Добро не имеет срока давности, и в нём нет мелочей



Живя далеко от родных мест, приходилось много ездить и разными путями: самолетом,

поездом. Дорога - это отдельный, особый кусок жизни.

   Вначале готовишься: составляешь список, бегаешь по магазинам за подарками, а их много - каждому по отдельности, стоишь в очередях, тащишь всё на себе, упаковываешь. Что не уложилось или перевесило, отправляешь багажом или посылкой, в зависимости от объёма. Какие-то разные дела надо доделать в спешном порядке. В дороге всё не предсказуемо и расходов много, не сэкономишь.

   Прямого сообщения ни поездом, ни самолетом нет – всё через Москву, иногда через Иркутск, транзитом. Если поездом, в ночь выезжаешь из С-Петербурга, полдня проводишь в Москве в ожидании. И, наконец, заветная полка в купе вот где можно отдохнуть. Трое суток ни о чём думать, никуда спешить не нужно - ешь, спишь, едешь.

   Утомительной дорога не казалась, наверное, потому, что удобно. И есть установка: расстояние шесть тысяч километров, время в пути трое с половиной суток. С хорошими попутчиками вообще время незаметно пролетало.

   А дальше самая сложная и трудная дорога из Улан - Удэ в Аргаду через Курумкан, затем так же обратно. В Петербурге, Москве проще, предсказуемо, привычно.

  Но были очень хорошие люди, которые скрашивали эту дорогу: Климент Будаевич Аюшин, Дансаран Цыденжапович Дондупов, Будажаб Цыренович Будаев .

  К сожалению, никого из них сегодня нет с нами. И не с кем их сравнивать. С большим сожалением всё время спрашиваю себя: почему я никогда не догадалась придти к ним с подарком, отблагодарить? «Спасибо», безусловно, говорилось, радость была. Наверное, потому, что в то время помощь считалась нормой.

   Тогда и понятия не было брать и давать деньги. Брать стыдно, давать, значит, обидеть. Вот были времена!

Климент Будаевич встретит с шутками-прибаутками в аэропорту, заберет домой, погостишь у них, сколько захочешь. Отвезет обратно. Бывало, что детей одних к ним отправляла.

Лишь однажды догадалась заказать такси от них до аэропорта. Тогда самолет в Курумкан вылетал в 8 часов утра, в 6 часов надо выезжать из дома. Климент очень неловко себя чувствовал, я его с трудом убедила, что это нормально. Он это считал своим долгом.

    Дансаран Цыденжапович, человек тогда уже в годах, молча, не сговариваясь, заводил свою «Ниву», также возил меня между Курумканом и Аргадой. Каждый раз, когда я приезжаю, мне всё кажется, что вот они меня сейчас встретят… И очень грустно и пусто, что их нет. Когда, пусть далеко, есть такие люди, как-то надежно и уютно жить.

Преклоняюсь перед их светлой памятью и всю жизнь вспоминаю их с благодарностью. У них есть родные, дети, внуки, возможно, им будет приятно читать эти строки. Как и мне, приятно осознавать, что есть ещё люди, которые помнят моих родителей, с кем могу их вспоминать…

Елизавета Митаповна, моя учительница, прочитав и проанализировав своим пытливым умом мои тексты, сказала: »не возил же тебя Будажаб Цыренович каждый раз, ну, от силы два или три раза, и ты всю жизнь помнишь»

А разве одного раза мало, мне ведь тогда это было важно? А когда всё ушло и не с кем их сравнивать, ещё дороже.

       В дороге случается всякое. Где-то в начале восьмидесятых должна была вернуться с маленькими детьми.

Маршрут у меня был: Курумкан - Улан-Удэ – Иркутск - Ленинград. Ни на один рейс нельзя опоздать.

      Человек, пообещавший машину, в самый последний момент отказал, не оставив времени для выбора. Шли ливневые дожди, как обычно, в конце августа. Частных легковых машин тогда было мало, телефоны не у всех. У кого-то бензина с вечера нет, а заправка ещё закрыта.

  Был разгар уборочного сезона. И дисциплина в те времена была строгая. Грузовым машинам не разрешалось выезжать за пределы совхоза. 

И, тем не менее, на свой страх и риск посадили меня с детьми в эту самую грузовую машину со словами: «Эгэшэ, была, не была, поехали!» Помчались и успели ко второму рейсу. Вот так нас тогда буквально спас Галсан Майдарович Цыремпилов. Как такое забудешь, и что может быть дороже вовремя подставленного плеча в трудную минуту?

И сейчас есть хорошие люди, которые помогают, радуются твоим делам, радушно и доброжелатедьно встречают.

  Всегда помню и ценю любую помощь, поддержку, доброе слово.

 

8 декабря 2013г.

 

                                                ****

Наш  Шанхай

    У нас, в Аргаде, есть удивительно красивый, благоухающий уголок под названием Шанхай. Назвали его так, потому что там жили китайцы.

   Молодости, при всей её прелести, присущи беспечность,  вера в то, что  как есть, так всегда и будет. Проходит время, появляется интерес ко многому, а спросить, к сожалению, уже не у кого.

   Говорят, что они однажды пересекли границу в поисках работы, а вернуться, обратно не удалось. Так и остались навсегда на чужбине…

  Но чужаками они нам не казались. Вели себя очень достойно, интеллигентно. Дружно сосуществовали с местным населением, как будто всегда там и жили. Говорили на плохом русском, но это не мешало общению.

  Несколько человек представляли нам свой народ. Мы с тех ещё пор знаем, что китайцы – великие труженики. Эти несколько человек снабжали всё село картошкой, капустой, огурцами, луком, чесноком. По сути, на сегодняшний день, это выглядело, как ИП, но по форме, наверное, они числились в совхозе.

  Мы, школьники, каждую осень принимали участие в уборке картошки. После уборки огорода они на совхозных машинах развозили по домам свой урожай, и народ покупал всё мешками.

  Лук – батун солили вёдрами, капусту – бочками, а огурцы мы ели просто так, как конфеты. Я не помню, чтобы мы их мыли, и проблем никаких не было с желудком.

   Я долгое время никак не могла понять, почему нет такого аромата, когда жаришь ту же картошку. Лишь недавно поняла, что не хватает этого лука. Когда убираю картошку на даче, с каждой лунки жду полведра, как в Шанхае. И какой бы не сажала сорт, чем бы ни удобряла, нет ни запаха, ни вкуса того…

Лук - батун почему-то не растёт, а огурцов таких нет.

Жили они тихо, ни пьяного, ни дурного никогда никто не видел и не слышал. Говорили, что китайцы курят «черный табак» (хара тамхин), и это считалось их традицией, не более того. Сажали мак и курили в допустимых дозах - культура! Мы думали, что мак для красоты. Мы и понятия тогда не имели о наркотиках.

  Был такой Лю-До - Фун, жил он в селе. Тогда стоматологов не было, Все, в том числе, и моя мама, с зубной болью обращались к нему. Он давал малюсенькую щепотку порошка (видимо, макового) на один раз, чтобы обкурить. Бесплатно.  Помогало.

     От них всегда попахивало чесноком. Теперь я понимаю, что это была такая умная защита от болезней. Своей культурой, трудолюбием снискали всеобщее уважение среди другого народа. Пример, достойный подражания, для всех.

  Что они испытывали, живя вдали от родины, не имея возможности вернуться, когда-либо увидеть своих родных??? Одно, наверное, было хорошо, что у нас народ был доброжелательный.

   Я хочу поклониться их светлой памяти, сказать спасибо за то, что они были, за «вкусное» детство, за приятные воспоминания. 

   Выражаю своё восхищение нашими шанхайцами: китайцами, бурятами, которые так дружны, чтут память своих предков. Ежегодно вместе отмечают Сагаалган, а летом собираются в Шанхае.

  К сожалению, ни разу не удалось воспользоваться приглашением на их землячество. Надеюсь, что когда-нибудь удастся.

 

22 января 2014 года.

 

Размышления


    Понятие, наставления наших предков о том,  что старшие братья, сёстры должны помогать младшим, мы со временем, похоже, извратили.
  Думается, имелось в виду,  что старший должен быть достойным примером для младших, потому и уважаем, а не лишь потому, что старше по возрасту.  Должен показывать: »делай как я», а не делать за них, не нести за них ответственность.
Приученные с детства к такой ответственности старшие в семье всю жизнь опекают младших, считая это своим долгом. Складывается имидж: одни всю жизнь старшие, другие до старости младшие. И те и другие, в силу воспитания, привычки, не могут выйти из этих ролей.
С самых малых лет, не видя детства, старшие возятся с младшими наравне со взрослыми. Толком ещё не поднявшись на ноги, дальше продолжают опекать уже материально.  Конечно, где-то и родителям помощь,  облегчение.
Всегда хочется дать им то, чего не было у тебя, осуществляя этим свои детские мечты.
Таким образом, одни привыкают давать, другие - брать. Тот, кто даёт, радуется такой своей возможности, а другой берёт так, как будто сам даёт.
Бывает, человек опекает, прояляет заботу о своих близких  в ущерб себе, своей семье, порой отрывая от себя последнее, а не потому, что у него много или лишнее.
Кстати, так делают сегодня многие родители,  не к труду приучают, а всё преподносят на блюдечке. Тоже любя, желая добра детям, чтобы они ни в чём не нуждались, при этом отказывая себе во всём.
Когда человек что-то делает и добивается всего сам, то и отношение к этому соответствующее. Всё имеет свою историю, цену. А тому, что упало просто так на голову, цена-грош.
И так, те, кто, не приложил никаких усилий для своего благополучия, привычен к опеке, искренне верят в то,  что они сами молодцы.
А со стороны тех, кто опекает - это плохая услуга, которая расслабляет, прививает иждивенчество, потребительский подход. Хотя в основе лежит любовь и забота о своих близких.   Думается, что в опеке могут нуждаться только старики, сироты и больные.

 

28.12 2015

 

                                                                          

К юбилею школы


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!