Гражданская лирика М.Ю. Лермонтова; своеобразие отражения чувства любви к Отчизне в стихотворении «Родина».



Стихи М. Ю. Лермонтова известный литератор В. Ходасевич назвал “...поэзией страдающей совести”. Совесть поэта чутко реагировала на все проявления несправедливости в русском обществе. Гражданское чувство Лермонтова формировалось в одну из самых мрачных эпох русской истории. Со всей строгостью “судьи и гражданина” Лермонтов оценивал события современной ему действительности - период “мрачного десятилетия”. Главным событием, повлиявшим на формирование взглядов Лермонтова и его современников, стало поражение декабризма. После разгрома восстания декабристов в 1825 году в России наступили времена черной реакции. Новый император Николай I, напуганный выступлением на Сенатской площади, стремился подавить всякое проявление свободомыслия. “Все, что было тогда в России благородного и великодушного, томилось в рудниках или Сибири”, - справедливо заметил Герцен.

Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, жажда гармоничного человеческого бытия - все это сливалось в бурный поток его лирики. В его лирике часто звучат ноты одиночества, разочарования и обреченности. В условиях жестокого террора подобные настроения были вполне естественны. Одиноким чувствует себя парус, белеющий далеко в море, дубовый листок, оторвавшийся “от ветки родимой”, и сосна, растущая на “севере диком”... Остановившаяся общественная жизнь формировала не только официальную идеологию, но и внутренний мир целого поколения, равнодушного и к судьбам отечества, и к окружающим людям, богатого «едва из колыбели ошибками отцов и поздним их умом», обреченного на бездействие. Лермонтов переживает это сильнее многих, и его «Дума» станет горьким приговором собственному поколению:

Печально я гляжу на наше поколенье.

Его грядущее иль пусто, иль темно.

Меж тем под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно...

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы,

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию презренные рабы...

Лермонтов бросает поколению жестокий упрек, надеясь, на верное, что хоть в ком-то его слово пробудит ответный отклик, что хоть чье-то сердце, закованное в панцирь равнодушия, услышит этот крик поэта. Услышал его Белинский и откликнулся на него с той же эмоциональностью и страстью, какими дышали и стихи Лермонтова: «Эти стихи писаны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа; это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти. И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадку собственного уныния и не откликнется на него своим воплем, своим стоном?».

Увы, откликающихся на стихи Лермонтова было немного. Людей задевало презрение поэта к пошлости жизни, частью которой они сами были, а власти слишком хорошо слышали и ясно понимали, в чей адрес направлены гневные обвинения поэта.

Всероссийская слава пришла к молодому Лермонтову в трагические дни после гибели Пушкина. Именно он, никому не известный молодой поэт, осмелился бросить в лицо сильным мира сего ту правду, которую простить ему не смогли никогда. Стихотворение «Смерть Поэта» трагически предопределило будущее Лермонтова. За отправкой на Кавказ последовали гоненья, противостоять которым могла лишь огромная внутренняя сила Лермонтова, проявлявшаяся и в его невиданной храбрости на войне, и в его бесстрашии, проявлявшемся в творчестве. «Надменным потомкам известной подлостью прославленных отцов» поэт бросал в лицо свои обвинения.

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, гения и славы палачи,

Таитесь вы под сению закона.

Пред вами суд и правда - всё молчи!

Но есть, есть Божий суд, наперсники разврата,

Есть грозный судия, Он ждет.

Он недоступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью,

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

В 30-е годы Лермонтов был одним из немногих поэтов, которые не отказались от гражданской темы. Гневное обвинение высшему свету он бросает в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен...». Здесь автор показывает жестокое, бездушное и пустое общество, которое обрекает человека на страдание и одиночество. Поэту ненавистны светские развлечения, вечный праздник толпы. Характеризуя великосветское общество, он употребляет гневные, унизительные эпитеты: «пестрая толпа», «приличьем стянутые маски». Лермонтов переносится в своих мечтах в дорогие его сердцу Тарханы, и эти воспоминания отраднее для него, чем блеск и веселье бала. Но грезы поэта грубо прерывает шум толпы. Автором овладевает гнев и боль: «О, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!».

Темницей называет поэт николаевскую Россию. “Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня”, - восклицает он в стихотворении “Узник”.

Стихотворение “Прощай, немытая Россия” перекликается с пушкинским “Свободы сеятель пустынный”, где автор тоже говорит о том, что народ привык к ярму и бичу и пока остается глухим к голосам, требующим для него свободы. Рабское положение приучило его покоряться силе. Лирический герой Лермонтова в тяжкий час бросает в лицо любимой Родины горький упрек:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, послушный ей народ.

Мысли о родине неизбежно рождали у поэта и надежды на ее свободу. Пристально вглядывался поэт в жизнь крестьянской России. В одном из самых значительных стихотворений поэта “Родина” Добролюбов увидел, как Лермонтов в своих чаяниях близок к своему народу. «Родина» - поэтическое признание в любви. Описывая проявления отчизны, лирический герой признается ей в любви, признается в любви и сам Лермонтов. «Родина» - стихотворение, в котором происходит осмысление того, чем дорога герою Россия. В этом стихотворении М.Ю. Лермонтова тема любви к родине переплетается с темой природы, и именно это придает ему особое своеобразие.

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…

Стихотворение начинается с того, что лирический герой говорит о том, что его любовь к Отчизне "странная". Его душу не трогают ни слава, ни «старины заветные преданья». Но вместе с тем поэт любит русскую природу: «степей холодное молчанье», «лесов… колыханье», «разливы рек». Три пейзажа, сменяющих друг друга: степь, лес и река – типичные образы русского фольклора. Эти зарисовки родной природы отражают величие, ширь и размах России. Взор поэта словно охватывает все просторы родного края. А потом его взгляд начинает выхватывать более детальные картины: он видит печальные «огни… деревень», «дымок спаленной жнивы», обоз, березы на холме, гумно, избы, разудалую пляску мужиков. Картина словно сужается, образы становятся все конкретнее. Поэт обращается к образу русского человека, который остается естественным, гармоничным в своем сосуществовании с природой. Красочно и ярко изображается сцена народного веселья в праздник. Поэт бесконечно радуется царящему безудержному веселью, в котором проявляется свобода русского народа. Он готов почти до утра смотреть на пляску мужиков, и это вызывает у лирического героя чувство единения с народом, именно поэтому он называет свою любовь «странной». Ведь она не укладывается в рамки представлений его современников. Тема любви к родине подчеркивается троекратным повтором глагола "люблю", который прямо показывает отношение лирического героя к картинам, описанным в стихотворении.

Хоть в данном произведении нет обличительных слов и призыва, но современниками оно было воспринято вызовом самодержавному строю России. Стихотворение было опубликовано только после смерти М.Ю. Лермонтова.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 1282; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!