Основные интонационные конструкции русского языка.



Сравнение звучащих предложений различной синтаксической структуры показывает, что в русском языке можно выделить семь типов интонационных конструкций.

При сходстве направления и уровней тона в качестве различительных признаков используется 1) длительность центров ИК, 2) усиление словесного ударения центра в результате большей напряжённости артикуляции гласного, усиливающей отчётливость тембра, 3) смычка голосовых связок в конце гласного центра, воспринимаемая как резкий перерыв звучания.

В потоке речи каждый тип ИК представлен рядом реализаций: 1) нейтральных, характеризующих тот или иной тип ИК при выражении смысловых отношений, и 2) модальных, имеющих какую-либо особенность строения, предназначенную для выражения субъективного, эмоционального отношения говорящего к высказываемому.

Тип ИК во всём многообразии его реализаций, передвижение центра ИК, членение речевого потока составляют основные интонационные средства русского языка.

Различают семь типов интонационных конструкций (ИК), имеющих фонологическую значимость (семь ИК по Е.А. Брызгуновой):

ИК-1 наблюдается при выражении завершенности в повествовательных предложениях: Анна стоит на мосту . Наташа поет. Для ИК-1 характерно понижение тона на ударной части.

ИК-2 реализуется в вопросе с вопросительными словами: Кто пьет сок? Как поет Наташа? При ИК-2 ударная часть произносится с некоторым повышением тона.

ИК-3 характерна для вопроса без вопросительного слова: Это Антон? Ее зовут Наташа? Для этой интонации характерно значительное повышение тона на ударной части.

ИК-4 - это вопросительная интонация, но с сопоставительным союзом а: А вы? А это? На ударной части происходит повышение тона, продолжающееся на безударных слогах.

ИК-5 реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сегодня день! На ударной части - повышение тона.

ИК-6, так же как и ИК-5, реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сок вкусный! Повышение тона происходит на ударной части и продолжается на заударной части.

ИК-7 употребляется при выражении завершенности в повествовательных предложениях, но ударная часть в отличие от ИК-1 эмоционально окрашена: И Антон стоит на мосту.

Орфография.

Орфография –  раздел науки о языке, занимающийся избирательными написаниями, и система правил такого письма. Правила письма обеспечивают точную передачу содержания и правильное понимание написания.

Выделяются следующие разделы орфографии: 1) правила написания слов и их частей, т.е. морфем (это основной раздел орфографии). 2) правила слитного, раздельного, дефисного написания. 3) правила употребления прописных букв. 4) правила переноса слов. 5) графические сокращения слов.

В русской орфографии существует несколько типов написаний слов:

1. Простейшие написания. Они еще называются фонетическим, так как написание морфемы соответствует произношению: дом, искры;

2. Проверяемые написания – основываются на морфологическом принципе русской орфографии: стена – стены;

3. Беспроверочные написания. Если написание слов нельзя проверить, то такие написания надо запоминать, они фиксируются в специальных орфографических словарях: собака, топор, корова;

4. Существует противопроверяемое написание. Сюда относятся гласны, которые чередуются в корне. Это исторические или традиционные написания, т.к. написание этих слов в современном состоянии языка объяснить невозможно, но в некоторых случаях эти написания сохранились с древнейших времен и существуют по традиции. Таково написание правописание гласных после шипящих;

5. Дифференцирующее написание. Два слова могут звучать одинаково, но имеют разные значения и пишутся по-разному: балл – бал, плачь – плачь.

Основной принцип русской орфографии.

Морфологический принцип русской орфографии требует единообразного написания морфем независимо от произношения звуков. В соответствии с ним каждая морфема – корневая, префиксальная, суффиксальная, флексийная – воспроизводится на письме в одном и том же виде, несмотря на ее различное произношение в разных словах и формах. Например: море, моряк, моряком, морской, или е, в отношении приставки под-: подвести, подкатить, поднял.

Морфологический принцип письма требует избрания какого-то одного, наиболее традиционного графического вида морфемы и исключает ее письменную вариантность. Всякое написание (или ряд написаний), не нарушающееся графического единообразия морфемы, является морфологическим.

Морфологический принцип русского письма охватывает большинство написаний слов и словоформ и реализуется в конкретных орографических правилах, которые подразумевают проверку написания определенной буквы, морфемы, путем подбора однокоренных, одноприставочных, односуффиксальных слов, словоформ или словоформ с одной и той же флексией, в которых соответствующая фонема находилась бы в сильной позиции:

1). В конце слова или перед согласной буквой нужно писать ту корневую согласную (обозначающую звонкий или глухой согласный звук), которая пишется в однокоренном слове или словоформе перед гласной буквой или перед р, л, м, н, в: ду[п]ки – дубок, дубовой, стол[п] – столбы;

2). При непроизнесении согласного в сочетании согласных следует писать соответствующую букву, если в однокоренном слове этот согласный произносится, а соответствующая ему буква пишется: сердце – сердец, счастливый – счастье, французский – французы;

3. Приставка в-, над-, об-, под-, от-, с-, пред-, не меняют свое написание, если в слабой позиции их конечные звуки перед глухими или, наоборот, перед звонкими оглушаются или озвончаются: втолкнуть, вбить, врубить, влезть; надкусить – надрубить, надрезать; обтесать – обрезать; отдать – отучить; сделать –сразить;

4. В словах от основ на две одинаковые согласные перед суффиксом эти согласные сохраняются: группка, программка, классный. Из этого правила есть, однако, ряд исключений в сторону фонетического принципа написания: оперетка (хотя оперетта), финка (финн), кристальный (хотя кристалл). Вслед за произношением пишутся с одной согласной буквой начальные или соединительные части, усеченные основы сложносокращенных слов: грампластинка (грам – морфологический), профгрупорг (группа), конармия (конный);

5. Если произносимый звук [ш] относится целиком к корню или целиком к суффиксу, то в слове нужно писать букву щ, если же этот звук относится к разным морфемам, то следует писать различные сочетания букв, проверяя написание подбором слов, ср.: щетка, ищу, дощатый (не достаточный), погонщик, женщина, но перевозчик – перевоз; разно[ш]ик – разносчик; же[ш]е – жестче;

6. По морфологическому принципу нужно писать помощник, хотя произносится помо[ш]ник. (помощь);

7. Как правило, звукосочетание [шн] нужно передавать сочетанием букв чн: було[ш]ная (булочка), яичница (яичко);

8. Неударяемые окончания существительных обычно проверяются под ударяемым окончаниям существительных того же склонения и в той же падежной форме и пишутся так же: в городе, в парке, как и на столе; из неволи как и из земли; в сите как - как в ведре.

Морфологический принцип единообразного написания частей слова очень удобен. Он охватывает о 90 % всех слов. Поэтому он является ведущим, но в ряде случаев, он нарушается, т.к. существует целый ряд отступлений. Эти отступления охватывают и правописание корней и правописание приставок, суффиксов и окончаний.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 4762; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!