Автор благодарит владельцев за предоставленные фотографии. 31 страница



 

«Теле У» на фестивале хорошо проявился. В том году очень хорошо выступила «Выставка». И был электрический «Аквариум». Они самыми круто выступившими были. Им аплодировали стоя. Это был действительно пик «Аквариума». Мы с Юрой вышли, смотрю, он весь такой задумавшийся. А я всегда к нему корректно относился и старался не мешать тому, что он делает. Он стоял, вижу, чего-то ждет. Выходит вице-консул, швед. И Боб. А Юрка

 

и стоял для того, чтобы подойти к Бобу и пожать руку. Просто хотел от души поздравить. Мы специально ждали. Боб вышел, Юрка к нему подошел: «Я тебя поздравляю»... Может, он через свое самолюбие, но решил подойти сам первым и поздравить. Это очень важно. А Боб как-будто его и не заметил. Просто подал руку, как-будто даже не увидев. У Юрки голос сразу погас. За долю секунды. Боб оказался таким крутым, а Юрка... Мы отошли просто. Но мне кажется, это дало Юрке обалденный толчек — вот это все, эта встреча. Завело. Хотя Юрка никогда об этом не вспоминал. Это я со своей



 

стороны. Юрка никогда об этом словом не обмолвился. Но что-то в том было — в этом поздравлении Юры. И в этой реакции Боба. На какой-то момент будущего повлияло. Может, на долгий, значительный период.

 

Ну и здесь началось! Мы на том фестивале встречались с Женей Мочу-ловым. Он сказал, что операторы, которые в свое время работали с «Россияна­ ми», готовы помочь. Аппарат у них был хороший и ребята хорошие. Аппара­ туру сами паяли, в общем, дружные такие, россияновские ребята. Женя сообщил, что есть помещение в институте, это через Синопскую набережную, Женя собрал свою бывшую команду, они начали восстанавливать усилители, комбики. Я тоже помогал. Без копья, без ничего.

 

Люда: Стационарно Юра у нас жил с лета,когда мы с Эльмирой беремен­ными ходили. А тогда просто так, налетами, жили у Зайцева или на Марата. У Джимми, да у Джимми. Потом еще снимали на Петроградской комнату. От Джимми он ушел, когда Эльмира еще не приехала...

 

Володя: Не то чтоб начались репетиции,а начали искать людей.Первымбыл Игорь Доценко. Доца в то время учился на фотографа. До этого времени он работал в «Синей птице». И в этот свой жизненный период решил с музыкой завязать. Начал учиться на фотографа, чтобы на хлеб получать в будущем. Но всю жизнь был музыкантом. Как на него вышли, не помню, кажется, кто-то привел. А Доца, он все определил сразу своим напором: «Играть так играть!» Он уже решился кончать с этим, а тут все снова. Он слышал про «ДДТ» и не прочь был опять начать, но для него это должно было стать серьезным. А рок-команды, сам понимаешь, они не всегда надеж­ ны. Короче, первым появился Доца. Потом Вадька Курылев. Хотя мало кто знает, что Вадька на самом деле был просто гитаристом, не бас-гитаристом. На самом деле Вадька еще в 80-м году в армии записал два альбома как мультиинструменталист. Об этом в «ДДТ» долго никто не знал. Просто мне Вадька привез этот альбом. Но как-то на альбом не сильно обратили внимание или мимо ушей пропустили, что он что-то там писал, все были заняты своим... Я считаю, Вадька торчал от «ДДТ», он считал это действительно музыкой. Вадька музыкант такой по крови. Мое мнение, он просто больше никем не может быть. Надо было бас-гитариста. И он взял бас-гитару. Он на всех инструментах играл. То есть он просто пришел в «ДДТ», вот что важно. Просто начал играть на бас-гитаре. Доца сказал: «Да, вот этот ритм мне надо». Два ритмовых таких инструмента, которые держат саунд. И в общем-то не то чтобы музыканты, а именно Доца дал рекомен­ дацию, его слово в тот момент было важным. Он — ударник. Потом появился


 

Андрюха Васильев. Я привел гитариста, который тоже торчал на «ДДТ». Когда узнали, что «ДДТ» требуется гитарист, мне начались звонки со всех сторон, что, мол, есть такой классный рок-н-ролльный гитарист, крутой. Я говорю: «Пусть придет, как раз завтра прослушивание». На прослушивании много было тех, кого приглашали, приводили своих. Но не устраивали очередь, это же иная ситуация. Короче, сыграл и тот парень. Он оказался действительно такой рок-н-ролльщик... Запилами. А Васильев Андрюха стал играть... как бы... он до сих пор вносит «волну» в «ДДТ», до сих пор... Он стал играть что-то волновое, нестандартное. И сразу подошел. Мало играл, но очень вкусно. А этот рок-н-ролльщик играл хорошо, круто, технично. Но взяли Андрюху. И правильно.

 

Приехал Сигачев. Мое мнение: Сигачева я считаю для Юрки самым лучшим клавишником. Но это, с одной стороны. С другой стороны, почему они разошлись? Они до сих пор дружат. Понимаешь, до сих пор дружат. Сигачев первый из «ДДТ» с 80-х годов. Они вдвоем мощный такой центр. Сигач с полунамека понимал Юру. Так, как Сигачев, никто его не понимал. С тех пор, как Сигачев сыграл на советских клавишах, которые у кого-то брал на прокат еще на первых концертах, до сих пор играются все его аранжировки. В принципе, как аранжировщик Сигачев был для Юрки самый-самый. Почему они разошлись? Сигачев для Юрки был самым крутым в творческом плане. Характерами не сошлись, но они друзья: встречаются, обнимаются до сих пор. При мне были такие разговоры. Сигач: «Юрка, я для тебя сделал вещь, ты бы послушал». Но на этом все, конечно, кончалось. Хотя Юрка в какой-то степени тоже понимает, что Сигач силен. Но Сигач как бы просто захотел свое дело сделать, он считал себя лидером. Потому они постоянно спорили и у меня, когда приезжали, за ста граммами. Эти споры проходили постоянно и чуть ли не до драки. Среди друзей это нор­ мально. А почему они не смогли работать вместе? Потому что слишком часто были споры эти. Потому, наверное, лучше, что разошлись. Ну, здесь и возможность появилась: Сигачев же женился в Москве и решил свое дело, свою группу там создать. В начальном питерском периоде Сигачев оказался здесь. Потом получилось так. Первые концерты были не то чтобы проваль­ ными, просто о них никто не знал. Первый концерт был, по-моему в 86-м году. Где он проходил, не помню. Был маленький зальчик, мест триста, где-то за ДК Ленина.

 

Сгорела вся аппаратура. Это предприятие какое-то. Зал наверху, обшар­ панный. Курили все. Народу было мало. Билеты, может, и левыми, но были.


 

 

И были такие левые люди, которые эти билеты распространяли. А билеты по тем временам стоили баснословные деньги. «ДДТ» выступает, и очень дорогие билеты. Хотя цена не обговаривалась, хотелось: пускай люди придут. Доверились. Я потом со стороны уже все узнал и обозвал их в лицо козлами, дриздовцами и байдаковцами, а те... Когда оказалась треть зала, и я узнал, за сколько эти люди продавали билеты, просто «послал», именно того распро­ странителя. Ох, уж эти распространители... Оказалась треть зала. Первый концерт, и такой облом. С одной стороны, если подумать: когда за концерт загибают большую цену, это антиреклама. Конечно, за такие деньги на «ДДТ» простой человек не может прийти. Не надо так. А с другой стороны, для кого-то и реклама: «ДДТ» и сразу же билеты за сумасшедшие деньги. Поэтому однозначно тут не скажешь. Но музыканту-то нужен был зал, аудитория, ему надо было отдаться публике, проверить, как Юрка всегда делал и делает. Потом еще аппаратура сгорела... Но еще до этого ездили в колхоз. Летом. Это и был первый концерт. Там, где мы репетировали, в институте, сотруд­ ники его в совхозе работали и их надо было поразвлечь. Взяли мы весь аппарат, который ребята сколотили, спаяли, закинули в машину и поехали в колхоз. Привезли нас в какой-то ДК. Колхозники съехались. Стояла заколоченная церковь, монастырские погреба. Ходили, смотрели... Концерт получился неплохой. В совхозе был такой момент. Про Юру уже слышали...

 

Сидим вокруг костра, концерт только на следующий день, и один такой вые...тый, не местный, приехавший поработать, на Юрку: «Слышь, Шевчук, спой чё-нибудь». Юрка очень был восприимчив. Он услышал в этой интонации пренебрежение. Взял гитару, начал грустную песню из новых, но спеть не смог. У него даже голос пропал от какой-то внутренней обиды. Он вроде взялся петь — он артист, но не то, что не смог, он, может, и спел хорошо, но я знаю, как он ее на самом деле поет...

 

На том концерте еще был саксофонист, Ганс что ли, но он всего поиграл раза два-три. Вернемся к первому концерту в Питере. Аппаратура в середине просто загорелась. Начали что-то отключать, дым пошел. Юрка, как всегда, вытянул на своем голосище. Аппаратура всегда была плохая и он всегда вытаскивал голосом.

 

Насколько я сейчас вспоминаю, блок первых концертов — отличным был концерт в «Зените». Классным и в «Славе», и в «Зените». Из «Зенита» поехали вечером в Пулково. Тоже крутой концерт. Сразу такие блоки пошли после неудавшихся первых. А потом сразу покатило. Концерт в Рок-клубе на вступлении «ДДТ» в него. Обалдевший полный зал.


 

 

А на репетициях было так. Пульт «россияновский». Старинный, задуман­ ный хорошо, самопальный такой пульт. Подключили усилитель к нему. Юрка пел, лишь бы был слышен голос. Всё сильно заглушали барабаны. Но профессиональность Игорька выручила — он старался не сильно бить. Собирались в актовом зале. Юра приносил вещь, пел ее. Я записывал старое, новое... потому как музыкантам надо было ощутить, почувствовать сам дух «ДДТ». Все начиналось, естественно, со старых песен, их надо было отыграть. «Я получил эту роль». «Ни шагу назад!». А «Террорист», «Милиционер в Рок-клубе» уже потом, в 1987-м. Я собирал все альбомы «ДДТ» и понял, что у Юры по жизни образовалась своя особая форма альбома. У него очень много не похожих, чем-то скрещивающихся по духу времени песен. Они скрещивались по духу, хоть и написаны в разное время. Как там «Хипаны» были написаны в 84-м году, «Милиционер в Рок-клубе» в 86-87-м, «Обдол­ банный Вася» в другой период, «Люберы» — они как бы блок «Песни времени». В каждый период у него были песни одной схожей тематики. «Революция», а раньше «Ни шагу назад».

Ребята на репетициях с интересом работали ?

Старались, чтобы народу никого не было, потому что это были начальные репетиции в такой интимной атмосфере. Такой хороший интимный саунд. Эти репетиции были негромкими, но классными.

Им это нравилось?

Конечно. Тот период был просто уматным... Как-то у Юрки не было денег. Мы сделали ему домашний концерт в начале 1986 года. Юрка с Эльми­ рой жили у нас. Бродячий музыкант, понимаешь... Тусовки тусовками, а предложили концерт... Есть такой давний тусовщик Сережа Куражкин. Он еще Бобу в свое время делал домашние концерты, Майку. Они в хороших отношениях с Майком были. Это было очень здорово. Люда — моя жена, я, Эльмира и Юрка поехали на тот концерт. Серега сказал: «Я беру друзей музыкантов, полтинник мы насобираем и, естественно, еще и вмажем». По­ ехали. Однокомнатная квартира. Юрка и сейчас делает сольные концерты, но такого, как раньше, он уже не сделает. Не потому, что не может, а потому, что вся эта концертная деятельность... он ушел от этого интима. А тогда... Однокомнатная квартира. Он сидит на табуретке, мы тоже кто сидит, кто лежит, прислонившись к стене, полутемно, такая особая атмосфера. Юрка до выступления даже не выпил. Я много на концертах бывал уже после 86 года. Это было уже не то. Я знаю, как Юрка может. Я сожалею, все-таки ему надо было хорошую сольную пластинку выпустить, акустическую, полуакусти-


 

 

ческую. А записи такой, которая там была, к сожалению, не осталось. Получилось так, что тот концерт не записали. Вот об этом я все время буду жалеть.

 

Часто такие концерты были?

 

Юра никогда не продавался. У меня уважуха к нему чисто человеческая. Шоу — это такая дерьмовая штука. Были кое-какие случаи, но даже хорошо, что он на них учился. Предложили, сделал он концерт. Бам!, а оказывается не надо было его делать: люди не такие, вариант кабацкий. Он никогда не продавался. А тогда собралась своя тусовка. При мне это был единственный концерт такого плана. Свои песни он театрализировал мимикой, вздохами, глазами... Это был театр! Юра даже слова забывал, девчонки — Люда, Эльмира ему подсказывали. Тот домашний концерт я на всю жизнь запомнил.

 

От репетиции до первого концерта много времени прошло ?

 

Я бы не сказал, что на этих репетициях задалбливались. «ДДТ» практи­ чески репетировали на концертах. Возможно, это происходит до сих пор. Мое мнение: самая большая репетиция на сцене. Для «ДДТ» только так. Они хорошие музыканты. В 87-м году, когда выступали в Рок-клубе, почувствовалось, что они — команда «ДДТ». Аура уже была. Среди тусов­ щиков шли разговоры. А еще аура «Россиян». Юра не стремился особенно

в Рок-клуб, но в то время иначе было нельзя. В Рок-клуб надо для того, чтобы не «винтили» постоянно. Потому все-таки Рок-клуб и состоялся. На концерт «ДДТ» пришли старые «Россияне». К старым россияновцам у меня уважение — их много и все они классные мужики. Они очень сильно помо­ гали ДДТшникам. Хотя больше разговоров — вот какая крутая аппаратура! Да нет, все было дерьмовое. В 70-х годах это, может, и было круто. А так-то все раздуто... Просто хотелось хорошего аппарата. Аура «Россиян» очень подходила к Юрке.

 

Как выглядел этот концерт ?

 

Юра вышел на сцену, начал петь «Церковь». Сразу. С первой секунды все поняли, что это одна из самых сильных команд. Группа заявила, что она «номер один» в своем направлении. Номера один, два, три — все это фуфло. Просто Лидер. Группа показала, что она Личность! Потом поездка в Москву. В Подольск. «ДДТ» выступал из последних. Пошел обалденный дождь, не ушел никто. Юрка бегал по сцене, его било током. А когда мы ехали туда, то автобус, который всех встречал, взял «Бригаду С». С нами были девчонки

 

— жены. Сидим в автобусе, «Бригада С», не обращая внимания на девчонок, крыли матом. «Ребята, вы что, — Юрка, — может заткнетесь?» Они никакого


 

 

внимания, крутые такие! Юрку никто в лицо не знал... Стиль такой у «Бригады С». Кстати, они обосрались на этом фестивале. Юра им: «Может, замолчите, прекратите сквернословить?» Что-то и я сказал, еще кто-то возмутился... После концерта «ДДТ» шли в автобус через две шеренги ментов, таков был успех! Обалденный концерт...

 

По-настоящему он жил у нас с лета 87-го года. Эльмира уже уехала в Уфу, она была беременна и и постоянно жила там, но часто приезжала. На Новый год он был у нас. В ноябре Эля родила, он съездил на месяц. Потом вернулся.

 

У меня друг, сейчас в Германии живет, Витя Менаев. В однокомнатной квартире. Я говорю: «Витек, Юрке надо особую атмосферу. А у меня жена только что родила...» Договорились, в общем. Когда Юра у нас жил, был такой неприятный, тусовочный период, ходили мы к Дюше. Ездили общаться. Дюша, Юрка, Галина. Я там с боку-припеку. Существовал в то время такой тусовщик, взялся с «Невских звезд», из кабака, был диск-жокеем, Боря


 

 

Малышев. Он приглашал: приезжайте. Мы как-то съездили в этот кабак, на дискотеку. Они любили «ДДТ», напоили. Юрка не играл, не пел ничего. Просто напоили и все. Таким людям не надо песен, им там надо просто в глазах других показаться, мол, вот я с Юркой тусуюсь, еще с кем-то из «звезд». Потом он по телевизору начал вести передачу, делал хит-парад в газете «Смена». Звонит: кто там крутой среди рокеров? Такие люди тоже попадались. Но хорошие тоже были. Помогали все понемножку, чисто по-человечески...

 

...Юра и Эльмира. Эльмира...Ой,да она просто святая была.Солнце воттакое, весна, чудо-человек. Он все потерял вместе с нею. С Уфы она его поддерживала. С 84-го года, когда «Периферия» вышла, гонения начались. Она же подписи в защиту его собирала. А как они познакомились. Пришел на репетицию. А в Уфе Юра народный героем был уже тогда. Когда начали преследовать, сразу стал народным героем. В Уфе своя тусовка. Его песни...

 

Молодые все торчали.

 

Люда: Она знала,что есть такой Шевчук,но не видела.А когда увидела:«Ой, это Шевчук?» Не понравился он ей. Но так как он Шевчук, она с ним познакомилась, погуляли. Так и началось. Она красавица. Невысокая, длинноногая такая, стройненькая, черненькая башкирочка. Все в ней хорошо. Прелесть. Ее не описать, но она вся была прелесть. Моложе Юры на 10 лет. Ей тогда 15 было. Она сюда приехала, ей исполнилось 17.

 

Вова: Дальше начался не самый лучший период.Когда уже прошел блокпервых концертов, «ДДТ» стал популярным ансамблем, Юра — лидером. Пошли концерты по всей стране. Звезда. Или как обзовешь... Я с ними тоже ездил в Таллин, Ригу, Киев. Эта тусовка сжирала. Юрка, до того как сюда приехал, был уже подшитым. А эта тусовка постоянно желала вмазать. Он снова начал пить. Юра стал лидером группы, которая шла в гору. А дерьмовая штука-тусовка сбивала его с колеи. Короче, у него была Эльмира, он ее обалденно любил. А вот эта тусовка по городам все портила. Но у Юрки совесть была обостренной. Он сбился на пьянку и слишком остро это осознавая, делал еще хуже. У кого совесть есть — такое может с ним произой­ ти. Он назло делал еще хуже. Дурость пьяная появляется у человека. И у Юрки появилась. Это был самый трудный период.

 

Люда: Они ссорились,тут же мирились,но не разбегались.

 

Вова: Он не мог без нее.Знал,что сделал что-то не то.Он очень любилЭльмиру. Все дерьмо, происходившее в поездках, я видел и потому не стал ездить. Это самый трудный для «ДДТ» период. И самый дерьмовый, потому


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!