ВОСПОМИНАНИЯ – ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ПО ДЕПОРТАЦИИ



ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА

MEMORIES IS AN IMPORTANT SOURCE FOR THE DEPORTATION OF THE

CHECHEN PEOPLE

А . Б . Танаева ,

студетка 3-го курса направление «История»

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

С.С. Цуцулаева,

заведующий кафедрой истории древнего мира и средних веков,

кандидат исторических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

A. В . Tanaeva,

student of the 3rd course "History"FSBEI of HE "Chechen State University"

S.S. Tsutsulaeva,

Ph.D. in History, associate professor History of the ancient world and

the Middle Ages Chechen State University

 

 

В годы Великой Отечественной войны чеченцы были депортированы в восточный районы страны, а Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована. Воспоминания отражают страшно тяжелые условия, в которых оказались депортированные народы. Допущенная в отношении репрессированных народов несправедливость нанесла большой урон их национальному развитию.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, депортация, чеченцы, спецпереселенцы, воспоминания.

During World War II, the Chechens were deported to the eastern regions of the country, and the Chechen-Ingush Autonomous Soviet Socialist Republic was liquidated. Memories reflect the terribly difficult conditions in which the deported peoples found themselves. The injustice against the repressed peoples caused great damage to their national development.

Key words: World War II, deportation, Chechens, special settlers, memories.

23 февраля 1944 года на всей территории Чечено-Ингушетии началась акция по выселению коренного населения республики в Казахстан и Среднюю Азию. Депортация народов сопровождалась жестокостью и коварством. До последней минуты наличие воинских контингентов во всех населенных пунктах республики объясняли тем, что это части, отведенные с фронта на отдых (либо соединения, готовящиеся к боевым действиям в Карпатах). Находили и другие благовидные предлоги: для спасения горцев от наступавшей турецкой армии и т.д. То есть в глазах представителей всех наций республики, особенно чеченцев и ингушей, будущих насильников из частей НКВД представили, как солдат и офицеров действующей армии. Не случайно, наверное, и совпадение дат: 23 февраля – День Красной Армии и начало депортации…Как бы то ни было, работники НКВД действовали с размахом и иезуитской изощренностью, заглядывая далеко вперед.

Можно себе представить каким ужасным была эта картина! Морозным февральским утром, выгнав со своих домов, сел, погрузив в товарные вагоны целый народ: стариков, женщин, детей увозили неизвестно куда. Я хочу рассказать историю своей семьи, по воспоминаниям дедушки и бабушки [1, 2]. Деду было известно из своих источников о предстоящей депортации. Они приготовились с семьей, что нужно закопали, тепло оделись, приготовили еду. Когда утром солдаты вошли в дом и увидели, что семья приготовилась к отъезду, офицер, взбесившись, выбросил в окно моего деда, которому было 3-4 года и много из того, что они взяли, им пришлось оставить. По рассказам деда всех мужчин собрали на площадке рядом с рекой Хулхулау, села Цоцин-Юрт, в котором они проживали. Солдаты окружили двойной цепью мужчин, а женщин и детей грузили на машины, позже загрузили и мужчин. Я представила себе эту картину – злость, бессилие сильных мужчин, которые должны были повиноваться, т.к. на чаще весов были жизни их семей. А это сыновья тех воинов, принявших смерть в бою с Деникиным. Ведь, оказав сопротивление Деникину это село потеряло в один день около 400 человек, в том числе и моего прапрадеда.

Бабушка моей мамы рассказывала: Деда, как и других мужчин, увели утром, как бы на собрание. Когда, вошли в дом солдаты, они сказали, чтобы прабабушка собралась, и собрала детей, прабабушка долго не могла понять, почему она должна уйти из дома. Она не знала языка и в одной легкой одежде решила выйти, тогда один из солдат взял несколько лепешек и заставил прабабушку положить за пазуху. Бабушка много раз рассказывала, что эти лепешки спасли жизнь троих детей, и еще трое, которым было - 1 год, 3 года, 5 лет умерли в пути. Бабушка рассказывала, что помнит, как она провела день с мертвыми братьями и сестрой, пока родители искали место, чтобы похоронить их. Смутное воспоминание ее: измученные, обессиленные родители сидели возле этих трупов, не имея больше сил просто их похоронить. Она всю жизнь это помнила.

По ее воспоминаниям ярлык предателей был больнее всего. Дед рассказывал, как в школе их обзывали предателями и трусами. В школе учились дети разных национальностей – казахи, русские, украинцы. Дед помнит свою жестокую драку с мальчишками, когда их так обзывали. Он также рассказывал, что и учителя говорили, что они предатели и что всех чеченцев надо уничтожить. Конечно, с нашим воспитанием и менталитетом унижение и оскорбление было страшнее всего. Каким предателем мог быть ребенок 2-го класса?

О тоталитарном режиме Сталина свидетельствуют многие исторические документы, книги в которых приведены разные истории жителей Чечни о депортации. Вот воспоминание А. Мартункаева, жителя с. Зандак:

«Если бы у меня или у любого чеченца спросили: «Забудешь ли этот день, 23 февраля 1944 года?» ответ был бы только один: «НИКОГДА». Из полутора тысячи семей в Зандаке после возвращения из Казахстана и Средней Азии осталось семьсот пятьдесят. Одно только это показывает, сколько погибло людей.

Мне было одиннадцать лет, когда нас выселяли, но то, что в этот день пережили мои односельчане, я не сумею изложить на бумаге.

23 февраля шел снег, был мороз, но люди не были тепло одеты, обуты, все жили бедно, тем более, что шла война, все отправляли на фронт. Из нашего села сто тридцать человек воевали на фронте, из них двадцать четыре вернулись домой.

В этот день на рассвете всех мужчин собрали в школе под предлогом собрания. После этого остальных предупредили, что нас выселяют, и дали тридцать минут на сборы.

Когда я вышел из дому, слышен был только плач женщин и детей, лай собак, зов людей. Молитвы богу о пощаде. Властям был дан приказ расстрелять на месте тех, кто не уложится вовремя. В школе, когда зачитали приказ о выселении, кто-то крикнул, что этот день им история не простит.

Присутствующие не успели опомниться, как этого человека забрали. В день выселения в Зандаке остались без присмотра инвалиды: Адаева Ханбийка, Мусаникова Срхани, Атабаева Гизай, Говгиев умар. А те больные, которые успели собраться, погибали в тот же день или на следующий день в пути. Батаевой Соврбике не смогли вырыть могилу и похоронить ее, ее положили в яму и покрыли соломой, но потом люди, которых везли из села Даттах, видели, как свора собак растаскивала ее труп.

Нас привезли в Гачалак. В эту ночь скончался Хататоев Нуций, но его не смогли похоронить, и он остался лежать в поле. Люди были вынуждены повернуться к трупу спиной. 

Гачалакцы были очень растеряны, их плач, религиозные национальные песни, полные трагизма, звучали как зов о помощи. Здесь в Гачалаках нас погрузили в машины и повезли в Хасав-Юрт, где нас ждали мрачные эшелоны. В каждый вагон размещали по двадцать семей или почти по пятьдесят человек. В нашем вагоне не было печки, но через 2-3 дня, после смерти одной женщины, все-таки установили одну печку. Труп женщины закопали где-то на остановке.

Восемнадцать суток продолжался наш путь. Люди не мылись, развелись вши, негде было ухаживать за собой, нас везли как скот.

Наконец мы доехали до Базар-Кургана, где местные жители были киргизы. Каждый день умирало по 5-6 человек, и число мертвых невозможно было сосчитать. Говорили, что это от смены места жительства, но, по моему глубочайшему убеждению, причиной столь страшной картины был голод. Люди начали есть траву, иногда попадался овес, но потом они пухли и умирали, как мухи.

О похоронах не могло быть и речи. Смерть беспощадно косила нас. Однажды каждой семье дали по 5 овец, многие семьи, не меняя мясо на хлеб или другие мучные продукты, съели, а голодный желудок сырое мясо и умерли.

Из села в село запрещалось ходить и ездить, но если кто-то осмеливался, того комендант сажал в тюрьму.

Грядущие поколения могут не знать об этой беде, которая пережита нашим народом, если мы. Оставшиеся в живых, не скажем об этом во весь голос, не оставим письменный след, не выразим проклятие в адрес Сталина и Берии, которые являются главными виновниками этой чудовищной трагедии вайнахского народа.

Я хотел бы выразить благодарность Хрущеву за то, что он дал нам право вернуться на родину» [3]. История Мартункаева является еще одним доказательством бесчеловечия сталинских репрессий.

Из воспоминаний видно, что география расселения чеченского народа в 1944-1945 годы охватила всю Среднюю Азию и Казахстан.

Воспоминания существенно восполняют материалы о депортации чеченского народа. Они могут быть использованы как для написания монографического труда о жизни спецпереселенцев, так и для обобщающего труда по истории депортации чеченского народа.

Первые годы пребывания чеченцев и ингушей в Казахстане навсегда остались в памяти старшего поколения. Многие факты и истории бытовой жизни передаются из поколения в поколение. Трудно подсчитать людские, материальные, культурные потери чеченцев во время депортации. Потеряны были экономические, материальные, историко-культурные, социальные, художественные ценности.

 

Литература:

1. Воспоминание Алгираевой Раят Усмановны, с. Цоци-Юрт, Курчалоевский район, Чеченская Республика, записи 2004 г.

2. Воспоминание Демельханова Ильяса Усмановича, с. Цоци-Юрт, Курчалоевский район, Чеченская Республика, записи 1998 г.

3. Белая книга: Из истории выселения чеченцев и ингушей. 1944-1957 гг. Воспоминания, архивные материалы, фотодокументы. / Сост. и ответ. ред. Л. Яхъяев. Грозный – Алма-Ата, 1991. 235 с.

 

 

УДК 93/94

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 342; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!