Особенности поэтики А.А. Ахматовой; художественные средства передачи внутреннего состояния лирической героини в произведении «Клятва».



Поэтика (от греч . poietike - поэтическое искусство), раздел теории литературы, изучающий систему средств выражения в литературных произведениях. Общая поэтика систематизирует репертуар этих средств - звуковых, языковых, образных. Частная поэтика изучает взаимодействие этих средств (композицию) при создании "образа мира" и "образа автора" в отдельных произведениях или группе произведений (творчество писателя, литературное направление, эпоха и др). Историческая поэтика изучает эволюцию отдельных приемов и их систем, складывающихся в жанры и жанровые разновидности. Термином «поэтика» обозначают также систему художественных средств, характерных для поэта и определяющих особенности его творчества, его поэтического стиля.

Литературный путь Анны Ахматовой, начавшийся еще в дореволюционные годы и завершившийся в советское время был длительным и нелегким. С самого начала поэзия ее отличалась правдивостью поэтического слова. В стихах Анны Андреевны отразилась жизнь ее сердца и ума. Лирике А. Ахматовой близки многие традиционные темы: любви, поэзии, природы, истории, культуры, памяти, в которых она смогла найти свое решение, свою интонацию. Особое место в ее творческом наследии занимает тема связи судьбы поэта с судьбой Родины, народа.

Особенности поэтики А.Ахматовой:

· многообразие лирических тем

· многогранный образ лирической героини

· интонационная выразительность и гармоническая точность стиха

· психологически насыщенная деталь, психологизм лирики

· романность, повествовательность, сюжетность

· афористичность

· разговорный синтаксис (простые синтаксические конструкции)

· лаконичность, простота и ясность

· философичность

· особая разговорная манера

· внутренняя музыкальность

· исповедальность, глубина переживаний и др.

Анализ стихотворения «Клятва».

Зрелая лирика Ахматовой, поначалу камерная, интимно-исповедальная, обрела высокое гражданское звучание. Поэтесса не могла не думать о своей Родине, которую охватили страшные события. Уже в годы первой мировой войны, которую она восприняла как национальную трагедию, в ее творчество вошли мотивы самопожертвования и любви к Родине. В стихах сборника «Белая стая», где Ахматова впервые обратилась к теме Родины, ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие трагедии в жизни России. Поэтесса сразу определила для себя главное - быть вместе со своей страной на всех ее путях и перепутьях («Мне голос был. Он звал утешно…»). Стихи Ахматовой в период второй мировой войны - своеобразная формула гневного, воинственного патриотизма.

Великая Отечественная война застала А.А. Ахматову в Ленинграде. Во время блокады она еще оставалась в городе. Поэтесса Ольга Берггольц так вспоминала о той поре: «С ли­цом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом че­рез плечо она несла дежурство как рядовой боец противовоз­душной обороны. Она шила мешки для песка, которыми об­кладывали траншеи-убежища…». Тогда же, в сентябре 1941 года, когда Ленинград постоян­но бомбили, А.А. Ахматова часто выступала по радио.

Стихотворение «Клятва» было написано в Ленинграде, и вошло в поэтический цикл «Ветер войны». Стихотворение состоит из одного четверостишия, помеченного поэтессой: «Июль, 1941». Произведение проникнуто публицистическим пафосом, мы можем отнести его к патриотической лирике. Сначала поэт обращается ко всем русским женщинам, призывая их к терпению, мужеству, душевной стойкости:

И та, что сегодня прощается с милым, —

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Поэт использует здесь сложноподчиненное предложение. С помощью этого предложения автор создает обобщенный образ русской женщины — матери, жены, сестры, — провожающей на фронт близкого человека. Торжественность речи здесь достигается с помощью побудительного предложения, в котором заключе­на развернутая метафора: «Пусть боль свою в силу она пере­плавит». Вторая часть строфы — это сообщение о факте, в котором лирическая героиня не сомне­вается. Эффект уверенности также достигается здесь с помо­щью лексического повтора («клянемся, клянемся…»).

Заключительные строки — это клятва лирической герои­ни, которую она дает от имени всего народа:

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Это обещание дано самому дорогому, святому, что есть в жизни, — «детям», «могилам». Лирическая героиня здесь от лица всего народа обещает: русские люди никогда не поко­рятся врагу. Эта клятва священна, нарушить ее невозможно.

Здесь явно выступает на первый план прямое и страстное лирическое высказывание. Но высказывание «я» в форме высказывания «мы». Оно было одним из проявлений фронтовой всеобщности. Энергия лирического высказывания «мы» находит выражение в мужественном лаконизме четверостишия, перекликающегося и с лаконизмом воинской присяги, и с лаконизмом речи мужественной и сильной женщины, провожающей на фронт бойца. Переплавить боль в силу! Эта формула вмещает в себя и полноту сознания народной боли, горя, и веру в возможность его преодоления. Формула даже намечает, так сказать, программу человеческих переживаний в ходе войны горячим словом поэта-патриота. Клятва и будущему, и прошлому в живой, материнской, личной форме. Соединение живого переживания русской женщины с переживаниями миллионов тогдашних советских женщин и уверенной воинской клятвы создает поэтическое своеобразие и силу этого короткого стихотворения. Лирическое в нем также включает в себя эпическое и драматическое, и тем самым превращается в своеобразное лирическое изречение и призыв. Стихотворение представляет собой катрен с перекрестной рифмовкой. Оно написано четырехстопным амфибрахием. Поэт использует различные средства художественной выра­зительности: метафору и инверсию («пусть боль свою в силу она переплавит»), лексический повтор и восклицательное предложение («Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!»).


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 5749; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!