогда, если вдруг вы неожиданно скажете «ПЕ», то произнесением этого звука, вы, как корабль, рассекающий волну, рассекаете этот мыслительный процесс. Вы отсекаете одну мысль, а вторая еще не пришла, и между ними образуется некое пространство, разрыв. Это промежуток между двумя концептуальными мыслями. Но при этом сознание продолжается. Именно это сознание , которое существует в промежутке между двумя концептуальными мыслями , надо созерцать с целью понять , каким образом оно существует . Такое сознание будет просто ясным и познающим. Оно будет простым отсутствием концептуальных мыслей. Вот на таком сознании вам нужно сосредоточиться. Это для вас является объектом медитации.

Итак, сначала нужно обнаружить объект медитации. Каким образом вам следует медитировать? Вы садитесь в позу медитации и смотрите на свой ум. В нем прямо-таки кишат концептуальные мысли. Вы резко и неожиданно говорите «ПЕ», вы рассекаете свои концептуальные мысли, и образуется промежуток. Вот именно его вы должны созерцать. Я слышал, что в Европе и Америке очень многие интересующиеся буддизмом люди, считают слог «ПЕ» каким-то мистическим. Они повторяют его и думают, что это мистика какая-то. Не надо слишком много говорить «ПЕ». Если вы каждые две минуты будете говорить «ПЕ», то ничего хорошего из этого не выйдет. Его надо произносить с особой целью, и вы должны знать, с какой.

Вначале вы должны сосредоточиться на обнаружении объекта медитации шаматха. Что такое - относительная природа ума? Это нечто ясное, чистое и познающее, не имеющее цвета и формы. Причем, объектом медитации не является что-то внешнее, отдельное от вашего ума, как будто бы субъект находится здесь, а объект где-то там. Это ваш ум, который познает сам себя. Вот, что такое объект медитации. Например, каким образом вы распознаете свой гнев? Вы внимательно следите за тем, что воспринимают ваши глаза, ваше зрение, за тем, что вы видите, внимательны ко всему тому, что вы слышите. Когда вы пробуете что-то на вкус, вы очень внимательно отслеживаете, какие ощущения вы переживаете своим сознанием вкуса. Будьте чуткими ко всему тому, что вы испытываете, ко всему тому, что вы ощущаете. Говорится, что Ясный Свет ума пропитывает все ваше сознание. И ваше зрительное сознание также все пропитано Ясным Светом ума, подобно кунжутным зернам, которые все пропитаны маслом. Поэтому в древние времена великие практики Махамудры развивали в себе Махамудру просто путем слушания музыки.

Сейчас я вам расскажу одну историю. Жил-был один царь, который хотел практиковать Дхарму. Очень важно учитывать при этом, что у него были очень сильные отпечатки с прошлых жизней. Когда он встретился со своим Духовным Наставником, он сказал: «Я очень хочу практиковать Дхарму, но я еще сильно привязан к музыке. Я не могу отказаться от музыки. Поэтому, пожалуйста, дайте мне какую-нибудь практику, которую я мог бы выполнять и при этом не отрываться от прослушивания музыки, чтобы я слушал музыку и практиковал одновременно». Наставник согласился и сказал: «Хорошо. Когда ты слушаешь музыку, сначала ты должен представлять себе, что в этой музыке сконцентрирована вся музыка, которая звучит во всех трех мирах, затем эта музыка проникает тебе в ухо. После этого тебе следует заняться исследованием. Ты должен понять, какие именно ноты в этой музыке ты находишь прекрасными. Тебе нравится эта музыка, ты считаешь ее прекрасной, но ты должен понять, какие тона, высокие или низкие, какие отдельные звуки в этой музыке действительно прекрасны. Кроме того, ты должен выяснить, каким образом существует эта музыка. Высокие тональности -это музыка, или низкие тональности - музыка, что здесь можно назвать музыкой. Проверь, исследуй».

Царь, по совету своего Наставника, стал слушать музыку таким образом. Наконец, он осознал, что в этой музыке совершенно не к чему привязываться. Это просто обозначение, данное его собственным умом. Если бы он не дал этому никакого названия, никак не обозначил это, то никакой конкретной музыки, которая воспринимается на слух, не было бы. Когда он стал анализировать субъект, который воспринимает эту музыку, он осознал, что этот субъект по своей природе ясен и обладает способностью к познанию, но совершенно пуст от самобытия. Итак, он получил подробные инструкции от своего Наставника, и затем, просто путем слушания музыки, реализовал Ясный Свет. Подобно этому, в Индии существовало очень много махасиддхов, которые достигли реализаций посредством практики Махамудры. Однако, даже если вы занимаетесь практикой Махамудры, вам крайне необходимы основополагающие учения о том, как развить шаматху. Без этих учений вы не сможете практиковать Махамудру.

Итак, ум, который сосредоточен на уме, ум, который познает свою собственную природу... Вы должны не просто смотреть на свой ум, а осознавать, что думает ваш ум, и каким образом ваш ум существует. Когда в уме возникают мысли, не надо пытаться их насильственно останавливать, и не надо следовать за своими мыслями. Теперь вам нужно помедитировать над этим, чтобы понять. Позже мы вместе проведем эту практику. В противном случае вы не поймете это только по моим словам. Этого объяснения будет недостаточно для того, чтобы вы что-то поняли. Дело в том, что мысли пресечь невозможно. Чем больше вы их останавливаете, тем больше у вас будет мыслей. Это как бы обратная реакция. Особенно сейчас у нас у всех очень сильно развита психология делать наоборот: чем больше мы стремимся от чего-то избавиться, тем больше у нас возникает обратное. Поэтому я думаю, что предрасположенности живущих ныне люде таковы, что им даже больше подходит Махамудра, чем в какие-либо другие времена.

Итак, для того, чтобы получить драгоценное учение, в первую очередь, развейте в себе правильную мотивацию, мотивацию, связанную с заботой о счастье всех живых существ. Ради блага всех живых существ я должен достичь состояния Будды. Не достигнув состояния Будды, я не смогу помочь сам себе. Как же я тогда смогу помочь другим? Поэтому, для того, чтобы принести другим благо, я должен достичь состояния Будды. Для того, чтобы достичь состояния Будды, я должен полностью устранить из своего ума все омрачения и реализовать весь свой потенциал. Для этого мне очень важно породить в своем сознании Три Основы Пути: Отречение, Бодхичитту и Мудрость, познающую Пустоту. Но породить в себе Три Основы без шаматхи невозможно, поэтому мне нужна шаматха для того, чтобы в своем сердце по-настоящему породить Три Основы Пути. Для того, чтобы развить шаматху, очень важно знать, как ее развить. Именно с этой целью сегодня я получаю учение по шаматхе. И пусть в силу заслуг, накопленных от слушания этого учения, в будущем я смогу породить в себе шаматху и Три Основы Пути и, в итоге, достичь союза Ясного Света и Иллюзорного тела, и достичь состояния Будды ради блага всех живых существ. Затем, пусть, жизнь за жизнью, я смогу приносить благо всем живым существам. Когда вы слушаете с такой мотивацией, то ваше слушание учения становится процессом накопления очень больших заслуг. Итак, в своем уме, в своем сознании породите такое чувство и с ним слушайте учение.

Вы можете выбрать тот объект медитации, который для вас более удобен. Если вы хотите в качестве объекта медитации выбрать образ Будды, это очень хорошо. Это очень просто, и ничего сложного тут нет. С одной стороны, это просто, с другой стороны, у вас стопроцентная гарантия того, что вы обнаружите объект медитации. Что касается медитации на ум, то здесь я не уверен, что вы найдете объект медитации. Как я вам уже говорил, относительная природа ума существует только номинально . Как же вы обнаружите номинально существующий Ясный Свет? Если вы все-таки сможете обнаружить этот объект медитации, это очень хорошо, если нет, то ничего страшного, не расстраивайтесь. Вы можете выбрать в качестве объекта медитации образ Будды и с помощью образа Будды развивать шаматху. А потом, когда вы ее разовьете, то вы сможете в качестве объекта медитации взять ум, и тогда сосредоточение на уме будет для вас гораздо легче.

Один из моих друзей, Геше, рассказывал, что когда он стал медитировать на шаматху, то он выбрал в качестве объекта медитации именно образ Будды. Он сказал мне: «Для меня этот объект больше всего подходит». Кстати, я слышал, что он дошел уже до седьмой стадии. Итак, он взял в качестве объекта медитации очень простой объект, но с помощью непрерывной медитации достиг уже таких высоких результатов, как седьмая стадия шаматхи. Некоторые люди сразу же берут в качестве объекта медитации очень сложный объект, такой, как ум или абсолютную природу ума, и никакого прогресса у них, естественно, не наблюдается. Вам решать, какой объект выбирать. Я не могу вам указывать: «Делайте то, не делайте это». Даже если сначала кажется, что Будда в качестве объекта медитации - это простой объект, то во время самой концентрации он вовсе не так прост, как казалось бы. На образе Будды довольно-таки сложно сосредоточиться. Однако, Будду в качестве объекта медитации обнаружить очень просто. Сначала вы внимательно разглядываете его изображение, запоминаете его, а потом, закрыв глаза, представляете, и он тут же всплывает у вас в уме.

Тем людям, которые получили посвящение Ямантаки, я рекомендую заниматься шаматхой через практику Туммо. В Туммо объект медитации найти тоже нетрудно. Это просто образ, который вы должны визуализировать внутри своего тела -треугольник Атун. На солнечном диске находится красный остроконечный треугольник, по форме как маленькое торма, а над ним находится маленький полумесяц, красная капля и затем нади. Вы можете нарисовать эту картинку, очень внимательно на нее смотреть, и потом визуализировать. Когда вы медитируете на Туммо, вам не надо визуализировать так, как будто бы Атун находится внутри вас в животе, а вы снаружи смотрите на него, или со спины смотрите. Визуализация должна быть не такой. Сначала вы должны визуализировать Атун у себя в сердце. Если возможно, сначала сделайте практику Гуру-Йоги, Духовный Наставник растворяется в вас, и ваш ум становится единым целым с вашим Духовным Наставником. Это очень важное наставление. Это называется слиянием сознания с сознанием Духовного Наставника. Затем ваш ум, слитый воедино с умом Духовного Наставника, который - воплощение всех будд, проявляется в форме Атун, краткого А, этого треугольника. Вы должны ощущать себя в такой форме, также, как вы сейчас ощущаете себя в своем теле, точно также вы должны будете отождествить свое «Я» с этим Атун. Затем представляйте, что из сердечной чакры этот Атун медленно опускается к пупку, и затем пребывайте там. Вы в форме Атун просто расслабленно пребываете там. Когда возникают мысли, вы не следуете за ними, не цепляетесь за них и они исчезают. И вы все время напоминаете себе, что вы - в форме Атун.

Это очень уникальный метод, связанный с визуализацией себя в районе пупка в форме Атун. Дело в том, что, когда вы не спите, когда вы находитесь в состоянии бодрствования, то ваша белая капля находится в районе пупка. Поэтому вам, путем концентрации на этом месте, очень легко втянуть ветры в центральный канал. Благодаря медитации на Атун в центральном канале ветры, которые циркулируют в правом и левом каналах, постепенно становятся менее активными и собираются в центральном канале. В то время, как ветры теряют свою активность, в вас становится меньше концептуальных мыслей. Потому что концептуальные мысли возбуждаются ничем иным, как активной циркуляцией энергии ветра в правом и левом каналах. Благодаря такой концентрации постепенно энергии и ветры, циркулирующие в левом и правом каналах, стихают, и тем самым у вас постепенно уменьшается количество концептуальных мыслей. Это уникальный метод, который упоминается в Сутрах. Что касается меня лично, то мне Его Святейшество порекомендовал заниматься медитацией на Атун. Потому что здесь -одна функция и два результата: когда вы осуществляете шаматху, одновременно с этим вы осуществите Туммо. Туммо - это основополагающая практика медитации на Ясный Свет. После порождения Туммо вы сможете увидеть Ясный Свет непосредственно - это прямое видение Ясного Света. Без Туммо, без растворения ветров в центральном канале для вас познать Ясный Свет будет все равно, что узнать свою мать во множестве незнакомых вам людей, учитывая, что вы никогда в жизни не видели свою мать, но пытаетесь ее найти. Вы просто смотрите в лицо каждого встречного, думая, что, может быть это - ваша мама, или это - ваша мама. Вы очень легко можете ошибиться.

Практику, которая излагается в таких учениях, как Шесть Йог Наропы и Дзогрим Ямантаки, можно сравнить со следующим примером: все люди, находившиеся на улице, разошлись по своим домам, и на улице осталась только ваша мать. Поэтому вам будет очень легко ее увидеть и узнать. Это называется косвенный метод распознания Ясного Света. Метод, объясняемый в Махамудре и Дзогчене - это прямое руководство к Ясному Свету. Там вам объясняют, что ваша мама выглядит так-то и так-то, что она блондинка, пожилая, но не очень старая, у нее голубые глаза и тому подобное. Но на московских улицах полно таких женщин. И тогда вы можете решить, что у вас столько матерей. Таким образом, процесс узнавания очень осложняется. А если вы не нашли объект медитации, то ваша медитация также становится ошибочной, потому что вы не нашли объект медитации. С другой стороны, косвенный метод распознания Ясного Света - это очень надежный метод, поэтому Наропа крайне высоко его ценил. Наропа - был великим Мастером Махамудры, но, в то же время, делал очень большой упор на практику Шести Йог и говорил, что в будущем это принесет очень большую пользу. Наропа получил эту практику от Тилопы, но, в действительности она произошла от Ваджрайогини. Ваджрайогиня передала ее в свое время Тилопе. Но эта практика известна как Шесть Йог Наропы, потому что именно через Наропу она попала в Тибет. Но не думайте, что эти Йоги придумал сам Наропа. Эти Йоги имеют под собой подлинный источник.

Итак, медитация на Атун или Туммо является одной из основополагающих практик Шести Йог Наропы. Но, те кто не получил посвящение в Маха-Ануттара-йога тантру, не должны заниматься такой медитацией, потому что она вам не поможет. Существует очень много особых наставлений, связанных с медитацией Туммо, но у нас сейчас нет времени на это, поэтому я не буду слишком глубоко вдаваться в эту тему. Во время моего объяснения практики Дзогрим Ямантаки все будет дано более подробно. Итак, все зависит от вас: вы должны сами исследовать этот вопрос и выбрать для себя какой-нибудь один объект. Все это, как лекарство, поэтому вы должны принимать то лекарство, которое подходит для вас.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!