ТРАНСФОРМАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У КУМЫКОВ КАЯКЕНТА И КАРАБУДАХКЕНТА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: СООТНОШЕНИЕ НОВЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ



TRANSFORMATION OF THE MATERIAL CULTURE OF THE KAYMYKI OF KAYAKENT AND KARABUDAKHENT IN THE SECOND HALF OF THE 80S OF THE XX CENTURY – BEGINNING OF THE XXI CENTURY: THE RELATION OF NEW AND TRADITIONAL ELEMENTS

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 18-09-00420

The publication was prepared within the framework of the Russian Foundation for Basic Research supported project No. 18-09-00420

 

М.Р. Сефербеков,

Заведующий лабораторией отдела востоковедения ФГБУН «Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН», г. Махачкала

Р.И. Сефербеков,

Ведущий научный сотрудник отдела этнографии ФГБУН «Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН», г. Махачкала

M.R. Seferbekov,

Head of the Laboratory of the Department of Oriental Studies at the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala

R.I. Seferbekov,

Leading Researcher of the Department of Ethnography of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala

 

 

Результаты полевых исследований в кумыкских селениях Каякента и Карабудахкента Республики Дагестан показали разную степень трансформацию компонентов материальной культуры под влиянием глобализации и урбанизации.

Ключевые слова: кумыки Дагестана, трансформация материальной культуры, глобализация, урбанизация.

The results of field studies in the Kumyk villages of Kayakent and Karabudakhkent of the Republic of Dagestan showed different degrees of transformation of the components of material culture under the influence of globalization and urbanization.

Keywords: Kumyks of Dagestan, transformation of material culture, globalization, urbanization.

 

В ходе проведенных летом 2018 г. полевых исследований в Каякентском и Карабудахкентском районах Республики Дагестан изучались степень трансформации компонентов материальной культуры (поселения, жилища, одежда, пища) и их интеграция в общероссийское пространство под влиянием глобализации и модернизации второй половины 80-х гг. XX – начала XXI в. Анализ полученных материалов позволил сделать вывод о разной степени интенсивности трансформационных процессов в материальной культуре: они были незначительны во второй половине 80-х гг. – 90-е гг. XX в. в связи с «перестройкой» и «реформированием экономики и общественного строя», начали набирать обороты с конца 90-х гг. XX в. и в 2000-е гг., а с 2010 г. и по настоящее время приняли необратимый характер.

Немалое значение в трансформации материальной культуры сельских жителей Дагестана в изучаемый период сыграли такие факторы, как влияние урбанизации, миграционные процессы, развитие инфраструктуры (социальная, дорожное строительство, информационная, транспортная, газификация, водоснабжение, рыночная), относительное улучшение благосостояния населения республики с конца 90-х гг. XX в. и в 2000-е гг. и связанное с ним повышение стандартов и качества жизни.

Трансформационные и модернизационные процессы выразились в существенном увеличении размеров поселений, особенно тех, в которых расположены районные центры – Каякент и Карабудахкент. В этих населенных пунктах концентрируются административные, хозяйственные, образовательные и культурные учреждения. В последние 30 лет в этих районных центров и других крупных населенных пунктах Каякентского и Карабудахкентского районов Дагестана в результате миграционных процессов изменился этнический состав населения, а некоторые моноэтнические селения (в которых раньше проживали в основном кумыки) превратились в полиэтнические: Ново-Каякент (кумыки, даргинцы, табасаранцы, агулы и др.), Карабудахкент (кумыки, даргинцы), Манаскент (кумыки, даргинцы, лакцы) и др.

Определенным изменениям в изучаемый период подверглось и жилище. Как отметил М.О. Османов, в советское время изменения в сельском жилище народов Дагестана происходили на основе старой традиционной типологии. «Главные изменения заключались в раскрывании жилой и хозяйственных частей жилища, резком сокращении хозяйственного комплекса, внедрении открытого двора с навесами, некоторой дифференциации назначения жилых и хозяйственных помещений. Происходит эволюция отопительной системы: очаг – камин – железная или каменная печь. Уменьшается конструктивная и ритуальная роль центрального столба. Обогащается интерьер жилища. Преображается планировка жилища. Оно становится многоплановым и многоэлементным, максимально раскрытым, с большой дробностью помещений бытового и культурного назначения, удобной и практичной системой отопления, большими светлыми окнами, деревянными полами и потолками, стропильной кровлей, скатными крышами под шифером и кровельным железом» [7, с. 125-126].

В «перестроечное» и постсоветское время под влиянием процессов урбанизации и глобализации, предложением промышленностью и торговлей многих видов отечественных и зарубежных строительных и отделочных материалов происходит кардинальное изменение внешнего облика и интерьера сельского жилища. Современное сельское жилище ориентировано на городские стандарты: основное внимание в нем уделено комфортности и соображениям престижа. Изменениям подверглись планировка, этажность, строительные материалы, тип крыши, дверей и окон, интерьер, системы отопления и вентилирования, оформление подсобных помещений (кладовка, кухня, ванная и туалет), двора, ограды, ворот и придомовой территории. При сохранении отдельных традиционных строительных (саманные блоки, кирпич, бутовый камень) и отделочных (обои, штукатурка) материалов, появились новые – керамзитоблоки, сухие строительные смеси, а при отделке стен и потолков – гипсокартон и натяжные потолки, жидкие и фотообои, фрески, декоративная и фактурная штукатурка, мраморная крошка. При отделке фасада жилища применяется технология сайдинга– облицовка стен зданий, выполняющая две функции: утилитарную и эстетическую. Наряду с деревянными применяются стальные, алюминиевые и пластиковые входные и межкомнатные двери и окна, различные виды и типы жалюзи, в том числе – рольставни. При возведении кровли используется профнастил и металлочерепица, а при настиле полов (наряду с доской из сосны и лиственницы и паркета) – ламинат, паркетная и инженерная доска.

Как и в советское время для отделки помещений в виде стеновых панелей и ламинированного напольного покрытия продолжаются применяться фанера, МДФ (мелкодисперсная фракция дерева), ДСП (древесностружечная плита) и ДВП (древесноволокнистая плита).

Для кондиционирования и вентилирования воздуха в жилище в постсоветское время стали применяться зарубежные вентиляторы и кондиционеры. Жилища освещаются люстрами, светильниками, бра, торшерами, канделябрами и прочими декоративно-осветительным оборудованием производства известных зарубежных (Чехия, Италия, Турция, Иран) фирм.

Новшества затронули и оформление интерьера жилища, холла, кухонь, ванны и туалета. Основными средствами благоустройства интерьера жилого дома являются его оборудование и оснащение бытовыми приборами, меблировка современной мебелью. Появились шкафы-купе, кухонные фасады, интерьерный багет, кованая мебель. Наряду со стальными и чугунными применяются акриловые ванны, а также джакузи. Сантехническое оборудование пополнилось новыми видами и типами унитазов.

Внутренний двор и придомовая территория перед воротами жилища мостятся брусчаткой и тротуарной плиткой.

Происходящие на протяжении последних 30 лет изменения в строительных материалах,технологии иметодах строительства, конструкции, планировке, интерьере, отопительной системе, освещении, погоня за комфортом, ориентация на лучшие мировые строительные и отделочные образцы в сельском жилищепривели к унификации и утере большинства элементов традиционного дагестанского жилища. В наше время эти элементы сохранились в основном в оформлении фасада традиционной и религиозной символикой, назначении комнат и их убранстве (ковры, паласы, тахта, сундуки).

Еще в советское время в одежде народов Дагестана произошли значительные изменения, связанные с распространением фабричной продукции, складыванием новых потребностей и стандартов жизни, которые привели к исчезновению большинства видов национальной одежды. Традиционный облик в одежде сохранялся в основном у представителей старших поколений и преимущественно у женщин и лиц, занятых в животноводстве. Сохранялись особенности в одежде, подчеркивающие семейное положение женщины. В женской одежде девушек существовали ограничения этического плана. Проявили устойчивость и были широко распространены традиционные вязаные изделия и изделия из овчины.

Эти тенденции еще более усугубились во второй половине 80-х гг. XX в. и в постсоветский период. Ношение отдельных элементов традиционного национального костюма теперь характерно в основном для женщин среднего и старшего возрастов и лишь в определенных жизненных ситуациях или сезонах погоды (на свадьбу, на соболезнование, в гости, в зимнее время). Этот вывод еще раз подтверждает высказанное С.Ш. Гаджиевой мнение о том, что женская одежда больше, чем мужская, сохраняет самобытность, архаические черты, отражает этнические особенности, нравы и обычаи народов [2, с. 15].

Например, у кумыков с. Карабудахкент в наше время старинное платье къабалай с серебряным поясом гумуш бельбов носит сестра жениха только во время свадьбы. Старинные головные шерстяные платки с бахромой лавизин явлукъ и такие же шелковые платки – хыта явлукъ в этом селении носят женщины среднего и старшего возрастов на выход. Эти же категории населения все еще носят сшитое из шерстяной материи, шелка, шифона, крепдешина традиционное платье къумукъ капот – широкое, приталенное и расширяющееся книзу из-за вставленных в него в районе пояса 4-6 клиньев, длиной до щиколоток с длинными же сужеными рукавами и с небольшим вырезом на груди. Под это платье надевают шелковый, гипюровый или шифоновый с бахромой треугольный платок тастар. Его покупают у кумычек с. Аксай, которые вяжут их на крючках вручную. В повседневном быту, а также направляясь в гости к соседям, или для выражения соболезнования, пожилые кумычки надевают традиционный головной платок гульмелли, а на ноги – кожаные вышитые шелковыми нитками чувяки мачийляр, которые они приобретают у соседних даргинцев с. Губден. В 60-80-е гг. XX в. эти чувяки носили и молодые кумычки Карабудахкента и даже девушки (студентки) г. Махачкалы. В холодное время года пожилые женщины носят стеганые ватные телогрейки тошлукъ. До 80-х гг. XX в. их шили в с. Карабудахкент, а сейчас покупают готовыми на рынке.

Пожилые и средних лет кумычки Каякента носят туз къапут – широкое длинное платье со сборками и торкъана – шелковый сетчатый трех- и четырехугольный платок. Эти ручной работы платки производятся в с. Аксае и продаются по следующим ценам: трехугольный стоит 5-6 тыс. руб., а четырехугольный – 12 тыс. руб. Помимо торкъана носят и гульменди. До 90-х гг. XX в. женщины носили кожаные вышитые шелковыми нитками чувяки губден чарыкъ, которые они приобретали у губденок на рынке г. Избербаш. Сейчас в основном носят фабричную обувь.

В последние десятилетия у значительной части женского населения Дагестана стала популярна одежда, произведенная в соответствии с нормами исламского конфессионального дресс-кода [4, с. 81-86]. Не обошла эта мода и население Равнины Дагестана (кумыки, аварцы, даргинцы, чеченцы и др.).

Отдельные элементы традиционной мужской одежды кумыков сохранились лишь у представителей старших возрастов. Пожилые мужчины с. Карабудахкент все еще носят бывшие популярными вплоть до 80-х гг. XX в. овчинные шубы тон и папахи борк. При выходе на годекан или в другое общественное место они надевают каракулевые папахи бухари борк.

Отдельные элементы традиционной горской одежды сохранились в новейшее время и в городах Дагестана [5, с. 172-177].

Несмотря на влияние урбанизации и глобализации в пище кумыков с. Карабудахкент все еще сохраняются традиционные блюда: шабши – злаково-бобовое блюдо с сушеным мясом на кости, юхкъа хинкал – тонкий хинкал с отварной бараниной или говядиной, къалия хинкал – хинкал с кусочками поджаренного курдюка, вареными яйцами и чесночно-томатной подливой, бурчакъ шорпа – фасолевый суп, сваренный с сушеным мясом или на бульоне из свежего мяса на косточке, къарын чуду – чуду с начинкой из требухи, мучери – пирог из кукурузной муки на кефире или соде с поджаренным луком, буршуна – блины с разнообразными начинками, ямурта курзе – пельмени с начинкой из яйца с поджаренными кусочками курдюка, чапелек – лепешки, поджаренные на растительном масле, корюк этмек – испеченный в хлебной печи домашний чурек, а также различные виды халвы: ун гьалива – мучная халва, къоз гьалива – халва из ядер грецких орехов, скрепленных медом или сиропом, иляшха гьалива – поджаренная лапша, приготовленная на яичном тесте и политая сверху медом.

У кумыков г. Буйнакска къалья хинкал – это хинкал с соусом из сметаны или томатов. Этот хинкал заливается сверху горячим курдючным жиром с кусочками поджаренного курдюка и сушеного мяса.

У кумыков Каякента сохранились следующие традиционные блюда: дахни – мучная каша с топленым маслом, увмач гьалива – халва из мелких крошек подсушенного теста, поджаренного на топленом масле, гьалпама – хинкал из кукурузной муки, юмурткъа бастыраган – яичный соус, хайгина – яичница, бурчакъ шурпа – фасолевый суп с сушеным мясом, гьялива худур – похлебка из поджаренной на топленом масле или нутряном жире муки, тагьли бозбаш («сладкий бозбаш») – мясной суп с сушеными яблоками и грушами, в который добавляют виноградный сироп, сахар и перец, ичкъарни чуду – чуду с начинкой из требухи, ойма къалач – чуду с начинкой из смеси кефира и взбитого яйца с кусочками поджаренного курдюка и лука, который после выпечки обмазывают сверху сметаной, акъ аш – плов, который подают с бозбаш – мясным супом и луком без картошки, ярма каш – плов из пшеничной крупы, мяса, моркови и лука, йогъурт – кефир, увма бишлакъ – творог, ичек – горская колбаса, мучери – чурек, испеченный из муки с добавлением кефира, жареного курдюка и лука, явлу этмек – слоеный хлеб, испеченный из теста с добавлением торта – осадка сливочного масла, юхъа – лаваш.

Примечательно, что практически у всех исследованных нами кумыков, русских и др. народностей Равнины Дагестана еще с советских времен и, особенно в последние десятилетия, в меню повседневной и свадебной пищи закрепились блюда аварской кухни – хинкал из пшеничной и кукурузной муки с отварной бараниной или говядиной с чесночной подливой, бот I ищал – тонкие сырно-творожные чуду, смазанные сверху топленым маслом.

Таким образом, как это видно из приведенного материала, в последние десятилетия под влиянием глобализации, модернизации и урбанизации у кумыков Каякентского и Карабудахкентского районов Дагестана произошли трансформации компонентов материальной культуры. Внедрение и закрепление новых элементов привели к изменениям в облике и структуре материальной культуры кумыков, утрате многих ее традиционных компонентов. Однако сохранившиеся традиционные элементы вселяют определенную надежду на сбережение этнической идентичности кумыков Каякента и Карабудахкента в эпоху глобализации.

Полученные результаты могут послужить сравнительным материалом при изучении традиционных и новых элементов в бытовой культуре кумыков. Традиционная бытовая культура кумыков была изучена С.Ш. Гаджиевой [3]. Насколько нам известно, к сожалению, не имеется исследований по материальной культуре кумыков в советский период.

Трансформация компонентов семейного быта и духовной культуры под влиянием глобализации и урбанизации наблюдается и у других народов Дагестана [1; 6].

Литература:

1. Алимова Б.М., Булатов Б.Б., Сефербеков Р.И. Из истории духовной культуры табасаранцев (традиционные верования, обычаи и обряды). Махачкала, 2000. 51 с.

2. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана М.: Наука, 1981. 208 с.

3. Гаджиева С.Ш. Кумыки: историческое прошлое, культура. В 2-х кн. Кн. 1. Махачкала, 2000. 368 с.; Кн. 2. Махачкала, 2005. 436 с.

4. Зульпукарова Э.М.-Г., Сефербеков Р.И. Особенности мусульманского дресс-кода городской молодежи Дагестана (на примере студенток Дагестанского государственного университета) // История, археология и этнография Кавказа. Махачкала, 2018. Т. 14. № 1. С. 81-86.

5. Зульпукарова Э.М.-Г., Сефербеков Р.И. Традиционный женский костюм: сохранение компонентов этнической идентичности в городах Дагестана в начале XXI века // Материалы международной научно-практической конференции «Кавказский мир: проблемы образования, языка, литературы, истории, и религии», посвященной 80-летию Чеченского государственного университета. 25-26 сентября 2018 г., г. Грозный / отв. ред. М.Р. Нахаев. Грозный: ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». Махачкала: АЛЕФ, 2018. С. 172-177.

6. Омаров И.И., Сефербеков Р.И. Брак и свадебные обряды даргинцев-цудахарцев сел. Куппа. Махачкала, 1999. 24 с.

7. Османов М.О. Жилище даргинцев в XIX – XX вв. (этапы развития и трансформации). Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 2009. 276 с.

 

 

УДК 93/94

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!