Акустическая классификация звуков.



Акустическая классификация:

1) Даёт характеристику не процессу, а результату;

2) Процесс изменения может измениться;

3) Может дать классификацию гласного и согласного в одной дихтомии;

4) Двучленна.

Акустическая классификация звуков русского языка построена на 9 парных акустических признаках:

1. Вокальность (гласность) – характерен для всех звуков, которые образуются с участием голоса – гласные, сонорные согласные. Невокальность – шумные согласные;

2. Консонантность – при образовании звука образуется затор в ротовой полости, который гасит силу звука – согласные. Неконсонантность – гласные;

3. Высокие – звуки с большой частотой колебаний – гласные переднего ряда, переднеязычные, среднеязычный «й». Низкие – звуки с малой частотой колебания – гласные непереднего ряда, губные и заднеязычные согласные;

4. Компактные – звуки, у которых дна из формант лежит близко к центру речевого спектра (100 гц), а другие не отстают от неё – гласные нижнего подъёма, переднеязычные нёбные, среднеязычные, заднеязычные согласные. Диффузные – или компактность далеко от центра, или показатели далеко друг от друга – гласные верхнего подъёма, губные и зубные согласные;

5. Бимольность (огубленность) – характеристика звуков, в которых присутствуют губные согласные (тут) и огубленность гласных. Небимольность – все остальные;

6. Диезность (палатализированность) – характеристика мягких согласных и закрытых гласных. Недиезность – все остальные;

7. Прерванность – свойственна звукам, при образовании которых ротовая полость хоть на миг полностью закрывается – смычные согласные. Непрерванные – все несмычные согласные и гласные. Характеристика носовых согласных представляет сложность: на спектограммах они не всегда чётко отличаются;

8. Резкость – воздушная струя натыкается на несколько препятствий, образуя завихрения, усиливающиеся при преодолении последующего препятствия. В итоге образуются специфичные обертоны – дополнительные гармоничные звуки, характеризующиеся как резкий: «р», «ч», «ц». Нерезкость – все остальные;

9. Звонкость – вокальные звуки и те, у которых есть хотя бы пониженная степень вокальности – гласные и звонкие согласные. Глухие – шумные глухие согласные.

Слог. Признаки и функции слога.

В произносительном отношении речь распадается на слоги. Артикуляционно дальше они разложиться не могут, поэтому считаются минимальной единицей.

По свидетельствам физиологов и психологов, в тех случаях, когда наблюдается распад плавности речи, он не может идти дальше слогов. Дети свободно бессознательно делят речь на слоги.

Вопреки тому, что практическое членение речи на слоги не представляет трудности, его теоретическое осмысление – сложная проблема, т.к. слог и слогоделение не связаны со смыслом.

Функции слога:

1. Минимальная единица порождения и восприятия речи;

2. Поле реализации ударения;

3. Регулирование дистрибуции (сочетания звуков);

4. Ритмообразование.

Признаки слога:

1. Слог – наименьшая произносительная единица. При речепроизводстве слог выступает как артикуляционный комплекс;

2. Слог – минимальная единица, внутри которого действуют правила артикуляции;

3. Слог – минимальный речевой отрезок, на который приходится нарастание и спад величины воздушного потока (дыхательный импульс). В акустическом сигнале дыхательный импульсу – толчку выдыхаемого воздуха – соответствует восходящая и нисходящая дуга звукового давления – волна звучности.

 

Теории слога.

1. Теория древних греков – слог определяется наличием гласного звука. Эта теория не опровергается. Однако, по Панову в некоторых случаях два гласного могут входить в один слог (пау-за), а сонорный – выполнять слогообразующую функцию (Ива-н-на);

2. Экспираторная (физиологическая) теория – основана на дифференциации выдоха (Стетсон, 19 век). Слог – звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. При речепроизводстве воздушная струя выходит не плавно, а толчками. Каждому толчку соответствует слог. Это доказано экспериментальным путём (свеча). Границей слога является момент самого слабого выдыхания;

3. Теория сонорности (акустическая теория) – слоги определяются дыхательным толчком, но слог образует только тот звук, который имеет определенную звучность. (Сиверс, Свит, конец 19 века). Сторонники этой теории считают слог волной сонорности. Степень звучность можно обозначить цифрами: 4 – гласный, 3 – сонорный согласный, 2 – звонкий шумный согласный, 1 – глухой шумный согласный;

4. Теория имплозии и эксплозии – выведена Фердинандом де Соссюром, Сухотиным переложена на русский язык. Данная теория основана на артикуляционном критерии и методе наблюдения. Звуки делятся на смыкательные (имплозии - >) и  размыкательные ( эксплозии -  <). Слогораздел проходит на стыке разных звуков (><). Сегмент считается эксплозивным, если следующий за ним – более широкий, степень сужения речевого тракта при артикуляции меньше, чем последующая; имплозивным – следующий сегмент более узкий. При сочетании двух согласных первый является смыкательным, второй – размыкательным;

5. Теория мускульного напряжения – различное напряжение мускул при артикуляции (Щерба, Граммон). Ревой поток произносится с последовательным усилением и ослаблением звукового ряда. Часть речевого потока, начинающаяся с усиления и заканчивающаяся ослаблением, называется слог. В вершине слога (центре) – слогообразующий звук, перед ним возможен один или несколько звуков, которые представляют собой непрерывно усиливающуюся цепь. После слоговой фонемы может идти один или несколько звуков, которые представляют непрерывно ослабляющуюся цепь: сильноначальные – куст, сильноконечные – ссора, двуконечные, двувершинные – труппа;

6. Теория открытого слога – на основании экспериментальных данных (Бондарко): предшествующий согласный влияет на гласный значительно сильнее, чем последующий. Это обстоятельство свидетельствует о том, что единственно верным принципом слогоотделения является принцип открытого слога. Звуки должны располагаться по восходящей заканчиваться более звучным.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1298; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!