Комбинаторные изменения согласных.



Комбинаторные изменения связаны с взаимодействием звуков.

1. Ассимиляция – уподобление одного звука другому в пределах слова или словосочетания. Ассимиляция происходит в результате накладки рекурсии предыдущего и экскурсии последующего звука.

Лодка [тк]

Различают следующие виды ассимиляции:

1) по результату

           А) полная – звуки становятся совершенно одинаковыми

отдать [дд], сшить [шш]

           Б) частичная (неполная) – звуки уподобляются только по одному признаку:

сказка [ск], пробка [пк] (оба звука стали глухими).

2) по направлению уподобления

           А) прогрессивная - предыдущий звук влияет на последующий (не характерна).

Б) регрессивная – последующий звук влияет на предыдущий.

3) по положению звуков:

           А) контактная – взаимодействующие звуки находятся рядом.

           Б) неконтактная (дистактная, дистантная) – между взаимодействующими звуками есть другие (не характерна).

4) по признаку

           А) по звонкости: сдача [зд] (согласные озвончаются, т.е. становятся звонкими)

Б) по глухости: сладкий [тк], книжка [шк] (согласные оглушаются)

В) по мягкости – в положении перед мягким согласным твердый согласный нередко заменяется на парный мягкий: стена [ст]

Чаще всего такая ассимиляция происходит в следующих сочетаниях звуков:

[ст] – новость;                             [зд] – везде, разделить;

[сн] – песня, басня;                     [зн] – болезнь, казнь;

[нч] – птенчик, окончание;       нщ – гонщик, женщина и др.

           Г) по ряду гласных: в заимствованиях (закон сингармонизма).

2. Диссимиляция – расподобление артикуляции звуков в пределах слова. Это процесс обратный ассимиляции, т.е. два одинаковых или близких по типу звука расходятся в произношении всё дальше. Диссимиляция выражается в замене одного из двух одинаковых или похожих (по месту образования) звуков другим, менее сходным по артикуляции с тем, который остался без изменений. Встречается несколько реже ассимиляции.

Как фонетическое явление диссимиляция отмечается на разных этапах истории самых разнообразных языков. Диссимилятивные явления могут носить массовый характер, превращаясь со временем в языковой закон, но может ограничиваться отдельными диалектами языка, говорами, или же просто просторечием малообразованной части населения.

Часто встречается, например, замена одного из двух звуков [р] на [л]: в просторечии колидор вм. коридор, дилектор вм. директор, секлетарь вместо секретарь.

коридор –> колидор

р … р –> л … р

Различают следующие виды диссимиляции:

1) по направлению уподобления

           А) прогрессивная - предыдущий звук влияет на последующий:

Лат. februarius –> древнерус. феврарь – совр. февраль

  р...р                          –>                              р...л

Б) регрессивная – последующий звук влияет на предыдущий

коридор –> колидор

р … р –> л … р

2) по положению звуков:

           А) контактная – взаимодействующие звуки находятся рядом:

компот –> конпот

мп –> нп

           Б) неконтактная (дистактная, дистантная) – между взаимодействующими звуками есть другие:

директор –> дилектор

р …...р –> л ….. р

3) по признаку

           А) по месту образования:

бомба –> бонба

мб –> нб

Б) по способу образования:

директор –> дилектор

р …...р –> л ….. р

3. Аккомодация – приспособление соседних разнородных звуков – согласных и гласных. Примером может служить огубление (лабиализация) согласных перед огубленным гласным [о] или [у] в рус. яз.: там – том –тут

4. Протеза – вставка звука в начале слова: осемнадсцать – восемнадцать. Также часта в употреблении йотовая вставка – агнец – ягнёнок. Протезы распространены в диалектной речи.

5. Эпентеза – вставка звука в середине слова. Какаво, радиво. Такие вставки наблюдаются в диалектной речи при зиянии гласных.

6. Диереза – выпадение звука в сложном звуковом сочетании: стн – вестник, здн – праздник, лнц – солнце, вств – здравствуйте, ндск – голландский.

Акустический аспект фонетики. Звуки речи как предмет акустики.

Акустический (физический) аспект фонетики рассматривает звуки как колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи.

Все звуки речи воспринимаются слухом и могут рассматриваться с позиции акустики: высота, сила, тембр.

1. Высота звука определяется частотой колебания воздушных частиц. Чем выше частота колебаний, тем выше звук. Единица частоты – герц. Низкие звуки имеют частоту 400 герц, высокие – 3200 герц.Человеческое ухо воспринимает звуки в диапазоне от 16 до 20 тысяч герц. Звуки ниже 16 герц называются инфразвуками, выше 20 тысяч герц – ультразвуками. У каждого человека своя средняя высота звуков речи. По ней определяется такая характеристика, как баритон (мужской средний), бас (мужской низкий), сопрано (женский высокий), альт (низкий женский или детский), контральто (женский низкий). Изменение высоты звука – основа интонации.

2. Сила – мощность, энергия, которая излучается звуком в единицу времени и определяется амплитудой колебания воздушных частиц. С силой звука связана его громкость. Единица измерения – Децибел. Экспериментально определено, что ударные гласные являются более громкими.

Порог слышимости – 0 Дцб;

Шёпот – 10-20 Дцб;

Обычная речь – 40-60 Дцб;

Шум на улице – 80 Дцб;

Удар грома – 120 Дцб.

3. Тембр – относительная амплитуда всех составляющих звуков. Это индивидуальная характеристика, позволяющая отличить один звук от другого. Звук – сочетание большого количества колебаний, но его можно определить по немногим характеристикам – формантам (составляющие звука, обладающие наибольшей силой).


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 3610; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!