Суть и задачи искусствоведческого анализа



Сердцевиной такого анализа в прессе является, прежде всего, художественная критика, т.е. обсуждение, анализ, оценка наиболее ярких произведений художественного творчества. Их еще называютшедеврами (иногда в ироничном плане так называют и неудачные произведения). Гораздо реже авторы анализируют процессы, происходящие в искусстве, его направления, виды и жанры.

Главной задачей, которую ставит перед собой критик, исследующий на страницах СМИ художественное произведение, является его оценка (установление значимости). Оценка эта может производиться в разных аспектах — общественно-политическом, нравственном, специальном и других. Автор может рассуждать о каком-то фильме, романе, спектакле и т.д., имея в виду разные цели: то ли показать его значение для общества, то ли определить его вклад в технику данного вида искусства, то ли преследуя какую-то иную цель.

Естественно, что наиболее достоверную оценку произведениям искусства могут выносить специалисты: ученые-литературоведы, театроведы, искусствоведы. Но даже не будучи формально специалистом, автор, решивший проанализировать, например, новый спектакль или кинофильм, должен в любом случае иметь четкое представление о задачах, методах, структуре того вида одно из важнейших условий объективной оценки предмета критики.

Социологический анализ

Суть и значение социологического анализа в прессе

Слово «социологический» имеет своим корнем латинское socium — «общество».

Понятие «социологический анализ» есть обозначение анализа (исследования) общества, а конкретнее — исследования отражения общественно важных проблем, процессов, ситуаций в общественном мнении.

В ходе социологического исследования собирают информацию, анализ которой помогает выявить внутренние причины и следствия тех или иных общественных явлений, того или иного состояния социума, т.е. позволяет ставить социальный диагноз. Эта информация дает также возможность прогнозировать способы улучшения ситуаций, помогает при разработке различных социальных технологий, моделей социальных структур, проектировании комплексных мероприятий с целью социальных изменений. Кроме того, социологические исследования необходимы для контроля хода реализации принятых решений, оценки степени их действенности и проведения коррекции.

Журналистику в первую очередь интересуют социологические исследования, связанные с вопросами политики, экономики, социально-бытовыми проблемами, отношениями в семье, рейтингами изданий и телепрограмм. Что же касается интенсивности обращения прессы к той или иной теме, то в качестве предмета социологического исследования любая из них становится интересной для СМИ прежде всего в зависимости от степени ее актуальности на данный момент.

 

Статистический анализ

Журналист нередко сталкивается с явлениями, проанализировать которые, не обращаясь к статистическим методам, невозможно. Поэтому получить определенное представление о статистике, научиться проводить (хотя бы даже и в ограниченной мере) статистический анализ важно для каждого автора, желающего глубже проникнуть в суть исследуемых проблем, делать свои тексты более наглядными, аргументированными.

Что такое статистический анализ?

Понятие «статистический анализ» неразрывно связано с понятием «статистика». Но, как известно, под статистикой понимают и особую науку, и систему статистических органов государства, и просто любые цифры. Последнее обычно и имеют в виду, когда говорят о статистике в журналистике. Однако сами по себе цифры статистикой не являются. Это становится ясно, когда мы вспоминаем о том, что слово «статистика» произошло от латинского status—«определенное положение вещей». Поэтому статистическими следует называть те данные, которые фиксируют более или менее устойчивые во времени явления. Статистический анализ как раз выявляет такую «устойчивость», например, массовых политических, социально-экономических явлений, отображая количественную их сторону в неразрывной связи с качественной. Это позволяет увидеть факты во взаимосвязи, определить типичные черты исследуемых ситуаций, выявить тенденции развития тех или иных сфер общества, обосновать прогнозы их развития.

Статистический анализ можно встретить в самых разных СМИ. Но в максимальной степени его используют деловые издания («Эксперт», «Профиль», «Деньги», «КоммерсантЪ», «Время МН», «Ведомости» и пр.). Здесь можно найти «статистические рассуждения» о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров, капиталов, инвестициях, ценах, экономике в целом. Среди массовых изданий статистику активно используют «Аргументы и факты», «МК», «Новые известия». Во многих СМИ статистический анализ (того или иного качества) появляется под особыми рубриками: «Статистика» («Деньги», «Власть»), «Столица в цифрах», «Цифра дня», «Мы в цифрах» («Комсомольская правда»), «Опрос» («Космополитен»), «Данные», «Бюллетень» («Мужское здоровье») и т.д.

Статистический анализ нельзя осуществить, не имея определенных данных.

 

  1. Жанры аналитической журналистики
  2. Авторский комментарий и авторская колонка в СМИ
  3. Статья как ведущий жанр аналитической журналистики
  4. Журналистское расследование. Виды и методы
  5. Интервью, как основной метод и жанр аналитической журналистики
  6. Обозрение как вид публицистического прогноза
  7. Рецензия как жанр аналитической журналистики.
  8. Обзор СМИ: общая характеристика жанра, виды обзоров.
  9. Корреспонденция как информационно-аналитический жанр.

Аналитическая журналистика - довольно серьезное и респектабельное направление работы журналиста, к которому многие стремятся. На чем же основаны аналитические жанры, что является жанрообразующими признаками?

Комментарий может быть, как и интервью, методом и жанром журналистики. Как метод комментарий применяется во всех фор­мах публикаций: в заметке — в виде цитируемых выражений чужого мнения или различных примечаний; в корреспонденции, статье, очерке, обзоре, рецензии — в формах авторской интерпретации предмета отображения, в виде заключительной мысли, вывода. Метод комментирования даже может быть положен в основу, на­пример, газетной полосы, теле- и радиопередачи. Это проявляется в том, что различные публикации, расположенные на ней, взаимно "комментируют” одна другую.

Для обозначения самостоятельного жанра журналистики слово "комментарий” стало применяться в нашем столетии. Публикации, подходящие под это определение, "комментировали” (объясняли, обсуждали, разъясняли) важные события. В настоящее время в ан­самбле основных журналистских форм комментарий занимает свое важное место. С его помощью автор выражает отношение к актуаль­ным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выра­жает их оценку, прогноз развития и т. д. Комментарий отличается от информационных жанров именно наличием анализа. От статьи, обозрения, обзора и прочих аналитических жанров комментарий отличается тем, что в нем обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, и в этом анализе превалирует отношение к предмету отображения.

Как жанр комментарий выкристаллизовался во второй полови­не девятнадцатого — начале двадцатого века из широко распростра­ненного тогда краткого аналитического сообщения типа коррес­понденции. Этот процесс протекал параллельно с образованием разных жанров информации в ее сегодняшнем понимании. И ком­ментарий, и информационные жанры были и остаются высокооперативными жанрами, отражающими ежедневные события и даже опережающие их.

Современный комментарий преследует следую­щие цели:
— направлять внимание аудитории на важные новые факты, выхо­дящие на первый план общественной жизни, оценивать их;
— ставить комментируемое событие в связь с другими, выявлять причины этого события;
— формулировать прогноз развития комментируемого события;
— обосновывать, как правило с помощью примеров, необходимые способы поведения или решения задач.

Следует подчеркнуть, что комментарий представляет собой не только реакцию на новые явления. В комментарии активно обрисо­вываются проблемы, обсуждаются относящиеся к ним актуальные факты. И как мы уже замечали, комментарии могут быть превентив­ными, предвосхищающими события, готовящими общество к их неизбежности.
Функции жанра комментария неразрывно связаны с его пред­метом. Вопрос о предмете комментария не следует относить к ака­демическим — он возникает из повседневной журналистской прак­тики. Определение цели будущего выступления предполагает яс­ность в определении его предмета. Комментарий рассказывает о взаимосвязях обнаруженного предмета- Вопросы, решаемые с его помощью, нацелены на познание сути явлений, на оперативное ре­шение задач, на побуждение к действию.
Бесконечное многообра­зие конкретных комментируемых проблем может быть в большой мере охвачено рядом типичных вопросов, сведенных в группы:
— об особенностях или новых качествах факта, его ценности;
— о причинах, условиях, предпосылках существования фактов; это связано с вопросами о прецедентах, параллелях;
—- о целях, мотивах, планах действий участников комментируемого события (факта);
— о порядке развития комментируемого явления;
— о тенденциях, закономерностях развития общества, которые про­являются в комментируемом факте, о противоречиях внутри этого факта;
— о задачах, которые вытекают из комментируемого факта, о путях и методах их решения в конкретной ситуации; о достоверности комментируемых фактов.

 

Корреспонденция

Корреспонденция – жанр, предметом которого выступает отдельно взятое, социально значимое событие, изложение которого дается журналистом детализировано. Журналист не обязательно должен являться непосредственным свидетелем произошедшего, он может воссоздавать картину по рассказам очевидцев или документам.

Некоторые исследователи (например, А. Тертычный) выделяют две группы корреспонденций – информационные и аналитические. Однако даже в информационной допускают присутствие «элементов оценки, предписания, прогноза» [Тертычный 2000: 76], т. е. операций, присущих аналитике.

Таким образом, на наш взгляд, корректнее относить корреспонденцию к аналитическим жанрам. В качестве жанрообразующих признаков назовем следующие:

«– отдельная ситуация в ее проблемном целом как предмет исследования;

– выявление закономерностей развития текущей действительности на основе анализа конкретной ситуации;

– факт как основа текста, как повод для его интерпретации; соединение лично наблюдаемых журналистом фактов с фактами «вторичного» использования;

– авторское рассуждение, вытекающее из обобщения описываемых фактов;

– явно или неявно демонстрируемая цепочка: тезис – аргументация – демонстрация – вывод» [Корконосенко 2000: 149–150].

 

Колонка

Колонка – жанр, получивший широкое распространение только в постперестроечный период российской журналистики. В газетно-журнальную практику она пришла вместе с модой на западные формы подачи аналитики. На полосе колонку легко распознать формально. Тексты колумнистов (так на западный манер называют авторов колонок, от англ. column) выходят регулярно, на одном и том же месте, имеют, как правило, постоянный объем до 200 строк.

В жанровом плане колонка может включать элементы эссе (главное жанровое требование к колонке – «содержать лишь одну точку зрения, характеризоваться своим «голосом» и стилем» [Михайлов; 1998]; фельетона (критический, ироничный тон колонки).

Подчас колонка может являть собой произведение, полностью написанное в каком-либо аналитическом (рецензия, обозрение, комментарий) или художественно-публицистическом (эссе, фельетон) жанрах, что затрудняет жанровый анализ колонки.

Образ автора в колонке может быть интересен публике благодаря авторитету колумниста (на Западе эта роль крайне почетна и предоставляется исключительно ведущим сотрудникам редакции, а также признанным политикам, экономистам, ученым, культурологам) либо благодаря избранной им «маске», типической или парадоксальной.


Рецензия

Слово «рецензия» латинского происхождения. В переводе означает «сообщение», «пересмотр», «оценка», «отзыв». Рецензия как жанр выделяется по следующим содержательным признакам: она имеет строго заданный предмет исследования (произведение искусства, публицистики, науки) и направление его анализа (идея произведения, ее актуальность и способы выражения).

Как будет воплощено содержание рецензии, целиком зависит от автора. Отсюда и разнообразие жанровых форм. Выделяют такие виды рецензий:

– рецензия-статья (традиционная форма);

– рецензия-интервью (диалог, круглый стол);

– рецензия-фельетон (остро критическая);

– рецензия-очерк (объемная рецензия с включением очерковых элементов – из истории искусств, из биографии творческих деятелей);

– рецензия-заметка (мини-рецензия, близкая к аннотации).

В задачи автора рецензии входит сообщение читателю о новом произведении и оценка его, тем самым журналист способствует верному (с точки зрения рецензента) восприятию. Учебники и пособия отмечают, что рецензия – жанр не субъективный, а основанный на аргументированном разборе источника. В действительности ситуация сложнее. Очень часто оценки одного и того же произведения оказываются диаметрально противоположными – даже у признанных, авторитетных критиков. Таким образом, рецензент преследует две цели: информационно-познавательную и исследовательскую, подразумевающую анализ произведения.

Главная особенность рецензии заключается в том, что объектом исследования в ней выступает отраженная действительность, другими словами, рецензия является информацией об информации. Основу критического отзыва составляют факты, но берутся они, в отличие от других жанров, не из жизни, а из произведений литературы, живописи и т. д. То есть факт в рецензии подвергается вторичной обработке.

Каждый вид критики (литературная, театральная и т. д.) имеет свои особенности, обусловленные спецификой того вида искусства, которое находится в ее компетенции. Решающее значение в рецензии имеет авторская осведомленность в данной теме. Чем фундаментальнее знания критика, тем содержательнее рецензия, убедительнее аргументация, авторитетнее оценка.

Глубина критического анализа зависит от предполагаемого места публикации рецензии. На страницах специализированного издания рецензия полнее, серьезнее, сложнее для понимания человеку «со стороны», дилетанту. В рецензиях, предназначенных для массовых газет и журналов, форма изложения и содержание должны быть проще, ориентированы на массового зрителя, читателя, слушателя.

Объем критического произведения также зависит от места его публикации. Дать исчерпывающий, полностью аргументированный анализ в рамках небольшой газетной рецензии невозможно. Есть два пути решения этой проблемы. Первый – это ограничение круга рассматриваемых аспектов (например, в кинорецензии говорим о сюжете, игре актеров, режиссерском замысле, умалчиваем об операторской работе, монтаже, возникающих культурных и идейных ассоциациях). Второй – концентрация содержания, пропуск рассуждений рецензента, изложение уже готовых оценок. Кстати, основной признак газетной популярной рецензии – предельная сжатость элементов исследования. Характеристика путем кратких выводов – широко распространенный в газетной практике прием. Аргументированное исследование, когда читатель соприкасается с мыслительным процессом критика, свойственно обстоятельным, профессиональным рецензиям, публикуемым в специализированных изданиях.

Воспроизведение предмета разбора – важная задача, стоящая перед рецензентом. От нее в немалой степени зависит эффективность рецензии. Воспроизведение конкретизирует процесс анализа, придает ему доказательный характер. Однако только литературная критика способна в точности воспроизводить объект исследования – цитируя его фрагменты. В прочих областях искусства вербальное воспроизведение предмета рецензии не дает стопроцентного сходства. В рецензии можно выделить два основных типа воспроизведения объекта; описательный, дающий конкретную «картинку», и абстрактный, передающий эмоциональную реакцию рецензента и направленный сразу на оценку.

Использование в рецензии специальной терминологии обусловлено предназначением текста – для специалистов или для массового читателя. Перегруженный узкоспециальной терминологией или профессиональным жаргоном текст демонстрирует осведомленность автора, но не всегда может быть уместен, т. к. простой читатель не знает этого языка. Если рецензент употребляет подобные слова, он должен стараться их пояснять.

 

Статья

Термином «статья» объединены весьма разнообразные газетные тексты, среди которых различают следующие типы: общетеоретическая статья, практико-аналитическая статья, научно-популярная статья, полемическая статья, передовая статья.

Общетеоретическая статья посвящается глобальным вопросам общественного развития.

Практико-аналитическая статья предназначена для разбора конкретных ситуаций и процессов, которые могут служить положительным или отрицательным примером как для всего социума, так и для отдельных его сегментов.

Научно-популярная статья в доступной форме освещает вопросы и проблемы научной сферы.

Полемическая статья представляет собой дискуссию, которую автор разворачивает со своим оппонентом, конкретным или обобщенным. Полемика может вестись как на глобальном уровне, касающемся вопросов развития общества, так и на частном, затрагивающем отдельно взятую проблему и взгляд на нее.

Почти вымерший вид – передовая статья – носит ярко выраженный пропагандистский характер, формулирует основные задачи, стоящие перед обществом, и пути их разрешения с точки зрения идеологии, отражаемой редакцией.

Статья характеризуется широтой анализируемого материала, обобщение которого дает автор. Если в корреспонденции журналист освещает конкретное явление, то в статье он исследует целую социальную ситуацию или процесс, то есть несколько групп фактов и явлений, тесно взаимосвязанным между собой.

При подготовке статьи, как и других аналитических материалов, очень важно учитывать требования, которые предъявляются к материалам такого характера. Использование аналитических операций, логических методов познания действительности – без этого текст не может претендовать на звание аналитического.

А. Тертычный следующим образом формулирует задачи, признаки и этапы создания статьи [Тертычный 2000].

Задачи, стоящие перед автором статьи:

1. Разъяснение сути различных общественных событий, феноменов, демонстрация тенденций их развития, оценка их значимости.

2. Анализ и распространение передового опыта решения социальных проблем.

3. Критика неэффективных или ложных путей развития, ложных установок и вредных ориентиров.

 

Признаки статьи:

1. Выявление взаимосвязи различных явлений и, как следствие, содействие аудитории в постижении этих взаимосвязей.

2. Использование аналитико-синтетических операций: сравнения, оценки, детализации, разъяснения, предсказания, обобщения.

3. Использование коммуникативных операций: диалогичность, ситуативность.

4. Выявление и изложение связей, направленных в прошлое и будущее явления.

5. Построение от простого к сложному, от видимого к невидимому, от известного к неизвестному, от бесспорного к спорному.

Успешность аналитической публикации определяется следующими параметрами. Во-первых, отбором «новых сторон» действительности, адекватных задачам аналитического выступления (крайним представлением «новых сторон» действительности являются сенсации: реальные; инициированные прессой; «утки»). Во-вторых, выбором предметно-тематической направленности, адекватной интересам аудитории (привязкой содержания к конкретному актуальному виду деятельности; выявлением функциональной роли описываемой деятельности; выявлением соответствия описываемого с нормативными требованиями и идеалами аудитории). В-третьих, соотнесенностью анализа с предварительной информированностью о нем аудитории.

Предметом отображения в статье может выступать событие, процесс, социальная ситуация.

Первый этап толкования объекта отображения в статье – знакомство с ним. При этом используются методы группировки данных (упорядочивание, систематизация) и типологизации данных (определение устойчивых сочетаний свойств предметов).

Второй этап толкования – объяснение, т. е. установление причинно-следственных связей.

Третий этап толкования – прогнозирование. Здесь используются метод экспертных оценок; метод сценариев (изучение публикаций о предмете на основе контент-анализа, ведущее к прогнозированию); метод экстраполяции (распространение выводов об одной или нескольких частях явления на другие части или другие явления, отнесенные в будущее).

Четвертый этап толкования – оценка. Могут быть применены методы избирательного показа (цитирование, пересказ); прямой авторской оценки, экспертных оценок. К некорректным, манипулятивным, методам относятся метод домысла и «передержек» (искажение явления в надежде на неосведомленность публики); апелляция к «личности»; апелляция к «публике»; «навешивание ярлыков».

Пятый этап толкования – программа действий, предлагаемая журналистом в существующих условиях. Как достичь цели, обладая определенными ресурсами, или какие ресурсы нужно задействовать, чтобы достичь нужной цели.

Композиция статьи, как правило, определяется тем, какой способ исследования действительности выберет автор. Пойдет ли он по пути дедуктивного умозаключения (от общего к частному) или индуктивного (от частного к общему). В первом случае рассуждения будут предшествовать фактам, во втором – наоборот.

По стилистическим особенностям статьи можно разделить на две большие группы.

1. Статьи, ориентированные на научный стиль изложения. Такие тексты характеризуются строгостью языка, обилием терминов, сложным синтаксисом, передающим логический характер размышлений автора и позволяющим «сжимать» информацию.

2. Статьи, ориентированные на непринужденное, «беллетризованное» изложение. В таких текстах активизируется авторское «я», используются экспрессивные приемы (ирония, гипербола), разговорная лексика. Заметно изменяется синтаксис, приобретая разговорную окраску – увеличивается число недлинных предложений, бессоюзных связей. В современных условиях «интимизации» газетной речи удельный вес статей этого типа заметно возрос.

Журналистское расследование

 

Своеобразие ЖР как определенного жанра определяется качествами, возникающими под воздействием предмета, цели, методов получения информации, особенностями изложения полученного материала. Предмет: негативное явление, не заметить которое не возможно (преступления). Цель ЖР определить причины, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, породившие конкретный результат. Основной вопрос – Почему?

Методы получения информации роднят его со следователем, сотрудником угро, а также с ученым-исследователем, речь идет об исторических расследованиях.

Журналистское расследование - это ряд статей, которые отличаются от обычных или аналитических стилем, размером или формой. Например, если для обычных статей информацию относительно легко можно получить во время пресс-конференций, различных встреч, брифингов, используя пресс-релизы и т.д., то во время журналистского расследования информация не может быть получена из открытых источников и так легко. Иначе этот метод не назывался бы расследованием. Другими словами, журналисты, проводящие расследование, в отличие от других репортеров не следуют за чьей-то схемой, они роют глубже, чтобы найти веский, обоснованный ответ на вопрос "Как что-то случается?"
Смысл термина "расследование" говорит сам за себя - журналисты должны узнать кое-что новое и важное. Однако изначально то, что мы расследуем, должно быть важным и актуальным для общества.
Журналистские расследования можно разделить на три типа: трудные/тяжелые, простые/исследовательские и информационные проекты. Первый тип материалов (трудный) предполагает долгую и кропотливую работу. Это значит, что надо искать каждую деталь, каждый нюанс так, чтобы после чтения статьи у читателя не оставалось никаких вопросов относительно проблемы. Такие статьи содержат все типы данных, статистику, документы, историю, базу. Документы или свидетельства очевидцев значат все. Так, если мы имеем документы с доказательством, ясно указывающим, что то, что думало общество, но на самом деле не так, это означает, что мы проводим расследование.
Цель расследования в том, чтобы разъяснить и доказать что-то. Первоначально, когда мы начинаем работать над какой-то историей, мы должны знать, почему мы делаем это, что мы хотим доказать или раскрыть.
Что касается журналистского исследования, то это более легкая форма расследования, которая похожа на аналитическую статью. Это означает, что выбираем тему, которая является новой для общества, и исследуем ее. Изучаем различные точки зрения на эту тему и предоставляем информацию о фактах, неизвестных обществу. Анализируем факты, вовлекаем экспертов и раскрываем определенное нарушение или нелегальное действие.
Исследование должно содержать информацию, которая потрясает читателей. Они находят информацию, которую не могли даже вообразить, а также все ответы на свои вопросы. Исследование отличается от расследования тем, что здесь вы не должны идти до конца. Вы в определенной степени исследовали тему, обеспечили некоторыми фактами. Исследование короче, чем расследование.


Обозрение и обзор прессы

По своему стилистическому строю к статье примыкает обозрение. Однако от статьи его отличает концентрация не на логических связях, а на эффектных и наглядных примерах, деталях. Обозрение призвано, во-первых, давать панораму событий, и только во-вторых – отыскивать связывающие их нити. Предмет обозрения – осмысление системы событий какой-либо сферы общественной жизни, ограниченных тематическими и (или) пространственно временными рамками. Обозрения – своего рода итог определенного периода жизни, что вызывает необходимость четкой периодичности их выхода; еженедельные, ежемесячные и т. п.

Близко к обозрению примыкают такие жанры, как обзор редакционной почты и обзор СМИ.

Обзор писем в редакцию, как и обозрение, может базироваться на тематической и временной основе.

Основные формы обзора СМИ: – информационный обзор, содержащий сообщение о наиболее важных материалах одного или нескольких изданий [Грабельников 2001: 229];

– тематический обзор, демонстрирующий широкий спектр мнений, высказанных различными изданиями по определенной теме

 

  1. Система авторской аргументации.

 

Всякая аргументация содержит в себя три основных элемента. «Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение (Называемой также тезисом, основной идеей или положением). Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации. Под всеми названными элементами аргументации - утверждением, доводами и доказательствами - лежит элемент четвертый: основание. Основание - это некая общая посылка, точка отсчета, которая является общей для оратора или писателя и его аудитории и которая дает обоснование всей аргументации. К примеру, автор заявляет, что уличные художники вправе помещать Свои граффити на общественных зданиях (Утверждение), поскольку Эти рисунки выражают их личные убеждения(Довод) и порой представляют собой художественную ценность (Еще один довод). Затем автор приводить доказательства - Допустим, выдержку из Конституции страны о праве на свободу слова или цитату из работы политического философа, Который утверждает, что каждый человек имеет право на самовыражении. Кроме того, автор может привести примеры граффити, имеющих художественную ценность. Основанием или посылкой выстроенной им аргументации служит идея о свободе слова как особо важном праве человека »[16].

В логике, аргументация приравнивается к логическому рассуждению, в процессе которого обосновывается истинность или ложность какой-либо мысли с помощью второго положений, проверенной наукой и конкретной практикой.

В массовой коммуникации, аргументация - это определенная человеческая деятельность, протекающая в конкретном социальном контексте и имеющая своей конечной целью НЕ знание само по себе, а убеждение в приемлемости каких-то положений. В числе последних могут быть оценки, нормы, советы, декларации, клятвы, обещания и т. п.

Журналистская теория аргументации сочетает в себе аспекты коммуникации, логики и психологии. Ее отличительной чертой является письменная форма подачи информации. Журналисту необходимо, в первую очередь собрать информацию, во-вторых, проработать ее, то есть реализовать методологические функции журналистики.

 

  1. Особенности развертывания факта в аналитическом произведении.

 

Совсем иные принципы обработки и подачи фактических материалов мы наблюдаем у профессионалов, работающих в аналитических жанрах журналистики, к которым относят корреспонденцию, статью, обзор, комментарий, отчет, рецензию и др.

Логический анализ, по мнению В.В. Учёновой, позволяет выделить следующие способы объяснения фактов: «1) выяснение частей факта и связей между ними; 2) выяснение необходимых условий и обстоятельств существования фактов; 3) установление причины факта; 4) обнаружение действий, которые данный факт производит на окружающее». Такая предварительная работа над фактическим материалом позволит журналисту лучше разобраться в существе рассматриваемого дела, а главное – может привести к образованию определенной системы суждений и понятий. «Набор данных, собранных в журналистском блокноте, должен предстать перед читателем четкой и стройной системой, выявляющей их отношения и взаимозависимости». Конечно, у каждого автора могут быть свои методы написания произведения. Но «структура движения мысли подчиняется общим творческим закономерностям»[20].

Позиционное расположение фактов внутри материала можно различить:

 по временному принципу, когда факт демонстрирует развитие события за большой промежуток времени;

 по принципу противоположения;

 по проблемной группировке фактов[21].

 

По временному принципу чаще всего выстраиваются произведения, где автору необходимо преподнести факты в хронологическом порядке. Здесь может использоваться как прямая, так и обратная хронология. В первом случае автор строго следует логике развития события, а во втором – выясняет различные взаимосвязи, установившиеся между фактами в разные промежутки времени.

По принципу противоположения пишутся многие критические статьи и заметки. Посредством сопоставления фактов выявляется суть изучаемой проблемы. Подобный анализ осуществляется следующим образом: во-первых, автор выбирает из всего массива фактов наиболее противоречивые, чтобы с их помощью раскрыть проблему; во-вторых, при сравнении тех или иных данных, мнений, точек зрения, позиций и т.д. журналист приходит к определенным оценкам и выводам; в-третьих, при сопоставлении выявляются некие частные или общие закономерности. Например, в публикации А. Андрусенко поднимается вопрос о дорожных поборах, инициаторами которых выступают инспекторы ГАИ на трассе Москва – Ростов-на-Дону. Автор приводит следующие противопоставления: на дорогах Европы, где угонов машин тоже хватает, чувство поднадзорности водителя не мучает; в России сотрудник ГАИ может принародно избить шофера, но при этом утверждать, что никто никого не бил и свидетелей избиения нет; отечественному водителю гаишник может нахамить, а человеку, заговорившему с ним на любом ломанном иностранном языке услужливо вытирает грязное лобовое стекло не менее грязным рукавом камуфляжной куртки и т.д.[22] Подобные противопоставления выявляют нравы инспекторов ГАИ, занимающихся узаконенным рэкетом. На основе рассмотренных фактов журналист делает вывод: сегодня милиционеры занимаются не предупреждением аварий на дорогах, а контролем за движением товаров, на каждый вид которых установлена своя такса.

К проблемной группировке фактов прибегают в случаях, когда требуется определить различные элементы изучаемого явления, их взаимосвязи и отношения, когда нужно объяснить с различных точек зрения существо противоречивой ситуации, когда предстоит выделить движущие силы развития проблемы, когда необходимо выдвинуть определенные прогнозы по поводу состояния дел в той или иной сфере и т.д. Факты даются не только в качестве исходных материалов для анализа, но и для демонстрации существа проблемы.

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 884; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!