Структурная организация аналитического текста



 

Сложность структурной организации аналитических жанров заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой фактов, которые уже на начальной стадии их обработки требуют тщательного отбора, систематизации, группировки и классификации по различным основаниям, нахождения причинно-следственных связей между ними и т.д. Именно на этом этапе творческого процесса решаются основные вопросы, связанные с единой организацией фактов в структурную ткань произведения. Целостность может быть достигнута при наличии определенной концепции, идеи или мысли. Журналисту необходимо прежде всего выявить наиболее существенные факты для анализа, определить узловые моменты основной проблемы и выбрать метод предъявления фактологических данных. После этого становится возможным определение целесообразных пропорций между различными частями текста.

Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллюстрировать их в контексте той проблемы, которую журналист пытается рассмотреть. Поэтому при структурной организации статьи главная роль отводится следующим моментам:

 выдвижению основного тезиса для доказательства;

 построению системы аргументации, раскрывающей суть выдвинутого тезиса,

 выводам из системы доказательства.

 

Таким образом, статья имеет трехчленную структуру: тезис (начало) – аргументы (основная часть) – вывод (концовка). В публикации могут также присутствовать антитезисы и контраргументы. Их назначение – показать противоположные точки зрения, мнения, оценки и т.п. Наиболее часто подобного рода текстовые элементы встречаются в проблемных корреспонденциях, где автор стремится рассмотреть ту или иную проблему объемно. В тех случаях, когда журналисту необходимо раскрыть суть какого-то противоречивого явления, целесообразней прибегнуть к проблемному анализу. При этом выясняются различные причинно-следственные связи между фактами, выявляются движущие силы проблемы, вырабатываются прогнозы. К главным текстообразующим операциям относят осмысление реальной проблемы общественной жизни (предмет публикации); выдвижение действительной программы разрешения конкретной проблемной ситуации (рабочая идея). А среди композиционных узлов выделяют следующие:

 «ввод» в проблему (эквивалент экспозиции);

 «постановка проблемы», предусматривающая сопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие;

 столкновение тезиса и антитезиса (эквивалент «развития события»);

 «рекомендация» (своего рода «синтез) – производное от сопоставления «тезиса» и «антитезиса» в результате практической постановки вопроса (эквивалент «кульминации»);

 «образный ориентир» – обобщенная оценка, дающая возможность расширительного применения рабочей идеи для осмысления и оценки других аналогичных проблемных ситуаций, возникающих в реальной общественной жизни (эквивалент развязки)[6].

 

  1. Методы анализа в журналистике
  2. Методы профессиональной деятельности журналиста-аналитика (описание)
  3. Методы профессиональной деятельности журналиста-аналитика (причинно-следственный анализ)
  4. Методы профессиональной деятельности журналиста-аналитика (оценка)
  5. Методы профессиональной деятельности журналиста-аналитика (прогноз)
  6. Методы профессиональной деятельности журналиста-аналитика (программирование)

 

Журналист может поставить своей целью проанализировать связи разного плана. Это могут быть:

1) связи, объясняющие причины актуального события (причины возникновения процесса, ситуации) , т.е., каузальные связи;

2) связи, устанавливающие отношение события, процесса, ситуации к потребностям, интересам, предпочтениям людей, т.е., оценочные связи;

3) связи, позволяющие представить себе будущее состояние события, процесса, ситуации, т.е. прогностические связи;

4) связи, устанавливающие возможность применения определенных мер по изменению хода события, процесса, развития ситуации, т.е., программные связи.

В качестве адекватных названным предмету и целям аналитического исследования можно назвать следующие методы, (условно назовем их комплексными методами осмысления предмета):

а) методы описания,

б) методы причинно–следственного анализа,

в) методы оценки,

г) методы прогнозирования,

д) методы программирования (формулирования планов).

Эти методы не существуют изолированно от других известных методов, но опираются на них, включают в себя и в то же время являются относительно самостоятельными.

Сущность описания

Аналитические публикации очень часто начинаются описанием заинтересовавшей журналиста проблемы, какого–то явления, события, процесса. Иногда понятие "описание" употребляется в качестве синонима понятия "наблюдение".Это является ошибкой, поскольку наблюдение представляет собой метод эмпирического изучения действительности, метод добывания фактов. Описание же есть структурный этап в осмыслении журналистом явления, его истолкования. Существуют разные виды описания: – полное и неполное, количественное (статистическое) и качественное, структурное, и генетическое и т.п.).

Осуществляя описание того или иного вида, автор опирается как на эмпирические методы (наблюдение, эксперимент и пр.), так и на логико–теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, аналогию, обобщение, ограничение и пр.), использует разнообразные категории познания (форма и содержание, возможность и действительность, место и время, движение, изменение и пр.).

Описание производится в рамках той задачи, которую автор выдвигает перед собой в конкретной ситуации познания действительности. Описание не ставит своей целью определение каких–либо закономерностей, выявление сущности изучаемого явления. Оно служит лишь эмпирическому познанию, наглядному показу различных сторон предмета отображения, что облегчает переход от опытного к теоретическому познанию реальности.

Описание есть лишь некая модель описываемого предмета, то есть, оригинала. И эта модель всегда есть "квазифакт", хотя в журналистском обиходе он существует именно под именем "факт". Таким образом, понятие факта (оригинала) и его описания (модели) для журналиста – практика существуют обычно под одним именем, именем факта.

Описывать факт – значит отвечать на вопросы о его качественных и количественных сторонах. Эти вопросы формулируются так: "какой?, какое?, какая?, сколько?" и т.д. Поэтому описание отличается от простой констатации фактов, которая есть ответ на вопросы: "что?", "где?", "когда?". При констатации фактов журналист показывает, существуют они или не существуют. А при описании он интересуется их свойствами


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 448; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!