Где родился, там и пригодился.



     Меня отдали в школу, когда мне было почти восемь лет. Как помню,  мама говорила, что я слишком маленькая.

Но, похоже, что я так и не догнала своих сверстников ни за год, ни позже. Как-то меня

 спросили: «ой, ты уже в школу ходишь?!» А я тогда училась в пятом классе.

       На физкультуре всегда стояла последней, что меня смущало, как ребёнка. Не меньше смущало то, что у меня нет таких щёк, хотелось быть такой же круглолицей, как все. Перед зеркалом надувала щёки, мысленно приговаривая: «вот бы мне такие щёки!» Ноги казались тонкими, поэтому надевала по две пары чулок, тогда они были толстые, хлопчатобумажные.

Вот такие были безобидные детские комплексы и зависть.

        Были мы все одного уровня достатка. Носили все одинаковые школьные формы. Как теперь понимаю, они были высокого качества, из чистой шерсти. У девочек платья разных фасонов в складочку, правильного кроя и шитья. К ним пришивались белые воротники и манжеты. А передники были повседневные - коричневого или чёрного цвета и праздничные - белые. У мальчиков: костюмы из серого сукна, на гимнастёрках ремень и фуражки-головной убор. Покупали их на вырост, носили несколько лет, сносу им не было.

     В одно время были подготовительные классы и в тот год, когда я пошла в школу, их упразднили. И получилось так, что погодки: дети после подготовительного класса и первоклассники пошли в один класс.

Школа не только прививала знания, но и приучала к труду, воспитывала. К учителям мы обращались: »Багша». Это, видимо, было больше, чем имя, отчество – Учитель.

Каждую осень для всех классов, кроме, младших, было обязательным участие в уборке совхозной картошки. Во время учебного года устраивались субботники, воскресники с выездом на заимки к чабанам, дояркам. Принимали участие в стрижке овец, на сенокосе, от каждого по способности в зависимости от возраста. Собирали и сдавали макулатуру, металлолом, птичий помёт. Всё с пользой: и добро не пропадает и чисто заодно.

  У всех, в любом возрасте, было много обязанностей и по дому. Стирать, убирать, готовить. За младшими смотреть. За водой  сходить, дров напилить, наколоть. Коров доить, в хлеву убрать, на водопой скотину отвести, сено - солому подкинуть, овец, телят пасти и т.д. 

   Не только играть было некогда, некоторым и школу порой приходилось пропускать по разным семейным обстоятельствам. Не все жили в селе, многие жили далеко на заимках. Кто-то пешком издалека шёл, кому-то приходилось где-то жить: кто в интернате, кто у родственников. 

В выходные и на каникулы забирали их домой на лошадях. А там работа ждала, что накопилась за неделю…

Играть можно было только после того, как управишься со всеми делами и то, если отпустят родители.

Игры были такие: «войнушка, прятки, чижик, лапта, классы» Что-то сами придумывали. А игрушки самодельные. Машины, трактора из дерева. Мячики сваливали из шерсти коров, правда, они не прыгали , можно было только кидаться. Скакалки из веревок. Скручивали в валик полотенце, заматывали в платок - так делали куклы. Нам было весело, мы были дружны. Это тоже была школа общения и дружбы. И мы все с удовольствием вспоминаем это время.

    Село было большое, совхоз был богатый, работа кипела везде.  Любой труд был в почёте. Дисциплина, воспитание, культура, трудолюбие были на одном высоком уровне. Одинаково строго спрашивали и за учёбу, и за работу. Если по коридору проходил учитель, мы вытягивались, стояли ровно. А когда проходил директор школы, я, вообще, к стене прилипала.

      Любой взрослый мог и имел право сделать замечание детям. Мы их побаивались, в хорошем смысле. Вот так нас воспитывали не только родители и школа, но и всё общество. У всех на виду, поэтому и шалости были безобидные.

А про особых шалунов говорили, что армия выправит. И, действительно, после армии возвращались совсем другие ребята.

     За неуспеваемость оставляли на осенний экзамен, в случае неудачи - на второй год. Неуспеваемость можно объяснить вышеперечисленными трудностями и обстоятельствами. По этим же причинам многие, недоучившись, сами оставляли школу.

   Безработицы не было, рабочие руки нужны были везде.  Не считалось позорной, зазорной ни одна работа. Поэтому не выглядело ущербным ни для самолюбия, ни в глазах окружающих работа в родном селе.

  Чем не почётен труд доярки, монтёра, пастуха, телятницы, чабана, и свинарки? Или комбайнёра, хлебороба, тракториста, шофёра, заготовителя, фуражира? У них не было специального образования, но на них держалось сельское хозяйство, которое кормило всю страну.

Исправно и слаженно работали все виды служб: монтажные бригады, магазины, больница, почта, связь, автолавки, бензовозы, водовозы, молоковозы и т. д.

А матери многодетные, которые растили, воспитывали своих детей не в почёте? Богатством и гордостью семьи тогда считались дети - чем больше, тем лучше.

Возможно, поэтому не было таких амбиций, во что бы то ни стало, получить высшее образование. Более того, даже агитировали после школы остаться работать в совхозе.

Особое уважение и почтение вызывают те, кто, получив образование, вернулись в родное село, трудились для всеобщего блага.

Пусть у них нет званий, регалий, высоких должностей, но они все - настоящие герои труда и достойны самых высоких наград. Хотя доброе имя, память в сердцах людей, наверное, – главная заслуга и награда. 

Да и времена были ещё трудные. Семьи многодетные, хозяйство большое, труд ручной, Хотя совхоз, как государственная структура, очень помогал своим труженикам, и учёба была бесплатной.

  Мало, кто тогда ездил в город. Это было целое событие. Нас, как сейчас, никто никуда не сопровождал, на машинах не развозил. И мы, впервые выехав из дома, оказывались в городе одни.

  Вот так, многие не оставили родителей, остались жить у себя дома, работать в родном селе. В том числе и мои сверстники, друзья.

Они и сейчас трудятся. Держат хозяйство, поддерживают продовольствием своих горожан. Правда, многим уже не под силу такой тяжёлый труд и переехали в город. И там они не сидят без дела. Самый востребованный труд у них – присматривать за внуками, с кем дома посидеть, кого в школу, в детский сад отвести, кого забрать.

     Друзей не выбирают по рангу, чину, званию, образованию, достатку, положению в обществе, а по духу. Духовная общность – это родство. Родство неразрывное, потому что это закладывается в детстве. А дух, который объединяет, связывает одной нитью - это соседство, улица, школа, нютаг.

  Друзья – это те, кто тебя понимает, воспринимает таким, какой ты есть, с кем всегда и обо всём можно говорить. Или можно ничего не говорить, поймут и так. Можно годами не общаться, не видеться, а близость остаётся. Друзья никогда не обижаются или прощают, не успев обидеться.

   Я преклоняюсь перед друзьями, земляками, которые остались верны своим родителям, роду, отчему дому - буусадаа.

Я признательна вам всем, дорогие друзья, односельчане, за то, что всегда ждёте нас, с радостью встречаете, угощаете, провожаете, молитесь за нас!

Ваше тепло, свет ваших душ, доброжелательность связывают с родиной, придают силы нам, оторванным от родных мест.

   Родина - это не только местность. Родина-это вы, дорогие друзья, нютагаархид!

Спасибо за то, что вы есть!

   Я желаю всем вам самого хорошего, доброго, светлого, которое вы заслуживаете! Да хранит вас Бог!

Спасибо тем, кто был с нами и светлая им память.

 

 

Малшаншье байг,

Министршье байг,

Эмшэншье, багшашье байг-

Энэ һургуулиһаа эхитэйбди.

Нютаг гэхэдэ - һургуули,

Нүхэд гэхэдэ –һургуули,

Һургуули гэхэдэ – нютаг,

Һанаанда, сэдьхэлдэ нэгэн.

Эжы абынгаа уряалаар

Үри хүүгэдэйнь ерэһэндэл

Зуун жэлэйшни ойдо

Зорижо бидэшни ерэхэбди.

Хүгшэн залуу гэлдэнгүй,

Холо ойрынхид сугларжа,

Хани нүхэдѳѳрѳѳ уулзажа,

Хүхюун зугаа дэлгэрхэнь.

Зуун жэл соо хүгшэрѳѳгүй,

Зандаа мүнѳѳш байналши,

Тэрэл түхэлѳѳ алдангүй,

Түбхинэжэ байхашни болтогой!

Буусаяа сахижа һуудаг,

Баяртайгаар бидэнээ угтадаг

Нүхэдтѳѳ ехэ баяртайб,

Нютагайнгаа хүгшэдтэ дохином!

 

      12 апреля 2017 г

 

 

Отзыв о клипе

 

    Посмотрела сегодня утром ваш клип. Он мне очень понравился, очень трогательный. Правда, я многое не поняла, мама переведет по приезду. Скудным умом своим я поняла точно одно - здорово, что к вам приходят слова и идеи - увековечить такую мудрую мысль. Мысль о том, что нельзя забывать о родителях, свое "тоонто нютаг", откуда ты. Мысль о том, что молодость не вечна, что чем больше набегает цифра, тем чаще каждый человек начинает искать эту тонкую нить.
   Родитель? Кто он? Все для маленького ребенка. Данность для молодежи. Благодарность для мудреющих. Для  утратившего - сожаление и память.
   Мне жаль, что мой ребенок так мало провел время с моей бабушкой. И я так мало расспрашивала о жизни. Думаю, она бы рассказала много "баек" и интересного о той жизни, которая для нас как в другом измерении. Общение поколений обязательная программа, потому как формирует стержень, целостную, уверенную личность.
   Возможно, такие мысли приходят людям, которые живут вдалеке от родины или тех, кто имеет отношение к с. Аргада. Но мне после просмотра захотелось туда съездить. Вздохнуть, походить, может, и поваляться на земле, чтобы впитать ее энергию. Помнится, так говорил М. Елбонов в одном из своих интервью. Я не пробовала подобное сотворить, но, думаю, стоит...
  Это всего лишь мое видение на сегодня. Я так прочувствовала. Допускаю, что я многое неправильно поняла. Но факт того, что при просмотре всплакиваешь, уверена, я не одна такая, говорит о том, что все получилось...
   Спасибо за пробуждение таких мыслей в моей голове.


Людмила Бадмаева.

 

 

                              ****

 

                               

Баяр

 

                                     Буряад хэлэн дээрэ ёдогор ганса

                                   «Буряад Үнэн» газетэ

Үндэһэн буряад хэлэеэ

Үргэжэ бидэнээ баясуулна.

Түрүүшын алхам хэхэдэм

Тодожо Хандуевна абаа һэн,

Мүнѳѳ хандаад үзэхэдэм,

Мүнгэ алта эрингүй,

Ирина Александровна Галтаева

Эрид үгѳѳр  найдуулба.

Самбялова Туянын зүбшѳѳлтэй

Шалгалтын хүдэлмэри ябуулһан,

Хэрэгтэм хабаадалсаһан хүнүүдтэ

Халуун баяр хүргэнэм!

Засагай талаһаа дэмжээтэй,

Зоной дунда һонирхолтой,

Манай «Буряад Үнэн»

Мандан байхань болтогой!

 

2013 оной мартын 23.

 

Эрхим хүндэтэ Михаил Гомбоевич!

 

Эхилһэн хэрэгым дэмжэжэ,

Эндэ хүрэтэр дахуулбат,

Эжы абымни нэрэ

Энэ дэлхэйдэ мүнхэжүүлбэт.

Диваажанай оронһоо эжы абамни

Дуундам баясажа,  уярба гү,

Уйлан дуулан ябахадам,

Али намайгаа хүлисэбэ гү,

Оройтожо дуулаһан домогымни

Ойлгоно гэжэ найдана гүб? -

Сээжымни  оёорто шулуун

Сэдьхэлым дарахаяа болибо.

Олон хэрэгүүдые үүдхэжэ,

Арад зоноо баясуулжа,

Зуу наһа хүрэтэрѳѳ

Зандаа ябахыетнай хүсэлнэб!

 

 

2017 он

 

 

                                                       Үреэл

 

Багада баяртай, ехэдэ урматай,

Түшэхэ ээмтэй, найдаха нүхэртэй,

Дулаан гэртэй, зѳѳлэн оротой,

Амтатай эдеэтэй, халуун сайтай

Орохо айлтай, ерэхэ айлшантай,

Сэсэн бодолтой, һонор ухаатай,

Һайхан сэдьхэлтэй, элүүр бэетэй,

Хүндые даажа, хүшэрые гаталжа,

Эхилһэн хэрэгүүдтнай урагшатай,

Бүтээһэн хэрэгүүдтнай олзотой,

Бурхандаа мүргэжэ, буян хэжэ,

Хүн бүхэн, жаргахатнай болтогой!

 

2017 он

 

 

                                       Сэсэгма Храмцова ( Раднаева )

                Сагаан һарын шэбэнээн

Шепот Белого месяца)

                       

                                                         Санкт-Петербург

Год

Сэсэгма Храмцова (Раднаева)

Сагаан һарын шэбэнээн

Шепот Белого месяца)

Санкт-Петербург. (Название издательства!!!), 2017г. - … нюүр.

Сэсэгма Храмцова (Раднаева)

Сагаан һарын шэбэнээн   

   

Я по-прежнему не претендую на то, чтобы мои тексты назывались стихами. Это просто такая форма выражения своих мыслей, чувств.

Некоторые люди живут умом, иные - сердцем. Если трезвый ум, зов сердца и крик души находятся в гармонии, то это – дар Божий, которым наделен далеко не каждый.

Я больше принимаю все сердцем, душой. Поэтому то, что накопилось в душе, возможно, нашло такой выход.

Право оценки моих сочинений любезно предоставляю читателям.

   

 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!