Игровая инструкция для «кинорежиссеров»



Ориентируясь на внешние признаки, выберите из класса 2 человека: на роль типичного мастера (бригадира) и на роль типичного молодого рабочего. Определяя критерии выбора «артистов», выбери только 5 наиболее сильных  противопоказаний:

· нежность, ранимость;

· упрямый вид;

· смешливость;

· экстравагантная прическа;

· говорливость;

· полнота;

· писклявый голос (дискант);

· драчливость, хулиганский вид;

· неописуемая красота;

· тревожные, бегающие глаза;

· мечтательность, отрешенность;

· сонливый вид;

· хромота на правую ногу;

· косоглазие;

· оттопыренные уши;

· веснушки.

Если вы считаете, что есть более нежелательные качества, назовите их и используйте для определения критериев противопоказаний.

 

Приложение 1.3

 

Производственные ситуации для игры «Вакансия»

Сцена 1

Молодой рабочий пытается убедить мастера, что ему можно доверить сложную работу (какую именно - придумайте сами). Мастер не соглашается с молодым рабочим, требует более убедительных доказательств.

Задание: убедительно разыграть сцену (в течение 3-4 минут), чтобы зритель поверил, что беседуют настоящие мастер и рабочий.

 

Сцена 2

Мастер отчитывает молодого рабочего за плохую работу, т.е. за брак (какой именно – придумайте сами). Молодой рабочий пытается оправдаться.

Задание: убедительно разыграть сцену (в течение 3-4 минут), чтобы зритель поверил, что беседуют настоящий мастер и рабочий.

 

Сцена 3

Мастер объясняет молодому рабочему, как следует выполнить предстоящее задание (какое именно – придумайте сами). Молодой рабочий задает уточняющие вопросы, пытаясь показать, что в целом он задание понял.

Задание: убедительно разыграть сцену, чтобы зритель поверил, что разговаривают настоящие мастер и рабочий.

 

Сцена 4

Молодой рабочий – новатор доказывает мастеру – консерватору, что рацпредложение (его придумайте сами, - например, использование нового резца, приспособления и т.д.) значительно повысит производительность труда, а мастер доказывает, что это противоречит инструкции по технике безопасности.

Задание: убедительно разыграть сцену, чтобы зритель поверил, что разговаривают настоящие мастер и рабочий.

 

ИГРА «НОВЫЙ ГОРОД»

Цель игры: ознакомить школьников с ведущими отраслями и основными профессиями региона, со сложившейся социально-экономической ситуацией, потребностями региона в специалистах.

Условия проведения игры: Игра рассчитана преимущественно на старшеклассников, примерное время проведения – 45 мин. Она может быть использована в курсе «Человек. Труд. Профессия» на итоговом занятии. Ее можно провести также на классном часе, в рамках общешкольных профориентационных мероприятий.

Процедура проведения игры:

Подготовительный этап

За 2 недели до проведения игры класс (группа) делится на равные по численности команды (по 2-3 или 4-5 человек), каждая из которых в игре будет представлять работников определенной отрасли (можно двух). В зависимости от местной специфики выбираются основные отрасли.

Руководитель игры, не раскрывая заранее ее сути, рекомендует командам с помощью соответствующей литературы ознакомиться с содержанием, условиями, особенностями труда в данной отрасли, ее основными профессиями и специальностями, их требованиями к человеку, степенью важности, значимости этой отрасли и может порекомендовать обратиться в центр занятости населения, центр профориентации молодежи. Для знакомства с тонкостями основных профессий и специальностей помогает встреча с работниками отрасли.

1 этап

Непосредственно перед началом игры из числа учащихся выбирается жюри (2-3 человека), затем ведущий объявляет название игры и дает учащимся следующую инструкцию:

«Представьте, что намечено возведение нового города, района или города-спутника. Это будет город машиностроителей (могут быть варианты: город химиков, нефтяников, текстильщиков, научный городок и пр.)».

2 этап

«Каждая команда будет представлять ту или иную отрасль производства, работники которой необходимы новому городу (району). Командам предстоит за 3-5 минут доказать важность, приоритет «своей» отрасли для нового города (района); значимость работников основных профессий и специальностей этой отрасли; ярко и четко описать особенности труда в ней».

Время для выступления устанавливается в зависимости от количества «играющих» отраслей; ведущий может использовать секундомер, песочные часы. Необходимость уложиться в определенное время придает игре остроту и динамичность.

3 этап

Оценивает выступление каждой команды жюри, состоящее из 2-3 учащихся (в жюри может входить и ведущий). Оценка ведется по 5-бальной системе с помощью специальных, заранее изготовленных карточек (так же, как это делается в КВН). Отдельно оцениваются обоснование значимости «своей» отрасли и ее профессий в новом городе и лучшая характеристика содержания и условий труда, привлекательных и непривлекательных черт отрасли, профессий. Участники команд могут использовать плакаты, стихи, пословицы, поговорки, частушки и пр.

4 этап

После этого команде дается 2-3 минуты для ответов на вопросы других команд, которые стараются всячески принизить значение «играющей» отрасли и ее профессий для нового города. Ответы на вопросы также оцениваются в баллах. Итоговую сумму подсчитывает специальная счетная комиссия (это может быть и один человек).

Чтобы отыгравшая команда не теряла интерес к игре, за лучшие вопросы также могут присуждаться баллы.

Первой в игру вступает команда «строителей» (город надо прежде построить; следует только отметить вначале, что проектно-изыскательские работы для его возведения уже проведены). Одна из задач этой команды – обосновать важность своего труда, не только во время строительства города, но и на протяжении всего его существования.

Следующей может быть любая команда – «машиностроителей», «химиков», «металлургов». Важно лишь обосновать необходимость или даже приоритет «своей» отрасли на данном этапе развития города. Если в очередном туре хотят играть несколько команд, играющих определит жребий.

Ведущий в ходе предварительной подготовки к игре одной - двум командам может дать задание ознакомиться с отраслями, в которых заведомо нет необходимости в данном городе (районе). Например, добывающая промышленность в Москве.

Для придания игре особой остроты несколько отраслей могут остаться не распределенными между командами. Обосновать их значимость ведущий предлагает в конце игры любой играющей команде в порядке импровизации. Можно предложить показать также роль службы профориентации или службы занятости в городе, юридических консультаций, садово-паркового хозяйства и т.д. Это поможет выявить знания учащихся о функциях и важности этих служб в городском хозяйстве, сформирует желание подобнее узнать о работе этих служб и занятых в них специалистов.

Обсуждение игры

Победившей считается команда, набравшая наибольшее количество баллов. Для большей заинтересованности ребят в игре победителям можно вручить какой-либо оригинальный приз. На игру рекомендуется пригласить представителей ведущих отраслей города (работников кадровых служб предприятий, организаций, учебных заведений), которые могут приготовить свой приз команде, представившей «их» отрасль, а также отметить ошибки, неточности играющих в характеристике отраслей, профессий.

Для игры можно изготовить красочные таблички с цифрами баллов, а также подобрать инструменты, орудия труда, даже какие-либо детали одежды соответствующих профессий и специальностей, что также оценивается в баллах. На обычном уроке игру можно провести и без атрибутики.

 

ИГРА «СТАЖЕРЫ-ИНОПЛАНЕТЯНЕ»

 

Цель игры: Игра служит для знакомства учащихся 7-9 классов (а в более усложненном варианте и для учащихся 10-11 классов) с основными структурными подразделениями различных предприятий и организаций, а также для выработки умения соотносить качества работника с требованиями профессий.

Условия проведения игры: Игра проводится с целым классом. Для проведения игры требуется обычная классная доска. По времени игра занимает около часа.

Процедура проведения игры:

1 этап

Еще до того, как будет объявлено название игры, следует выбрать двух добровольцев на главные роли.

2 этап

Далее оглашается название игры и класса предлагается следующая инструкция:

«Планета Земля недавно установила контакт с другой цивилизацией. Начался период интенсивного изучения друг друга: наши специалисты летают на новую планету, а оттуда летят специалисты к нам. Представьте, что два специалиста-инопланетянина, изучающие профессии, прибывают на одно типичное земное предприятие (в организацию), чтобы не только понаблюдать за работой различных профессионалов, но, по возможности, самим попробовать некоторые земные профессии на себе, как бы «постажироваться». Посмотрим, насколько это получится у наших гостей из космоса. В роли инопланетян будут два наших добровольца, а все остальные – в роли руководителей различных служб предприятия. Что это за предприятие, мы определим с вами немного позже».

3 этап

После этого все вместе (и «руководители», и «инопланетяне») уточняют, какое предприятие (или какую фирму) они хотели бы рассмотреть в игре. Ведущий выписывает название этого предприятия на доске и обязательно уточняет, что именно производит это предприятие или что делает данная фирма.

4 этап

Далее участники вместе определяют, какие основные службы функционируют на данном предприятии. Ведущий может подсказать учащимся названия типичных подразделений: дирекция, планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел кадров, отдел маркетинга, отдел сбыта и снабжения, транспортная служба, охрана и т.п. для удобства можно заготовить краткие игровые инструкции для руководителей подразделений, где указывают: название подразделения, основные условия труда в нем, главные требования к типичному работнику. Всего заготавливается 15-20 таких инструкций. Варианты кратких инструкций приводятся в Приложении 1.5.

Ведущему нужно учитывать интересы учащихся, их ориентацию на определенные профессии. В зависимости от профиля организации могут быть выделены: вычислительный центр, конструкторские отделы, конкретные производственные цеха и участки, а также склады, столовые, рекламные службы, административно-хозяйственные службы, пожарная охрана и даже социально- психологические подразделения.

Ведущий выписывает названия 10-15 таких подразделений на доске в таблице (пример заполненной таблицы для предприятия «Автомобильный завод» см. в Приложении 1.5.).

Можно также отдельно представить основные структуры предприятия в виде несложной схемы, но на доске основные подразделения (и соответствующие профессии) обязательно должны быть представлены в виде перечня. Из-за ограниченного времени выписывается лишь то, что как-то заинтересует учащихся.

После этого двум главным игрокам («инопланетянам») предлагается выйти на 2-3 минуты в коридор и подумать над своим внешним обликом. По условию игры они внешне не должны сильно отличаться от жителей нашей планеты рост «инопланетян» не может превышать трех метров, а вес – 500 кг. Придумав свой облик, игроки должны будут затем быстро нарисовать его на доске (важные параметры: форма тела, его покров, расположение конечностей и органов чувств), и кратко прокомментировать некоторые свои особенности (основные достоинства и обязательно какие-то недостатки).

Среди достоинств можно указать, например, умение считать как ЭВМ, молниеносную реакцию, большую физическую силу, устойчивость к воздействию электрического тока и ядовитых химических веществ. Среди недостатков можно указать следующие: слабое зрение и слух, быстрая утомляемость и т.п.

5 этап

Пока «инопланетяне» готовятся в коридоре, ведущий с оставшимися игроками обсуждает, каким образом можно определить готовность инопланетных существ к работе на Земле. Для этого он быстро рисует на доске необычное существо и предлагает одному из учащихся представить себя на месте начальника службы нашего предприятия. Этот учащийся должен попытаться объяснить, сможет ли такое существо успешно трудиться в его службе.

6 этап

Далее приглашаются «инопланетяне», быстро рисуют свое изображение на доске, кратко комментируют то, что нельзя было отобразить на рисунке, а также отвечают на уточняющие вопросы. Ведущий должен проследить за тем, чтобы таких вопросов было немного, иначе игра превратится в сплошную пресс-конференцию.

7 этап

После этого игроки высказываются о пригодности стажеров-инопланетян к работе по земным профессиям.

Сначала говорят «руководители» подразделений. Порядок высказываний следующий:

 - учащийся просит слова (поднимает руку, как это часто делается на «взрослых» производственных совещаниях);

 - называет свое подразделение (он выбирает его самостоятельно из перечня, записанного на доске);

 - говорит, смогут ли «инопланетяне» работать по типичной для данного подразделения профессии, и обязательно объясняет, почему он так считает.

В таблице, начерченной на доске, напротив конкретных подразделений ставятся соответствующие знаки (например, если, по мнению «руководителя», «инопланетяне» не подходят для данной профессии, то ставится знак «-», а если подходят – «+», если мнение неопределенное – «?»).

Далее по этому поводу могут высказаться и остальные игроки (насколько они согласны с доводами только что выступившего «руководителя»).

Только потом, в завершении, кратко высказываются и «инопланетяне»: смогут они работать в качестве стажеров по рассматриваемой профессии или нет и почему. В таблице ставятся соответствующие знаки напротив конкретных подразделений (например, если, по мнению «инопланетян», они не подходят для данной профессии, то ставится знак «-», а если подходят - «+», а если мнение неопределенное – знак «?»).

Свое мнение может высказать и ведущий, корректируя ошибочные представления учащихся. Но если их мнения и обоснования окажутся в основном верными, то ведущему лучше промолчать. Мнение ведущего также отмечается в отдельной колонке в таблице.

 8 этап

Разобравшись с одной профессией, ведущий предлагает перейти к другому подразделению и просит кого-нибудь выступить в роли «руководителя» и .д.

Обсуждение игры: Обычно за урок удается рассмотреть около 7-10 профессий, что не так уж и мало, ведь в игре преследуется цель не только познакомить учащихся с подразделениями предприятия и типичными профессиями, но и научить их самостоятельно соотносить возможности работника с этими профессиями.

В заключении игры участники обсуждают, явилась ли в целом удачной стажировка «инопланетян» на Земле. Часто обнаруживается, что даже «инопланетяне» (сильно отличающиеся от обычных людей) все-таки пригодны для многих земных профессий.

Диагностические возможности игры: Такая игра для кого-то из участников может оказаться «вдохновляющим» условием для выбора тех профессий, в своей пригодности к которым у него были сомнения. Кому-то из ребят такая игра поможет скорректировать представления о характере самой работы и требованиях к работнику.

Типичные трудности: Необычная игровая инструкция, а главное, использование необычных «возможностей» привносят в занятие дополнительный интерес и интригу. Поэтому, если в ходе игры будут возникать шутки и смех, следует отнестись к ним с пониманием, ведь сама игра провоцирует воображение. Спокойнее надо относиться и к ситуации, когда главные игроки («инопланетяне»), «хохмы ради» изобразят на доске несколько нелепое существо, поскольку вполне может оказаться, что и для него подойдут некоторые профессии. Естественно, все эти шутки должны касаться представленных образцов, «инопланетян» и существующих земных профессий, но не должны быть направлены на личности самих главных участников. Ведущий должен обязательно следить за этим.

Одним из сложных моментов игры может оказаться ситуация, когда учащиеся проявят некоторую пассивность, и не будут стремиться выступать в роли «руководителей» подразделений. Ведущий может использовать для предотвращения этого следующие приемы:

- Уважительно обращаться к конкретным учащимся по именам и отчествам, например, «а что нам скажет Иван Иванович, начальник транспортного цеха?»

 - Не «застревать» на каком-то подразделении, если оно не вызывает интереса у учащихся.

 - Если ведущий все-таки считает, что данное подразделение обязательно надо обсудить, то он сам может выступить в роли «временного руководителя (ВРИО)» и т.п.

 

Приложение 1.5


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!