II. Заметки о роли феодальной аристократии и духовенства



<…> 2 октября 1897 года

Теперь власть шаха, по словам сартипа (генерала) Муртаза Кули-хана, не действует далее 4 фарсахов (25-30 вёрст) от Тегерана. На дальнейшем же расстоянии власть шаха уже не признается. В стране начали чувствоваться опасные и тревожные симптомы. Забитый, истощенный народ, до сих пор рабски покорный, потеряв всякое терпение, нет-нет да и начинает высказываться, что дальнейшее существование подобного порядка вещей невыносимо и невозможно <…>

<…> 13 июня 1898 года

Едет сын вельможи с дачи из <…> Шимрана в Тегеран, лет 9-10, в четырехместной коляске. На широком задке венской коляски сидит ребенок с генеральским гербам на шапке, – значит, потомственный генерал. Против него, едва-едва ютясь на передней скамеечке, прицепился почтенный наставник-наблюдатель с длинной седой бородой. А около окна кареты бежит тучный дядька с обер-офицерским гербом на шапке. На козлах нет никого. На левой же дышловой восседает на Персидском седле казанский татарин, беглый из России. Впереди, обливаясь потом, собачьим курц-галопом скачут слуга в синих сардари с огромными белыми пуговицами, в штиблетах, надетых на пробоску, и клетчатых летних штанах без штрипок, вследствие этого поднявшихся до колен, обнажая при этом тощие, мохнатые голени темно-коричневого цвета <…>

К характеристике общественно-экономических

Отношений в Иране в конце 90-х гг. XIX века //

Исторический журнал. 1941. № 12. С. 82-91.

 

ТЕМА: БАБИДСКОЕ ВОССТАНИЕ В ИРАНЕ

Бабидские народные восстания в 1848-1852 гг. в Иране против феодального строя и, объективно, против начавшегося закабаления страны иностранным капиталом. Движущие силы бабидского восстания – крестьяне, ремесленники, городская беднота и мелкие торговцы. Общественно-экономическая и политическая отсталость Ирана обусловила религиозную форму восстаний и руководство ими представителями низшего духовенства и мелкой торговой буржуазии из секты бабидов. Антифеодальные чаяния народных масс приобретали у бабидов форму требования отмены частной собственности, а борьба против эксплуатации превращалась в мечты о счастливом царстве бабидов с общностью имущества и равенством людей.

В 1844 г. в г. Ширазе 23-летний сеид по имени Али-Мохаммед объявил себя «бабом», т. е. посредником между народом и грядущим мессией – «имамом махди» (арабское слово «баб» означает «дверь», в данном случае посредник). Сама по себе мессианская идея не была новой. Предстоящий приход «махди» признавала также и официальная шиитская религия, и различные мусульманские секты - исмаилитов, шейхатов и др.

Но пропаганда Баба отличалась тем, что он предвещал приход мессии не в отдаленном будущем, не в день «страшного суда», а в самое ближайшее время и притом не вообще на землю, а именно в Иран. Согласно шиитским верованиям имам махди должен явиться людям в момент, когда земля будет переполнена несчастиями и бедами. Баб заявил: такой момент настал; гнет и притеснения со стороны властей и улемов переполнили чашу терпения народа; поэтому нужно считать, что уже наступило время пришествия махди. С приходом махди, учил Баб, в Иране наступит царство справедливости, в котором исчезнет всякое насилие, и все люди, мужчины и женщины, будут равны и станут жить в довольстве и счастье. До прихода махди он, Баб, призван открыть народу истину и подготовить людей к предстоящему переустройству всей жизни на новых началах.

Пропаганда Баба носила не столько религиозный, сколько социально-политический характер. В короткий срок число последователей Баба – бабидов – стремительно возросло. «Люди толпами собирались на поклонение Бабу, – писал один из его учеников, – задавали ему различные вопросы и многие уверовали в него».

Власти пытались задушить бабидское движение. В 1847 г. Али-Мохаммед был арестован и заключен в крепость в городе Маку. Но гонения привлекли к бабидам еще большее сочувствие масс. Сидя в макинской крепости, Баб поддерживал при помощи преданных ему людей связь со своими сторонниками. Здесь он завершил свое основное произведение «Беян» («Откровение»), ставшее руководящей книгой бабидов, как бы новым кораном. Тогда же Баб объявил, что он и есть ожидаемый имам махди.

Социальные требования в учении Баба отличались умеренностью; ближайшей целью его пропаганды было моральное воздействие на иранских правителей, которых он наивно надеялся обратить в новую веру. Баб происходил из купеческой семьи, сам некоторое время занимался торговлей, и в его проповедях нашли заметное отражение интересы купцов. Так, например, он отводил торговле почетное место среди всех профессий и обещал, что в новом обществе, которое построят бабиды, будет осуществлена полная свобода торговли. Отвергая право властей насильственно взыскивать налоги, он в то же время признавал обязанность уплаты долгов и законность взимания процентов в случае продажи товаров в кредит.

Первое восстание происходило в Мазендеране с сентября 1848 до мая 1849 гг., где св. 2 тыс. чел. восставших, главным образом крестьян и ремесленников, построили крепость. Во главе с моллами Мохаммедом Али Барфорушским и Хосейном Бошруе восставшие пытались ввести равенство и общность имущества. Восстание было подавлено шахскими войсками. Второе, Зенджанское, восстание (июнь–декабрь 1850 гг.) было наиболее организованным и упорным. Основные участники – ремесленники и крестьяне прилегающих к Зенджану деревень. В восстании активное участие принимали женщины. Восстание было жестоко подавлено. Третье восстание началось в июне 1850 в Нейризе, где оно в течение нескольких дней было подавлено. Вслед за тем длительная вооружённая борьба бабидов против шахских войск развернулась в горных районах вокруг Нейриза. После разгрома этих трёх разрозненных Б. в. движение бабидов потеряло массовый характер, а их проповедники перешли к террору. Неудачное покушение на шаха Наср-эд-дина в августе 1852 привело к массовым казням бабидов.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!