Одиночество Гамлета в его конфликт с реальным миром «расшатавшегося века» в одноименной трагедии У. Шекспира.



Одним из вечных образов мировой литературы считается образ Гамлета, а трагедию Шекспира «Гамлет» признан крупнейшим из всех произведений драматурга. Читать эту трагедию нелегко. Потому что ее стержнем является не стремительное движение внешнего сюжета. Главное действие, главная трагедия, главный конфликт пьесы происходят в душе и мыслях главного героя. Гамлет — сам. Кто бы не находился рядом, но главные вопросы трагедии: открытие существования зла в жизни, поиск собственного отношения к этому злу, выбор собственной позиции борьбы с этим злом, ответственность за свои действия — со всеми этими проблемами Гамлет должен разобраться самостоятельно.

Датский принц Гамлет до развертывания событий пьесы учится в Германии в известном университете, имеет дома вельможную невесту, ему предусмотрено благополучное будущее. Он полон страстной любви к жизни и веры в совершенство человека. Но его вызывают домой на похороны отца, который скоропостижно скончался. Гамлет узнает, что смерть отца не была естественной, что отца убил родной брат, дядя принца. И этого еще мало — убийца, захватив трон, женился на вдове брата, матери Гамлета. Гамлет клянется отомстить за смерть отца. Это становится главным содержанием его жизни. Трагически разрушились все представления о мире и человечестве. От истинной веры в человека не осталось и следа. Зло требует наказания. Но убийство — это зло и тогда, когда убивают негодяя! Получается, чтобы наказать зло, следует и самому стать на путь зла?

Убежать от жизни, чтобы избежать борьбы? Но смерть не уменьшит зла в мире, наоборот, ненаказанное зло распространяться. Смириться со злом? Это все равно, что будет способствовать ему. Да и совесть, и тень отца не позволят успокоиться. К тому же Гамлет — принц, он с детства знает, что судьба его семьи может влиять на судьбу его страны. Эта ответственность тоже мешает Гамлету принять окончательное решение и начать действовать.

Гамлет находится в очень тяжелом моральном состоянии, почти на грани безумия. Его страдания причиняют страдания окружающим. Так жертвой тяжелого внутреннего состояния Гамлета становится безвинная Офелия. А душу Гамлета бередят мысли о необходимости битвы с несправедливостью мира. Почему именно на его долю выпала необходимость вести эту войну? И он имеет на это право? Гамлет болезненно понимает и собственные недостатки: тщеславие, честолюбие, мстительность… Так, мстительность он считает недостатком, злом. А не отомстить — попустительством злу… Сомнения, муки, промедления являются естественными для Гамлета.

Наконец, промедление принца вызывает его гибель. Но мы понимаем, что, к сожалению, Гамлет должен был погибнуть, потому что конфликты, противоречия в его душе невозможно решить однозначно, и покой в этой жизни он вряд ли нашел бы.

Гамлет — человек своего времени и живет по его зако­нам, которые требуют немедленной мести за отца. Но принц не желает уподобляться убийце Клавдию, «вору, своровав­шему власть и государство». Он хочет не убийства, а ра­зоблачения зла и поэтому выжидает, испытывая при этом тяжкие муки совести из-за своей бездеятельности:

Быть иль не быть, вот в чем вопрос.

Смиряться под ударами судьбы

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними разом. Умереть. Забыться

И знать, что этим обрываешь цепь

Сердечных мук и тысячи лишений, Присущих телу...

Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Г.Р. Державина (по выбору учащегося по программе 9-го класса).

Билет № ХХХ

Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии ХХ века.

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (по выбору учащегося).

 

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 5396; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!