Лекция 1. Теория и методика обучения биологии как наука и как учебный предмет



Методика преподавания художественных и проектных дисциплин» Тема 1. «Предмет и задачи методики обучения изобразительному искусству» Цель и задачи методики обучения изобразительному искусству. Взаимосвязь с дисциплинами направления. Содержание программы курса. Социальная природа развития художественного образования. Дифференцированные подходы в художественном образовании. Межпредметные связи уроков изобразительного искусства. Научные основы и социальная природа развития художественного образования. Информационный обзор научной и учебно-методической литературы по дисциплине. Зарубежные методы преподавания рисования. Методы обучения рисованию в России. Методы обучения рисованию в отечественной школе (А.П. Сапожников, Г.А. Гипптус, П.П. Чистяков, Н.Д. Кардовский и др.) (Шванова) Тема 2.«Федеральный государственный стандарт образовательной области «Искусство». Нормативные документы, регулирующие процесс обучения изобразительному искусству. Понятие о структурной модели обучения учащихся образовательной области «Искусство» образовательных учреждений всех типов. Введение и реализация ФГОС по изобразительному искусству. Федеральный государственный образовательный стандарт «Изобразительное искусство».   Тема 3.«Программы по изобразительному искусству и дизайну». Структура рабочей программы и ее разделы. Изобразительное искусство (В.С. Кузин и др.). Изобразительное искусство (М.С. Сокольникова). Изобразительное искусство и художественный труд (Б.М. Неменский и др.). Изобразительное искусство и художественный труд (Т.Я. Шпикалова и др.). Основы дизайна (В.С. Кузин). Содержание и структура программ по изобразительному искусству. Обзор учебно-методических комплектов по изобразительному искусству и дизайну. Тема 4. «Методика рисования с натуры, по памяти и по представлению». Система примерных учебных заданий на уроках изобразительного искусства. Основы цветоведения; рисование с натуры предметов простой и сложной формы. Примерная схема урока рисования с натуры. Основные объекты уроков по изображению родной природы и предметов быта, природа и её обитатели, элементы растительного и животного мира, предметы быта и орудия труда, связанные с древним и современным образом жизни и деятельности и т.п. Компоненты методики преподавания, которые необходимы для организации гармоничных уроков рисования с натуры по изображению родной природы и предметов быта.   Тема 5 «Методика декоративного рисования». Условия организации эстетического восприятия и познания произведений народного и декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с народным и декоративно-прикладным искусством на уроках декоративного рисования. Художественно-творческие задачи трёх типов (повтор, вариации, импровизации). Орнамент. Дымковская игрушка. Хохломская роспись. Городецкая роспись. Гжельская керамика. Русская матрешка. Орнамент народной вышивки. Эстетика народного костюма. Художественное ткачество. Художественные средства выразительности в женской одежде. Педагогические условия, способствующих гармоническому обучению и воспитанию школьников на уроках по изучению украшения одежды, изделий труда, жилища.   Тема 6. «Методика тематического рисования. Методика проведения бесед о произведениях искусства и красоте, окружающей человека». Основные этапы создания изобразительной работы. Схема урока по иллюстрированию сказок. Условия эффективного проведения уроков по иллюстрированию сказок и других литературных произведений. Беседы об изобразительном искусстве. Схема проведения эстетического анализа произведений изобразительного искусства. Группы тем, по которым можно проводить беседы об изобразительном искусстве. Тема 7. «Методика обучения основам проектной деятельности». Основы композиции в проекте. Роль макета в творческом процессе проектирования изделий. Функции, виды, материалы. Основы дизайнерского проектирования предметной среды. Эргономика. Художественно- конструктивный проект. Дизайн интерьера и открытого пространства. Дизайн костюма. Дизайн интерьера и открытого пространства. Организация бытового пространства. Интерьер. Тема 8 «Дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству и дизайнерским проектам». Классификация дидактических принципов методики обучения изобразительному искусству и дизайну в школе. Принцип воспитывающего обучения. Принцип научности. Принцип наглядности. Принцип активности и сознательности обучения. Принцип систематичности и последовательности обучения. Принцип доступности и посильности обучения. Тема 9. «Планирование деятельности учителя изобразительного искусства и дизайна». Педагогическое руководство учебным процессом по изобразительному искусству и дизайну в школе. Учебно-методическое обоснование выбора предметов для натурных постановок. Методика организации уроков по рисованию на темы; по декоративному рисованию; уроков-бесед об изобразительном искусстве. Виды планирования. Конкретизация задач, содержания, форм и методов обучения, воспитания и развития школьников. Основы текущего планирования. Подготовка учителя к занятию, разработка календарно-тематического плана. Тема 10.«Урок - основная форма организации процесса обучения учащихся». (1) Понятие урока изобразительного искусства и дизайна. Типы и структура урока. Виды деятельности учащихся на уроке. Подготовка учителя к уроку. Разработка структуры урока. Требования к плану-конспекту урока. Технологическая карта   Тема 10.«Урок - основная форма организации процесса обучения учащихся». (2) Требования к подбору дидактического материала к урокам изобразительного искусства. Психолого-педагогические условия обучения изобразительному искусству. Психология обучения изобразительному искусству. Психология художественного творчества. Л.С. Выготский, А.В Петровский, Б.М. Неменский, А.К. Маркова, В.М. Мухина и др. Учет возрастных особенностей обучения изобразительному искусству. Развитие творческих способностей учащихся в образовательном п оцессе.  Тема 11. «Оценка достижений учащихся в области изобразительного искусства и дизайна».(1) Критерии оценки художественной деятельности детей. Экспериментальные методы исследования художественно-творческой деятельности детей: метод срезов, тесты. Особенности фронтальной, индивидуальной и групповой проверки. Взаимопроверка знаний учащихся. Включение элементов соревнования в систему проверки. Игровая проверка, типы игр (ролевые, сюжетные, игры-упражнения и др.). Критерии оценивания декоративной композиции; рисунка на заданную тему; рисунка, выполненного с натуры. Критерии оценки рисунка: -оценивается композиция; -характер формы предмета, построение; -перспектива; -передача объема; -владение техникой; -общее впечатление от работы. Общие критерии всех видов рисования (самостоятельность, способ выполнения, эмоциональное, эстетическое отношение к процессу рисования).  Тема 11. «Оценка достижений учащихся в области изобразительного искусства и дизайна».(2) Рисование с натуры. Композиция. Пропорции. Конструктивное строение объектов. Передача перспективного сокращения. Передача цвета. Передача объема при помощи светотеневого моделирования предмета и воздушной перспективы. Рисование по теме и иллюстрирование. Композиционное решение темы. Изображение пространства (законы перспективы). Конструктивное строение объектов. Пропорции. Цвет. Передача объема. Декоративное рисование. Композиционное решение орнамента (узора). Умение стилизовать растительные и животные формы. Умение стилизовать реальный цвет объектов. Умение использовать симметрию и ритм.  Тема 12.«Классификации методов обучения изобразительному искусству и проектной деятельности». (1) Изучение классификаций методов обучения. Методы по источнику получения знаний (словесные, наглядные, практические); характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские); логике передачи и восприятия информации (индуктивные, дедуктивные); степени управления учебной работой (учебная работа под руководством учителя, самостоятельная работа); способам стимулирования (убеждения, требование, упражнение, поощрение, порицание); способам контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, зачеты, экзамены, контрольные работы и др.).  Тема 12.«Классификации методов обучения изобразительному искусству и проектной деятельности». (2) Имитационные и неимитационные.методы. Дискуссия. Дидактические и ролевые игры. Методы проблемного изложения. Частично-поисковый метод. Эвристический и исследовательский методы. Метод самостоятельной работы. Творческий проект. Составление опорного конспекта. Тема 13.«Планирование деятельности учителя изобразительного искусства и дизайна». (1) Изучение видов планирования и педагогического руководства учебным процессом по изобразительному искусству и дизайну в школе. Учебно-методическое обоснование выбора предметов для натурных постановок. Методика организации уроков по рисованию на темы; по декоративному рисованию; уроков-бесед об изобразительном искусстве. Виды планирования. Конкретизация задач, содержания, форм и методов обучения, воспитания и развития школьников. Основы текущего планирования. Подготовка учителя к занятию. Разработка календарно-тематического плана на примере раздела программы. Тема 13.«Планирование деятельности учителя изобразительного искусства и дизайна». (2) Методика организации уроков по рисованию на темы; по декоративному рисованию; уроков-бесед об изобразительном искусстве. Виды планирования. Конкретизация задач, содержания, форм и методов обучения, воспитания и развития школьников. Метод самостоятельной работы. Творческий проект. Составление опорного конспекта. Тема 14. «Кабинет изобразительного искусства». Изучение оборудования кабинета изобразительного искусства и дизайна, оформление и материально-техническая база. Паспорт кабинета изобразительного искусства. Требования, предъявляемые к кабинету изобразительного искусства. Дидактическое обеспечение. Наглядный материал (натурный фонд из предметов быта для натюрмортов, гипсовые пособия, модели, макеты). Раздаточный материал по темам уроков (наборы открыток, карточек-заданий). Санитарно-гигиенические требования и техника безопасности на уроках изобразительного искусства. Характеристика различных, многовариантных технических средств и приемов «Музейное дело» Тема 1. Музееведение как научная дисциплина. Термин «музеология». Подходы к музееведению по словацкому исследователю З.Странскому. Трактовка музееведения по чешскому учёному И. Неуступному. Тема 2. Объект, предмет и метод музееведения. Институционный, предметный комплексный подходы к пониманию предмета музееведения. Специфические методы исследования музееведения. Тема 3. Структура музееведения. Исторические, теоретические, прикладные элементы музееведения. Музейное источниковедение. Тема 4. Музееведение в системе наук. Музееведение в системе междисциплинарных наук. Музееведение и общественные науки. Тема 5. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки, коллекции и коллекционеры эпохи эллинизма. Частные собрания Древнего Рима. Тема 6. Коллекционирование в эпоху средневековья. Храмы и сокровищницы. Светские сокровищницы и частное коллекционирование. История возникновения коллекционирования в странах Востока. Тема 7. Исторические предпосылки возникновения музееведения. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения. Ренессансные экспозиции: проблема терминологии. Студило. Антиквариат. Галерея Уффици. Кунсткамеры. Тема 8. Западноевропейские музеи в XVIII веке. Идеология просветителей и коллекция публичного музея. Музеи Англии. Картинные галереи Германии и Австрии. Музеи Италии. Музеи Франции. Тема 9. Возникновение российских музеев. Кабинеты и галереи конца XVI – первой четвертине XVI века. Петербургская кунсткамера. Императорский музей Эрмитаж. Тема 10. Развитие европейских музеев в XIX - начале XX в. Наполеоновские военные и музейное строительство. Пинакотека Брера. Рейксмузеум. Прадо. Музеи в Берлине. Музеи национальной истории и культуры. Тема 11. Особенности возникновения и развития музеев в странах Америки, Австралии, Азии и Африки. Музейное строительство на Американском континенте, музеи Австралии: Сидней, местные музеи. Африканские музеи В Кейптауне, Булавайо, Солсбери, Дакаре, Музеи Индии, Турции. Тема 12. Музеи мира в XX в. Музейное строительство в послеоктябрьской России. Сохранение культурного наследия. Музей в тоталитарном обществе. Тема 13. Музей как социокультурный институт. Свойства, музейного предмета: информативность, аттрактивность, экспрессивность, репрезентативность. Тема 14. Социальные функции музея, классификация музеев. Социальные функции музеи классификация: исторические, художественные, нужно-исследовательские музеи.  Тема 15. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях. Научные исследования, музееведческие исследования, исследования в области комплектования фондов, хранения и охраны. Тема 16. Научная организация музейных фондов. Основной фонд. Научно-вспомогательный фонд, фонд временного хранения, обменный фонд, экспозиционный фонд. Тема 17. Научная организация музейных фондов. Основной фонд. Научно-вспомогательный фонд, фонд времен-ного хранения, обменный фонд, экспозиционный фонд. Тема 18. Основные формы культурно-образовательной деятельности музеев. Экскурсии. Лекции. Клубы. Консультации. Кружки. «История религий» Тема 1. Религия как социально-культурное явление Понятие и происхождение термина религия. Понятие «естественной религии». Отношение религии, науки и философии, а так же дистанция понятий вера и религия. Функциональные, феноменологические, антропологические и сущностные определения религии; определение религии с точки зрения ее структуры, здесь так же структурные компоненты религии.   Тема 2. Происхождение и эволюция религии. Ранние формы религиозного восприятия. Распределенность религиозного обобщения как основа различимости первобытных культов, национальных и мировых религиозных систем. Понятие родоплеменных религий, соответствие становления первобытного общества в его социальных стадиях и археологических периодах. Спецификат мышления первобытного человека и синкретизм как условие реализации деятельностной сферы первобытного общества. Концепция прамонотеизма и современные теории возникновения религии. Понятие мифа и специфика мифологического построения; понятие «бинарных оппозиций» (К. Леви-Строс) как особенность первобытного мышления в мифологических описаниях. Общие черты построения антропо- и космогонической мифологии. Магия как основная форма отношения к действительности и понятие ритуала. Методы и цели магического воздействия, мантика, а так же специфика магического восприятия. Шаманство: отличительные признаки, инициация и атрибутивная определенность; фетишизм, тотемизм и анимизм как первые религиозные формы. Тема 3. Древневосточные религиозные типы. Общее описание древневосточных религиозных практик и учений: особенности древневосточного мышления и мировоззренческих установок. Возникновение древнеегипетской религиозной системы: культ Нила и культ царя. Зооморфные культы древнеегипетских областей и космогонические системы Египта: мемфисская, гермопольская и гелиопольская; значение заупокойного культа и его мифологическое обоснование. Восприятие бессмертия как фактор изменения религиозной системы в истории древнего Египта: эпоха старого, среднего и нового царств. «Книга мертвых» как религиозное и культурное событие. Религиозная реформа Аменхотепа IV, восстановление культа Амон-Ра и усиление культа Тота. Магическое восприятие мира в древнеегипетском суждении, древнеегипетский политеизм как элемент национальной культуры. «Религии Китая» как «Три учения» (Сань цзяо): общие черты религиозного восприятия и мировоззренческой установки древнего Китая. Формирование китайского этнокультурного субстрата и определении первых религиозных практик. Понятие «государственной религии»: начальный этап (пиромантия и мантика в целом) и поздеиньский период (культ ванна и жреческая культура). Культ предков и официальный пантеон: Шан-ди и персонификация явлений природы. Появление культа Неба и концепция «небесного мандата». Практика титулирования божественных персонажей. Космологические представления Древнего Китая: мифологические представления о пятичленной модели мира, учение об Инь-Ян, миф о Пань-Гу, «когорта трех великих первопредков» и антропогонические сказания. Реставрационный характер размышления древнего Китая: конфуцианство и даосизм. Учение конфуцианства об идеале личности («благородный муж») и морально-этические регламентации. Культ Конфуция и его развитие и специфические черты. Даосское учение о духовном совершенстве личности и образ Лао-цзы. Религиозное направление даосизма (даосские алхимические школы): цели и практики. Популярные верования древнего Китая как доминанта религиозной жизни имперского общества. Тема 4. Иудаизм Происхождение термина «иудаизм» и связь религиозной системы иудаизма с происхождение еврейского народа. Основные принципы вероучения и синайские заповеди. Периодизация иудаизма: библейский, талмудческий, раввинистический и реформистский периоды – и их описание в ближайшей связи с учением и первоисточниками (Тора и ТаНаХ, Талмуд). Основы культово-обрядовой деятельности иудаизма и его символы, обряды жизненного цикла и схема иудейских празднеств. Элементы иудейской философии: основные вопросы религиозных рассуждений Филона Александрийского, Саадии Бен Иосифа, Ибн Габироля и Иегуды Галеви. Средневековая иудейская философия и «Море невухим» Моисея Маймонида (Рамбама), 13 принципов веры иудеев и философский поход к изучению Торы и талмуда. Каббала как мистическое учение иудаизма: основные принципы и вопросы. Направления иудаизма: хасидизм и митнагдимы, реформизм, консервативный иудаизм, ортодоксальный иудаизм. Распространение иудаизма в России. Тема 5. Христианство Раннее христианство. Этимология и значение термина. Социальный кризис и религиозная жизнь Римского государства на рубеже I в. до н.э. и I в. н.э.; распространение восточных религиозных культов и почитание «гения» императора, эсхатологический характер новых религиозных практик: митраизм и основные идеи «кумраинской общины». Влияние на формирование христианского учения в работах Сенеки («Утешения», «О5 счастливой жизни», «О досуге» и др.). Раннехристианская литература: проблема интерпретации в выведении единой семантической структуры – и определение свода канонических произведений. Образование церковной иерархии и формирование монашества. Отношение раннехристианской церкви к античной традиции и выведение специфического отношения к понятиям «Бог», «бытие», «благо», «свобода» и т.д. – проблема праведных и еретических источников. Эпоха Вселенских соборов: основные вопросы рассмотрения Никейского, Константинопольского, Эфесского и Халкидонского Вселенских соборов – как формирование единого христианского учения. Церковный раскол и становление восточной и западной ветвей христианства: проблема «филиокве» и разграничение терминов самосознания конфессий.  Православная ветвь христианства: основы вероучения и никеоградский символ веры. Автокефальные церкви и церковная иерархия. Православные таинства. Культ святых и православные празднества. Основные этапы становления православия в России: от принятия христианства до русской автрокефалии, укрепление и развитие православия в России XV-XVII вв., реформы Никона, Синодальный период, февральская революция 1917г. и поместный московский собор, история православной церкви ХХ в.. Основные вопросы православного философского рассуждения и специфика русского религиозно-философского самосознания. Русское религиозное разномыслие (православное сектанство: христоверы, секта скопцов, духоборцы, молоканство и др.).   Католицизм и его организация (Ватикан и папство). Основы догматического учения католической ветви и развитие католической религиозной философии: основные вопросы и проблематика. Идея паломничества и культовые практики католичества. Развитие монашества и монашеского ордена. монашеские ордена. Основные события истории католицизма. Католическая церковь в России. Особенность протестантизма. Реформация как становление основ протестантистского направления в христианстве. Предпосылки реформации и ее предшественники: деятельность Дж. Уиклифа, Я. Гуса и М. Лютера. Дискуссии Лютера и папства, основные идеи и содержание «95-ти тезисов» как нравственного протеста. «Аугсбургское исповедание веры» и утверждение лютеранской догматики в части европейских стран. Изменения лютеранского учения Ж. Кальвином и завершение реформационного движения. Исторические, политические, социальные и культурные аспекты протестантизма. Основные протестантские направления: лютеранство, кальтвинизм, англиканство, – поздний протестантизм: методизм, баптизм, адвентизм и др. – специфика и общие черты. Основы протестантской философской мысли: проблематика и понятия. Развитие протестантизма в России Тема 6. Ислам Общественно-исторические условия возникновения ислама, его идейные истоки. Деятельность и личность пророка Мухаммада. Источники исламского вероучения: Коран, сунна и шариат – основы вероучения. Идея и развитие мусульманского права. Основные направления и школы ислама: суннизм и шиизм. Различие социально-политических ориентаций мусульманских организаций. Ритуальные практики ислама. Ислам в России. Тема 7. Буддизм. Истоки буддизма и ведическо-брахмаистская религиозная система. Будда, дхарма и сангха – «три драгоценности» буддизма. Образ Будды и личность Сиддхатхи Гаутамы. Сангха и духовное развитие буддйского монашества. «Четыре благородные истины» и «бенарессская проповедь» как символ веры буддизма – их содержание и значение. Основы буддийского вероучения: благородные истины, дхарма, идеал нирваны, кальпа; «Трипитака». Основные идеи буддийской философии: школы Вайбхошика, мадхьямака, виджнянавады. Основные направления буддизма: махаяна и хинаяна, ваджраяна (тантризм). Развитие буддизма в Китае: деятельность Кашьяпа Матанга; «элитарный», «светский» и «простонародный» буддизм; изменение древнекитайской мифологической системы под влиянием буддийского учения. Специфика восприятия буддизма в Японии и становление «шести школ» - развитие буддизма в Японии. Появление и развитие буддизма в России. Тема 8. Современные религиозные направления Предпосылки и общая характеристика нетрадиционных религий XX века. Основные типы нетрадиционных религий: локальные, адаптивные и экуменические; с точки зрения социальной оценки – деструктивные и конструктивные; по происхождению – неохристианские, неонациональные, неоязыческие, наукоморфные, оккультные. Нетрадиционные религии в России. Тема 9. Сравнительное богословие: анализ наиболее влиятельных конфессий и сект. Основные конфессии. История их возникновения. История развития христианской церкви от единства к различным конфессиям и сектам. Вопросы навязчивого незнакомца, вербовщика сект. «Экспозиционные технологии» Тема 1. Технологии проведения выставок и презентаций как предмет изучения. Технологии организации выставок и презентаций – одна из важных дисциплин специализации. Технологии как основа и исходный пункт подготовки, организации и проведения выставок и презентаций. Технологии организации выставок и презентаций: сходство со всеми технологиями как схемами деятельности, мышления и поведения и их специфика при подготовке и организации выставки и презентации. Тема 2. Выставки и презентации: понятие, специфика и функции. Выставка как особое коммуникативное пространство Выставка как особое коммуникативное пространство. Выставка как место встречи возможного продавца и покупателя на нейтральной территории. Цель выставки. Специфика выставки. Презентация – как форма интерактивного общения. Основные функции выставки и презентации. (Шванова) Тема 3. История развития выставочного дела за рубежом и в России. Историческая и функциональная связь выставок и презентаций с разными формами человеческой деятельности. Основные этапы истории выставочного дела и их социокультурная обусловленность. Первые коллекции в античном обществе. Организация первых регулярных выставок в Европе в конце 16 в. Появление с 60-х гг. 18 в. больших общенациональных торгово-промышленных выставок. Формирование принципов выставочной экспозиции со 2-й половины 19 в., в 20 веке, 21 веке. Тема 4. Типология выставок и презентаций. Основания классификации выставок и презентаций, их культурная и социальная обусловленность. Классификация выставок по признакам. Понятие и основные задачи межкультурных коммуникаций. Актуализация проблем международных выставок и презентаций в начале ХХI века. Предметно-коммуникационная природа выставки. Организационно-технологическое обеспечение перевода на международных выставках. Язык выставки. Учет традиций в организации. Изучение спроса. Анонс. Тема 5. Презентации и их формы. Имидж фирмы, произведения или заказчика как цель презентации. Динамика имиджа и ее отличия в разных сферах деятельности. Связь презентации и рекламы. Презентация как специфическая форма деловой и профессиональной коммуникации. Основные формы презентаций. Тема 6. Дизайн-проектирование выставки и презентации. Понятие дизайна и многообразие его форм и направлений. Дизайн как техническое проектирование и его возможности в структурировании и конструировании пространства выставки. Основные функции дизайна: создание общего стиля выставки и специфики ее образности. Интерьер и решение проблемы освещенности. Порядок расположения экспонатов. Тема 7. Реклама в организации выставки. Смысл довыставочной рекламной кампании, роль оригинального дизайна стендов, проведение РR-акций. Мероприятия, проводимые во время работы выставки. Информационное сопровождение в период выставки. Оценка степени эффективности рекламирования конкретных видов продукции в различных типах выставок и формах их организации. Тема 8. Просветительная работа на выставке и презентации. Значение правильной организации диалога с посетителями выставки. Необходимость и основные задачи просветительской работы на выставке. Основные виды просветительской работы. Организационные основы просветительской работы. Основы экскурсоведения. Методика составления маршрута экскурсий по выставке. Тема 9. Возникновение российских музеев. Кабинеты и галереи конца XVI – первой четвертине XVI века. Петербургская кунсткамера. Императорский музей Эрмитаж. Тема 10. Развитие европейских музеев в XIX - начале XX в. Наполеоновские военные и музейное строительство. Пинакотека Брера. Рейксмузеум. Прадо. Музеи в Берлине. Музеи национальной истории и культуры. Тема 11. Особенности возникновения и развития музеев в странах Америки, Австралии, Азии и Африки. Музейное строительство на Американском континенте, музеи Австралии: Сидней, местные музеи. Африканские музеи В Кейптауне, Булавайо, Солсбери, Дакаре, Музеи Индии, Турции. Тема 12. Музеи мира в XX в. Музейное строительство в послеоктябрьской России. Сохранение культурного наследия. Музей в тоталитарном обществе. Тема 13. Музей как социокультурный институт. Свойства, музейного предмета: информативность, аттрактивность, экспрессивность, репрезентативность. Тема 14. Социальные функции музея, классификация музеев. Социальные функции музеи классификация: исторические, художественные, нужно-исследовательские музеи.  Тема 15. Основные направления и виды научно- исследовательской работы в музеях. Научные исследования, музееведческие исследования, исследования в области комплектования фондов, хранения и охраны. Тема 16. Научная организация музейных фондов. Основной фонд. Научно-вспомогательный фонд, фонд временного хранения, обменный фонд, экспозиционный фонд. Тема 17. Методы построения экспозиций. Систематические экспозиции. Ансамблевые экспозиции. Ландшафтные экспозиция. Панорама. Диорама. Тема 18. Основные формы культурно-образовательной деятельности музеев. Экскурсии. Лекции. Клубы. Консультации. Кружки. Тема 1. Православная эстетика в контексте онтологии. Взаимодействие православного уклада и эстетики. Историческая преемственность русской культуры от Византийских традиций. Понимание прекрасного как онтологической категории. Понятие канона в древнерусском искусстве. Трактовка произведений древнерусского искусства с разных позиций: догматическо-богословной, онтологической, нравственной, психологической, эстетической. Отражение в древнерусской культуре естественнонаучных представлений. Взаимосвязь уклада жизни, церковно-обрядовой стороны и земледельческих календарных традиций. Исторический путь православного искусства. Феодальная раздробленность и ее влияние на разноплановость архитектуры. Русское Предвозрождение. Андрей Рублев и его идея «духовного понимания совершенного человека». XVI в. – расцвет столпового и шатрового зодчества. Элементы Ренессанса и Барокко в культуре XVII в. Сближение иконописи и живописи. Тема 2. Православная икона. История иконописи. Иконостас. Школы иконописи. Новгородская школа иконописи – влияние византийского типа. Московская иконопись как сплав местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства. Творчество Андрея Рублева, Феофана Грека, Даниила Черного, Дионисия. Псковская школа в XIV-XV вв., повышенная экспрессия образов, резкость световых бликов, пастозность мазка. Строгановская школа, созданная в традициях новгородской иконописи, миниатюрность, сочность, плотность. Палехская школа; усложненные техники изображений эффектами: плави, радужные сияния, декоративные мазки. Фряжская школа – масляная техника, чеканка. Иконостас: История создания. Разделительная и разъяснительно-догматическая функции. Ряды иконостаса: местный, Деисус, праздничный, пророческий, праотеческий. Количество икон и их значение. Соотношение иконостаса и киотных икон. Выдающиеся иконописцы древней Руси. Феофан Грек. Динамичные композиции, их новшества (например, фигуры со спины). Андрей Рублев. Благородство и гармоничность манеры =, тонкость цветовой палитры. Дионисий. Превращение удлиненных (1:9) фигур в сверхудлиненные (1:10), яркость и пышность стиля. Тема 3. Символика иконы, основные нормы композиции и облачений. Основные сюжеты икон. Разновидности икон по предназначению: иконостас, киот, настенные, настольные, келейные. Разновидности по полноте изображения святого. Разновидности икон Спасителя. Разновидности икон Богородицы. Разновидности икон святых по чинам. Символика цвета и фигур. Символика чисел. Символика облачений. Исторические судьбы символов древнерусской иконописи. Возникновение символики в христианстве. Эпоха барокко как период развития знаковых систем. Сравнительный анализ символов в русской и европейской культурах. Основные сюжеты икон, их классификация. Тема 4. Православный храм. Внутреннее строение и убранство. Основные идеи православной архитектуры. Храм и стороны света. Купол как небесный свод. Двор, притвор, храм, алтарь, завеса, иконостас, престол, жертвенник; символическое значение рипид, хоругвей. Интерьер храма. Тема 5. Основные разновидности архитектурных ансамблей и храмов. Монастыри и их история. Монастыри, их история и значение. Монастыри-крепости. Монастырские промыслы. Архитектура монастырских ансамблей. Предназначение и особенности архитектуры отдельных сооружений. Монастырские иконы и колокольни. Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловецкий монастырь. Храмовая архитектура. Своеобразие и историческая преемственность. Разновидности архитектурных сооружений. Установившаяся форма храмов. Символика аркатур и орнаментальных поясов. Различные формы креста. История возникновения пещерных храмов. Тема 6. Система годового круга церковных праздников и ее отражение в иконописи и храмоздательстве. Круг двунадесятых праздников и их связь с символикой числа 12. Центральный праздник Пасхи. Евангельские события, их отражения в годовом круге. Символика праздников. Народные обычаи с ними связанные. Тема 7 Приспособления и материалы для иконописания. Техника, материалы и приемы письма икон. Приспособления для написания икон: мольберт, доска, линейка, калька, цировка, кисти, краски, сусло, чесночный сок, мед, яйцо, лаки, сусальное золото, олифа. Этапы написания икон. Тема 8. Церковь таинства и обряды в их связи с символикой искусства. Церковное таинство. Ритуально-обрядовая, историческая догматическая и символическая стороны. Молитва и чтение Святого писания как основа церковных таинств. Символический ряд таинств. Крещение – второе рождение. Миропомазание; миро и его история. Венчание – рождение семьи; обязанности супругов и русские традиции семейной жизни. Покаяние как духовное обновление человека. Соборование – таинство врачевания. Христианское понимание смерти. Тема 9. Сравнительное богословие: анализ наиболее влиятельных конфессий и сект. Основные конфессии. История их возникновения. История развития христианской церкви от единства к различным конфессиям и сектам. Вопросы навязчивого незнакомца, вербовщика сект. Пример выполнения Для примера взята РПД по методике обучения биологии.

Лекция 1. Теория и методика обучения биологии как наука и как учебный предмет

Дидактические задачи: раскрыть объект-предметную область методики биологии в системе педагогических наук, связь с другими науками и методы исследования в современной методике обучения биологии.

План:

1. Теория и методика обучения биологии как наука.

2. Методы исследования в современной методике биологии.

3. Связь методики с другими науками.

Мотивационная характеристика:

Изучение темы способствует более осознанному усвоению знаний основных закономерностей учебно-воспитательного процесса в средней школе, рассмотрению всех его компонентов с дидактической и методической точек зрения, актуализации знаний по педагогике и возрастной психологии. Все перечисленное выше определяет научную основу деятельности педагога на различных этапах обучения в школе.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 391; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!