Краткое жизнеописание автора, Шрилы Вриндавана даса Тхакура 51 страница



Господь Чайтанья, всегда внимательный к желаниям Своих преданных, принял весь рис, который Мурари предлагал Ему. На следующий день рано утром Он Сам пришел к Мурари в дом. Мурари все время повторял имя Кришны и, увидя Господа, упал в поклоне, а затем заботливо усадил Его.

Когда Гауранга удобно устроился, Мурари спросил:

- Что привело Тебя ко мне, о Господь?

- Я пришел лечить расстройство желудка.

- А что послужило причиной расстройства, что Ты ел вчера?

- Мой дорогой! И ты не знаешь?! Я съел все, что ты предлагал Мне вчера, все время приговаривая: Ешь, ешь! Ты уже забыл, как бросал рис на пол, но твоя жена может тебе напомнить. Поскольку Я не могу отказаться от твоего угощения, Мне пришлось все съесть, но теперь лечи Меня от несварения желудка. Из-за твоего риса Я потерял всякую способность переваривать пищу. Нет сомнений в причине Моей болезни. Я знаю, что если выпить побольше воды, то станет легче, и поскольку Я заболел от твоего риса, Меня вылечит только вода, которую ты пил.

С этими словами Господь схватил стакан Мурари и залпом проглотил всю воду, которая в нем оставалась. У Него на лице отразилось полное удовольствие, словно Он выпил нектар. Когда Мурари увидел эту безграничную милость и любовь к себе, он без сознания упал на пол. Всех его слуг и родственников охватило божественное веселье. Все было так прекрасно! Господь, экстатическое чувство любви, чистые преданные Господа - всю эту духовную сладость можно вкусить лишь по беспричинной милости Господа Чайтаньи.

Блаженство и милость, которую получили от Господа слуги Мурари Гупты, еще не видел ни один из ученых Надии. Материальное знание, богатство и слава бесполезны, но, став слугой слуги Господа, человек обретет величайшее благословение - любовную преданность Ему. Слуги вайшнава - не случайные люди. Ведические писания называют их наиболее возвышенными душами. Таковы были необыкновенные игры Гауранги с Мурари Гуптой. Господь все время благословлял его, и всякий, кто услышит об этом, вкусит божественную прему.

 

 

* * *

 

В другой раз Господь Чайтанья был в доме Шривасы Пандита, когда неожиданно для всех проявил изначальный облик Верховного Господа, держа в четырех руках раковину, диск, булаву и лотос. Он стал громко звать:

- Гаруда! Гаруда!

И тогда с громким криком в дом Шривасы ворвался Мурари Гупта. Он был в таком глубоком духовном трансе, что не видел ничего кругом.

- Я здесь, о мой Господь, я явился по Твоему зову!

Но Гауранга, словно не видя его, снова позвал Гаруду, и Мурари опять ответил:

- Я здесь, мой Господь, Твой слуга!

- Да, да, ты носишь Меня на спине...

- Да, да, мой Господь! Ты помнишь, как я носил Тебя на райские планеты за деревом париджатой? А в другой раз я носил Тебя в Ванапуру, где разорвал на куски павлина Скандху. И теперь мои плечи снова готовы служить Тебе. Взбирайся на них и приказывай, на какую планету мы отправимся теперь?!

Господь взобрался Мурари на спину под радостное ликование преданных - весь дом Шривасы Тхакура гудел прославлениями Господа. Блаженный Мурари носился по дому со скоростью ветра. Женщины не сводили с него глаз, сопровождая эти игры благоприятными звуками - улю-лю-лю-лю, а преданные, захлебываясь волнами экстатической радости, пели имена Кришны и молились:

- Господи, не дай нам забыть этой картины!

Некоторые в такт хлопали в ладоши или отбивали ритм на бедрах, словно на мриданге, другие с любовью приговаривали:

- Какой у нас удивительный Верховный Господь!

Потом все сливалось в общем хоре:

- Слава Господу и слуге Его Мурари!

Столько удивительных игр было явлено в Навадвипе! Но грешники никогда не увидят их. Верховный Господь недоступен для тех, кто одержим богатством, роскошью, властью и влиянием в обществе, к Нему можно приблизиться лишь благодаря чистому преданному служению. Те удачливые души, которые поклонялись Господу в течение многих жизней, теперь явились на земле как Его друзья и спутники и наблюдали трансцендентные деяния Господа. Преисполненные сострадания, они рассказали о них другим, но грешники и сухие интеллектуалы не поверят этим рассказам. Мурари Гупта был вечным слугой Господа, он нисходил вместе с Ним во всех воплощениях Господа. У этих игр нет начала и нет конца, они лишь проявляются на мгновенье, а потом снова исчезают. Так говорят Веды.

Господь Гаурачандра очнулся от Своего транса и слез с плеч Мурари. Мурари тоже освободился от ощущения Гаруды. Это были сокровенные игры. Собравшиеся вайшнавы прославляли Господа и Мурари, который обрел Его беспричинную милость. По милости Господа Мурари принял участие в удивительных играх Господа, нося Его на своих плечах. Поистине, его преданность Кришне увенчалась успехом. Истории о деяниях Мурари Гупты духовны и бесконечны.

 

* * *

 

Однажды Мурари Гупта, созерцая в своем чистом сердце деяния различных воплощений Верховного Господа, подумал: Я не в силах осознать трансцендентного величия Господа, почему Он делает то или иное. Иногда Он покровительствует, а иногда наказывает. И пока Господь и Его вечные спутники здесь, рядом, я буду думать об этом и обрету благо. Например, Господь победил Равану и весь его род, чтобы вернуть Свою Ситадеви, но потом отверг Ее. Какая логика в таком поступке? А в другом воплощении Он допустил гибель династии Яду - Своих дорогих друзей и родственников. Пока Господь здесь, я тоже должен подготовиться оставить тело, это подходящий момент! Да-да, пока Господь здесь.

И Мурари, под влиянием таких причудливых идей, принес откуда-то острую пилу и спрятал ее у себя дома, бормоча про себя: Ночью я с удовольствием избавлюсь от этого тела. Тем временем, Господь Вишвамбхара, пребывая в сердце каждого как Сверхдуша, знал обо всех намерениях Мурари и неожиданно появился у него в доме. Мурари почтительно предложил Ему войти, прочитал молитвы Его лотосным стопам и предложил сесть. Гауранга сел и стал рассказывать о трансцендентных деяниях Господа Кришны. Мурари слушал Его с нескрываемым удовольствием, не говоря ни слова.

- Мурари, у Меня есть к тебе одна просьба, - сказал вдруг Гауранга.

- О Господь, это тело и душа принадлежат Тебе! - ответил Мурари.

- Это правда?

- Конечно, мой Господь.

И Господь прошептал Мурари на ухо:

- Тогда принеси Мне пилу, которую ты спрятал дома, чтобы расстаться с жизнью. Принеси сейчас же!

У Мурари вырвался невольный возглас разочарования:

- Боже! Кто сказал Тебе эту ложь?

- Мурари, Я вижу, ты очень наивен, раз думаешь, что кто-то сообщил Мне об этом. Я знаю, даже кто сделал эту пилу, и где она у тебя хранится.

Для всеведущего Верховного Господа нет ничего неведомого. Он обошел дом и достал пилу.

- Мурари, заметь, как ты ведешь себя со Мной! Чем Я тебя обидел, что ты решил покинуть Меня и уйти? Если ты уйдешь, кто разделит со Мной Мои игры? Откуда у тебя в голове взялись такие мысли? Я прошу тебя, Мурари, ты должен Мне пообещать, что бросишь все свои капризы и сумасбродные идеи.

Господь Чайтанья обнял Мурари Гупту, а потом взял его руку и положил Себе на голову.

- Уж лучше ты съешь Мою голову, покончи с Моей головой, если опять захочешь умереть!

Мурари тут же упал перед Господом и слезами любви омыл Его лотосные стопы, но Гауранга поднял его и прижал к груди, тоже плача от любви к Своему чистому преданному.

Милость Господа к Мурари неизмерима, даже Лакшмидеви и Господь Брахма, Господь Ананта, Господь Шива и другие полубоги мечтают о таком благословении. Эти полубоги неотличны от Верховного Господа Чайтаньи, и Веды объясняют это абсолютное единство. Господь Чайтанья проявляется Господом Анантой-Шешей, чтобы поддержать материальное творение, а затем проявляет Себя Господом Брахмой, чтобы сотворить эту вселенную. Разрушение материального космоса осуществляется другой Его экспансией - Господом Шивой. Как Господь Шеша, Он прославляет Свои безграничные игры. Все эти полубоги служат лотосным стопам Господа Чайтаньи и неотличны от Него, являясь частью целого. Могущество святого имени Господа Чайтаньи столь велико, что даже птица, повторяя Его святое имя, возвысится до духовной обители Господа. Если санньяси, каким бы отреченным и знающим ни был, не примет послания Господа Чайтаньи, он проведет в глубоком невежестве много жизней. Такие люди, в действительности, разбойники в одежде монахов, и их удел - падение. Веды называют таких санньяси злобными.

 

Падма Пурана говорит, что бесстыдство и ложь грешника лучше, потому что он один катится в глубины разврата. Но грешник в одежде святого тянет во тьму ада толпы своих последователей. Господь Чайтанья милостиво являл Свои трансцендентные игры в Навадвипе, но неудачники не могли поверить или понять их. Эти игры доступны лишь тем, кто хранит в сердце любовь к лотосным стопам Господа Чайтаньи.

Наконец Господь Чайтанья успокоил Мурари Гупту и, довольный, вернулся домой. Так Мурари наслаждался играми и общением с Гаурангой. В действительности невозможно до конца описать, насколько ему повезло.

 

 

* * *

 

- О Мурари, - сказал как-то Господь, - Я знаю, ты любишь Меня. Но лучше служи Парабрахману, явившемуся в человеческом облике. Его тело цвета драгоценного камня индрани (синий сапфир), Он стоит в необыкновенно привлекательной позе трилинга и держит в руке Свою флейту. Поклоняйся Шримати Радхарани, золотистой дочери царя Вришабхану. Радхарани - изначальная энергия Господа, и сияние, исходящее от Нее, затмевает цвет горачана (ярко-желтый). Занимай себя в служении гопи, и ты обретешь сына Нанды. В чинтамани-бхуми, Вриндаване, Он восседает на троне из драгоценных камней, который стоит на таком же драгоценном основании, а вокруг Него шелестят деревья желаний, калпа-врикши. Неподалеку пасутся коровы сурабхи, которые исполняют все желания. Сверкающее сияние, исходящее от Его трансцендентного тела, называют бесформенным Брахманом. Узнай эти сладкие истины о Кришне!

Собравшиеся преданные утопали в трансцендентной радости, слушая Гаурангу. Молитвенно сложа руки, Мурари попросил:

- Мой Господь, Я хочу увидеть Тебя в облике Рагхунатхи!

И Гауранга второй раз явил дорогому Его сердцу Мурари трансцендентный облик Шри Рагхунатхи, тело которого чудесного цвета свежей зеленой травы. Его окружали Ситадеви, Лакшман, Бхарата и Шатругна. Мурари катался по земле от величайшего изумления и восторга. Благословляя Мурари, Господь коснулся его лотосной стопой, и Мурари успокоился.

- Ты всегда будешь полон любви к Богу каждой клеточкой своего тела, Мурари, - произнес Гауранга, - ты Мой вечный спутник, а Я твой возлюбленный Господь!

 

 

Глава 28

СЛАВА ШРИВАСЫ ПАНДИТА

Господь Вишвамбхара, Верховный герой Вайкунтхи, снизошел в этот мир явить Свои игры, увеличивая и без того безграничную радость Своих преданных. Господь Нитьянанда, Его ближайший спутник и старший брат, всегда был рядом, наслаждаясь с Вишвамбхарой и Его преданными трансцендентным нектаром.Как-то раз Они вместе вышли на прогулку - Гауранге захотелось навестить Махешвару Вишараду, который жил около плотины на Ганге. Рядом с плотиной стоял дом Девананды Пандита, возглавлявшего школу ортодоксальных брахманов, считавших освобождение высшей целью жизни. С детства Девананда отличался образованностью и отреченностью от материальной жизни и тоже обучал своих учеников по Шримад-Бхагаватам, но к несчастью Девананда был лишен и искры преданности. Люди хвалили его как искусного чтеца "Шримад-Бхагаватам", но сам Девананда не понимал сути этого великого писания, потому что сердце его еще не пробудилось для любви к Богу. И все же он сознавал величие Шримад-Бхагаватам, потому читал его, пусть и чуждый преданному служению. Только Кришна знал, какие оскорбления послужили причиной такой неудачи.

Неведомым совпадением Господь и Его спутники проходили мимо дома Девананды как раз в то время, когда он давал лекцию по Шримад-Бхагаватам. Господь Вишвамбхара, Сверхдуша в сердце каждого, Абсолютный Всеведущий Верховный Господь, нечаянно услышал толкования Девананды, в которых он даже не упоминал о преданном служении.

- Что говорит этот глупец?! - воскликнул взбешенный Господь. - Он ничего не смыслит в Шримад-Бхагаватам! Кто позволил ему читать это писание? Шримад-Бхагаватам - это литературное воплощение Господа Кришны, его конечная цель - преданное служение Верховному Господу. Веды говорят, что Бхагаватам, яснее чем любое другое писание утверждает необходимость любовных отношений со Всевышним. Четыре Веды подобны горшку с йогуртом. Когда йогурт сбивают, он превращается в вкуснейшую сметану, которая и есть Шримад-Бхагаватам. Йогурт этот взбивает Шрила Шукадева Госвами и дает им насладиться Парикшиту Махарадже. Шукадева Госвами очень дорог Мне, он до конца владеет эзотерическими истинами Бхагаватам, который в совершенстве описывает Верховное положение Абсолюта и трансцендентную природу Верховной личности Бога. Всякий, кто проведет различие между Мной, Моими чистыми преданными и Шримад-Бхагаватам, впадет в заблуждение.

Хотя Господь говорил это в гневе, собравшиеся вайшнавы с великой радостью слушали Его.

- Этот глупец ничего не знает о Бхагаватам, - продолжал Он. - В поте лица он объясняет это величайшее из писаний, не упоминая о преданном служении! Сегодня Я разорву на куски его книгу!

Разгневанный Господь Вишвамбхара бросился исполнить Свое намерение, но вайшнавы обступили Его плотным кольцом и стали отговаривать.

Шримад-Бхагаватам во многих ведических писаниях прославляется как самое возвышенное теософское писание - эзотерические истины, содержащиеся в этой великой книге, не доступны мирским ученым и материалистам. Даже претендуя на полное понимание Шримад-Бхагаватам, они не в силах постичь его суть. Шримад-Бхагаватампровозглашает глубочайшие духовные истины о Всевышнем. Преданное служение Верховному Господу составляет его конечную цель, и это раскрывается лишь взору удачливых преданных.

Девананда Пандит был большим эрудитом, и не каждый мог сравниться с ним. Однако смысл Шримад-Бхагаватам оставался для него сокрыт так же, как и для его учеников, поэтому вместе со своим учителем они заслуживали наказания бога смерти Ямараджи. Даже профессор, обучая Шримад-Бхагаватам, вводит своих слушателей в заблуждение, если в его сердце нет любви к Верховному Господу, конечному прибежищу всего творения.

Продолжая прогулку, Господь со Своими друзьями вышел на окраину города, где стояло питейное заведение. Почувствовав запах спиртного, Он вспомнил Варуни, медовый хмельной напиток, который очень любит Господь Баларама. Этот запах так взволновал Господа Чайтанью, что Он почувствовал Себя Господом Баларамой. В глубоком трансе Он повелел Шривасе Пандиту:

- Зайдем туда!

Но Шриваса не двигался с места. Гауранга не понимал его и настаивал, и тогда Шриваса упал Ему в ноги, умоляя не заходить.

- Ты что думаешь, Я ограничен какими-то приличиями?!

Но Шриваса Пандит продолжал отговаривать Господа от такого безрассудного поступка:

- Ты вселенский Отец и совершенный пример. Если Ты будешь нарушать законы нравственности, кто же будет поддерживать их? Невежды осудят Тебя, чем обрекут себя на страдания до конца своих дней. Ты символ вечной религии, кому дано понять Твои игры?! Если Ты и теперь настаиваешь войти в эту пивную, я брошусь в Гангу!

Господь никогда не пренебрегал словами Своих преданных - обещание Шривасы броситься в Гангу стало выводить из транса. Он милостиво улыбнулся ему в ответ.

- Я не хочу поступать против твоей воли и не буду заходить.

Постепенно Он полностью освободился от ощущения Господа Баларамы, и они продолжили прогулку.

Но завсегдатаи пивной уже заметили Нимаи, они очень повеселели и стали громко звать Его: Хари! Хари!

- Да, Нимаи Пандит хороший уважаемый человек! - важно сказал один из них. - Мне так нравится, как Он поет и танцует!

Его приятели, пошатываясь, встали из-за стола и, похлопывая в ладоши, начали скакать на одной ноге. Кто-то даже попытался выйти на улицу, чтобы увидеть Нимаи. Пьяницы усердно трудились, громко воспевая: Хари бол! Хари бол! Джая Нараяна!- и танцевали. Скоро пивная превратилась в арену громкого и радостного киртана. Так всегда бывает при встрече с Господом Вишну или Его чистыми преданными, вайшнавами. Господь был очень доволен этими грешниками, потому что они от души пели святое имя. Шриваса Пандит даже заплакал от счастья, видя могущество святого имени Господа.

Пьяницы были счастливы видеть Господа Чайтанью, а завистливые люди искали в Нем ошибки и недостатки. Кто не получает удовольствия, слушая о славе Верховного Господа, никогда не познает радости ни в этой жизни, ни в следующей. Так пусть прославятся те, кто взирает на Верховного Господа с верой, будь они даже пьяницами!

Господь Гауранга благословил их взглядом и вместе со Своими преданными продолжил прогулку по берегу Ганги.

Неожиданно Шри Вишвамбхара увидел ученого Девананду Пандита, который задумавшись о чем-то своем, шел им навстречу, и сразу почувствовал, как в душе у Него закипает гнев. Гауранга тут же вспомнил, как Девананда недавно толковал Шримад-Бхагаватам, и более того - как он некогда совершил печальное оскорбление Шривасы Пандита.

Это случилось в те времена, когда Господь Вишвамбхара - юный мальчик, знаменитый ученый - еще не проявлял Своих игр санкиртаны. Никого не волновали тогда любовные отношения с Господом, все были заняты мирскими интересами, и преданные все время пребывали в унынии. Хотя некоторые ученые пандиты декламировали Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-Гиту, ни лекторы, ни их аудитория не обращали внимания на духовное содержание текста. И Девананда Пандит был одним из таких чтецов. Люди уважали его за обширные познания и мягкость обращения. Девананда всегда читал Бхагаватами строго соблюдал целибат, словно санньяси.

Однажды, когда Девананда со своими учениками вел занятие по Бхагаватам, к ним подсел Шриваса Пандит, который жаждал услышать трансцендентные звуки Бхагаватам. Каждый слог Бхагаватамнасыщен нектаром любви к Богу, и когда эти звуки входили в уши Шривасы Пандита, его сердце таяло от любовного экстаза. Он стал плакать и глубоко вздыхать, мешая остальным.

- Как надоел нам этот человек! Мы не можем учиться в такой обстановке, это лишь бесполезная трата времени! - возмутились чванливые юноши.

Шриваса Пандит был очень дорог Господу Гаурачандре. Величайший вайшнав, способный освободить весь мир, он не понимал никаких других толкований, и по щекам его потоками лились слезы любви. Раздраженные ученики пошептались между собой и вытолкали Шривасу Пандита за дверь. Девананда не проронил ни слова, чтобы остановить их. Если учитель лишен преданности, откуда ученикам обрести прозрение? Очнувшись от экстатического транса, Шриваса вернулся домой, но сердце его ныло от тоски. Господь Вишвамбхара, Сверхдуша в сердце каждого, знал все его горестные мысли.

Когда на этот раз Господь Вишвамбхара увидел приближающегося Девананду Пандита, этот эпизод всплыл у Него в памяти, и Гауранга сердито остановил его:

- Ты Девананда! Я слышал, ты читаешь Шримад-Бхагаватам?! Однажды преданный по имени Шриваса Пандит зашел к тебе послушать лекцию, но твои ученики выволокли его вон, пока он был погружен в игры Кришны. Чем он оскорбил вас? Человек, движимый духовными чувствами, плачет, слушая Бхагаватам, потому что понимает сладость любовных отношений с Кришной. Разве он достоин презрения, достоин быть выброшенным за дверь? Ты и твои глупые ученики дурно обошлись с преданным, встречи с которым ищет сама Гангадеви. Может быть, ты учитель Бхагаватам, но в тебе нет и капли благочестия, необходимого, чтобы понять его истинную суть. Только сытый дружески расположен ко всем. Что же касается тебя, хоть ты и обучаешь Бхагаватам, сам ты не можешь насладиться его божественным нектаром, который дарует человеку безграничное счастье!


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!