ЖИВОЕ СЛОВО В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В практике дошкольных учреждений живое слово далеко еще не всегда правильно используется: с одной стороны, педагог часто злоупотребляет словесным материалом, дает его без учета конкретного опыта и интересов ребенка; с другой, — мы имеем недооценку роли живого слова в повседневной воспитательной работе. Необходима упорная и систематическая борьба за правильное использование живого слова в педагогической практике, за качество речи детей и педагога...
Живое слово должно быть действенным и убедительным как по содержанию, так и по форме и технике подачи (в источнике — курсив).
Живое слово требует простоты, ясности, логического построения, без нагромождения, излишних отвлечений в сторону от основной темы. Язык должен быть образным, передача — выразительной, эмоциональной. Слово, лишенное конкретности, лишенное живого образа, воспринимается детьми с трудом. Отсутствие эмоциональной окраски делает речь сухой, слабо воздействующей на чувства и сознание ребят.
Педагогу особенно важно работать над собой в этом направлении, так как он является для детей ближайшим живым примером, воспитывает, руководит развитием детской речи в тот период, когда у ребенка почти еще нет жизненного опыта, соответствующих речевых навыков и ориентировок в окружающей действительности.
Мышление дошкольника образно, конкретно, эмоционально, поэтому художественное слово имеет большую воздействующую силу на ребенка.
|
|
Разговор, рассказывание руководителя, чтение художественного произведения, а также рассказывание самих детей развивают мышление ребенка и навыки речи. Живое слово, организуя и уточняя опыт ребенка, дает возможность закрепить и расширить полученные им наблюдения.
Живое слово организует, объединяет ребят, развивает чувство коллективности. Распределение обязанностей, взаимопомощь, совет, критика помогают правильной организации детского коллективного труда, вносят четкость, организованность в детское поведение, устанавливают тесную связь между ребятами, помогают успешности всей работы в целом. Наличие слова является необходимым элементом педагогического процесса, оно создает дружную, бодрую атмосферу работы через беседу или живой, художественный, убедительный образ в книжке, рассказе. Слушая интересный рассказ или беседу о том, как дружный, организованный коллектив преодолевает препятствия и достигает больших результатов, ребенок эмоционально осознает значение организованности и коллективности. Кроме того, самый факт общности переживаний при слушании интересного чтения, рассказа, при проведении беседы сближает детей. Думая об одном, волнуясь вместе за одного героя, дети безусловно становятся ближе друг другу.
|
|
Основные принципы в работе по живому слову
Слово и книжка в дошкольном возрасте должны, главным образом, уточнять, закреплять и расширять конкретный опыт ребенка. Необходимо четко определить место живого слова среди других видов деятельности, установить правильное взаимодействие между речью и опытом ребенка.
В дошкольных учреждениях и в семье наблюдаются две типичные ошибки: либо словом злоупотребляют, делают его самодовлеющим, либо недооценивают работу по живому слову и уделяют ей слишком мало внимания.
В первом случае слово не связывается с конкретным опытом ребенка. Жизненный опыт дошкольника еще мал, у него слабо развита способность сравнивать, сопоставлять, анализировать явления окружающей действительности, и если педагог или родители увлекаются «развитием» ребенка, сообщая ему большое количество словесных знаний, которые не подкрепляются непосредственным восприятием окружающего мира, детской деятельностью, то в результате в сознании ребенка возникает хаос впечатлений без реальной чувственной основы, тенденция к чисто словесной деятельности.
|
|
Практика дает бесконечное количество примеров вреда такого натаскивания. Дети, напичканные чисто словесными знаниями, обладают большим верхоглядством. Они не склонны трудиться, наблюдать, экспериментировать, проверять; отстают в труде, в изобразительной деятельности, в самообслуживании, действие заменяют разговором. Обыкновенно такие дети оказываются нервными, легко возбудимыми, не умеющими сосредоточиться в работе.
Таким образом, несомненно, что перегрузка ребят словесным материалом дает крайне отрицательные показатели в поведении ребенка.
Недооценка живого слова таит в себе не меньше опасности. Опыт ребенка становится стихийным. Он педагогом не уточняется и не расширяется. Искусственно задерживая развитие рассказывания и разговорной речи ребят, педагог не имеет возможности выявить объем детских представлений и направленность интересов, что не дает ему возможности вести систематическую воспитательную работу.
Мало того, конкретный чувственный опыт детей остается случайным, несистематизированным и неучтенным, задерживается развитие детской речи и детского мышления. Не давая детской речи необходимого развития, мы безусловно наносим большой ущерб воспитанию коллективизма. Более того, пассивные ребята часто просто замолкают, и развитие их тормозится. Более активные часто становятся замкнутыми; они скрывают от педагога свои переживания, привыкают не делиться, действуют исподтишка; как только является возможность, поднимают крик, дети возбуждаются, компенсируя напряженность молчания. Резкие переходы в поведении не вырабатывают навыка нормальной, простой речи.
|
|
Подбор содержания словесного материала должен определяться общими задачами коммунистического воспитания и соответствовать возрастным особенностям детей.
Живое слово и детская книжка в основном должны быть подчинены программному материалу детского сада. В ярких образах художественной литературы, в различных видах словесной работы необходимо давать разнообразный материал как со стороны познавательной, так и эмоциональной, всесторонне обогащая восприятие детей, расширяя их кругозор. Чередуя материал, важно избежать нагромождения и хаоса, уделить достаточно времени для освоения ребенком нового, периодически вспоминая, повторяя этот материал, что особенно важно для младшего возраста.
Как в вопросах содержания, так и в формах словесного материала совершенно необходимо учитывать особенности восприятия детей разного возраста. Не все художественные формы одинаково доступны младшему и старшему дошкольнику. Малышам часто преподносятся такие формы, которых они никак не могут освоить.
Чем меньше возраст ребенка, тем проще должен быть словесный материал. Количественно он должен быть значительно меньше, а по содержанию подобран так, чтобы способствовать, главным образом, развитию речи и закреплению имеющихся у ребенка конкретных представлений. Чем старше ребенок, тем больше возможностей расширять его кругозор новыми представлениями о предметах и явлениях, которые он не имеет возможности наблюдать непосредственно, но которые близки и понятны ему, например, о природе или о быте детей других стран. Однако давать материал всегда нужно с большой продуманностью и с учетом уже имеющихся у ребенка представлений.
Преподносимый дошкольнику словесный материал должен обладать элементами художественного слова. Требование образности и доступности является обязательным для восприятия дошкольника. Правда, материал научно-популярный, доступный дошкольнику, нужный и полезный может не обладать высокохудожественной формой, однако он обязательно должен быть конкретным, занимательным и вызывать в воображении ребенка четкие образы, ясные представления, затрагивать эмоционально...
Печатается по изд.: Флерина Е.А.
Эстетическое воспитание дошкольника
/ Под ред. В.Н. Шацкой. - М., 1961. - С. 271-274.
Я.Л.Коменский
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 477; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!