Фонологическая транскрипция с позиций МФШ, СПФШ и Пражской фонологической школы.



МФШ: переда фонемного состава слова:

1. Определить морфемный состав слова;

2. В пределах слова выделить сильные и слабые позиции;

3. Подбор для фонем в слабой позиции сильной позиции (в пределах морфемы);

4. Фонемный состав флексий может быть тождественен только в том случае, если это флексия одной и той же части речи с одним и тем же грамматическим значением: сказка – доска;

5. В случаях, когда невозможно поставить звук в сильную позицию, возникает гиперфонема.

СПбФШ: фонемы выделяются на основании акустико-физиологических свойств.

Знаки фонематической транскрипции в ЛФШ заключаются в косые скобки.

Запись позволяет избежать избыточной фонетической детализации и не связана непосредственно с той или иной надстраиваемой над текстом фонологической теорией, которая ориентировалась бы на тождество фонемного состава морфемы или систему оппозиций. Подобная транскрипция легко усваивается носителями бесписьменных языков, что свидетельствует о её психологической адекватности.

ПФШ:  фонема – «пучок дифференциальных признаков», выдвигающ на первое место внутрисистемн отнош между фонемами. Архифонема состоит из дифференциальных компонентов, общих для нейтрализованных фонем (у слов прут и пруд один и тот же фонологический состав < пруТ> – фонемы < п>, < р>, < у> и архифонема < Т>).

Казанская фонологическая школа.

Казанская лингвистическая школасложилась в конце 1870-х – начале 1880-х годов в Казанском университете. Два главных ее представителя – И.А.Бодуэн де Куртенэ и Н.В.Крушевский.

Основные положения:

1. Четкое разграничение звукового и оптического аспектов речи (стремление к реальному учёту языковых явлений и процессов);

2. Разграничение физиологических и психологических процессов в языке. Все языковые явления должны были рассматриваться как обусловленные либо физиологическим (или физическим), либо психическим фактором. В зависимости от этого и грамматика первоначально делилась на два раздела — на фонетику и морфологию;

3. Разграничение статики (синхронии) и динамики (диахронии) языка. Признание, с одной стороны, исторической преемственности в развитии явлений языка, а с другой, – сознанием того, что для носителя языка важнее всего существующие, живые элементы;

4. Соблюдение требования хронологизации языковых процессов – основополагающий принцип сравнительно-исторических исследований. Историзм казанской школы нашел выражение прежде всего в признании важности и необходимости выделения в языке наслоений различных эпох и относительной хронологизации языковых процессов;

5. Признание преимущества данных, извлеченных из наблюдений над живыми языками и диалектами, по сравнению с фактами, отраженными в памятниках письменности;

6. Признание важности изучения и исследования всех языков и наречий, независимо от их строя и степени развитости;

7. Принцип объективности исследования понимался как требование объективного учета чутья языка его носителями;

8. Необходимость обобщений;

9. Важность анализа и разложения сложных языковых единиц на составные части;

10. Стремление к наиболее строгому учету звуковых законов и образований по аналогии.

Интонация.

Интонация – характеристика звучащей речи, которая создается такими речевыми средствами, как тон (высота голоса), темп речи, ее интенсивность (громкость), а также тембр.

Интонация является существенным признаком предложения, одним из средств его грамматической оформленности (интонация законченная, незаконченная); модальности, целенаправленности (интонация сообщения, вопроса, побуждения); выражения синтаксических отношений между частями предложения (интонация перечисления, сопоставления, пояснения и т.д.); указания на его эмоциональную окраску (восклицательная интонация).

Впервые о необходимости изучать интонационную оформленность предложения для построения грамматической теории сказал А.М. Пешковский в статье "Интонация и грамматика".

Тональные, тембровые и количественно-динамические средства интонации.

Интонация имеет объективное лингвистическое значение: независимо от функциональной нагруженности интонация всегда объединяет слова во фразы, и без интонации фразы не существуют. Субъективные различия в интонации фразы не имеют лингвистической значимости.

Ударение является основным средством интонации. Логическое ударение выделяет какое-либо фонетическое слово во фразе или синтагме и подчёркивает его особое значение.

Тональные средства основаны на понижении или повышении тона говорящего.

Тембровые средства интонации – разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок: нейтральный, расслабленный, напряжённый, придыхательный, скрипучий тон речи.

Средства интонации включают уменьшение или увеличение силы и изменение темпа произнесения отельных участков фразы. Длительность паузы как элемент интонации членит речевой поток на отдельные отрезки и одновременно объединяет слова в предложение.

Функции интонации.

1. Коммуникативная – функция реализации коммуникативных типов высказываний: повествования, вопроса, побуждения. Активным интонационным компонентом, участвующим в дифференциации коммуникативных типов высказываний, является мелодика. Интонация определяется, главным образом, контекстом и ситуацией (конситуацией) общения:

1) Возможны высказывания, построенные на одинаковом лексико-грамматическом материале и различающиеся по своей коммуникативной направленности только интонационно. В таких случаях интонация выполняет коммуникативно-дифференцирующую функцию: Павел дома. - Павел дома?

2) Интонация в функции выражения коммуникативно-модального значения высказывания выступает как результат взаимодействия лингвистических и экстралингвистических (ситуативных) факторов. Например, коммуникативно-модальных разновидностей общего (неместоименного) вопроса: собственно-общего, предположительного, удостоверительного и др.

2. Выделительная – выделение с помощью интонации отрезков высказывания различной смысловой важности, т. е. реализация смыслового (или актуального) членения; особое выделение, подчеркивание какого-либо элемента или элементов высказывания.

3. Организующая – интонация служит целям построения, организации высказывания, членения речевого потока на высказывания и далее - на синтагмы и осуществления связи между вычлененными отрезками.

4. Эмоциональная – в интонации заключена эмоция, которая всегда отражает состояние говорящего или его желание определенным образом воздействовать на слушающего.Эмоциональность высказывания зависит от конситуации, создающей у говорящего или слушающего определенный эмоциональный настрой. Эмоциональная интонация в определенной степени коррелирует со словорасположением в высказывании, с его смысловым (актуальным) членением.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 3253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!