Традиционный, фонетический принципы написания, дифференцирующее написание в русской орфографии.



Традиционными написаниями для русского языка считаются такие, которые не отражают звучания вместе с тем не вызываются стремлением соблюсти единообразие в передаче морфемы, а просто достались в наследство от прежних эпох. Здесь можно выделить такие явления:

1. Написание различных вариантов некоторых корней в определенных группах слов: кланяться, наклониться, поклониться; заря – зарево – озарение – зорька; седло – седалще, заседать – сидеть, сидя; кавычка – закавыка – оковы; загар – гарь – загореть, гореть; расти, растение;

2. Написание различных вариантов суффиксов прилагательных: глиняный, земляной, серебряный, кожаный, но деревянный, стеклянный оловянный; кожаный – соломенный;

3. Написанием с отсутствием / наличием ь в производных словах одной и той же структуры: казанский, астраханский, январский, но сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский; вишен, вишенка, но деревень, кухонь, кухонька;

4. Написание буквы г в окончаниях прилагательных, причастий и местоимений мужск. рода. в родительном падеже единственного числа: полного, прежнего, этого, начавшегося,; сюда же: сегодня, сегодняшний;

5. Написание ь после ж, ш, ч в конце некоторых глагольных и падежных форма: стричь, режь, слышишь, дочь, брошь.

К особой разновидности написаний, которые можно назвать традиционно – морфологическими, относятся немотивированные написания с непроверяемой безударной гласной: собака, привилегия, компот, винегрет, ондатра, доллар, либретто, симметрия.

По фонетическому принципу каждый отдельный звук должен обозначаться буквой в основном или единственном ее звуковом значении. В древности русское письмо было фонетическим.

Часть фонетических написаний так же охватывается орфографическими правилами:

1. Если корень или приставка начинается на и и попадает в позицию пере приставкой раз- (роз-), вз- (воз-), без-, из-, с-, под-, пред-, то вместо и пишется ы: имя – безымянный, история – предыстория, искать – изысканный, итоги – подытожить. Сюда, однако, не относятся случаи типа сверхизысканный, контригра, горисполком, в котором соблюдается морфологический принцип написания;

2. Приставка раз- (роз-) пишется через а в безударной позиции и через о - в ударной: разыграть –розыгрыш, раздать – роздал;

3. В приставках без- вз- (воз), из – низ, раз-, чрез- (через) пишется буква с, согласно с произношением, перед буквами, обозначающими глухие согласные: беспомощный, искусать, ниспадать, чересчур;

4. Не пишется ь в прилагательных с суффиксом -ск-, образованных от существительных на –ь: зверский – зверь; сибирский – Сибирь, казанский –Казань, скорбный – скорбь, конка – конь;

5. Пишется ь при смягчении корневого твердого [л] перед суффиксами: стульчик – стул, настольный – стол, нахальство – нахал.

Фонетический принцип соблюдается и в различном написании вслед за различным произношением падежных окончаний одной и той же семантики: зверем, но грачом; толстый, но простой.

Дифференцирующее написание – это написание двух слов или форм, которые фонетически совпадают, но имеют разные значения, т.е. являются омофонами:

рос (роса) – роз (роза), стыла – (стыть ) – с тыла (тыл), поджог (сущ.)- поджег (глагол).

История русской орфографии.

Современная русская графика представляет несколько измененную графику старославянского языка, так называемую кириллицу. Старославянская графика была составлена в IX веке в Болгарии братьями Кириллом и Мефодием на основе греческой азбуки и путем частичного использования других алфавитов, в частности древнееврейского.

С Х века старославянская графика стала применяться на Руси при переписывании книг и  создании оригинальных произведений письменности. Теории письма и правил правописания  не существовало. Сохраняя приемы старославянской графики, русские писцы приспособили ее к русскому произношению.

В XII-XIII веках русское письмо освобождается от старославянского влияния и постепенно превращается в самостоятельную систему, сближающую письмо с живой речью.

Опора писцов на произношение привела к изменениям в графике письма. К XIII веку буквы «ъ» и «ь»  заменяются под ударением буквами «о», «е». С XVI века буква «ь»  утрачивает звуковое значение и становится знаком мягкости согласных и разделительным знаком, а буква «ъ» употребляется для обозначения твердых конечных согласных.

С другой стороны, озвончение-оглушение согласных и аканье, появившиеся в фонетической системе языка, не получили широкого отражения в письме.

Положительную роль в установлении единообразного письма имело книгопечатание, возникшее в России в XVI века.  С ним связано раздельное написание слов.

Большое значение имел указ о введении русского гражданского алфавита, изданный в 1708 года Петром I. Это мероприятие выразилось в некотором изменении внешнего вида и состава русского алфавита: были исключены излишние для русской звуковой системы буквы, устранены «титла» (сокращения) и «силы» (ударения). Укреплению графики и орфографии содействовало открытие в 1727 году академической типографии.

Первым, кто поставил вопрос об основе русской орфографии, был Тредиаковский. В трактате «Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой и всем, что принадлежит к сей материи» (1748) он провозглашает фонетический принцип правописания.

М.В. Ломоносов включил рассуждения о правописании в «Российскую грамматику» (1755). Характеристика Ломоносовым теоретических основ орфографии представляет сочетание фонетического принципа правописания с морфологическим. Уделяя внимание традиции в письме, он охватывает широкий круг орфографических вопросов, связанных с грамматикой.

Установлению норм правописания, предложенных Ломоносовым, содействовали труды В. Светова и А.А. Барсова, авторов грамматических работ школьного типа. Они дали краткий свод орфографических правил второй половины XVIII века, реализующих установленный Ломоносовым морфологический принцип правописания.

Окончательное утверждение морфологического принципа правописания связано с изданием «Российской грамматики» Академией наук и «Словаря Академии Российской» (конец XVIII – начало XIX).

Грамматики, составленные в начале и середине XIX века (Востоков, Греч, Давыдов, Буслаев), и выходившие в то время словари не могли устранить орфографический разнобой, который продолжался на протяжении всего XIX века.

Н.А. Карамзин влиял на орфографическую практику (обоснование написаний русских и иноязычных слов, введение буквы ё вместо io).

Важной вехой в истории русской орфографии является капитальный труд академика Я.К. Грота «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне» (1873, 1876, 1885) и его книга «Русское правописание» (1885), представляющая практическое руководство для школы и печати. Труд Грота посвящен истории и теории русского правописания. Правописание, установленное Гротом, было рекомендовано и получило славу академического, однако оно не уничтожило разнобой полностью, не упростило русское правописание. Грот придерживался принципа узаконить традицию и игнорировал движение за упрощение письма (50-60-е годы XIX века).

 

В начале XX века выявляются более широкие общественные задачи орфографической реформы. Реформа правописания 1917-1918 годов значительно упростила и облегчила  письмо, но не затронула многих частных вопросов орфографии, служивших источником разнобоя в практике письма. Это расшатывало общую систему правописания и вызывало затруднения в работе издательств, в школьном преподавании.

С середины 30-х годов  была организована работа по составлению полного свода правил орфографии и пунктуации. Результатом работы явились «Правила русской орфографии и пунктуации», утвержденные в 1956 году. Правила являются обязательными для всех пользующихся письмом, для органов печати, учебных заведений, государственных и общественных организаций, для отдельных граждан.

 К концу XX века «Правила» 1956 года во многом устарели и в настоящее время не отражают складывающихся тенденций в правописании. В Институте русского языка РАН создана специальная комиссия, в задачу которой входит создание нового свода правил орфографии и пунктуации. Периодическая корректировка правил закономерна и вполне естественна, так как отвечает потребностям развивающегося языка и практики его освещения.

Графика.

Графика – часть теории письма, которая определяет, как передаются на письме единицы языка во всех случаях, независимо от того, в каких словах или морфемах они находятся. Элементарная единица письма - буква в ее наиболее типическом, повсеместном для данного языка употреблении. Все множество элементарных единиц письма - букв - составляет алфавит.

К графическим средствам относятся буквы, знаки препинания и различные надстрочные знаки – ударение, точка над ё, дуга над й и в печатных текстах апострофы (знак в виде запятой над строкой, заменяющий пропущенную гласную).

Каждое фонетическое письмо располагает определенным алфавитом(от греческих названий букв – альфа и вита), или азбукой, перечнем букв, расположенных в определенном порядке. Алфавит имеет большое практическое значение, в частности, он предопределяет расположение слов в словарях и справочниках.

Русский алфавит имеет 33 буквы. Большинство из них выступает в двух разновидностях – строчной и прописной (за исключением «ъ» и «ь», которые употребляются только в виде строчных букв).

Отношения между звуками и буквами:

1. Большинство букв в каждый данный момент передает или обозначает один вполне определенный звук;

2. Имеются буквы, не обозначающие никаких звуков;

3. Некоторые буквы способны одновременно обозначать два звука. Это я, е, ё, ю, иногда и;

4. Ряд букв характеризуется потенциальной звуковой многозначностью (ср., например, звучание буквы с в следующих позициях: а) [с] -[са́т], [су́т]; б) [с'], [с'а́ду], [ с'иэлу́]; в) [з], [з'д'э́лът'], г) [з'] -[про́з'бъ]; д) [ш̅], [ш̅ы́т'], е) [ж̅] - [ж̅э́ч']. Однозначными являются только буквы у, ц, ч, ш, й.

В связи с возможностью использования одних букв для обозначения разных звуков, принято различать основные и второстепенные их значения. В основном значении буква выступает тогда, когда соответствующий звук не может быть обозначен никакой другой буквой: дом – все буквы в своих основных значениях, но: воз – в основном значении в и о, во второстепенном –з; главное обозначение звука [а] - в слове май, [ма́į], второстепенное – в словах шары [ шÙры́], щавель [ш̅'иэв'э́л'], садовод [съдÙво́т];главное обозначение звука [з] - в слове зонт [зо́нт], второстепенные значения в словах воз [во́с], грязь [гр'а́с'], изжарить [иж̅а́р'ит'], без шума [б'иэш̅у́мъ].

Следовательно, во второстепенном значении данная буква выступает тогда, когда соответствующий звук может быть обозначен какой – либо другой буквой.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 946; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!