Колониальная политика России на Кавказе после ее присоединения



Рассмотрим колониальную политику России на Кавказе. Колониальная политика Российской империи проходила по отличному пути развития чем в европейских государствах.

Европейские метрополии рассматривали свои колонии, прежде всего, как источник источников дешёвого сырья для своих заводов, фабрик, мануфактур. Колонии были так же и рынками сбыта товаров, производимых метрополиями. Россия в период становления государственности и формирования основ историко-культурного типа не была стиснута множеством стран, как например Испания, Франция, Португалия и ей не приходилось переплывать моря и океаны, дабы найти свободный клочок земли, из этого исходит, что этнокультурные связи переселенцев не прерывались, а распространялись, главным образом, на восток и на юг от мест их исторической родины. Процесс становления российского суперэтноса, впитавшего множество этнических групп, причём далеко не всегда славянского происхождения, определил экстенсивный характер российского колониализма. Применение термина «экстенсивный» к явлению колониализма имеет некую долю условности, однако, с учётом способа расширения этнического ареала русских, а также заметных этнокультурных ассимилятивных тенденций в способах построения данного суперэтноса, вполне допустимо.

Культурная и социальная политика Российской империей на Кавказе

Период Кавказской войны был очень тяжелым для России, страдала экономика, страдали мирные жители, проживавшие в непосредственной близости к территории боевых действий, падал авторитет Российского государства в глазах Европейских государств. Все это привело правительство Российской империи к пониманию того, что на Кавказе силой оружия будет очень сложно изменить отношение к России, вызвать доверие к Российскому правительству решено было с помощью новой более мягкой и мирной политики, опирающуюся на идею культурного взаимодействия. Началась активная интеграция множество культур Кавказа и культуры России. Активную роль в культурной колонизации Кавказа играла РПЦ, началась активная христианизация местного населения, но оно носила добровольный характер, права мусульман не ущемлялись. РПЦ спонсировало строительство церквей, церковно-приходских школ, больниц и т.д.. Государство в свою очередь занималось внедрение общегосударственных правовых норм, созданием административных учреждений, налаживанием их работы, внедрением новых социальных институтов. Немалую роль в интеграции Кавказа с Россией сыграл и институт аманатства. Дети из семей знатных фамилий становились аманатами, в основном это были сыновья. Аманаты проживали среди русского этноса настолько долго, что успевали окончательно обрусеть и навсегда оставались верны Российскому императору. «…местная власть, не взирая на все затруднения, брала сыновей горских князей и влиятельных дворян в виде аманатов и отправляла их воспитывать в столичные кадетские корпуса… горцы сначала смотрели на эту меру как на насилие. Но когда дети их возвратились обратно домой в блестящих офицерских мундирах и материально обеспеченными, то в понятиях и чувствах большинства отцов произошел крутой поворот. Пробудив, таким образом, с одной стороны, в горцах доверие к правительству, в том смысле, что если оно занимается воспитанием детей, то этим оказывает им лишь благодеяние, а с другой – в народе массу желающих учиться, местная власть, немедля, приступила к устройству школ» [1, с. 12]. Одной из важнейших задач для Российской администрации было «обрусение» присоединенных территорий. Наиболее функциональным средством реализации этой идеи стало распространение и внедрение в повседневную практику русского языка, фундамента русской культуры, основы российской государственности, ее неотъемлемого атрибута, важнейшего фактора суверенитета и территориальной целостности России. В рамках межкультурного взаимодействия он реализовывал функцию консолидирующего начала и межнационального общения. Прежде всего, русский язык был использован в качестве естественного средства в деле распространения на Северном Кавказе православия, поскольку сведения о бытовавших на его территории древних христианских традициях укрепляли ее надежды на христианизацию горских обществ. Христианское миссионерство было направлено на обращение в православие, формирование религиозного единообразия, создание образа «доброго русского», сильной и могущественной России, на то, чтобы этническая идентичность нерусских народов не брала верх над общеимперской, на нейтрализацию потенциального и реального сепаратизма образовательными средствами, на содействие формированию интеллектуальной элиты нерусских народов – учителей народных училищ, священников, переводчиков русской литературы, которые, прежде всего, рассматривались как выразители государственных и церковных интересов в «неспокойных» регионах Российской империи. Успехи православного миссионерства во многом определяли твердость государственных позиций России в отношении контроля над пространством, вместившем в себя множество народов, конфессий, языков и воспитательных традиций [2, с. 76].

Направление политики Российской администрации на Кавказе стал постепенно смещается в сторону культурной интеграции. За относительно малый промежуток времени на Кавказе было открыто множество школ, как духовных, так и светских, библиотек, театров и прочих культурных учреждений, Российские административные органы на Кавказе пополнялись мясными жителями, так как необходимы были люди, владеющие местными языками и понимавшие местные нравы.

Так же с переходом Кавказа в подданство к Российской империи началось широко масштабное освоение ее природных ресурсов, на Кавказ были направлены несколько научных экспедиций с целью разведки залежей цветных и черных металлов, полезных ископаемых, по результатам исследований этих экспедиций открывались, угольные, железные, серебряные и ряд других типов шахт.

Институт аманатства

Институт дипломатического заложничества, или аманатства, был на протяжении ряда столетий важным атрибутом дипломатических отношений между Российским государством и странами, находящимися от него в регионах к югу и востоку (Кавказ, Поволжье, Сибирь и др.). В черкесско-русских, в том числе и в кабардино-русских, отношениях он существовал дискретно.

На сегодняшний день в отечественной исторической литературе институт аманатства изучен не в полной мере, его возникновение традиционно связывают с началом длительного процесса русско-кавказских взаимоотношений. По мере «установления постоянных контактов с Русским государством обычай аманатства распространился» [3, с. 189]

Термин «аманат» имеет арабское происхождение и переводится, как заложник. В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона сообщается, что «аманат - слово, заимствованное в древней Руси с Востока, означающее заложника. У древних народов и в средние века - обычай брать заложников для обеспечения точного выполнения договора» [4, с. 606].

Таким образом, вследствие исторически выработанной практики, когда устные клятвы, равно как и письменные обещания не обеспечивали выполнения договорных обязательств сформировался институт аманатства, в котором заложники стали гарантами соблюдения договоров.

По мнению Г.А. Кокиева, аманатство было вызвано «общими мотивами русской ориентации на горскую феодальную и родовую знать» и на первом этапе своего существования «характеризуется отсутствием ярко выраженных элементов принуждения» [5, с. 86-87].

Аманатами становились, как правило, дети и близкие родственники знатных людей. Причем «главным условием была влиятельность их фамилий среди соплеменников» [6, с. 128].

К середине XIX в. военная прослойка в составе коренного населения Кавказа становится значительной. Этому в немалой степени, помимо всего прочего, способствовали и возникшие при полках школы.

В 1836 г. командующий Кавказской линией отдал распоряжение принимать детей горцев в полковые и батальонные школы при войсках Кавказского корпуса. Было утверждено «Положение о воспитании 864 сирот и детей бедных родителей при войсках отдельного Кавказского округа», одобренное Николаем I [7, с. 144-145].

В этот период в одном только Дагестане были открыты школы при Апшеронском полку в Темир-Хан-Шуре, в Самурском полку в Дешлагаре. При Дагестанском конном полку была открыта школа для детей и братьев всадников, а также местных жителей под руководством полкового лекаря И.С. Костемеревского [9, с. 465].

Даже спустя 20 лет генерал-фельдмаршал А.И. Барятинский в своем «Отчете за 1857-1859 годы» с сожалением отмечал, что: «До сих пор для образования горского юношества было сделано очень мало. Основанные в 1837 г. при различных частях войск школы военных воспитанников не достигают своего назначения. Командиры часто считают существование школы обременительным для полка и вовсе о ней не заботятся. Пока эти школы единственное средство для образования детей покорных туземцев и бедных русских офицеров [10, с. 1307].

Воинские части, Кавказская учебная рота, дворянские полки, полковые и батальонные школы, кадетские корпуса, школы прапорщиков, кавалерийские училища составили своеобразную систему российского военного образования. К концу XIX в. сформировались целые династии северокавказцев, для которых военное дело стало профессией. К этому времени социальный статус горца, его родовитость не являлись определяющим фактором, как это было с аманатами. Вместе с тем надо признать, вслед за современным исследователем проблемы И.В. Торопициным, что «аманаты играли весьма значительную роль в политике взаимоотношений российской власти с подвластными народами. Они служили важным дополнительным звеном, через которое осуществлялась связь российской администрации с национальной аристократией» [11, с. 78].

Аманаты, в силу специфики этого социально-политического института, были первыми, кто приобщался к русской культуре, образованию и военному делу.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что Кавказская война была вызвана не враждой между русским народом и народами Кавказа, а политикой российского правительства. Она не являлась национальным конфликтом, каким ее иногда представляют. Умелая политика российских властей позволила избежать многочисленных народных волнений, хотя оные иногда случались, но всё-таки интеграция Кавказа в общероссийский суперэтнос прошла весьма удачно.

Литература:

1. Шанаев Гуцыр. Кое-что о горцах. Тифлис, 1888. 67 с.

2.  Грачев С. В. Образование нерусских народов Российской империи в геополитическом контексте // Педагогика. 2002. № 7. С. 72-80.

3. Тютюнина Е.С. Аманаты в Кизляре 1756 г. // Генеалогия Кавказа. 2007. №18. С. 189-196.

4. Энциклопедический словарь. Том 2 / под ред. проф. Е.И. Андреевского. Санкт- Петербург, 1890. 606 с.

5.  История Кабардино-Балкарии в трудах Г.А. Кокиева. Выявление, археография, составление, вступительная статья Г.Х. Мамбетова: сборник статей и документов. Нальчик: Эль-Фа, 2005. 903 с.

6. Шамиль: иллюстрированная энциклопедия / под ред. Ш.М. Казиев. Москва, 1997. 347 с.

7. Клычникова М.В., Клычников Ю.Ю. Вхождение Северного Кавказа в культурное поле России (1777-1864 гг.). Пятигорск, 2006. 156 с.

8. Муратова Е. Г., Батуева Э. А. Институт аманатства в политике России на Центральном Кавказе в первой половине XIX в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 7 (69): в 2-х ч. Ч. 1. С. 89-92.

9. Козубский Е.И. История Дагестанского конного полка. Петровск, 1909. 724 с.

10. АКАК. Тифлис, 1907. Т. XII. Ч.

11. Торопицын И.В. Институт аманатства во внутренней и внешней политике России в XVII-XVIII вв. // Кавказский сборник. Том 4(36). Москва, 2007. С. 59-80.

12. Коновалов В. С. 2007.01.009 – 011. Политика России на Кавказе. XIX – начало XX в. (Сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5. История. Реферативный журнал. 2007. № 1. С. 52-63

13. http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2017_12-4_15.pdf 31.01.2018

14. http://nic-pnb.ru/articles/kavkaz-v-istorii-rossii-istoki-interesov-rossii-na-kavkaze/ 31.01.2018

 

 

ДК 93/94


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 499; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!