ЛИЧНОСТЬ СОСЛАНА-ДАВИДА В ГРУЗИНСКИХ И ОСЕТИНСКИХ ИСТОЧНИКАХ



THE PERSONALITY OF SOSLAN-DAVID IN GEORGIAN AND OSSETIAN SOURCES

Э.К. Тарханова,

студентка 4 курса исторического факультета направление 460301 История

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова»

С.А. Хубулова,

д.и.н., профессор Северо-Осетинский государственный университет

им. К.Л. Хетагурова

E . K . Tarkhanova ,

4th year student of the faculty of history direction 460301 History

Of the «North-Ossetian state University they K. L. Khetagurova»

S.A. Hubulova,

doctor of science, Professor North Ossetian state University

they . K . L . Khetagurova

В данной статье рассмотрены основные грузинские и осетинские исторические источники о личности легендарного Сослана-Давида, проанализированы мнения о его спорном происхождении и семейной жизни, выявлена и показана его деятельность и статус царя-сопровителя. На основе проведенного исследования автором выявлены некоторые закономерности и различия в подходах ученых и были подведены итоги.

Ключевые слова - Сослан-Давид, осетинский царевич, царица Тамар, Дарьяльские ворота, грузины и осетины, венценосный брак, Юрий Боголюбский, Багратион, Царазон, Шамхорская битва, Басианское сражение, сын Георгий Лаша, Нузальская часовня, Гелать.

Т his article discusses the main Georgian and Ossetian historical sources about the identity of the legendary Soslan-David, analyzes opinions about his controversial origins and family life, reveals and shows his activities and the status of the king-attendant. approaches of scientists and were summed up.

Keywords - Soslan-David, Ossetian prince, Queen Tamar, Darial Gates, Georgians and Ossetians, crowned marriage, Yuri Bogolyubsky, Bagration, Tsarazon, Battle of Shamkhor, Basian Battle, son of George Lasha, Nuzal Chapel, Gela.

 

 

Сослан-Давид – осетинский царевич, муж и соправитель прославленной грузинской царицы Тамар, «человек, исполненный всякого добра, божеского и человеческого, прекрасный на вид, в сражениях и на войне храбрый и могущественный, щедрый, смиренный и превознесенный в добродетелях", - так характеризовал царя "Картлис цховреба", сборник средневековых грузинских летописей XII века. [6, с.76]

Если говорить о причине данного брачного союза, нужно в первую очередь подчеркнуть, что все народы склонны объединяться перед лицом общего врага. У грузин и осетин это прослеживается еще с древних времен. Грузинский летописец Джуаншер Джуашериани, рассказывая о создании Вахтангом Горгасалом Дарьяльских ворот, подчеркивает, что сделано это было для того, чтобы «без его приказа не переходили осетинские родственники» [6, с. 156]. В этот период грузины и осетины, приверженцы православной веры, заключали династические браки в условиях активной агрессии турков. Например, брак между внуком Давида Строителя Георгием и осетинской царевны Бурдухан. А их дочь Тамар, которая уже имела особый почетный статус среди осетин - являлась племянницей по материнской линии, в свою очередь, вышла замуж за осетина Сослана, в крещении Давида, из знатного осетинского рода Царазонов. [6; с. 49]. Придворные историки Тамар подчеркивали, что Сослан и Тамар хорошо знали и ладили друг с другом, так как Сослан-Давид много времени проводил в Грузии. Существует также мнение о их близких отношениях до первого замужества Тамар. Подтверждению этому служит их счастливая совместная жизнь.

Профессор Тогошвили проливает свет на подлинную историю венценосного брака. Следует отметить, что брак состоялся в условиях жесткого сопротивления грузинских знатных родов, чьи представители также претендовали на место царя-соправителя. Это объясняет неудачный первый брак с сыном Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского Юрием. [6, с. 74-75]

Но прежде чем сказать о статусе царя-соправителя, следует рассмотреть гипотезы его происхождения. Историками Тамар, например, в «Истории и восхвалении венценосцев» говорится, что по линии матери он был Багратионом, а по отцовской – царского осетинского происхождения. [5; с. 46]. Однако же существует и иное мнение, которого придерживались дореволюционные и советские ученые. Грузинские историки, такие как Вахушти Багратиони, Бараташвили, Д.З. Бакрадзе, М. Джанашвили и др. причисляют Сослана-Давида к потомкам Багратионов по линии отца в пятом колене, а по линии матери – в третьем, что является надуманным и скорее всего неверным.[2; c. 202] Как считает профессор Тогошвили, попытки большинства грузинских ученых приписать великого царя Осетии и Грузии к родословной Багратионов исходят из последующей враждебной политики Грузии в отношении Осетии, однако совсем вычеркнуть Сослана из своей истории они не могли, поэтому Сослан-Давид должен был «стать» одним из «своих» царевичей, а никак не осетинским. [5; 32-33]

Осетинская версия исходит из преданий, так как письменных источников у осетин не сохранилось. Васо Абаев, выдающийся осетинский филолог, утверждал, что царь Сослан-Давид происходил от римских Цезарей, откуда, по его мнению, происходит его осетинский род Царазон (аналогичную операцию проделал Иван Грозный, принявший титул царя, чтобы возвеличиться перед князьями). Таким образом, он полностью отверг версию о «багратионовском» происхождении Сослана-Давида, аргументировав это утверждением «если бы Сослан принадлежал к этой ветви, он называл бы себя Bagraton, а не Carazon». [1, с. 116]

Что же касается семейной жизни царей, здесь мнения историков также расходятся. Историки Тамар считают, что полноправной царицей была лишь она, а у Сослана-Давида были лишь представительные функции, чего конечно, по мнению Тогошвили, не могло быть, так как женщина Тамар не могла возглавлять войско и наказывать подданных. [6, с. 67-68]

Наиболее ранние и полные сведения, касающиеся Давида Сослана, содержатся в анонимной «Истории и восхвалении венценосцев» (Историани да азмани шаравандтани), написанной так называемым первым источником царицы Тамары в начале XIII в. В этом источнике Сослан именуется или как «царь Давид» или как «Сослан Давид». По сообщению армянского историка XII в. Мхитара Гоша, имя «Давид» Сослан получил при воцарении. Говоря о имени «Сослан», нельзя не отметить, что оно практически не встречается вне осетинской этнической среды. Касаясь истории второго замужества царицы Тамары, автор «истории и восхваления венценосцев» сообщает, что при дворе царицы Русудан, тетки царицы Тамары по отцу, находился «юноша из сынов Ефремовых, которые суть овсы, мужи могучие и сильные в битвах». По словам летописца, юноша этот приходился родственником Русудан по линии ее тётки, сестры отца её, дочери царя Давида Строителя (1089 - 1125), выданной замуж в Осетию. Поскольку Сослан приходился родственником Русудан, то она взяла его к себе. Юноша этот, по словам летописца, был хорошо сложен, плечист, красив на вид, умеренного роста и был «царского происхождения по отцу и матери». Летописец и до этого упоминает Сослана, называя его не по имени, а просто воспитанником Русудан. Отпрыском «древа Ефремова» именует Давида Сослана и Чахрухадзе, прямо называющий его при этом осетином. А второй историк царицы Тамары – Басили Эзосмодзгвари, автор «Жизни царицы Тамары», писавший в начале XIII в., называет Давида Сослана сыном осетинского царя. Осетином называет Давида Сослана и «Абхазская хроника», сообщающая под 1189 годом, что тогда «взошёл на престол осетин Давид». Таким образом, наиболее ранние сведения о Сослане говорят о том, что он был осетином, царского происхождения по отцу и матери, причем автор «Истории и восхваления венценосцев» и Чахрухадзе называют его в то же время представителем колена Ефремова. Из данных летописи не совсем ясно, был ли Ефрем родоначальником фамилии, к которой принадлежал Сослан, или летописец рассматривал его как родоначальника всех осетин. Последнее, судя по тексту летописи кажется более вероятным. Конечно, это не означает, что осетины действительно произошли от одного какого-то определенного лица и тем более от библейского Ефрема. Дело в том, что средневековым летописцам было свойственно связывать происхождение народов с известными персонажами библейских легенд и, по всей видимости, аналогичное положение мы и имеем в данном случае. В поддержку такого толкования можно привести и то, что колено Ефрема, согласно библии, отличалось крайне воинственным характером, а летописец, как бы подтверждая это, характеризует осетин как «мужей могучих и сильных в битвах». Как бы то ни было, принадлежность Сослана к потомкам Ефремидов, которых первый историк Тамары совершенно определенно называет осетинами, ясно говорит о том, что и автор «Истории и восхваления венценосцев» и Чахрухадзе знали Сослана как осетина. Интересные сведения о Сослане содержится и в армянских источниках. Упоминавшийся выше Мхитар Гош называет Сослана выходцем из аланского царства. А историк Вардан Восточанин (1201-1272) сообщает, что когда Тамара оставила первого мужа, то вторым браком она вышла «за осетина Сослана, который наполнил Грузию пленными и добычей, захваченными у турок». Упоминает Сослана и историк Степанос Орбелян (XIII в.). [3, с. 112]. Наряду с указанием на осетинское происхождение Сослана и на его принадлежность к колену Ефремидов, в грузинских летописях встречается и указание на то, что Давид Сослан происходил из фамилии Багратионов. Так, например, анонимный историк времени царствования сына Тамары и Сослана Лаша-Георгия писал, что муж царицы Тамары Давид Сослан «был осетинским царём, родом Багратиони». Летописец, к сожалению, не сообщает, как конкретно был связан Сослан с Багратионами. Однако то обстоятельство, что летописец писал во время правления Лаша-Георгия, который безусловно был заинтересован в том, чтобы его считали Багратионом не только с материнской, но и по отцовской линии, заставляет отнестись к этому сообщению крайне осторожно. Сомнения в достоверности этого сообщения усиливает и то обстоятельство, что три наиболее ранних автора, писавших о Давиде Сослане, причём очень благожелательно к нему настроенные – Чахрухидзе, автор «Истории и восхваления венценосцев» и Басили Эзосмодзгвари – ни словом не упоминают о его принадлежности к Багратионам. И это тогда, когда принадлежность к Багратионам, существуй такая связь в действительности, могла только усиливать права Давида Сослана на престол. Всё это вместе взятое дает основание полагать, что сообщение летописца о принадлежности Давида Сослана к Багратионам было продиктовано чисто политическими соображениями, а именно – династическими интересами Лаша-Геогрия [4, с.78] Между тем, в исторической литературе широкое распространение получила точка зрения о том, что Давид Сослан по отцовской линии якобы был потомком боковой ветви грузинских Багратионов, утвердивших в Осетии династию осетинских Багратионов. Эта концепция проникла и на страницы учебных пособий. По данным грузинских летописей, у грузинского царя Баграта IV Георгиевича (1028-1072) был сводный брат Деметрэ, родившийся от второго брака царя Георгия I (1014-1027) с осетинской царевной Альдой.

В 30 – 40 годах XI века Деметрэ оказался втянутым в жестокую внутрифеодальную борьбу, разгоревшуюся в Грузии. Поддерживавшая Деметрэ группировка пыталась возвести его на престол, однако потерпела неудачу. На этом основании в литературе было высказано мнение о том, что после смерти Деметрэ (около 1046 г.) его сын с бабушкой Альдой перебрался якобы в Северную Осетию, где получил «потомственное владение». По преданию Давид Сослан был представителем пятого или шестого поколения от Деметрэ по мужской линии [4, с.176]. Необходимо отметить, что грузинские летописи, упоминающие Деметрэ и его мать – дочь осетинского царя, равно как и участие Деметрэ во внутрифеодальной борьбе Грузии, не содержат ни одного слова о переселении сына Деметрэ вместе с бабушкой в Северную Осетию и тем более о получении им там потомственного владения. Источники не содержат никаких известий и о том, был ли вообще у Деметрэ сын. Конечно, грузинские летописи могли и не сохранить подробных биографических данных о Давиде Сослане, равно как и об утверждении потомков Деметрэ в Осетии в качестве царствующей династии. Поэтому крайне интересно проследить, насколько характер грузино-осетинских взаимоотношений в период правления Баграта IV и позднее действительно мог привести к возникновению династии осетинских Багратионов. По данным грузинских летописей, Баграт IV был женат вторым браком на Борене, дочери осетинского царя, сестре Дорголеля, ставшего впоследствии царём. Женившись на осетинской царевне, Баграт IV тем самым установил тесные связи с царствующей фамилией Осетии, рассчитывая, вероятно, на её помощь в случае каких-либо серьёзных внутри- или внешнеполитических осложнений. И действительно, когда около 1068 г. Баграт IV выступил против владетеля Ганджи сельджукского эмира Фадлона, то его шурин Дорголель, ставший к этому времени царём Осетии, оказал ему большую помощь, выставив против Фадлона, как сообщает летопись, сорокатысячное войско. О том, какую роль сыграла помощь Дорголеля во взятии Ганджи и в разгроме войск Фадлона, можно судить хотя бы по тому, что мусульманские авторы связывали этот поход на Ганджу с аланами, т. е. осетинами.

Грузинские летописи не содержат каких-либо сведений о том, рассчитывал ли Деметрэ в своей борьбе против Баграта IV на помощь осетин, основываясь на своих родственных связях. Будь это даже так, маловероятно, чтобы правящая фамилия Осетии в этой междоусобной борьбе оказала помощь претенденту, а не царю, с которым она была связана более тесными родственными связями, чем с претендентом. К этому следует добавить, что Деметрэ скончался около 1046 г., а Дорголель ещё в 1068 г. оставался союзником Баграта IV. Во всяком случае, ясно одно, что какую-либо помощь со стороны осетин Деметрэ не получил. Таким образом, грузинские летописи не дают каких-либо оснований для утверждения о принадлежности Давида Сослана к потомкам Деметрэ, так же, как и о том, что последние якобы положили начало династии осетинских Багратионов. Что касается самой версии о принадлежности Давида Сослана к потомкам Деметрэ, то её возникновение связано с именем известного грузинского историка и географа XVIII в. Вахушти Багратиони. От Вахушти эту версию заимствовал М. Броссэ, включив её в изданную им на французском языке «Картлис Цховреба». Со ссылкой на Вахушти и Броссэ эту генеалогию привёл и историк М. Джанашвили в «Известиях грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России», опубликованных на русском языке в 22-мтоме «Сборника материалов для описания местностей и племён Кавказа» (1897). С тех пор данная генеалогия, как основывающаяся якобы на сведениях грузинских летописей, получила широкое распространение в научной литературе, хотя в действительности, как видно из вышеприведённого материала, она не подтверждается этими данными. Интерес представляет также вопрос о происхождении Давида Сослана по материнской линии. Многие исследователи считают, что по материнской линии Сослан происходил из фамилии Багратионов, исходя из того, что отец Сослана был якобы женат на дочери Давида Строителя (1089 – 1125). При этом ссылаются обычно на слова первого историка царицы Тамары о том, что Сослан приходился родственником тётке Тамары Русудан «по линии её тётки, дочери Давида (Строителя), выданной замуж в Осетию». Прежде всего, необходимо отметить, что грузинские летописи не содержат прямых данных о том, что на дочери Давида Строителя был женат именно отец Давида Сослана. Что касается приведённых выше слов первого историка царицы Тамары, то обращает на себя внимание то обстоятельство, что летописец не называет Сослана сыном тётки Русудан и не говорит, за кого была выдана замуж дочь Давида Строителя [6, с. 93]. Это, конечно, не случайно. Будь действительно Давид Сослан потомком Давида Строителя, летописец вряд ли упустил бы возможность отметить столь любопытный факт. Поскольку летописец не называет Сослана сыном дочери Давида Строителя, отмечая в то же время его родство с Русудан «по линии дочери Давида Строителя», то можно полагать, что Сослан был родственником, а возможно, и сыном того лица, за которого была выдана дочь Давида Строителя. Во всяком случае, ясно одно, что сыном дочери Давида Строителя Сослан не был. Не подтверждается такая связь и на основании сведений написанного в XII в. жизнеописания Давида Строителя.

Анонимный автор этого жизнеописания довольно подробно описывает переговоры Давида Строителя с осетинскими владетелями, состоявшиеся в 1118 г. по поводу пропуска последними приглашённых Давидом Строителем с Северного Кавказа кипчаков. В результате этих переговоров осетины согласились пропустить через свою территорию кипчаков, и около 40 тысяч кипчакских семей переселилось в Грузию. Однако при этом летописец ни словом не упоминает о заключении каких-либо брачных связей между членами семьи Давида Строителя и представителями осетинской царской фамилии. А это могло иметь место, в первую очередь, именно в период или после этих переговоров, которым Давид Строитель придавал исключительное значение, чем и объясняется, в частности, его поездка в Осетию вместе с начальником канцелярии двора (мцигнобартухуцесом) Георгием Чкондидели. На этом фоне особенно показательно то обстоятельство, что летописец упоминает о том, как были выданы замуж две дочери Давида Строителя – Ката и Тамара: первая – за византийского царевича, вторая – за владетеля Ширвана. Поскольку у нас нет оснований сомневаться в сообщении первого историка царицы Тамары о выдаче замуж в Осетию дочери Давида Строителя, то можно предположить, ввиду отсутствия обычного в этих случаях упоминания о выходе замуж дочери царя за кого-либо из представителей другой царствующей фамилии, что эта дочь Давида Строителя была выдана замуж за кого-то из представителей владетельных родов Осетии. В противном случае трудно объяснить молчание летописца о том, за кого была выдана дочь Давида Строителя. Таким образом, приведённый выше материал показывает, что средневековые грузинские летописи не подтверждают бытующее среди некоторых исследователей мнение о принадлежности Давида Сослана к фамилии Багратионов как по материнской, так и по отцовской линиям. Данные этих летописей говорят о том, что Сослан принадлежал к осетинскому царствующему дому и был, по словам летописца, и по отцу, и по матери царского происхождения [7, с. 211] К сожалению, крайне скудны сведения, касающиеся кончины Давида Сослана. Первый историк царицы Тамары, после описания Басианского сражения, сообщает о том, что «нагрянуло горе, умер Сослан Давид, человек, наделённый всеми положительными качествами, божескими и человеческими». Считается, что это случилось в 1207 г. Однако летописец ничего не говорит ни о причине кончины Давида Сослана, ни о месте его погребения. Оба эти обстоятельства выглядят несколько странными, если учесть, что «История и восхваление венценосцев », с одной стороны, довольно подробно характеризует Сослана и его военные мероприятия, а с другой, грузинские летописи прямо отмечают погребения в Гелати, где находилась фамильная усыпальница Багратионов, Димитрия I, Георгия III, Тамары, Лаша-Георгия, Русудан, Вахтанга III и других представителей царствующей фамилии, а также отдельных представителей грузинской знати. Крайняя скудость сведений о кончине Давида Сослана и, особенно о месте его погребения не дают на основании грузинских летописей судить как о причине кончины Давида Сослана, так и о месте его погребения. Во всяком случае, можно полагать, что в Гелати Давид Сослан не был похоронен. По осетинским народным преданиям, Давид Сослан происходил из владетельного рода (стыр мыггаг) Царазоновых (Цæразонтæ), владевших Нузальским и Касарским ущельями в Алагире. Царазоновы вместе с Сидамоновыми, Кусагоновыми, Агузовыми и Цахиловыми (по некоторым данным Царазоновы и Цахиловы составляли одну фамилию) вели своё происхождение от легендарного Ос-Багатара, жившего, по сведениям грузинских летописцев, в V в. н. э. Подавляющее большинство осетинских родов, живущих в Алагиро-Мамисонском ущелье и Южной Осетии, как и выселившиеся из этих ущелий роды, составляли ветви этих пяти родов, пользовавшихся репутацией благородных (уæздан). В историю вошли подвиги и завоевания царя Сослана-Давида. В 1195 г была одержана победа объединенных сил сельджукских султанов с Абубекром (Шамхорская битва), взятие Карса, а также разгром в 1205 г западно-турецких правителей во главе с султаном Рума Руки-ад-Дином (Басианское сражение), где грузинский царь был ранен и спустя короткое время погиб. [5; С.92-93] «Нагрянуло горе, умер Давид-Сослан, человек, исполненный всякого добра, божеского и человеческого, прекрасный на вид, в сражениях и на войне храбрый и мужественный, щедрый, смиренный и превознесенный в добродетелях. Он оставил двух детей: сына Георгия и дочь Русудан. Плакали, рыдали и повергли в печаль всю вселенную». [4, с.156]

Причина смерти также является спорным моментом. Грузинский историк Жордания считает, что он был убит мусульманскими убийцами (ассасинами), как и Тамар с их сыном Георгием Лаша. [3, с.571] Однако нет указаний на место захоронения, что странно, исходя из популярности правителя среди народа. Более правдоподобной является мнение об убийстве от рук грузинской верхушки, которой не угадил осетинский царевич.

Что касается места захоронения царя, существуют несколько мнений на этот счет. Первым в этом вопросе был Вахушти Багратиони, который считал, что Сослан захоронен в Нузальской часовне, однако раскопки и дальнейшее изучение показало, что хоть захоронение и есть, и оно мужское (с предметами войны и т.д.), однако руководствоваться одной надписью «Сослан» нельзя, так как это имя являлось очень распространенным в Осетии. Более правдоподобным является мнение Тогошвили и Лолашвили, которые говорили о Гелати, усыпальнице царской семьи времен Давида Строителя, в которой затем был погребен и Георгий Лаша, однако раскопки и этого не подтвердили. [7, с.64].

Таким образом, Давид-Сослан, являясь полулегендарной личностью, сыграл немаловажную роль в истории Грузии, а также его имя прочно вошло в сознание осетинского народа и вдохновляет его на мужество, крепкую дружбу, на рыцарское преклонение пред женщиной, на героическую борьбу за свободу и независимость родины.

 

Литература:

1. Абаев В. И. Происхождение осетинских фамильных имен Cærazontæ и Æghuzatæ // Литературная Осетия. 1982. № 60.

2. Вахушти История Грузии/ Объясненная и дополненная новыми археологическими и историческими примечаниями Д.З. Бакрадзе, ч. 1, Тифлис,1885.

3. Гаглойти Ю. С. Средневековые летописи о Давиде Сослане // Литературная Осетия. № 33, 1969.

4. Жордания Т. Хроники. Т. III. Тбилиси, 1967.

5. История и восхваление венценосцев. Перевод К.С.Кекелидзе. Тбилиси, АН ГрузССР, 1954.

6. Картлис Цховреба. Т. 2. «Житие царя царей Давида». Тбилиси, 1974.

7. Тогошвили Г.Д. Сослан-Давид. Владикавказ. 1990.

 

 

УДК 930


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 642; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!