Терапевтический канал: раппорт



Какой бы ни была терапевтическая процедура, она демонстрирует одну и ту же общую основную черту: присутствие и использование раппорта. Этот термин с самого начала применялся Месмером и далее передавался из рук в руки поколениями гипнотизеров и магнетизеров до начала двадцатого века. Само понятие при этом постепенно развивали и совершенствовали. По-видимому, Месмер заимствовал это слово у современных ему врачей. В популярных тогда экспериментах участники образовывали цепочки, держась друг за друга и передавая, таким образом, от одного другому электрический ток, исходящий от динамомашины; в подобной цепочке они оказывались в связи (раппорте) друг с другом. Тем же самым образом Месмер осуществлял раппорт между своими пациентами и baquet, или только между пациентами. Во время магнетизации пациента Месмер полагал, что он сам является источником магнетического флюида, с которым пациент вынужден устанавливать связь в соответствии с определенными инструкциями. Неясно, правда, до какой степени Месмер осознавал, что отношения, которые он таким образом устанавливал с пациентами, являются чем-то большим, нежели просто физическими отношениями. Пюисегюр же действительно понял психологическое значение раппорта. При чтении работ ранних магнетизеров поражает то огромное значение, которое они ему приписывали.

В действительности, явление раппорта не является таким уж новым, как это могло бы показаться. Раппорт уже был известен средневековым экзорсистам при изгнания злых духов. Олдос Хаксли заметил, что «отношения между одержимым и экзорсистом являются, возможно, еще более близкими, чем отношения между психотерапевтом и пациентом».93 Особенный тип отношений между исповедником и грешником, конечно, же, был хорошо известен уже давно, и Нуазе, вероятно, ссылался на эту связь, когда сравнивал магнетизера с directeur (духовником) (то есть, director de conscience или «духовным наставником»).94

Помимо этого сходства магнетический раппорт имел свои собственные характеристики, которые являлись предметом многочисленных исследований со стороны ранних месмеристов. Их поразила особенная чувствительность магнетизируемого по отношению к магнетизеру, выражавшаяся в способности перципиента читать мысли и воспринимать физические ощущения своего руководителя. Существовала также и обратная связь, и еще в 1784 году был введен термин «магнетическая взаимность».95

Вероятность присутствия эротического оттенка при магнетическом раппорте, как мы уже видели, также была известна с самого начала. По всей видимости, с тех пор, когда этот факт привлек внимание самого короля, о чем и было упомянуто в секретном приложении Отчета Комиссионеров. Мы также видели, что был поднят вопрос о возможности совращения и что таковая была исключена в 1785 году Тардифом де Монтревелем, хотя он и допускал, что между магнетизируемым и магнетизером может развиться некоторая платоническая привязанность.96 В 1787 году один романист писал, что поскольку магнетизер активен, а магнетизируемый пассивен, то опасная ситуация вполне возможна, если магнетизер-мужчина и магнетизируемая женщина будут молоды.97 В 1817 году некто Клингер написал любопытную диссертацию на латыни, содержавшую пространное сравнение между commercium magneticum (магнетическим раппортом) и актом размножения.98 В Германии структура раппорта внимательно изучалась с точки зрения «взаимопонимания» - понятия, разработанного сподвижниками так называемого движения «Философии Природы». Фридрих Хуфеланд99 утверждал, что магнетический раппорт является самым интимным отношением, какое может существовать между двумя человеческими существами, и единственная вещь, которая выдерживает сравнение с этим - зародыш в материнской утробе. Согласно Хуфеланду, каждое излечение, достигнутое посредством животного магнетизма, проходит через те же стадии, какие еще не рожденный ребенок проходит в чреве матери.

Все французские магнетизеры подробно изучали раппорт и различали непосредственно сам раппорт и его влияние - пролонгацию раппорта между сеансами. Обен Готье проводил осторожное различие между магнетическим кризисом (вызванный сомнамбулизм) и магнетическим состоянием, во время которого магнетизер оказывался все еще способным как-то воздействовать на своего пациента. Шарпиньон заявлял, что, действительно, между сеансами субъект довольно часто воспринимает образ своего магнетизера достаточно реально и отчетливо, и это обстоятельство его ни в коей степени не беспокоит.100 В Германии фон Шуберт отметил, что состояние «завороженности» проявлялось у пациента при любом действии, которое исходило от магнетизера во время сеанса. Некоторые пациенты пили только те напитки, к которым притрагивался магнетизер. Фон Шуберт заметил еще, что эти пациенты обычно перенимали те медицинские теории, которые находились в разуме магнетизера и прописывали себе лечение в свете этих теорий.101

Немецкие магнетизеры Гмелин и Хайнекен сообщали также, что пациенты, которых магнетизировал один и тот же магнетизер, чувствовали непреодолимое влечение друг к другу. Один анонимный шотландский автор наблюдал то же явление. Пациенты, которых он магнетизировал, были чрезвычайно привязаны друг к другу, они дали друг другу месмерические имена и считали себя братом и сестрой.102

Понятие раппорта, бывшее вполне четким и ясным в начале девятнадцатого века, несколько поразмылось в более поздний период, отчасти в связи с обсуждением роли пациента в гипнозе, а также статуса самоиндуцированного гипноза, о котором настойчиво говорил Брейд. Ни Шарко, ни Бернгейм не уделяли раппорту серьезного внимания. Но после 1885 года интерес к нему вновь возродился вследствие первых экспериментов Жане с «Леони». Пытаясь найти правдоподобное объяснение факту мысленного внушения, осторожный Руо начал анализировать структуру отношений между гипнотизером и его пациентом.103 Он обнаружил, что мысли пациента постоянно фиксируются на личности гипнотизера как во время сеансов, так и в интервалах между ними. Во время сеанса пациент гиперчувствителен к гипнотизеру, причем до такой степени, что в состоянии различать самые слабые сигналы последнего. В результате привыкания и тренировок между ними развивается процесс взаимного понимания посредством знаков, которые не осознают ни тот, ни другой. Пациент, сам не понимая каким образом, становится чувствительным к малейшим оттенкам мыслей гипнотизера, при этом гипнотизер тоже не замечает этого. Помимо всего прочего, магнетизер обучает пациента, и тот верит в него и в его сверхъестественные силы. Руо добавлял, что многие магнетизеры внушали своим пациентам свою уникальность, - ни один другой магнетизер не сможет их магнетизировать. Некоторые из них делали это постоянно в конце каждого сеанса или давали своим пациентам талисман, который они всегда должны были носить на своем теле. Таким образом, влияние магнетизера становилось таким сильным, что он оказывался в состоянии магнетизировать своего пациента на расстоянии, и временами даже против его воли. Это утверждало веру гипнотизера в свои собственные силы, увеличивало его самоуверенность, а это, в свою очередь, увеличивало его власть над более многочисленными пациентами.

В 1889 году Жане кратко затронул эту тему в своей книге «Психический автоматизм».104 Он особо выделил роль выбора в раппорте и то, что у пациента появляется нечто вроде негативной галлюцинации по отношению ко всему, что не связано прямым образом с магнетизером (в современном языке это носит название «скотома», «scotoma»). Этот фактор также подчеркнул Молл в 1892 году.105 На Международном Конгрессе психологии в Мюнхене в 1896 году Жане представил тщательно разработанную теорию раппорта и coмнамбулического влияния.106 Он подробно анализировал то, что происходит в разуме у пациентов в интервалах между гипнотическими сеансами, и обнаружил, что в первой фазе (влияния в непосредственном смысле) несомненно наблюдается огромное улучшение. Истерический пациент освобождается от большинства своих симптомов; он ощущает себя счастливым, более активным и более умным, и мысли о гипнотизере его почти не посещают. Это состояние сменяется второй фазой, фазой сомнамбулического влечения, в которой симптомы отступают на задний план и пациент чувствует возросшую необходимость видеть гипнотизера и быть загипнотизированным. Подобное стремление часто принимает форму страсти. В зависимости от конкретного случая, это может развиться в пылкую любовь, ревность, суеверный страх или глубокое уважение и сопровождаться чувством взаимности или отверженности. Иногда пациент видит гипнотизера в снах или галлюцинациях. Жане сделал очень важное наблюдение: обычно постгипнотическому внушению следуют в период сомнамбулического влияния и много меньше во время фазы сомнамбулического влечения. Он подчеркнул терапевтическое значение этого наблюдения.

В дальнейшем Жане расширил этот доклад и опубликовал его снова через год, в 1897 году.107 На основании экспериментов с тридцатью пациентами он подтвердил то, что постгипнотическое внушение будет выполняться до тех пор, пока длится сомнамбулическое влияние. Кроме того, Жане анализировал чувство пациента по отношению к гипнотизеру на протяжении сомнамбулического влечения и обнаружил, что оно является смесью, отличающейся у разных пациентов, - из эротического влечения, любви детей к родителям или материнской любви, и других чувств, которых всегда присутствовал некоторый любовный аспект. Однако самым главным был фактор необходимости в руководстве (besoin de direction) - потребность пациента быть управляемым. Терапевтическое значение здесь состоит из двух частей. Во-первых, терапевт должен полостью взять под контроль разум пациента. Когда это достигнуто, необходимо научить пациента обходиться без гипнотизера, чего, в частности, можно добиться постепенным увеличением интервалов между сеансами. Пациент также должен быть осведомлен о собственных чувствах.

Исследования Жане о сомнамбулическом влиянии вызвали значительный интерес и стимулировали другие исследования на эту тему. Соллье согласился с описанием Жане и добавил еще одно наблюдение из собственного опыта: огромное значение для пациента имело то, что гипнотизер владеет большим количеством информации о нем, особенно когда проводились эксперименты по возрастной регрессии.108 После у пациента было чувство, будто гипнотизер знал его всю жизнь.

Действительно, многое изменилось с того момента, когда Месмер представил первую электрическую концепцию раппорта. Это изменившееся представление подверглось сложной психологической разработке магнетизеров и гипнотизеров, до того, как оно достигло своего окончательного значения в трактовке «влияния» Жане. Он определил это влияние как особый вид чувств но отношению к гипнотизеру, смешанных с потребностью пациента быть управляемым. И эта потребность может использоваться гипнотизером как мощное терапевтическое оружие.

Психотерапевт

Магнетизеры и гипнотизеры являли собой новый тип целителя, имеющего много общего и в то же время сильно отличавшегося от всего того, что существовало ранее. Обе группы не только почитали Месмера и Пюисегюра великими основателями, не только разделяли две похожие доктрины и техники, но также создали свои общества, свои журналы и свою профессиональную этику.

Сейчас нам трудно представить, какими они были, о чем думали, как трудились в повседневной жизни. Кое-что, разумеется, можно прояснить, читая некоторые из их старых учебников, такие, например, как учебники Делеза, Бертрана, Шарпиньона и особенно Обена Готье.109 Магнетизер, говорит Готье, должен быть здоровым, чтобы не передать свои собственные болезни пациенту. Если он вдруг заболеет, то должен «очистить» себя, прежде чем приступать к работе. Магнетизер должен вести «разумную и размеренную» жизнь, быть рассудительным, спокойным, сдержанным, добрым и обладать чувством собственного достоинства, не говорить много, кроме того, быть кристально честным и порядочным. Для того, чтобы стать магнетизером, каждый должен пройти обучающий курс и прочитать работы Месмера, Пюисегюра и всех классиков магнетизма. Старый принцип Пюисегюра, что магнетизеру не следует брать плату за лечение, является больше неприемлемым, говорил Готье, потому что мужчина, который посвящает так много своего времени изучению магнетизма, не имеет возможности проводить бесплатное лечение. Магнетизер имеет право даже на более высокую плату, чем просто врач, потому что он должен обладать всеми качествами человека с медицинским образованием, плюс знания магнетизма и прекрасное здоровье. Он не только отдает свои знания, как это делает любой врач, но также передает пациенту свои жизненные силы. Для пациента выбор хорошего магнетизера имеет первостепенное значение. Некоторые магнетизеры добиваются большего успеха с одними пациентами, чем с другими. Ему никогда не следует принимать пациента, если нет возможности проводить лечение до конца, потому что прерванное лечение опасно. До начала лечения между магнетизером и пациентом должен быть решен вопрос о гонораре и также определен день и час приемов, после чего пациент должен пунктуально посещать сеансы. Последний не должен иметь никаких секретов от магнетизера относительно болезни или обо всем, что, возможно, поможет объяснить ее. Во время лечения пациент должен воздерживаться от любого рода излишеств, придерживаться умеренной диеты и удерживаться от курения. Длительность лечения может варьироваться от недели до полугода или больше, но никогда не следует проводить больше двух сеансов в день. Магнетизеру следует вести дневник о каждом пациенте, в котором должен быть записан каждый сеанс. Ни одна женщина не может быть загипнотизирована, если рядом не присутствуют ее муж или другой свидетель. Основным правилом является необходимость воздерживаться от всякого рода экспериментов с пациентом. Клинические случаи снабдят магнетизера достаточным опытом, чтобы удовлетворить свое научное любопытство. Готье, вдохновленный клятвой Гиппократа, даже предложил «клятву магнетизера».

Еще одной проблемой, которая возникла в то время, было заявление медицинских обществ, что только дипломированный врач может быть допущен к практике магнетизма. Этому заявлению яростно сопротивлялись непрофессиональные магнетизеры. В 1831 году Парижская Academie de Medecine (Медицинская Академия) постановила, что непрофессиональным магнетизерам следует разрешить практиковать, но под медицинским контролем. Их дневники будут подвергаться регулярной врачебной проверке. Однако это правило едва ли когда-нибудь соблюдали.

Мы имеем ряд интереснейших автобиографий, большинство из которых написаны странствующими или выступающими публично магнетизерами. Один из самых известных французских магнетизеров, барон Дю Поте де Сенневуа, рассказывает в автобиографии, что родился в 1796 году в разорившейся аристократической семье.110 Он признает, что был нерадивым учеником и непослушным ребенком. Услышав о магнетизме, он пытался опробовать его на двух молодых девушках, и был охвачен ужасом, когда, на протяжении нескольких часов, не мог вывести их из этого магнетического состояния. Тем не менее, этот эпизод заставил его поверить в то, что он обладает большими магнетическими возможностями. Дю Поте отправился в Париж, чтобы изучать магнетизм, но вскоре он порвал отношения с коллегами и основал свою собственную школу. Гордый и высокомерный человек, Дю Поте был убежден, что «является воплощением магнетизера» и что у него есть миссия, которую он должен выполнить. После введения техники «волшебного зеркала», он постепенно все больше обращался к магии, и по-видимому, у него развилась настоящая мания величия.

Граф де Марикур, другой хорошо известный магнетизер того времени, провел свое детство в Неаполе, где графа познакомили с магнетизмом практиковавшие его старый ирландский священник и итальянский врач. Первые собственные попытки Марикура в деле магнетизирования были почти так же неудачны, как и попытки Дю Поте. После возвращения во Францию он присутствовал на представлении, данном одним странствующим магнетизером для студентов его колледжа. После сеанса магнетизма у одного из студентов наблюдались тяжелые последствия. Однако юный Марикур не был обескуражен этими событиями. По прибытии в Париж, он отправился к магнетизеру Марсилье и его знаменитому сомнамбуле Алексису. Позднее Марикур принял техники Дю Поте и написал работу, в которой провел детальное сравнение между пюисегюризмом (магнетический сон) и потеизмом (состояние завораживания без сна). Впоследствии он стал спиритом и занялся изучением связи между воплощенными и бесплотными духами.111

Основательно подзабытая автобиография Шарля Лафонтена является довольно занятной.112 Он родился в 1803 году и также утверждал, что принадлежит к одной из самых древних и аристократических семей во Франции. Его отец занимал важный административный пост, и юный Шарль начал работать вместе с ним. Однако желая стать актером, он покинул семью и уехал в Париж, где работал в нескольких театральных труппах и пережил множество «взлетов» и «падений». Однажды Лафонтен случайно магнетизировал женщину и обнаружил, что она является ярко выраженной somnambule (сомнамбулой), и одновременно открыл, что сам обладает огромной магнетической силой. Он рассказывает, что в тот день, когда стал магнетизером, от него отвернулись все: семья, друзья, прежние знакомые, и с ним стали обращаться как с изгоем. Тогда он посвятил себя магнетизму, ставшему его единственным интересом в жизни, полной странствий и борьбы. Лафонтен давал большое число публичных представлений, которые иногда омрачались массовыми беспорядками, в которые была вынуждена вмешиваться полиция. Он также лечил частным образом пациентов, и число их было огромным. По словам Лафонтена, куда бы он ни приходил, слепой снова становился зрячим, глухой начинал слышать, а парализованный - ходить. В городе Рейне он магнетизировал женщину и в этом состоянии она выучила театральную роль, которую затем блестяще исполнила на сцене перед полным залом, о чем ничего не могла вспомнить, когда проснулась. Успех Лафонтена был таким огромным, что он мог спокойно посещать самые грязные таверны во время путешествия в Лондон, - воры его попросту боялись. После визита Лафонтена в Манчестер, один из хирургов этого города по имени Брейд заразился идеей магнетизма и впоследствии стал известен как основатель брейдизма. Книга Лафонтена полна интереснейших фактов и читается как занимательный приключенческий роман.

Другой книгой, достойной внимания, хотя и изложенной довольно напыщенным языком, является автобиография Огюста Лассэна.113 Родившись в Тулузе в 1819 году, Лассэн сначала работал на фабрике, проводя свое свободное время за чтением фантастических историй и изучением фокусов (ловкости рук). Его фокусы принесли такой успех, что в конце концов он решил посвятить этому всю свою жизнь. Во время одной из поездок Лассэн познакомился с восемнадцатилетней девушкой, Пруденс Бернар, которая была сомнамбулой по природе. Он наблюдал, как ее лечил один магнетизер, и его прежний скептицизм по отношению к магнетизму быстро улетучился. Вскоре Лассэн стал последователем магнетизма. Он женился на Пруденс и брал ее с собой во все поездки, магнетизируя на публике, поскольку она была ярко выраженной сомнамбулой. Лассэн верил, что наделен особой священной миссией. Он полагал, что магнетизм является возвышенной наукой, способной затрагивать самые таинственные загадки человеческой природы. Однако он признавал, что в этих загадках, возможно, есть также что-то очень человеческое. Лассэн отмечал, что магнетизм может создавать «неземную чувственность» у магнетизированной женщины и что эти ощущения непременно будут бесконечно более восхитительными, если женщина любит магнетизера. О Пруденс он говорил, что «в состоянии бодрствования она - женщина, а в состоянии сомнамбулического сна - ангел». Он верил, что ее предназначение- привести Францию обратно к Истинной Вере, и сравнивал с Жанной Д'Арк. Книга полна резких выпадов против врагов магнетизма. В ней встречаются также любопытные высказывания о влиянии брака на отношения между магнетизером и его сомнамбулой. Разногласия, являющиеся результатом даже незначительной супружеской дисгармонии, заканчиваются последующей неудачей при проведении сомнамбулического эксперимента. «Магнетизм, - заключал Лассэн, - это наука будущего».

Мы должны понять, что эти автобиографии информируют нас только об одном типе магнетизеров. В действительности большинство магнетизеров были незаметными, скрытными людьми, которые, помимо медицинской или другой деятельности, практиковали магнетизм с небольшим количеством пациентов и хранили записи своих наблюдений для собственных профессиональных нужд или обсуждали их в маленьких, закрытых обществах. Это были врачи, с которыми Жане вошел в контакт, когда был молодым профессором в Гавре. Жане неоднократно повторял, что именно эти люди открыли то, что, как считали, было открыто Шарко, Бернгеймом и другими современниками.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!