КАКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ МОЖНО РЕКОМЕНДОВАТЬ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С БАСНЕЙ?



Предварительная беседа, вступительное слово воспитателя должны быть более развернутыми, чем при ознакомлении с другими жанрами. Цель их воздействовать на воображение детей, способствовать его активизации, подвести к пониманию жанровых особенностей басни. Следует обратить внимание детей на то, что их познакомят с новым произведением, это не сказка, которую дети много раз слышали, хорошо знают. Это и не стихотворение, а особый маленький стихотворный рассказ, в котором так же, как в сказке говорят, действуют звери, птицы, рыбы. Много таких рассказов написал И.Крылов.

Следует сообщить краткие биографические сведения о писателе, доступные детям, показать его портрет.

Затем выразительно прочитать басню. Читая басню «Стрекоза и Муравей», выделить интонацией ироническое отношение автора к Стрекозе, желание высмеять ее за беззаботность, за безделье в то время, когда другие трудятся. Передать одобрение действиям Муравья, похвалу за его трудолюбие и справедливость. Интонационно подчеркнуть, какой жалкой была Стрекоза, когда она приползла к Муравью за помощью, как тоскливо, холодно и голодно было ей.

После чтения провести беседу по вопросам:

1) О чем рассказывается в басне?

2) Как Стрекоза провела лето? («Лето красное пропела, оглянуться не успела...»)

3) Как она чувствовала себя зимой? («Злой тоской удручена...»)

4) Как встретил Стрекозу Муравей? Что он сказал ей? («Да работала ль ты лето? Ты все пела? Это дело: так поди же, попляши!»)

5) Из каких слов видно, что автор высмеивает Стрекозу? («До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас песни, резвость всякий час, так, что голову вскружило...»; «Ты все пела?» и т.д.)

6) Как в басне говорится о наступившей зиме?

7) Из каких слов видно, что стало голодно, что Стрекозе негде добыть корм? («Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол и дом».

Вопросы выявляют не только понимание текста детьми, но и осознание средств художественной выразительности, а это одно из условий развития выразительности речи ребенка.

После беседы — повторное чтение басни. Методический прием повторного чтения способствует более глубокому осмыслению и запоминанию басни. Этому способствует также разъяснение новых для детей слов и выражений: «помертвело», «зима катит в глаза», «вешних дней» и т.д. Далее предлагается читать детям. Воспитатель помогает ребенку читать эмоционально, интонационно верно, соблюдая логические ударения. Помогает не замечаниями «читай выразительно» или повторением собственного выразительного чтения, а вопросами. Например: как ты относишься к Стрекозе, тебе ее жалко или хочется над ней посмеяться?

При анализе басен желательно предложить детям аналогичные вопросы, но измененные в связи с характеристикой персонажей, с раскрытием конфликта в содержании.

Басня дает благодатный материал для чтения ее по ролям, так как она всегда содержит в себе драматическую сценку. Это необходимо использовать при работе над выразительностью чтения. Одновременно в чтении будет занято трое детей — один читает за автора, второй за Стрекозу и третий за Муравья. Остальные дети слушают, затем оценивают, кто читал лучше. Оценка должна быть мотивированной.

Для формирования умений выразительного чтения очень важно учить детей слушать художественную речь, развивать у них восприимчивость к слову, очень важно также обучать технике речи, формировать правильное дыхание, четкую дикцию, умение управлять голосом. Для обучения технике речи следует давать детям специальные упражнения, которые применимы не только на занятиях по заучиванию стихотворений наизусть, но и в других видах работы по родному языку: обучение рассказыванию, пересказу, ознакомление с окружающим, с природой. <...>

 

Печатается по изд.: Дошкольное воспитание. - 1974. - № 1. - С. 27-31.

 

С.Л.Рубинштейн

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Развитие выразительной речи

Выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями — нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т.д., — словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.

У маленького ребенка выразительные моменты, конечно, являются не стилистическими средствами или приемами, которые сознательно избираются и используются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатление; в них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребенка; она беспрепятственно выражается в его речи, поскольку у него нет еще твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение. Так, инверсия в речи ребенка собственно вовсе не является инверсией в том смысле, в каком она является таковой в речи взрослого. У взрослого выработался уже определенный порядок слов, принятый нормами грамматики, и инверсия означает изменение этого уже установившегося порядка для того, чтобы выделить, подчеркнуть определенное слово: это стилистический прием, основанный на знании или хотя бы чувстве того эффекта, который получается в результате такой инверсии, такого изменения установленного порядка. У дошкольника собственно еще нет твердо установленного, нормализированного порядка слов, который он сколько-нибудь сознательно изменил бы. Но простая эмоциональная значимость слов выдвигает одно слово, отодвигает другое, расставляет их по своему произволу, не ведая никаких канонов и потому, естественно, не считаясь с ними. Когда мы говорим об инверсии в речи ребенка, мы имеем, строго говоря, в виду то, что по сравнению с установившейся в языке обычной конструкцией нам представляется инверсией, не будучи собственно таковой для ребенка. То же в большей или меньшей мере применимо и ко всем другим выразительным моментам ранней детской речи, хотя, по-видимому, у некоторых детей чувствительность к эмоциональной выразительности речи начинает проявляться очень рано.

В дальнейшем, по мере того как импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, непроизвольная выразительность ее естественно снижается. Основанное же на знании выразительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи выразительность является уже искусством, обычно еще не развитым у детей. В результате, когда первоначальная непроизвольная выразительность, часто встречающаяся в речи маленьких дошкольников, особенно младших, спадает, речь детей может стать — если над развитием ее выразительности специально не работать — крайне маловыразительной. Выразительная речь становится сугубо индивидуальной особенностью эмоциональных натур, особо чувствительных к выразительности слова.

Яркостью непроизвольной выразительности речи, встречающейся у совсем маленьких детей, с одной стороны, и беспомощностью детей сделать свою речь выразительной при помощи сознательно избранных речевых средств, с другой, объясняются расхождения по вопросу о выразительности детской речи — указания на ее выразительность у одних и утверждения других (начиная с Ж.-Ж. Руссо), что речь детей сугубо невыразительна.

Развитие речи, способной выразить эмоциональное отношение к тому, о чем идет речь, и оказать на другого эмоциональное воздействие, сознательно пользуясь выразительными средствами, требует большой культуры. Над развитием такой выразительной речи, в которой эмоциональность не прорывается, а выражается в соответствии с сознательными намерениями говорящего или пишущего, нужна тщательная работа. <...>

В наиболее обобщенной форме такая сознательная выразительность присуща художественной речи. Выразительные средства художественной речи складываются из различных элементов, среди которых особо важными являются: 1) выбор слов (лексика); 2) сочетаемость слов и предложений (фразеология и контекст); 3) структура речи, и в первую очередь порядок слов. Придавая слову эмоциональную окраску, эти элементы — в их совокупности — позволяют речи не только передать предметное содержание мысли, но выразить также отношение говорящего к предмету мысли и к собеседнику. В художественной речи особое значение приобретает, таким образом, не только открытый текст, но и гораздо более сложный и тонкий эмоциональный подтекст.

Не только самостоятельное сознательной использование выразительных средств речи, но и понимание их своеобразной и насыщенной семантики, определяющей эмоциональный подтекст речи (иногда не менее существенный, чем ее текст, выраженный логическим построением слов), является продуктом усвоения культуры. Понимание и переживание эмоционального подтекста требует вдумчивого воспитания. Наибольшие трудности для понимания эмоциональный подтекст представляет в тех случаях, когда он отклоняется от открытого текста или даже противоречит ему. Именно так зачастую обстоит дело, например, с ироническими оборотами речи. Тонкая ирония Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, языковое мастерство М.Е.Салтыкова нередко недостаточно понимаются школьниками. Экспериментальная работа, выполненная В.Е.Сыркиной, использовавшей в целях исследования метод «режиссерских ремарок» и ряд других видов работы над текстом художественных произведений, показали наличие различных ступеней в развитии этого понимания. На первой ступени эмоциональный подтекст ускользает от школьника, слово берется исключительно в его непосредственном прямом значении. На более высокой ступени ученик уже чувствует расхождение между открытым текстом и эмоциональным подтекстом, но еще не умеет их согласовать, не улавливает правильного соотношения между ними. Наконец, при дальнейшем продвижении школьник постепенно начинает улавливать сущность эмоционального подтекста и благодаря этому приходит к более углубленному проникновению в основную мысль художественного произведения.

Весь ход развития понимания эмоционального подтекста — как он раскрылся в процессе работы с учащимися — с большой яркостью показал диалектическое единство между моментами переживания и понимания. Для того чтобы по-настоящему понять подтекст речи, надо его почувствовать, «сопережить». И вместе с тем, для того чтобы по-настоящему сопережить текст, надо его глубоко осмыслить. Так в плане конкретного экспериментального исследования вновь подтвердилось и по-новому раскрылось одно из основных наших положений о единстве переживания и сознания.

В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Показательно обычно бывает уже то, как человек завязывает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи более или менее отчетливо выступает его темперамент, в ее интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном рисунке — его эмоциональность, а в ее содержании просвечивают его духовный мир, его интересы, их направленность. <,..> >

 

Печатается по изд.: Рубинштейн С.Л.

Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т. 1.-С. 480-483.

 

Н. С.Карпинская


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 465; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!