Культурные предпосылки: просвещение



История Западной цивилизации в значительной степени остается историей нескольких великих культурных течений, таких как Ренессанс, Барокко, Просвещение и Романтизм, которые последовательно сменяли друг друга с конца эпохи Средневековья до девятнадцатого века. Каждое из них имело не только специфические особенности в области философии, литературы, искусства и науки, но предполагало новый стиль жизни и достигло вершины в формировании образа идеального человека.22 Каждое течение зародилось в отдельной стране, и ему были присущи ее национальные черты (Ренессансу и Барокко - в Италии, Просвещению - в Франции, Романтизму - в Германии). И постепенно все они распространялись дальше по Европе. Эти течения (также как и другие, менее известные) нельзя поставить в жесткие хронологические рамки; они медленно кочевали из одной страны в другую и частично перекрывали друг друга.

Ренессанс развивался в Италии на протяжении четырнадцатого, пятнадцатого и начала шестнадцатого веков. Он пышно расцвел при дворах принцев и в городах-государствах в период напряженных войн, когда поднимающаяся буржуазия начинала подрывать устои феодализма. В шестнадцатом веке он проник во Францию и другие страны. Основной характеристикой Ренессанса был страстный интерес к древнегреческой и римской культурам, - не только в качестве источника информации и различных учений, но как к модели жизни, ассоциировавшейся с появлением осознанной человеческой личности, представлявшей свою сущность и место во Вселенной.23 В искусстве Ренессанс обусловил стремление к идеалу совершенных пропорций в статической форме. В это время были открыты законы перспективы, и их важность всячески подчеркивалась. Идеальным типом человека, по описанию Бальдассаре Кастильоне, был дворянин по происхождению, совершенный физически, имеющий утонченное образование, включающее изучение искусства, музыки и литературы, сочетающий чувство собственного достоинства с непринужденностью и благородством манер и мало интересующийся религией. Эпоха Ренессанса возвеличила образ искусного политика, великого гения и выдающегося ученого.24 С того времени вплоть до конца девятнадцатого века считалось естественным, что образованному человеку следует обладать превосходным знанием латинского и греческого языков и литературы, также как и современных классических произведений, написанных на родном языке. По этой причине трудно понять таких людей как Жане, Фрейд и Юнг, без учета того, что они с детства были погружены в атмосферу классической культуры, которой и проникнуто все их творчество. Негативным аспектом Ренессанса было презрение по отношению к простонародью, необразованным людям и всяческим «глупцам». Но в то же время возник огромный интерес к душевным болезням и, как мы уже видели, к многообразным проявлениям, приписываемым этой специфической особенности разума, imaginatio. Изучение воображения, унаследованное от Ренессанса последующими поколениями, и стало основным источником ранней динамической психиатрии.

К моменту рождения динамической психиатрии эпоха Ренессанса уже закончилась, а следующее культурное течение - Барокко - еще расцветало в Испании и Австрии. Развитие Барокко было связано с усилением централизованной власти, при которой монарх стремился сплотить вокруг себя дворянство и буржуазию. Поиски совершенной картины устройства мира в греческой и римской античности закончились. Кумирами стали идеализированные фигуры великих монархов (таких как король Испании или французский Roi-Soleil (король-солнце)) в могущественных империях, где они лично устанавливали церемониалы, моду на одежду и украшения. Это было также связано с движением контрреформации. В искусстве, на смену статичному и абсолютно пропорциональному идеалу эпохи Ренессанса, стиль Барокко привнес динамичность и эмоциональность образов, стремление к величию и пышности. Эти качества часто перерастали в преувеличение, диспропорцию и чрезмерное украшательство. Идеальный человек, по описанию Бальтазара Грасиана, - это человек дворянского происхождения, прекрасно образованный, для которого религия и честь являются священными понятиями. Он прежде всего стремится к внутреннему благородству, хотя и любит его демонстрировать. Это - «человек, обладающий совершенными качествами и добивающийся успеха во всем»25. В литературе Барокко, часто написанной высокопарным стилем, преобладали истории о героях, которые сталкивались лицом к лицу с невероятными трудностями и препятствиями и служили пешками в руках судьбы. Эпоха Барокко была периодом великих философских построений и открытий во всех отраслях науки. Согласно Зигеристу, характерным примером стремления Барокко к движению и развитию стало открытие в медицине циркуляции крови, которое сделал Гарвей, а также его исследования в области эмбриологии.26 В психиатрии наблюдалась тенденция к построению систем и разработке классификаций. К сожалению, эпоха Барокко была одним из наиболее мрачных периодов в истории охоты на ведьм на почве религиозных предрассудков об одержимости дьяволом. Рождение динамической психиатрии в конце восемнадцатого века можно понять, только проследив культурные и исторические изменения, которые сопровождали закат эпохи Барокко и триумф Просвещения. Как мы видели, символом нового времени стал спор, произошедший в 1775 году между Гасснером, истово верующим священником и убежденным экзорсистом, и Месмером, просвещенным любителем и будущим ученым.

Третье великое культурное течение, Просвещение, по определению Трольцша, представляло собой «духовное направление, которое привело к секуляризации мысли и государства».27 Согласно хорошо известному определению Канта:

Просвещение есть выход человека из своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие - это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны другого. Несовершеннолетие по собственной вине заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere audel Имей мужество пользоваться собственным разумом - таков, следовательно, девиз Просвещения.28

Просвещение, становление которого было тесно связано с ростом и консолидацией буржуазии, зародилось во Франции около 1730 года, быстро распространилось в Англии и Германии и достигло высшей точки развития около 1785 года. В каждой из этих стран оно приняло различные формы. Во Франции основным стало политическое (в меньшей степени антирелигиозное) направление. В Англии особый интерес вызывали экономические преобразования. В Германии экономические реформы сдерживались рамками государственной религии. Кронпринцы восприняли идею Просвещения в форме просвещенного деспотизма, типичным представителем которого был Фридрих II, Король Пруссии. Несмотря на свой деспотизм, он провозгласил себя первым слугой народа в противовес типичному правителю эпохи Барокко, Людовику XIV, который заявлял: «Государство - это Я» (L'état, c'est moi). В Европе повсеместно воцарилась глубокая уверенность, что человечество после крайне долгого периода невежества и рабской зависимости достигнет, в конечном счете, «просветления» и сможет под контролем разума двигаться к неограниченному прогрессу в будущем.29 Самой фундаментальной чертой Просвещения был культ разума, который рассматривался как незыблемая универсальная реальность, доступная людям всех возрастов и национальностей. Разум противопоставлялся невежеству, заблуждениям, предрассудкам, предубеждениям, навязанным вероисповеданиям, тирании правителей и аберрациям фантазии. Следствием подобных представлений стало понятие о том, что человек является социальным существом и общество создано для него. В свете этой концепции идеальный человек принадлежит к классу аристократии или буржуазии и в жизни руководствуется требованиями разумности и общественной полезности. Во Франции его фигуру олицетворял honette homme (честный человек), добропорядочный гражданин. В Англии такой человек представлялся более социально активным и обеспокоенным экономическими проблемами. Философия эпохи Просвещения была оптимистичной и практичной. Она провозглашала, что наука может и должна служить на благо человечества. Прогресс понимался не только в материальном смысле, но рассматривался как качественное и моральное развитие, предполагающее социальные реформы. Еще одной чертой Просвещения было глубокое убеждение в значимости образования.

В эпоху Просвещения в науке исчез принцип авторитета. Анализ, до этого применявшийся только в математике, стали использовать в других отраслях знания, включая изучение человеческого разума, общества и политики. Психология пробовала анализировать базовые элементы человеческой психики: ощущения и ассоциации, чтобы затем посредством синтеза воссоздать всю психическую структуру. Ученые, например Руссо, пытались представить подобным образом развитие общества. Была предложена теория «общественного договора» - учение о возникновении государства и права в результате сознательно заключенного соглашения между людьми. До этого момента прогресс в науке осуществлялся, в основном, за счет индивидуальной научной деятельности каждого из известных ученых. Последние были оторваны друг от друга, но поддерживали между собой оживленную переписку. Просвещение способствовало созданию сети научных обществ, которые опубликовывали результаты своей работы. Члены этих обществ, часто состоявших из любителей-энтузиастов от науки, считали своей обязанностью посещать общие собрания и докладывать о своих открытиях.

Рационализм, практичность и оптимизм эпохи Просвещения объединились в заботе о реформах и помощи всем людям как равным членам одной великой семьи. Во времена Просвещения был провозглашен принцип свободы вероисповедания и взаимной терпимости представителей одной веры по отношению к другой, как было проиллюстрировано Лессингом в знаменитой драматической поэме «Натан Мудрый» (Nathan der Weise, 1779 год). Этот принцип подразумевал независимость протестантов в католических странах и католиков в странах протестантских, а евреев - по всей территории Европы. Среди христиан развернулось движение за свободное положение евреев, а у евреев появились общества, которые боролись против неукоснительного соблюдения правил поведения и образа жизни, налагаемых традициями иудейского вероисповедания.30 Движение за отмену крепостничества и рабства также берет свое начало в эпохе Просвещения. Среди протестантов развивалось направление, называемое рационализмом, суть которого была хорошо определена в заглавии трактата Канта «Религия в пределах только разума», где акцент делался, скорее, на элементе разума в вере, чем на слепом соблюдении традиций или мистическом elan (порыве).31 Были предприняты попытки обнаружить рациональные объяснения для загадочных происшествий и вещей (то есть, найти предположительно научные толкования Библейских чудес). Роскофф показал, что под влиянием идей эпохи Просвещения в религиозных кругах мало-помалу исчезала вера в дьявола, что частично объясняет постепенное уменьшение количества судебных процессов по обвинению в ведовстве.32 В эпоху Просвещения начали бороться против пыток и других ужасных телесных наказаний, которые все еще применялись правосудием. Движение в направлении судебных и уголовных реформ было проиллюстрировано известным трактатом Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (Dei Delitti e delle Pene, 1764 год), а также благотворительной деятельностью Ховарда по улучшению состояний тюрем и больниц.

Об огромном воздействии идей Просвещения на медицину вообще мало известно.33 Было положено начало таким направлениям, как педиатрия, ортопедия, общественная гигиена и профилактика заболеваний, в том числе оспы, которую осуществляли, делая прививки населению. Эпоха Просвещения оказала значительное влияние и на психиатрию, начиная с ее секуляризации. Многие симптомы, ранее рассматриваемые как действие черной магии или одержимости, стали считать проявлениями душевных болезней. Прилагались усилия к тому, чтобы объяснить эти болезни с научной точки зрения. Быстрое развитие механики и физики подстегнуло к принятию механистических моделей в физиологии и сведению психической жизни человека к деятельности нервной системы. Поскольку во всех случаях главная роль отводилась способности к разумному мышлению, то все душевные болезни рассматривались, по существу, как расстройства разума. Считалось, что причинами здесь выступают либо какие-то физические повреждения, особенно повреждения мозга, либо последствия неконтролируемых эмоций. Таким образом, представители эпохи Просвещения обучали принципам, которые мы могли бы назвать душевной гигиеной, принципам, основанным на тренировке воли и подчинении страстей разуму. Сам Кант, в одной из книг, написал главу, называвшуюся «О власти разума, который является хозяином болезненных ощущений в результате простого решения», где он описывает правила по преодолению бессонницы, ипохондрии и разнообразных физических недомоганий при помощи соблюдения надлежащей диеты, правильного дыхания и, особенно, путем систематической работы, чередующейся с полной релаксацией и выработкой полезных привычек, в значительной степени усовершенствованных частыми и осознанными волевыми решениями.34 Доказательством того, что в эпоху Просвещения появился интерес к душевным болезням, стало все возрастающее количество трактатов, посвященных этой теме, которые были опубликованы во второй половине восемнадцатого века. Некоторые из них уже отличались определенным сходством с современными учебниками. Но самым важным было то, что во времена Просвещения были предприняты первые попытки, направленные на преобразование клиник для душевнобольных, - начинание, которое к концу века завершили ученые, являвшиеся самыми типичными представителями эпохи Просвещения: Чьяруджи (Chiarugi), Тюк (Тике), Даке (Daquin) и Пинель. Вообще проблема душевнобольных пациентов в тот период вышла за пределы медицинского мира. Некоторые люди, такие как Оберлан, пастор из Алзатьяна, приводили этих больных к себе домой и лечили посредством чередования поддерживающей терапии и трудотерапии.35 Именно дух Просвещения вдохновил Итара (Itard) на разработку специальных программ обучения умственно отсталых детей, аббата де Л'Эпе (Abbe de L’Epee) - глухонемых, а Хойу (Hauy) - слепых.

Историческое и культурное значение Просвещения трудно переоценить: современная западная цивилизация выросла на идеях той эпохи. Принципы свободы вероисповедания, мысли и слова, принципы социальной справедливости, социального государства, понятие общественного благосостояния, как нормы, а не акта милости со стороны государства, принцип обязательного и свободного образования и позитивные достижения революций в Америке и во Франции - все это зародилось в эпоху Просвещения, также как и основа современной психиатрии.

Но у этого периода, помимо всего прочего, есть и негативные стороны. Просвещение стремилось уравнять всех людей и на этом фоне их физические и умственные способности недооценивались, не учитывались и культурные традиции. Эта позиция привела к одностороннему пониманию эмоций, которые рассматривались как нарушение рационального мышления без права на собственное существование. Хотя и развивалась историческая методология, недоставало исторической перспективы. Несмотря на то, что превыше всего ставился разум, он не был достаточно критичным, а наука все еще оставалась на той стадии развития, которую Башляр охарактеризовал как донаучную.36 У многих ученых того времени можно обнаружить любопытную смесь рационализма и противоречащих здравому смыслу предположений. Огромное количество подобных псевдогипотез, например, существовало в области естественных наук. Открытие Ньютоном закона всемирного тяготения захватило воображение ученых, которые продолжали изучение универсальных природных сил: огня, флогистона, электричества и даже животного магнетизма. Еще одним распространенным занятием было исследование «первобытного мира», предположительно существовавшего в период зарождения человечества, мира, наделенного высочайшим знанием и непостижимой мудростью. Полагали, что он был разрушен в результате какой-то катастрофы, но отдельные сохранившиеся элементы его знаний тайно передавались из рук в руки несколькими посвященными мудрецами. Некоторые считали, что «первобытный мир» находился в затонувшей Атлантиде, другие - в Центральной Азии. Буланже утверждал, что человеческую цивилизацию разрушали несколько раз, но каждый раз горстка людей, оставшихся в живых, восстанавливала ее заново. Самой недавней такой катастрофой, говорил он, стал Всемирный потоп, мучительные воспоминания о котором подавлялись человечеством. Но они оживали в многочисленных мифах всех народов мира, и Буланже пытался расшифровать их (христианский баптизм, например, являлся для него символическим напоминанием о водах Библейского потопа).37 Согласно другому предположению, ушедшая под воду мудрость «первобытного мира» была записана в виде не поддающихся расшифровке иероглифов и хранилась в Древнем Египте. В своем романе «Сет» аббат Террасой описывал жизнь египетских мудрецов и их таинственные обряды.38 Предполагалось, что масонские ритуалы воспроизводят некоторые из тех таинственных церемоний. Антуан Кур де Гебелен опубликовал серию великолепных книг, где в мельчайших деталях воссоздавалась картина «первобытного мира». По материалам, извлеченным из греческих и других мифов, и даже с помощью анализа современных языков автор попытался восстановить праязык человечества.39 Характерно, что Кур де Гебелен стал восторженным последователем Месмера, и многие верили, что Месмер вновь открыл один из секретов «первобытного мира».

Таким образом, можно допустить, что рождение динамической психиатрии стало результатом проявлений как рациональных, так и иррациональных аспектов эпохи Просвещения. По сути Месмер был одним из представителей этого периода. Он считал себя ученым, который продолжает развивать науку там, где Ньютон оказался бессилен. Поверхностные знания физики привели его к созданию физических теорий, столь же умозрительных, как и теории многочисленных физиков-любителей, хотя идеи, лежащие в их основе, заставили многих современников признать, что Месмер действительно является ученым. Деятельность Пюисегюра и членов Общества Гармонии представляла собой благотворительное направление, которое стремилось предоставить открытия науки и их блага в распоряжение всего человечества и не допускать того, чтобы ими пользовались только те, кто может себе это позволить. В Эльзасе Общество Гармонии открыло ряд бесплатных кабинетов для всех, кто испытывал потребность в магнетизации. (Насколько нам известно, это первый зафиксированный пример действительно бесплатного психиатрического лечения неимущих.)

Таким образом, мы видим, что магнетизм стал продуктом эпохи Просвещения. По иронии судьбы представители следующего культурного течения, Романтизма, вскоре восприняли и переосмыслили его в совершенно другом направлении. Противостояние и взаимодействие Просвещения и Романтизма можно проследить на протяжении всей истории динамической психиатрии, от Месмера до наших дней. Как видно из последующих глав, истоки концепции Жане определенно берут начало в эпохе Просвещения, в то время как Фрейда и Юнга можно воспринимать как последних эпигонов Романтизма.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 558; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!